Автор: Снежик Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ "Детский сад № 4 м.о." ДНР
Населённый пункт: г. Шахтерск
Наименование материала: проек
Тема: Маленькие экономисты
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 4
Педагогический проект
«Маленькие
экономисты »
(формирование первичного экономического опыта у детей старшего
дошкольного возраста)
От автора
Экономика и дошкольник на первый взгляд кажутся понятиями абсолютно не
совместимыми. Но современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в
экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами.
Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры
родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно
сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время
очень интересна.
Современный дошкольник – это будущий школьник, затем студент, и, конечно же,
работник. Именно поэтому, знания, умения и навыки, сформировавшиеся в дошкольном
возрасте, станут фундаментом для будущей успешной экономической деятельности.
Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию
экономической опытности.
Начинать целенаправленную работу по экономическому воспитанию детей лучше всего в
старшем дошкольном возрасте, поскольку дети начинают выделять себя в системе
взаимоотношений благодаря предметно-операционной деятельности.
Через художественные произведения и игры с экономическим содержанием, адресованных
дошкольникам помогут лучше понять азы экономики
Единый педагогический подход
со стороны педагогов и родителей
в сфере экономического
воспитания детей дошкольного
возраста, учитывая
индивидуальные особенности
каждого ребенка и социальный
статус семьи.
Овладение элементарными
экономическими знаниями.
Познакомить с экономическими
сферами
деятельности взрослых,
приобретение элементарных
практических навыков в сфере
экономических отношений.
Цель
воспитателе
родителей
детей старшого
Проект рассчитан на
Учить рационально и
экономично использовать
средства для приготовления
продуктов питания: готовить
различные блюда из
остатков продуктов, такие
как гренки, шарлотка и тому
подобное.
Расширить знания о
видах собственности:
государственную и
частную; о
индивидуальную
предпринимательскую
деятельность людей
.
Дать представление о том, что
правильно составленный
семейный бюджет помогает
распределить деньги на
различные необходимые расходы.
Воспитывать умение соотносить
свои желания с возможностями
семейного бюджета.
Воспитывать
бережливость в
использовании воды,
тепла и
электроэнергии, их
взаимосвязь в природе.
Формировать
представление о
предметах которыми
пользуется человек, и
которые являются
результатом его труда.
Формировать основы
экономической культуры у детей.
Активизировать познавательную
деятельность, развивающую
основы
экономики, посредством
разнообразных видов детской
деятельности посредством
деятельности.
экономики,
задачи проекта
Знает, что такое товар,
как его можно
приобрести;
Знает различные торговые
заведения, и товары, которые
они продают;
Знает,
что
вещи,
которые
выбрасывают,
проходят
вторичную переработку;
Знает,
что
мусор
нужно
сортировать и выбрасывать в
разные контейнеры
.
Определяет первоочередные
нужды семьи. Понимает, что
иногда необходимо
отказаться от желания
приобрести какую-то вещь;
Оперирует несложными экономическими
понятиями: товары, услуги, деньги,
торговля, покупка, потребитель;
Знает об экономическом использовании
света, воды и газа
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Экономические игры у в
формировании личности
ребенка.
•
дидактические игры,
•
КВН,
•
сюжетные игры,
•
развлечения,
•
творческие игры,
•
настольные игры.
Художественное слово - как
средство экономического
воспитания.
•
народные сказки,
•
авторские сказки,
•
пословицы,
•
поговорки,
•
стихи,
•
придумывание
сказок, стихов,
рассказов,
•
составление
объявлений.
Экономическое
воспитание в семье .
Просмотр слайдов,
брейн - ринг,
викторины,
творческие игры,
праздника,
развлечения
конференции,
выставки,
беседы за круглым
столом,
анкетирование ..
І блок
ІІ блок
ІІІ блок
По блоки
Способы реализации проекта
эстетическое
развитие
Углубить
знания
о
помещения
различных
учреждений, их назначение и санитарные требования
к содержанию. Знать, что здания и помещения
нуждаются в постоянном уходе, что их повреждения
требует
ремонта,
следовательно
дополнительных
расходов: человеческого труда, времени, средств,
материалов.
Познакомить
детей
с
понятиями:
бережливость,
эмоциональность, хозяйственность. Дать представление о том,
что вещи и предметы, которые окружают, надо беречь и
заботливо относиться к ним; быть ответственным за сохранение
природы, ее ресурсов - за каждый потраченный киловатт
энергии и литр воды
Социально –
коммуникативное
развитие
ПРИОРИТЕТНЫЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Художественное слово - как
средство экономического
воспитания.
•
народные сказки,
•
авторские сказки,
•
пословицы,
•
поговорки,
•
стихи,
•
придумывание
сказок, стихов,
рассказов,
•
составление
объявлений.
Дать представление, что болезни - результат небрежного отношения к
себе. Кроме того, что сопровождается неприятными ощущениями и
болью, болезнь еще и доставляет хлопот близким людям, а также
приводит к затратам средств на лекарства, а также к уменьшению
доходов семьи. Формировать представления детей о способах
укрепления здоровья (закалка, физкультурные занятия, личная
гигиена) соблюдать правила безопасного поведения в окружающей
среде; предупреждение детского травматизма; желание вести
здоровый образ жизни.
