Автор: Агзамова Альбина Мударисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей 159 имени С.Х. Загидуллиной"
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы.
Учитель … Именно на него ложится главная ответственность за судьбу подрастающего
поколения. Школьный учитель в ответе за своего ученика. Я – преподаватель русского языка
и литературы и знаю, какая ответственность лежит на мне, потому что такие предметы, как
русский язык литература– прежде всего обращены к душе и сердцу ребёнка.
Такие уроки как русский язык и литература немыслимы без создания эмоциональной
атмосферы увлеченности, которая достигается благодаря музыке, поэтического текста,
зрительных образов, игровых ситуаций. Все работает на то, чтобы заинтересовать и увлечь
ребенка, пробудить в нем чувства.
Вот уже несколько лет работаю над методической темой «Проблема воспитания речевой
культуры на уроках русского языка и литературы».
Работая в школе, я обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы
происходит потеря интереса обучающихся к литературе, в связи с этим учащиеся не могут
правильно и логично выразить свои мысли, поэтому снижается уровень грамотности, а
также мотивация к учебе . Поэтому я стараюсь сделать всё возможное, чтобы добиться
эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и
интересным для каждого ученика, дать любому ученику почувствовать себя в ситуации
успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.
Занятие русским языком и литературой – это нелегкий труд, и далеко не все учащиеся
готовы тратить силы, для того, чтобы это сделать. Поэтому актуальными остаются вопросы:
«А как построить урок так, чтобы в его работу было вовлечено максимальное число
учеников?», «Как сделать так, чтобы знания учащихся были результатом их собственных
поисков, как организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную
деятельность. « Что поможет раскрыть перед учащимися причины, по которым нельзя в
современном мире жить без русского языка , показать, что русский язык - это не только
"нужно", но ещё и интересно и увлекательно! » Ещё Л. Н. Толстой в «Общих замечаниях
учителю» писал: «Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно;
для того, чтобы он учился охотно, нужно: чтобы то, чему учат ученика, было понятно и
занимательно; чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях».
И вот тут на помощь приходят – игровые технологии или, выражаясь современным
языком, геймификация. Геймификация – это одна из форм активного обучения, в которой
игровые правила используют для достижения реальных целей.
Использование технологий геймификации в урочном процессе позволило мне,
учителю-практику, сохранить и повысить интерес ребят к русскому языку, и даже тех, кто
испытывал трудности в обучении. Вместе с учениками обсуждаются формы будущих уроков,
проектируются результаты, определяется роль и объем работы каждого ученика. Так, в
методической копилке появились разнообразные виды уроков: урок-путешествие, урок-
конференция, урок-спектакль, урок-проект, урок-аукцион, урок-смак и другие. В
наименованиях некоторых уроков звучат названия телевизионных передач, поэтому при их
проведении надо максимально придерживаться порядка проведения таких передач, т. к. они
хорошо известны ученикам. Приведу примеры фрагментов таких уроков.
На уроках русского языка и литературы использую смарт стол. При написании
сочинения по картине, дети сначала собирают пазл картины И. Бродского «Летний сад
осенью». Затем на смарт столе появляются карточки разных тематик: лето, осень, зима и
весна . Учащиеся должны выбрать из предложенных вариантом слова, которые подходят к
описанию картины. Плюс к тому одновременно проводится словарная работа на карточках.
Также на своих уроках я использую прием обратной связь. Когда ученику
самостоятельно предлагают дома изучить новую тему по аналогичному алгоритму
выполнения заданий. Например, Тема «Действительное причастие настоящего времени». На
уроках учитель объясняет новый материл, дает задания на закрепления. Дома же дети
самостоятельно изучают тему «Страдательные причастия настоящего времени». В классе же
выполняется только домашняя работа.
Можно также на уроках русского языка и литературы использовать такой прием как «ПОПС
– формула» .
В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие
следующие четыре момента ПОПС — формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы не было
предложено начало предложений.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на
практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
При работе по развитию письменной речи нужно отказаться от формализма и организовать
живой диалог. Учитель должен быть на равных с ребятами. Он должен принимать участие в
создании письменного текста на глазах у школьников.
Готовимся в 5 классе к написанию сочинения о любимой игрушке, с которой связаны
приятные воспоминания. По моей просьбе пятиклассники приносят на урок игрушки. Самые
смелые показывают и рассказывают всему классу, что их связывает с принесённым. У
стеснительных есть возможность рассказать об этом только соседу по парте (на таких уроки
дети садятся так, как им комфортно). Я тоже приношу игрушку и тоже делюсь своими
воспоминаниями, т.е. выступаю как партнёр и даю образец речи. Затем прошу записать (П)
позицию, которая представляет собой тезис последующего рассуждения. И, конечно же,
предлагаю свой вариант. Вместе редактируем записанное. И снова самостоятельная работа:
прошу пятиклассников (О) объяснить, почему они принесли в класс именно эти игрушки.
Теперь записанное читают только желающие. Гораздо сложнее с (П) аргументами, поскольку
у обучающихся ещё небольшой жизненный опыт. Но некоторые ребята, любящие читать,
стараются привести для объяснения своих мыслей аргументы из прочитанных книг, пусть
пока это детские рассказы и даже сказки. Я, в свою очередь, читаю фрагменты из
произведения Драгунского «Друг детства». Если позволяет время, то (С) вывод ребята
формулируют, работая в парах.
ПОПС – формула - эта схема сочинения-рассуждения. И в том виде, в каком мы её
осваиваем с учениками, она, а, следовательно, и шаги работы над сочинением,
запоминаются гораздо быстрее.
Ещё один пример. Урок развития речи по подготовке к домашнему сочинению-
рассуждению о книге в 7 классе.
(П) позицию, т.е. тезис рассуждения, формулируем вместе, ответив на вопрос «Чем
является книга в жизни человека? » Приходим к общему мнению: книга – наш друг и
советчик даже в век всеобщей компьютеризации. Ответы на вопросы: друг – это кто, что
сделает для нас друг и можно ли книгу назвать другом – ребята ищут, работая в парах. В
качестве вспомогательного материала используем упражнения из учебника (высказывания
С.Михалкова, И.А.Гончарова). Записываем вступление, которое и является тезисом
рассуждения. Желающие зачитывают его. Далее предлагаю семиклассникам раздаточный
материал: высказывания о книге известных деятелей (Н.Смиронов-Сокольский,
Н.Г.Чернышевский, И.Эренбург, Ю.Гагарин, А.Т.Твардовский, М.Горький, Дидро и др.). В
основной части сочинения (О) ребята объясняют, почему они сослались на те или иные
высказывания, таким образом, аргументами служат сами высказывания. Высказывания о
книге обучающиеся приготовили и сами к данному уроку. На предложенный учителем
вопрос: что даёт нам книга? ответ снова ищем в материалах учебника. Предлагаю клише: в
минуту грусти…, заставили задуматься о …, научили…, дали знания… и т.п. (П) примеры
приводим и из личного опыта. Идёт фронтальная работа. (С) вывод каждый формулирует
самостоятельно. В парах ребята обсуждают варианты темы сочинения о книге. Напоминаю,
что в заключительной части сочинения (С) мы повторяем суть позиции: итак, таким образом,
как видим. Вот некоторые из предложенных ими: «Книга лучший друг человека», «Без книги
жить невозможно», «Книга – наш первый помощник», «Книгу не заменит никто». После
такой подготовки на уроке с домашним сочинением-рассуждением о книге справляются все
обучающиеся.
Все перечисленные приемы помогают развитию интереса к урокам русского языка и
литературы, достижению стабильных положительных результатов.