Автор: Постернацкая Ирина Вячеславовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ФГАОУ ВО ДВФУ Гимназия ДВФУ
Населённый пункт: Город Владивосток. Приморский край
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности языка бытовых сказок
Раздел: начальное образование
И. В. Постернацкая
учитель начальных классов
Гимназия ДВФУ. город Владивосток
Особенности языка бытовых сказок
Введение
Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь.
Ганс Христиан Андерсен
Актуальность
Известно, что бытовая сказка представляет собой просто кладезь
знаний, ведь в первую очередь она содержит описание народного быта,
откуда и пошло ее название. Мы знаем, что герой бытовой сказки - это не
богатырь, а обычный человек, он не совершает ратных подвигов и не имеет
волшебных дарований, однако преодолевает все трудности с помощью своей
смекалки и ловкости. Кроме того, бытовые сказки рассказывались и
рассказываются детям для того, чтобы указать им правильное направление в
жизни, научить их делать верный выбор. Ведь что такое бытовая сказка, если
не поучение и наставление будущим поколениям? Она учит нас самому
доброму и хорошему, в бытовых сказках добро всегда побеждает зло.
Поэтому, мы считаем, что изучение и знание бытовых сказок в современном
мире является чрезвычайно актуальным.
Предмет исследования: бытовые сказки
Гипотеза: влияют ли особенности языка на значимость бытовых сказок
Цели исследования:
- изучить особенности языка бытовых сказок
- доказать значимость бытовых сказок в жизни современного человека
- обосновать необходимость знания бытовых сказок в современном
обществе
Задачи:
- изучить историю происхождения бытовых сказок;
- понять что такое «бытовая сказка» и в чём её отличие от других
сказок;
- узнать виды бытовых сказок;
- изучить тематику и дать общую характеристику сюжетному составу
бытовых сказок;
- выявить особенности языка бытовых сказок, проанализировав данные
литературных источников;
- провести анкетирование среди учеников 3 классов на тему «Знание
бытовых сказок» и выяснить уровень их осведомлённости по этой теме;
- сделать выводы об особенностях языка в бытовых сказках и о
важности их изучения.
Методы исследования
Эмпирические:
- опрос-анкетирование.
Теоретические:
- изучение источников литературы по данной теме;
- наблюдение, сравнение, описание, анализ полученных данных;
- обобщение результатов.
1. История происхождения бытовых сказок.
Ранние бытовые сказки возникли, по мнению исследователей, с
формированием семьи и семейного быта, во время разложения родового
строя.
Затем, с возникновением классового общества и обострением
общественных
противоречий,
отмечают
появление
более
поздних
социальных бытовых сказок.
2. Что такое «бытовая сказка»?
Согласно данным изученной литературы, к бытовым сказкам относят
такие, в которых описывается жизнь и быт народа. Однако надо отметить,
что в таких сказках обычное описание встречается редко. Чаще всего оно
дополняется различными юмористическими и сатирическими описаниями.
Например, высмеиваются какие-либо качества того или иного класса
общества или сословия.
3. Виды бытовых сказок.
Среди бытовых сказок литературоведы выделяют следующие виды:
- социально-бытовые;
- сатирико-бытовые
4.
Тематика и общая характеристика сюжетного состава бытовых
сказок.
В бытовых сказках действие происходит в повседневной жизни, в
обычном городе или деревне. Описывается быт того времени, особенности и
привычки. Героями выступают бедняки и купцы, супруги, солдаты, слуги и
господа.
Основой
сюжета
служат
обычные
жизненные
ситуации
и
конфликты, решать которые героям приходится с помощью мастерства,
смекалки и даже хитрости.
5. Особенности языка бытовых сказок.
В ходе проведённого исследования выявлено, что для бытовых сказок
характерны краткость изложения, простая речь, широкое использование
диалога, обилие глаголов, пословиц, поговорок, загадок, фразеологизмов,
устаревших слов. Кроме того, имеет место гипербола.
Нами проведено исследование на тему «Знание бытовых сказок» среди
учеников 3 классов нашей гимназии. В анкетировании участвовало 53
человека. По результатам опроса можно сделать следующий вывод. Почти
все ученики знают бытовые сказки, понимают в чём их отличие от других
сказок, но при этом, не все могут правильно назвать особенности языка
бытовых сказок.
6. Практическое применение
Материалы данного исследования можно использовать на уроках
литературы и во внеклассных мероприятиях.
Заключение
Выявленные в ходе проведённого исследования особенности языка
бытовых сказок доказывают их значимость и диктуют необходимость
изучения данных сказок в современном обществе.
Список использованной литературы
1.
Аникин В.П., «Русская народная сказка», М.:Художественная
литература, 1984.
2. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. – Ростов-на-Дону, 1996.
3. Капица Ф.С., Колядич Т.М. Русский детский фольклор: Учебное
пособие для студентов вузов. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2002.
4. Померанцева Э.В., Русские сказочники – М.: «Просвещение», 1976.
5. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928.
6. Юдин Ю. И. Дурак, шут, вор и чёрт (Исторические корни бытовой
сказки). — М.: Лабиринт, 2006. - 336 с. (Разыскания в области филологии,
истории и традиционной культуры) ISBN 5-87604-148-31.
7. Интернет – ресурсы.