Напоминание

"Развитие у детей двигательной активности в режиме дня, на прогулке"


Автор: Максимов Максим Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие у детей двигательной активности в режиме дня, на прогулке"
Раздел: начальное образование





Назад




Консультация для педагогов

«Развитие у детей двигательной активности в режиме дня, на прогулке»

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического

развития детей дошкольного возраста.

Здоровье является базовой ценностью и необходимым условием для полноценного физического,

психического и социального развития ребенка. Исследования отечественных и зарубежных ученых

доказали, что период дошкольного детства - критический период в жизни ребенка . Ведь именно в

этом возрасте формируется фундамент здоровья человека.

Одним из многих факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего

организма, является двигательная активность.

«Двигательная активность — естественная физическое и специально организованная двигательная

деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие».

Понятие «двигательная активность» включает в себя сумму всех движений, выполняемых человеком

в процессе жизнедеятельности.

Все виды движения — одно из важнейших потребностей растущего организма. Двигательная

деятельность тонизирует ЦНС детей, во время движения происходит активизация нервных клеток

всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гипофизом

гормона роста. Следует отметить, что двигательная активность оказывает положительное влияние не

только на здоровье детей, но и на их общее развитие. Под влиянием движений развивается

эмоциональная, волевая, познавательная сфера ребенка.

Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности очень высока, но не всегда она

реализуется на должном уровне. Сегодня дети все больше времени проводят в статическом

положении (за столом, экраном телевизора, компьютерными играми). Это увеличивает нагрузку на

определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность

скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника,

плоскостопие, задержку возрастного развития координации движений, быстроты и т. д.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье напрямую зависит от

двигательной активности.

Двигательная активность должна занимать 50-60 % времени всего периода бодрствования ребенка.

Однако, следует отметить, что потребность в движении у всех детей разная, что объясняется их

индивидуальными особенностями. В связи с этим родителям и педагогам ДОУ важно создать все

необходимые условия для реализации потребности детей в двигательной активности и её

разнообразии.

Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:

выявление интересов, способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через

систему физкультурно - оздоровительной работы;

формирование необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с

индивидуальными особенностями и состоянием здоровья ребенка;

развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;

формирование моральных качеств (силы воли, выносливости);

профилактика простудных заболеваний;

воспитание уважения к собственному здоровью и обязанности беречь его.

В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ используются следующие организованные

формы двигательной деятельности детей:

физкультурные занятия;

утренняя гимнастика;

физкультминутки;

подвижные игры и физические упражнения на улице;

физкультурные досуги, праздники;

дни здоровья;

закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями;

самостоятельная двигательная активность;

работа с родителями.

Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем самым,

обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени

пребывания его в ДОУ.

Решающая же роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни

принадлежит семье. Дети, как известно, продукт своей среды — она формирует их сознание,

привычки. Природой предусмотрено, что дети изучают мир прежде всего через опыт и поведение

своих родителей. Поэтому вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном

контакте ДОУ с семьей.

Детям необходимо объяснять не только значимость тех или иных действий и привычек, но и

подавать собственный пример. Так, если взрослые регулярно занимаются физкультурой и спортом,

соблюдают режим дня, правила гигиены, закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут

делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми.

Выдающийся польский педагог Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о

своем здоровье... Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым хочется быть здоровыми и

сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый

комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание и

построение занятий разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое

назначение.

Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки-походы в парк, подвижные игры и

физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.

Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную

работоспособность.

Пальчиковая гимнастика развивает у детей мелкую моторику, что способствует формированию речи

и письма.

На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания.

Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники — это активный отдых.

Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей.

Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и

двигательного развития.

Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно-профилактические задачи и

предназначена для детей с ослабленным здоровьем.

Логоритмическая гимнастика необходима для профилактики нарушения речи у детей и развития

моторики.

В зависимости от назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер может меняться и

повторяться с разной периодичностью в течение дня, недели, месяца, года, составляя так

называемый оздоровительный двигательный режим дошкольников.

Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников,

необходимо определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям.

К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности: утренняя гимнастика, подвижные

игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной

нагрузкой, двигательные разминки между занятиями и т.д.

С целью оптимизации двигательной активности (ДА) и закаливания детей в практику дошкольных

учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера,

взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные

формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:

- оздоровительный бег на воздухе;

- пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;

- гимнастика после дневного сна;

- двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

- индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней

прогулке;

- прогулки-походы в парк;

- корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела;

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре —

как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Проводить

занятия по физической культуре не менее трёх раз в неделю в первой половине дня (одно на

воздухе). Формирование подгрупп должно осуществляться с учетом трех основных критериев:

состояния здоровья, уровня ДА и физической подготовленности.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе

детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.

Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка.

Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности,

и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть

построено с учетом уровня ДА.

Наряду с перечисленными видами занятий по физической культуре немаловажное значение

отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям, в которых могут принимать

участие родители и дети соседнего ДОУ. К таким занятиям относятся неделя здоровья,

физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования,

спартакиады.

Прогулка – наиболее благоприятное время для подвижных игр и физических упражнений. Их

продолжительность – 10-15 минут. Так, в дни проведения занятий по физической культуре включать

игры, физические и строевые упражнения средней и низкой интенсивности в конце прогулки. В

другие дни – 1-2 подвижные игры и 1-2 физических упражнения с более интенсивной нагрузкой,

которые были изучены на физкультурном занятии. Формы организации подвижных игр и

упражнений на прогулке могут быть разными, что зависит от характера прошедших и предстоящих

занятий, времени года, индивидуальных особенностей детей. Желательно участие воспитателя в

играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет

педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.

Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и выносным

оборудованием (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на

дальность и др.). Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его

подбор — поддерживать у детей интерес к разным видам движений.

Таким образом, двигательный режим дошкольника с оздоровительной направленностью,

включающий в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволяет

сформировать необходимый объём и производить контроль двигательной активности детей в

дошкольном учреждении. Правильная организация двигательной активности, как в семье, так и в

дошкольном учреждении является залогом успешного оздоровления детей. Содействует улучшению

эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию, укреплению

здоровья подрастающего поколения.



В раздел образования