Напоминание

Проектная деятельность в ДОУ


Авторы: Черезова Наталья Сергеевна, Чалова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №47"Ладушки"
Населённый пункт: Заволжье
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Проектная деятельность в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектная деятельность в ДОУ. Консультация для педагогов

Составили: Черезова Н.С, Чалова Е.Н.

Содержание:

1. Ведение.

2. Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических

инноваций в ДОУ.

3. Классификация и виды проектов.

4. Цели и задачи проектного метода.

5. Внедрение проектного метода в ДОУ.

6. Заключение. Выводы.

1. Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952,

американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по

проблемам философии, психологии, этики, политики. Продолжил эту тему

профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском

университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал

«проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в

том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют

собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую

задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали

новыми знаниями. «… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», -

писал А. Эйнштейн; а «… творчество - разновидность поисковой

активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не

как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо

поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять

проснувшуюся жажду знания», - писал К. Н. Вентцель. Принятый на веру

материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает

мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его

собственностью.

Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед»,

«выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается с

понятием «проблема».

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их

личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими

детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний

продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому

интересны им.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в

научной педагогической литературе он упоминается в контексте с

гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением,

педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным

подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным

творческим созиданием и др.

2. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем

того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь,

страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют

«почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все

интересующие его вопросы - ему помогают педагоги.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и

которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине

образования в РФ и концепции модернизации российского образования,

образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам

строит образовательный процесс) обязано:

1. обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;

2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;

3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и

рассуждений;

4. помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;

5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь

на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их

социальный опыт;

6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие

ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии -

кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем

выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует

широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и

альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В

этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые,

инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения

поставленных задач.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых

методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является

проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех

сферах человеческой деятельности становится универсальным

инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность,

целеориентированность и результативность.

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые

позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных

действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.

Проектное обучение можно представить как способ организации

педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей

средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной

цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности

познавательной деятельности дошкольников на результат, который

достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной

практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над

проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения

из различных разделов образовательной программы дошкольников и

получить ощутимый результат.

Объектом проектирования может стать педагогическая система ДОУ,

педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и

всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению

целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы,

связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной

методике, индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-

организованного занятия, педагогической ситуации. В дошкольном

образовании использование метода проектов является подготовительным

этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании,

помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования

является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в

окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).

Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная

деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие

дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи

и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать

непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой

педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от

своих успехов и успехов ребенка.

3. В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:

* по составу участников;

8 по целевой установке;

* по тематике;

* по срокам реализации.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды

проектов:

* исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск,

результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта

(газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.) ;

* ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в

образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

* информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о

каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её,

ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы,

витражи и т. п. ;

* творческие – как правило, не имеют детально проработанной структуры

совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде

детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха

и пр., например «Театральная неделя».

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то,

начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие

проекты. Кроме того, используются и такие виды проектов, как:

* комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин! », «Эхо

столетий», «Книжкина неделя»;

* межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и

птиц», «Времена года»;

* творческие, например «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим

сказки», «Мир природы», «Рябины России»;

* групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир»,

«Весёлая астрономия»;

* индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»,

«Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;

* исследовательские, например «Мири воды», «Дыхание и здоровье»,

«Питание и здоровье».

Другими признаками классификации являются:

1. состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный

и пр.) ;

2. продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели;

средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года

(например, «Творчество Пушкина» - на учебный год) .

4. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной

творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и

задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

* обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

* развитие познавательных способностей;

* развитие творческого воображения;

* развитие творческого мышления;

* развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

* вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

;

* активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации

(вместе с педагогом) ;

* формирование начальных предпосылок поисковой деятельности

(практические опыты) .

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

* формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной

инициативы;

* развитие умения определять возможные методы решения проблемы с

помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

* формирование умения применять данные методы, способствующие

решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

* развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение

конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской

деятельности.

5. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной

деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной

руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой,

художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор

индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Переход

дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило,

осуществляется по следующим этапам:

* занятия с включением проблемных ситуаций детского

экспериментирования и т. д. ;

* комплексные блочно-тематические занятия;

* интеграция: частичная или полная;

* метод проектов, как форма организации образовательного пространства;

как метод развития творческого познавательного мышления.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями) .

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов

проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов включают:

- Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и

посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

- Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

* к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу) ;

* в каких источниках можно найти информацию;

* какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;

* с какими предметами научиться работать для достижения цели.

- Выполнение проекта - практическая часть.

- Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

6. Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это

оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен

занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из

методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно

повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление,

умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об

интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для

создания новых объектов действительности. А так же делает

образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике

является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать

обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать

к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на

личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном

итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой

деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии

образовательного процесса, способствовать личностному развитию

воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической

деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он

дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения

сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления,

логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и

исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных

навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.



В раздел образования