Напоминание

"Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ"


Автор: Романова Ольга Петровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МОУ "Лицей № 1 пос. Львовский" ДО 2
Населённый пункт: Подольск, мкрн. Львовский
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и

специалистами ДОУ»

В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями

ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Стремление к

творчеству характерно для современных детей, а детский сад – это мир детства, радости,

ежедневных открытий, где почва для творческой деятельности наиболее благоприятна.

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду –

следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического

процесса.

В настоящее время, когда одним из требований ФГОС ДО является интеграция всех

образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада

в

процессе

формирования

интегративных

личностных

качеств

детей,

вопросы

сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В

связи с этим необходима система работы по взаимодействию педагогов ДОУ.

Эффективность работы по музыкальному развитию дошкольников определяется

продуманной системой, суть которой заключается в тесном взаимодействии всех

педагогов

нашего

дошкольного

учреждения,

всего

образовательного

процесса

и

деятельности детей. Для этого мы создали творческую группу педагогов, объединенных

общими целями, разработали интегрированный комплексно-тематический план работы, в

котором

прослеживается

взаимосвязь

всех

специалистов

ДОУ,

организовали

коррекционно-образовательную среду, стимулирующую развитие детей.

Организатором процесса музыкального воспитания и развития дошкольников в

детском саду является музыкальный руководитель при участии воспитателя. Однако на

практике такое взаимодействие осуществляется не всегда.

В чем же состоят причины проблем в осуществлении взаимного сотрудничества:

1.

Педагоги не знают (или плохо знают) функциональные обязанности музыкального

руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ.

2.

Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное

решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки (зачастую все

сводится только к подготовке праздников и развлечений).

3.

Воспитатели не знают свои обязанности в процессе проведения музыкального

занятия.

4.

Воспитатели не владеют специальными исполнительскими умениями, плохо

ориентируются в мире музыкального искусства, практически не знакомы со спецификой

детского музыкального репертуара. Имеют слабые знания основ методики музыкального

воспитания.

Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть

взаимное обогащение профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно

было только односторонним, например, в традиционном смысле - от музыкального

руководителя к воспитателю.

Создание единого пространства для музыкального развития и воспитания детей

невозможно, если усилия музыкального руководителя, воспитателей и специалистов

будут осуществляться независимо друг от друга, и стороны останутся в неведении

относительно своих планов и намерений.

При

построении

системы

взаимодействия

в

нашем

дошкольном

учреждении

совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою

работу с детьми не обособленно, а углубляя, и дополняя друг друга.

Основными задачами нашей совместной деятельности являются:

-

создание команды единомышленников, куда вошли музыкальный руководитель,

учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, воспитатели, инструктор по

физической культуре;

-

повышение профессионального уровня всех специалистов;

-

организация предметно-пространственной развивающей среды, стимулирующей

личностное развитие ребенка.

Формы взаимодействия музыкального руководителя, воспитателей и специалистов

предполагают:

совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих

задач;

взаимные

консультации

по

использованию

музыкального

материала

в

образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;

взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;

организацию музыкальных гостиных и вечеров встреч с музыкой;

совместную подготовку семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания

и развития ребенка средствами музыки;

совместную

организацию

родительских

собраний

по

проблеме

музыкального

воспитания и развития ребенка;

совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;

организацию смотров-конкурсов, проектов;

составление музыкально-профессиональной фонотеки;

совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных

проявлений ребенка в условиях занятий и в повседневной жизнедеятельности.

Использование данных форм помогает четко определить роль каждого специалиста в

образовательном процессе.

Успех в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно

связаны с работой воспитателя.

Без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается

гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от

воспитателя большой активности.

Музыкальный руководитель совместно с воспитателем организуют и проводят

музыкальные занятия, литературно-музыкальные праздники, развлечения, музыкально-

дидактические, театрализованные и ритмические игры. Выявляют музыкально одаренных

детей и занимаются с ними индивидуально и в группе, совместно разрабатывают и

проводят: праздники, развлечения, досуги.

Воспитатели включают музыку в образовательную деятельность, при проведении

гимнастики пробуждения, игр-инсценировок. При рисовании музыка помогает детям

передать

характерные

особенности

художественного

образа,

обогащает

детские

впечатления. Воспитатели групп раннего возраста используют аудиозаписи колыбельных

напевов перед сном малышей, особенно в период адаптации.

С самого раннего детства детям рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в

доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Осуществляя совместную работу – музыкального руководителя и учителя-логопеда,

мы учитываем структуру речевого дефекта; осуществляем индивидуальный подход на

фоне коллективной деятельности; закрепляем знания, приобретенные на логопедических

занятиях; всесторонне развиваем личность ребенка.

