"Организация опытнической работы в сельской школе"
Автор: Сотникова Элеонора Сергеевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МОУ СОШ №2 Населённый пункт: ст. Григорополисская, Ставропольский край Наименование материала: статья Тема: "Организация опытнической работы в сельской школе" Раздел: среднее образование
Организация опытнической работы в сельской школе.
Начиная с I ступени в школе уделяется внимание ранней с/х профилизации. Опытническая работа
ведётся круглый год. Под руководством учителей начальных классов Пьяновой В. А., Щеблыкиной И.
В., Концевич И. А. в зимний период ребята занимаются выращиванием комнатных растений, ведением
наблюдений над ними, учатся приемам вегетативного размножения. На сегодняшний день в школе
имеется 12 гибридов узамбарской фиалки, размещённых в 180 горшках. В осеннее-весенний период
организуются работы на УОУ.
Тематика наблюдений.
Все наблюдения проводятся под руководством учителей начальных классов: Гриневой Е.А., Сафроновой
В.П., Криворучко Н.А., Демиденко Е.А., Щеблыкиной И.В., Багринцевой Т.Г.
1 кл.
Ученики получают представление о весеннем севе и посадке и чётко усваивают разницу между
ними.
Семена разных культур различаются по форме и величине. Ребята дают сравнительную
характеристику семенам: гороха, подсолнечника, пшеницы, томатов, редиса по форме и величине.
Семена одной культуры могут быть крупными и мелкими. Они сравнивают их по размерам,
проранжировав в две кучки: семена крупные, семена мелкие. Делают вывод.
Высевают семена крупные и мелкие и проводят наблюдения за сроками всходов и силой роста
растений в рядке с мелкими и крупными семенами.
Рассортировывают клубни, высеяв в один рядок мелкие, в другой крупные. Сравнивают урожай
мелких с крупными.
2 кл.
В связи с трудностью распознавания всходов ученики проводят наблюдения: высевают в один
рядок семена моркови, во второй рядок семена моркови с салатом. Всходы салата – маячная культура.
Замачивают семян гороха. Высевают сухие семена (контроль) и заранее проращенные.
3 кл.
Дети ведут наблюдения за ростом и развитием растений, выращиваемых рассадой и из семян.
4 кл.
Начало опытнической работы «Ускоренное размножение картофеля путём резки и подреза
(контроль: целые клубни без подреза).
Так как на УОУ дублируются опыты, заложенные на полях УПБ, а они в последнее время (5 лет)
связаны с сортоиспытанием пшениц различных сортоиспытательных станций нашей страны, то все дети
начальных классов знакомятся с осенним посевом озимых, биологическими особенностями этих
культур, постепенно овладевая основами опытнической работы.
Опытническая работа в начальной школе.
Кол-
во кл
Кл.
I делянка
II делянка
III делянка
IV делянка
3
1
Крупные семена
кабачков
Мелкие семена
кабачков
Крупные клубни
картофеля
Мелкие клубни
картофеля
2
2
Морковь
+
Салат
(маячная культура)
Морковь
Горох сухой
Горох намоченный
3
3
Семена капусты
Рассада капусты
Семена томатов
Рассада томатов
2
4
Опытническая работа: Ускоренное размножение картофеля путём резки и подреза
(контроль: целые клубни без подреза).
На 2 ступени продолжается активная работа на УОУ. Темы опытов прошлого и нынешнего годов:
«Влияние сроков высева сои на урожайность» (ответственный за постановку опыта учитель технологии,
зав. УОУ Багринцев А.В.), «Влияние густоты посева семян свеклы на размеры растений»
(ответственный за постановку опыта учитель технологии Пиняева А.А.). Ученики проводят
биометрические измерения, метеорологические и фенологические наблюдения.
Организация опытнической деятельности осуществляется через групповую и индивидуальную
формы работы с детьми; создание разновозрастных звеньев. Педагогическая практика показывает, что
групповая опытническая работа в разновозрастном звене достигает высоких результатов при
проведении следующих практических работ: «Механический состав почвы. Полевое и
органолептическое определение механического состава почвы» , «Определение чистоты и массы 1000
семян», «Определение всхожести и энергии прорастания», «Определение pH водной вытяжки почвы
прибором Алямовского». Необходимость преемственности состоит в установлении необходимой связи в
выполнении практических работ средним и старшим звеньями.
Примером является работа учителя биологии Сотниковой Э.С. с разновозрастным звеном по
постановке опыта 2013 г. «Сортовые технологии – залог высокой урожайности зерновых культур».
Сортоиспытание проводилось по 7 сортам пшениц двух ведущих селекционных станций Юга- России:
(Зерноградской (Ростовская обл.) и Краснодарской (Краснодарский кр.)
Старшее звено
Младшее звено
Опыт заложен на поле № 3 бригады №4
Опыт дублируется на УОУ
1. Знания биологических особенностей зерновых
культур.
1. Знания биологических пшеницы.
2. Почва:
Механический состав.
pH водной вытяжки.
Определение гидролитической кислотности
почвы.
Определение доз внесения минеральных
удобрений.
2. Почва:
Механический состав.
pH водной вытяжки.
Необходимость внесения органических и
минеральных удобрений.
3. Изучение и обобщение опыта о технологиях
возделывания сортов озимой пшеницы.
4. Мониторинг фитосанитарного состояния поля.
4. Изучение сорных культур .
5. Проведение биометрических измерений. При
анализе хорошо высушенного снопа.
А) кол-во стеблей
Б) кол-во колосьев
В) средняя длина колоса
Г) общая масса зерна в снопе
Д) масса 1000 зерен
5. Проведение биометрических наблюдений.
Длина колоса
Масса 1000 зерен.
