Авторы: Черезова Наталья Сергеевна, Чалова Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад №47"Ладушки"
Населённый пункт: Заволжье
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Проектная деятельность в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность в ДОУ. Консультация для педагогов
Составили: Черезова Н.С, Чалова Е.Н.
Содержание:
1. Ведение.
2. Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических
инноваций в ДОУ.
3. Классификация и виды проектов.
4. Цели и задачи проектного метода.
5. Внедрение проектного метода в ДОУ.
6. Заключение. Выводы.
1. Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952,
американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по
проблемам философии, психологии, этики, политики. Продолжил эту тему
профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском
университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал
«проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в
том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют
собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую
задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали
новыми знаниями. «… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», -
писал А. Эйнштейн; а «… творчество - разновидность поисковой
активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не
как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо
поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять
проснувшуюся жажду знания», - писал К. Н. Вентцель. Принятый на веру
материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает
мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его
собственностью.
Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед»,
«выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается с
понятием «проблема».
Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их
личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими
детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний
продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому
интересны им.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в
научной педагогической литературе он упоминается в контексте с
гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением,
педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным
подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным
творческим созиданием и др.
2. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем
того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь,
страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют
«почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все
интересующие его вопросы - ему помогают педагоги.
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и
которые заложены в Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине
образования в РФ и концепции модернизации российского образования,
образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам
строит образовательный процесс) обязано:
1. обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
2. обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
3. реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и
рассуждений;
4. помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
5. привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь
на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их
социальный опыт;
6. обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие
ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии -
кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем
выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует
широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и
альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. В
этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые,
инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения
поставленных задач.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых
методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является
проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех
сферах человеческой деятельности становится универсальным
инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность,
целеориентированность и результативность.
Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые
позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных
действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.
Проектное обучение можно представить как способ организации
педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей
средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной
цели. В основу метода проектов заложена идея о направленности
познавательной деятельности дошкольников на результат, который
достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной
практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над
проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения
из различных разделов образовательной программы дошкольников и
получить ощутимый результат.
Объектом проектирования может стать педагогическая система ДОУ,
педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и
всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению
целей. Между тем для каждого педагога важнейшим являются вопросы,
связанные с проектированием образовательного процесса по конкретной
методике, индивидуальной воспитательной системы, отдельного специально-
организованного занятия, педагогической ситуации. В дошкольном
образовании использование метода проектов является подготовительным
этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.
Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании,
помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования
является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в
окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел).
Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная
деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие
дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи
и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать
непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой
педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от
своих успехов и успехов ребенка.
3. В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам:
* по составу участников;
8 по целевой установке;
* по тематике;
* по срокам реализации.
Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.
В практике дошкольных учреждений используются следующие виды
проектов:
* исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск,
результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта
(газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.) ;
* ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в
образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;
* информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о
каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её,
ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы,
витражи и т. п. ;
* творческие – как правило, не имеют детально проработанной структуры
совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде
детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха
и пр., например «Театральная неделя».
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то,
начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие
проекты. Кроме того, используются и такие виды проектов, как:
* комплексные, например «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин! », «Эхо
столетий», «Книжкина неделя»;
* межгрупповые, например «Математические коллажи», «Мир животных и
птиц», «Времена года»;
* творческие, например «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим
сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
* групповые, например «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир»,
«Весёлая астрономия»;
* индивидуальные, например «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»,
«Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
* исследовательские, например «Мири воды», «Дыхание и здоровье»,
«Питание и здоровье».
Другими признаками классификации являются:
1. состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный
и пр.) ;
2. продолжительность: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели;
средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года
(например, «Творчество Пушкина» - на учебный год) .
4. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной
творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и
задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
* обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
* развитие познавательных способностей;
* развитие творческого воображения;
* развитие творческого мышления;
* развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
* вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)
;
* активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации
(вместе с педагогом) ;
* формирование начальных предпосылок поисковой деятельности
(практические опыты) .
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
* формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
* развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
* формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
* развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской
деятельности.
5. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной
деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной
руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой,
художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор
индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Переход
дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило,
осуществляется по следующим этапам:
* занятия с включением проблемных ситуаций детского
экспериментирования и т. д. ;
* комплексные блочно-тематические занятия;
* интеграция: частичная или полная;
* метод проектов, как форма организации образовательного пространства;
как метод развития творческого познавательного мышления.
План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями) .
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов
проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов включают:
- Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и
посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
- Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
* к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу) ;
* в каких источниках можно найти информацию;
* какие предметы использовать (принадлежности, оборудование) ;
* с какими предметами научиться работать для достижения цели.
- Выполнение проекта - практическая часть.
- Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
6. Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это
оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен
занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из
методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно
повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление,
умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об
интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для
создания новых объектов действительности. А так же делает
образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике
является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать
обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать
к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на
личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном
итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой
деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии
образовательного процесса, способствовать личностному развитию
воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической
деятельности.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он
дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения
сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления,
логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и
исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных
навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.