С учителем-логопедом 2 раза в месяц проводим логопедическую ритмику с детьми

логопедической группы. Логопедическая ритмика занимает особое место в системе

комплексного метода коррекционной работы в нашем детском саду, и служит цели

нормализации двигательных функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и

мелодико-интонационной стороны речи.

Использование на музыкальных занятиях логопедических распевок, речевых игр,

логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических

движений с пением, считалок и т.д. все это подразумевает речевое развитие.

Стихотворный и песенный материал, используемый на праздниках и развлечениях,

выбирается учителем-логопедом и музыкальным руководителем строго в соответствии с

речевыми и психологическими возможностями детей.

Музыка играет большую роль в организации физкультурно-оздоровительной работы.

Сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, музыка активизирует

детей, создавая радостное и бодрое настроение, значительно повышает качество

выполняемых ими упражнений, придает им мягкость и плавность, выразительность и

ритмичность, улучшает пластичность движений

При подготовке спортивных праздников, развлечений между инструктором по

физической культуре и музыкальным руководителем в нашем дошкольном учреждении

полная согласованность. Тщательный отбор музыкальных произведений расширяет сферу

педагогического

влияния

на

всестороннее

развитие

дошкольников,

способствует

проявлению положительных качеств личности, поднимает жизненный тонус, развивает

творческую инициативу. В индивидуальной работе инструктор по физической культуре

отрабатывает и совершенствует простейшие танцевальные движения (боковой и прямой

галоп, подскоки, перестроения в круги из круга, перестроение парами, тройками), тем

самым помогая музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и развлечениям.

В нашем дошкольном учреждении работает группа компенсирующей направленности,

которую посещают дети с различными заключениями ТПМПК, со сложной структурой

нарушений (задержкой психического развития, ДЦП, расстройствами аутистического

спектра, дети с синдромом Дауна). В работе с этими детьми положительную роль играют

совместные занятия учителя-дефектолога и музыкального руководителя, представляющие

собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения.

По понедельникам с детьми с ОВЗ в музыкальном зале (2 раза в месяц) проводится

коррекционная

ритмика

учителем-дефектологом

совместно

с

музыкальным

руководителем по разработанной нами программе.

Коррекционная ритмика –

это

специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных

физических и психо-коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие

высших психических функций, улучшаются качественные характеристики движений,

развиваются важные для школьной готовности такие личностные качества, как

саморегуляция и произвольность движений и поведения. Занятия по коррекционной

ритмике построены на сочетании музыки, движения, речи.

Эффективность музыкальной коррекционной работы увеличивается тем, что педагоги

логопедической и компенсирующей групп регулярно закрепляют материал, который

вводится на музыкальных занятиях: повторяют слова песен, закрепляют

игры с

движениями.

Воспитатели и педагоги-специалисты включаются в разнообразную музыкальную

деятельность: активно участвуют в музыкальных занятиях, как партнеры, в праздниках и

развлечениях, выступают вместе с детьми на праздниках.

Совместно с воспитателями создаем предметно-пространственную развивающую

среду, которая имеет основополагающее значение в педагогическом процессе ДОУ

.

Уголки музыкальной деятельности в группах содержат музыкально-дидактические

игры, альбомы, музыкальные инструменты: деревянные ложки, погремушки, бубны,

колокольчики, шершунчики, совместно созданные детьми и взрослыми из бросового

материала, а также фабричного изготовления. В группах создаются условия для развития

творческой активности детей в театрализованной деятельности, в доступном месте

находятся маски, костюмы, различные виды театров.

Музыкальный зал – среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка

с музыкой. Зал оснащен музыкальным центром, пианино, синтезатором;

нотным

материалом, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и инструментами,

музыкально-дидактическими играми. Здесь дети в танцах, пении, игре на детских

музыкальных инструментах учатся создавать художественные образы с помощью

пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.

Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех

специалистов детского сада в работе с детьми. Все мы работаем в тесном контакте друг с

другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и

единый стиль работы в целом.

Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями

и специалистами ДОУ в осуществлении задач музыкального развития дошкольников

позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области

«Художественно-эстетического развития», сформировать предусмотренные программой

умения и навыки и в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные

качества каждого ребёнка.

Список используемой литературы

1.

Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду.

Волгоград, 2010 г.

2.

Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного

возраста: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/А. Г. Гогоберидзе,

В.А. Деркунская. М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.

3.

Гогоберидзе

А.Г.,

Деркунская

В.А.

Детство

с

музыкой.

Современные

педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и

дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. ООО Издательство «Детство-

Пресс», 2010 г.



В раздел образования