Физическое
развитие
речевое
развитие
. Подвести детей к пониманию, что люди должны уметь выражать свое
мнение, придерживаться принятых форм вежливости и интонационных
средств выразительности, этики экономических отношений. Расширить
знания детей о общеупотребительные экономические термины: бизнес,
валюта, экономика, кредит, банк и т.д. Подвести к сознательному пониманию
этих
слов.
Познакомить
с
народным
творчеством,
литературными
произведениями, в которых воспевается бережливость, экономичность,
трудолюбие и хозяйственность. Развивать умение последовательно и понятно
пересказывать литературные произведения, свободно выражать свои мысли и
впечатления. Привлекать детей к составлению сказок, стихов, загадок,
рекламных стишков на экономическую тематику
эстетическое
развитие
Углубить
знания
о
помещения
различных
учреждений, их назначение и санитарные требования
к содержанию. Знать, что здания и помещения
нуждаются в постоянном уходе, что их повреждения
требует
ремонта,
следовательно
дополнительных
расходов: человеческого труда, времени, средств,
материалов.
фрукты на зиму и заниматься индивидуальной предпринимательской
деятельностью (вязать, сшить, сделать сувенир - продать и получить деньги),
или сделать подарок своими руками и подарить членам семьи - это экономит
средства на другие нужды
.
«Семейный
круг »
Уточнить и расширить знания детей о общественный характер труда,
взаимосвязь между различными профессиями, которые служат созданию
материальных и духовных благ для людей, пониманию нравственной
значимости труда, сознательное отношение к ней и уважение к людям труда.
Понимать, что за свой труд люди получают заработную плату. Подвести к
пониманию, что труд - источник благосостояния людей и прибыль каждой
семьи - состоит из платы за определенную труд. Привлечь к изготовлению
игрушек - самоделок, сувениров из различного вспомогательного материала и
учить давать «вторую жизнь» вещам, вышедшие из употребления, находя им
другое применение или, используя в качестве сырья или вспомогательного
материала
.
Познание
(ознакомление с
предметным
окружении и
явлением
общественной жизни)
Дать представление, что болезни - результат небрежного отношения к
себе. Кроме того, что сопровождается неприятными ощущениями и
болью, болезнь еще и доставляет хлопот близким людям, а также
приводит к затратам средств на лекарства, а также к уменьшению
доходов семьи. Формировать представления детей о способах
укрепления здоровья (закалка, физкультурные занятия, личная
гигиена) соблюдать правила безопасного поведения в окружающей
среде; предупреждение детского травматизма; желание вести
здоровый образ жизни.
Образовательные области
Образовательные области
«Речевое развитие» Художественно-
эстетичиское развитие.»
«Физическое развитие».
«Социально – коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
• Формирование нравственных
качеств дошкольников в
процессе экономического
воспитания.
• Формирование навыков
деятельности в реальной жизни,
навыков мыслить и действовать
по законам экономики.
• Формирование элементарных
экономических знаний детей в
семье и детском саду.
КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
фрукты на зиму и заниматься индивидуальной предпринимательской
деятельностью (вязать, сшить, сделать сувенир - продать и получить деньги),
или сделать подарок своими руками и подарить членам семьи - это экономит
средства на другие нужды
.
Игра «Магазин
бизнесмена»
Рассмотрение
денег: 1,2,5, 10
гривен
Деньги и их
использован
Знакомство с
компьютером »
Рассмотрение
компьютера
Игра
«Экономический
цепочку
»
Д-г
«Водопроводчик»
Сохрани природу
сегодня - завтра
она сохранит тебя
Игра «Колесо
фортуны»
Воду, тепло
свет - надо всегда
беречь »
КВН «Мы веселые и
бережливые»
Игра «Магазин
мастеров»
Д-игра
«Новоселки»
Мир глазами
детей
Д-игра «Что кому
нужно»
Д-г
«Экономическ
ое лото»
Викторина «Береги»
природу »
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ I блока
«Речевое развитие» Художественно-
эстетичиское развитие.»
«Физическое развитие».