6. Проведение фенологических наблюдений от
посева , глубины заделки семян, всходов до
восковой спелости (фазы развития растения)
6. Проведение фенологических наблюдений от
всходов до восковой спелости.
7. Проведение метеонаблюдений (с помощью
агрохимической лаборатории колхоза «Россия»)
7. Проведение метеонаблюдений. ( визуально)
Проводимая опытническая работа позволяет выявить учеников с повышенных уровнем мотивации
к исследовательской деятельности в области с\хозяйства на разных ступенях общеобразовательной
школы.
В школе создано биологическое Общество любителей природы, НОУ « САМИ» . Интенсивное
развитие животноводства и химизации земледелия привели к нарушению естественных растительных
сообществ, к обеднению их видового состава, поэтому задачами общества являются:
1.
Изучение состава флоры отдельных сообществ окрестностей станицы.
2.
Выявление редких, исчезающих и лекарственных растений.
3.
Создание парковой зоны нового типа в районе школы.
4.
Изучение сортов и гибридов ведущих зерновых культур, выращиваемых на полях базового
хозяйства колхоза «Россия». При проведении исследовательских работ осуществляется связь:
ученик – учитель – наставник
С базовым хозяйством заключен «Договор о совместной деятельности». Ведущие специалисты
колхоза оказывают помощь в организации детской исследовательской деятельности, ребята
посещают агрохимическую лабораторию колхоза «Россия».
Темы некоторых исследовательских работ.
1. «Выявление преимущества
гибридов подсолнечника перед
сортами. Изучение масличности
предложенных гибридов и сортов
и их урожайности».
Михайлова Е.лена
Ученица 11 –б класса
Учитель: Иванова Ю.В..
Наставники: Жидков Н.И – агроном-
агрохимик к-за
«Россия»,
Кутузов П.С. агроном
к-за «Россия»
2. «Особенности распространения
и интенсивности вредоносности
вредителей бобовых культур».
Казакова Валерия –
ученица 9-А класса
Учитель: Пиняева А.А..
Наставники: Жидков Н.И – агроном-
агрохимик к-за
«Россия»,
3. Особенности выращивания
свиней в колхозе «Россия»
Иванова Елизавета –
ученица 9-А класса
Учитель: Багринцев А.В.
Наставники: Юрченко К.А. – гл.
зоотехник
к-за «Россия»
4. Хозяйственно-биологические
особенности пшениц двух
ведущих сортоиспытательных
станций: Зерноградской и
Краснодарской.
Логинова Ангелина -
ученица 11-Б класса
Учитель: Сотникова Э.С.
Наставники: Асеев М.В.
– агроном – семеновод,
Асеев С.В. – агроном-
землеустроитель к-за
«Россия»
Эти ученики являются слушателями Краевой заочной экологической школы. На нынешнем этапе
необходима тесная связь с НИИ, ВУЗами. Школа ведет переписку с Краснодарской селекционной
станцией (профессором Калиновым Н.И.).
В результате такой работы накоплен методический опыт по планированию исследовательских
работ и индивидуальной траектории развития учеников.
В качестве подтверждения эффективности этой технологии приводим пример программы и
траектории развития выпускника школы 2014 года Сотникова В.В.
Траектория развития
учащегося Сотникова Василия.
2010 год – мальчик энергичен, любознателен. У ребенка явно существует потребность в достижении
что-то нового. Есть огромное стремление к успеху, в соревновании с ориентацией на определенный
стандарт высокого качества исполнения. Выступает на классных часах по экологической тематике.
Возглавляет звено опытников. Интересуется цитрусовыми, выращиванием из семян проростов.
Прелагаю исследовательскую работу.
2011 год – поступил в КЗЭТ на отделение с/х экологии. Работает совместно с кандидатом с\х наук
Пашиным В.И.. Приступил к опытнической деятельности.
2011-2013
г. – Провел пять опытов, сделав собственные заключения о выращивании цитрусовых в
домашних условиях. Выступил на школьной научно-практической конференции . Получает высокую
оценку одноклассников о проделанной работе. Ученик меняется на глазах. Становится сдержанным в
оценках, увеличивается концентрация внимания. Появляется гордость за свой труд. Участвует в
районном конкурсе на лучшего по профессии (конкурс экологов). Занял 3 место.
2014 год – Защита своей опытнической деятельности на краевой научно-практической конференции в
СГУ. Защита прошла на «5»
2014 год - Поступает в АГПИ, факультет физики и информатики.
2015 год – Будучи студентом АГПИ, принял участие в дизайне кабинета информатики и оформлении его
цитрусовыми, выращенными им же из семян.
Выводы:
-
Появилась ответственность перед другими людьми и окружающей средой.
-
Способность к диалогу с другими людьми.
-
Понимание и применение законов гражданского общества.
-
Ответственное отношение к своему здоровью, образованию, морально-этическим нормам,
кругу общения.
Программа учебно-познавательной,
опытнической деятельности
ученика Сотникова В.В.
Уровень
Предмет.
Познания.
Методы.
Цветоводство
Практический.
.
Макроуровень
Плодоводство
Экспериментальный.
Микроуровень
.
Растенив-
Визуальный.
водство
.
Теоретические.
Источники знаний.
искусство
дизайн учебные
пособия
помещений
научные труды
-
Эксперемент.
гуманитарный фон
научно попул.
литература
Выбор
администрация темы.
школы
Работа с литературными
источниками.
Экспериментальная работа
(
1) Кол-во семян в лимоне
вес семян.
выступление
перед
одноклассниками
(2) Длина семян.
(
3) Глубина заделки семян и её
влияние на восхождения.
(4) Влияние на всхожести влажности
область применения
почвы
.
(5)влияине температуры воздуха на всхожесть
(6)
формирование пальмиты, дизайн помещения
Этапы работы