Напоминание

Формирование певческого дыхания у детей младшего школьного возраста


Автор: Голубев Алексей Владимирович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ТОГБПОУ "Тамбовский колледж искусств"
Населённый пункт: Тамбов
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование певческого дыхания у детей младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




На сегодняшний день требования к детскому голосу очень высокие, так как

появилось большое количество хоровых и вокальных студий, а так же возросла

возможность в различных конкурсах пения для детей. В тоже время проблема

методов формирования певческого дыхания у детей младшего школьного возраста

остается открытой, несмотря на то, что этой проблемой занимались педагоги по

вокалу разных времен.

Певческое дыхание — это основа звукообразования, которое даёт силу и

длительность звука, а также тембровую окраску голоса.

Никогда не стоит забывать, что каждый человек индивидуален анатомически,

физиологически и психологически по отношению свойству организма, а отсюда

вытекает и необходимость индивидуальной работы, и оригинальность звучания

каждого голоса, его тембр, сила, выносливость и многие другие качества.

Рассматривая вопрос о

формировании певческого дыхания у детей младшего

школьного возраста, следует отметить, что работа дыхательного аппарата во время

речевого и певческого режима, взаимосвязана с работой гортани и артикуляционного

аппарата, что отдельное рассмотрение работы дыхательного аппарата в момент пения

в значительной мере условно.

Губы должны быть сформированы так, чтобы была возможность пропустить

и направить поток воздуха. Мимика лица при этом формировании не поддаётся

гримасам, остаётся естественным, губы активные, но не зажаты. Самое главное -

свобода и гармоничность, никаких излишних усилий. Искусство правильного пения -

это искусство правильного выдоха, которым необходимо постепенно овладевать.

Для того чтобы сделать правильное дыхание, очень важно сформировать

естественное положение корпуса: прямая спина и хорошо прогнутый поясничный

отдел позвоночника, так как диафрагма своими веерообразно идущими мышечными

пучками прикрепляется к верхним поясничным позвонкам. Опорой для диафрагмы

при её сокращении, является поясничный отдел. Поэтому следует проследить, чтобы

поясничные позвонки были хорошо фиксированы.

После окончания звука недопустимо выпускать быстро остаток воздуха, а

также быстро опускать грудь и допускать расслабления в области диафрагмы.

Дыхание

у

младших

школьников

бывает

зачастую

вялое,

а

также

форсированное. Об этом свидетельствуют неразвитые мышцы, неполноценный вдох,

слабый выдох, поэтому и в звуке нет жизни.

Необходимо распределить дыхание на музыкальную всю фразу. В быстром

темпе дыхание делается ртом или смешано (ртом и носом одновременно). Нужно

отметить, что при взятии дыхания через нос нормализуется работа не только органов

дыхания, но и артикуляционного и голосового аппарата. При взятии дыхания через

нос происходит увлажнение, согревание, очищение. Это предохраняет голосовые

связки от сухости, загрязнения и охлаждения.

Длительность и сила дыхания развиваются при помощи упражнений на

дыхание без звуков. Они помогают дыхательным мышцам осуществлять свою работу

более точно, тем самым мы развиваем способность управлять мускулатурой и

необходимыми мышцами. Певческое же дыхание осваивается только на звуковых

упражнениях, когда в работе участвуют гортань и другие отделы голосового

аппарата.

Главное - научиться контролировать работу мышц и органов, чтобы

подготовить их к общему процессу певческой фонации, так как упражнения на

дыхание - это только начало в осознании всей механики.

Всякого рода технические приемы без точного указания, как именно их

выполнять, как, например: «дышите правильно», «направляйте звук в маску» и т.д.,

нарушают автоматизацию регулирования процесса голосообразования и ведут на

практике к ухудшению голоса. Вот почему задача педагога заключается в том, чтобы,

вмешиваясь косвенным путем в «голосовую стихию», вырабатывать технику

голосообразования не по частям, а в целом - именно: дыхание, касание звука,

освобождение

фонационных

путей

от

мышечных

зажимов.

Все

это

будет

подготовительным

этапом

в

воспитании

навыков

и

обработке

механизмов

голосообразования.

При

помощи

упражнений

формируется

динамический

стереотип,

систематическое поддерживание которого позволяет педагогу добиться желаемого

эффекта с наименьшей затратой труда и времени. Постоянно такой эффект станет

достигаться автоматически. Подготовительный этап самый ответственный. Он

2

закладывает фундамент. Педагог, влияя на функции голосового аппарата, прививает

профессиональные навыки, свойственные данной индивидуальности.

В свете того, что сказано о дыхании, приведем примеры дыхательных

упражнений, которые использовали великие мастера.

Э.

Карузо,

великий

певец,

систематически

тренировал

дыхание

на

специальных упражнениях, доводя до высшего совершенства контроль расхода

воздуха. Ф.Ламперти для тренировки дыхания, контроля плавности и экономичности

фонационного выдоха рекомендовал певцу «поставить перед ртом зажженную свечу.

Если пламя останется неподвижным во время звука, значит, дыхание используется

совершенно правильно». Аналогичный прием использовал известный русский тенор

Д. Смирнов. Вместо свечи он брал страусовое перо, которое держал во время пения

на расстоянии 20 см. ото рта.

Овладеть навыком певческого дыхания обучающимся помогают дыхательные

упражнения без звука, звуковые и упражнения под музыку, вокальные упражнения.

Эти упражнения, помимо привития навыков правильного певческого дыхания,

способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют

массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную

систему. Однако мы должны помнить, что чрезмерное увлечение дыхательными

упражнениями может привести к гипервентиляции легких. И вместо пользы мы

получим обратный результат - ученику может стать плохо. Поэтому на занятиях с

детьми младшего школьного возраста допустимо использовать не более трех

упражнений на развитие дыхания.

Современные педагоги Н.Б. Гонтаренко и Д.И. Огороднов в работе с

начинающими

вокалистами

также

используют

дыхательные

упражнения,

направленные на организацию вдоха и выдоха в пении. Педагогическая практика этих

педагогов описана в методических работах Н.Б. Гонтаренко «Сольное пение. Секреты

вокального мастерства» и Д.Е. Огороднова «Музыкально-певческое воспитание детей

в образовательной школе», в которых обращалось внимание не только на

формирование вокальных данных, но и на психологические особенности обучаемых,

которые либо способствуют развитию их голоса, либо угнетают его.

Список литературы

1. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства.

3

-Изд. 3. - Ростов н /Д: Феникс, 2007. - 91 с.

2. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. - М., 1962. - 511 с.

3. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг.

-СПб., Изд-во «Лань», 2006. - 192 с.

4



В раздел образования