«Социально – коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
Изготовление
«сувениров»
Реклама-
залог успеха
Деньги -
товар - деньги
Ручной труд
«Изготовление
рекламы»
Д-гра «Реклама
на товар»
Д-игра «Путешествие за
границу»
заботливый
хозяин
Д-игра
«Базар»
«Изготовление
изделий »
Продавец -
покупатель
Все для
благосостояния
людей
Игра «Магазин»
«Каждый
труд
почетное»
Д-игра «Дом» быта
»
Выставка -
продажа
продукции
Провести брейн - ринг
«Труд закаляет характер»
Содержание работы І блока
Деньги и их
использован
Ушинский «Пчела и
«Богатый и бедный»
(сказка)
«Запас беды не чинит и есть не просит»
«Изобилие начинается с
бережливости»
«Всяк дом хозяином красный»
Ведение домашнего
хозяйства (планирование
бюджета, отношение к
собственности,
распределение
обязанностей) (пословицы,
сказки)
В. Сухомлинский
«Ленивая подушка»
А. Пушкин «Сказка о
господине и работнике
его Балде»
«Посеял вовремя,
родит обильно»
«Кто летом тратит, то зимой
голодает»
«Заработанная копейка
лучше украденной
гривны»
«Где работает машина, там
не болит спина»
«Выгодное дело»
братьев Гримм
О значении труда
(специальности и
атрибуты их труда,
пословицы, сказки)
«Новое платье« Г.-Х Андерсена
«Бизнес Крокодила Гены» Э. Успенского
«Где руки и охота, там идет работа»
«Хороший товар сам себя хвалит»
Об использовании
денег, изготовление
товаров,
использование услуг,
реклам (пословицы,
Содержание работы
ІІ
блока
Викторина «Вы
экономные»
«Богатый как осень»
Народные
сравнения на
экономическую
тематику
«Любая богатая, как зима, здоровая, как
вода, веселая как весна, рабочая, как
пчела»
«Берегись от растраты,
как от огня»
Бойко «Необходимые слова», «В очереди», «Можно ли в кабинет», «Переборчивая гостя»
Б. Гринченко «Три желания»
Ю.Турчина «Актер», «Бизнесмен», «Швея», «Сапожник», «Пекарь»
Стихи о
людях разных
профессий
«Золотой башмачок»
(сказка)
«Названный отец»
«Хотя старушка, чтобы
чистенькая»
«Что имеем - не заботимся, а
потеряв плачем»
«Трудолюбие -Денежное дерево»
«Бережливость - скатерть самобранка»
О экономность,
заботливость,
доброжелательность,
практичность
(пословицы сказки)
Содержание работы
ІІ
блока
«Дед, бабка и
курочка ряба»
Ушинский «Пчела и
Творческая - игра
«Бережливость и
экономичность»
КВН «Кто
заботится, то и
имеет»
Изобилие начинается
с бережливости
Новая жизнь старым
вещам
«Изготовление
сувениров»
Магазин в
собственном
доме
Творческая игра
«Умники»
«Изготовление
сувениров»
Брейн-ринг «Копейка
рубль бережет»
Развлечение «Всякий дом
хозяином хороший»
Доходы нашей
семьи
Рассмотрение
слайдов «Дружная
семья"
КВН «Праздник
бережливости»
Знакомство с
банком
Рекламное
агентство
Праздник
«Ярмарка»
Рассмотрение слайдов о
банке. Встреча с
работниками банка
Содержание работы
ІІІ
блока
«В группе делать, как с
горы бежать»
«У меня столько денег, как у
лягушки перьев»
«Здоровье дороже
богатства»
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ
Родительское собрание «За
круглым столом» (повысить
уровень педагогической
компетентности родителей
по вопросам
Совместно с
детьми зготовить
товары для
«КВН»
Участие
родителей в
мероприятиях:
«Банк
«Аукцеон
детских
«Ярмарке
»
Изготовление
атрибудов для
сюжетно – ролевих
игр
«Кафе
«Супермаркет
»
Папка-
передвижка
«Экономика
длямалышей»
Беседа за круглым
столом
Литература
Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26
Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16
Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом [Текст] / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение,
1996. – с. 128
Маркова, Т. А. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Т. А. Маркова. – М. Педагогика-Пресс, 1998. – с. 163
Меньшиков, О. И. Экономика детей, большим и маленьким: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ
[Текст]/ О. И. Меньшиков. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – с. 127
Рыжова, Н. А. Играем в рекламу [Текст]/ Н. А. Рыжова // Обруч. - 1998. - №3.- с. 26-29
Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – с. 113
Табулова, Л. П. Страна детства [Текст] / Л. П. Табулова. – М. Просвещение, 1974.- с. 95
Успенский, Э. Бизнес Крокодила Гены [Текст] / Э. Успенский. – М. : Владос, 2000. – с. 125
Шатова, А. Д. Дошкольник и. экономика [Текст] / А. Д. Шатова. Программа. – М. Просвещение, 2005. – 112с.
Родительское собрание «За
круглым столом» (повысить
уровень педагогической
компетентности родителей
по вопросам
Совместно с
детьми зготовить
товары для
Снежик
Надежда Николаевна
11. 03.1957 года рождения
Домашний адрес : 86211 , г. Шахтерск,
микрорайон «Журавлевка», д. 45 кв.16
Автор: СНЕЖИК НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА
Образование: среднее специальное
Окончила: Шахтерское педагогическое училище, 1990г.
Должность: воспитатель ДОУ «Журавлик»
Стаж педагогической деятельности: 25 лет
Педагогическое звание: «Воспитатель - методист»
Достижения: публикации в профессиональных изданиях: журнале «Дошкольное учебное заведение» «Детский сад»,
победитель республиканской акции.