Научные подходы в природоохранной деятельности школы сельского типа.
Автор: Сотникова Элеонора Сергеевна Должность: учитель биологии, руководитель мо классных руководителей Учебное заведение: МОУ СОШ №2 Населённый пункт: ст. Григорополисская, Ставропольский край Наименование материала: статья Тема: Научные подходы в природоохранной деятельности школы сельского типа. Раздел: среднее образование
Научные подходы в природоохранной деятельности школы сельского типа.
Старший агроном по защите растений базового хозяйства СХПК «Россия»
Иванов А.А.
Учитель биологии МОУ СОШ №2 Сотникова Э.С.
Важной задачей сельской школы всегда была подготовка молодежи к работе на земле.
Ежечасно соприкасаясь с природой и сельскохозяйственным производством, сельская
школа
обладает
широкими
возможностями для социального становления и развития
личности ученика через организацию совместной с базовым хозяйством познавательной,
преобразовательной, природоохранной деятельности.
В большинстве своем все природоохранные мероприятия школы проходят в дни осенних,
зимних,
весенних
каникул,
так
как
у
ребят
больше
времени
для
наблюдения
за
окружающей средой, метеонаблюдений, проведению опытов по борьбе с вредителями
сельскохозяйственных культур.
Сельскому хозяйству принадлежит особая роль в деле охраны окружающей среды.
Базовое хозяйство школы СХПК «Россия» - зерновое хозяйство. Как грамотно определить
сроки осеннего сева, учитывая условия развития зерновых культур и их агротехнику.
В нашем регионе по средним многолетним данным, переход температуры через 0°С к
отрицательным значениям наступает в период с
6 ноября
по 20 ноября. А первыми
метеорологическими признаками наступления осени для сельскохозяйственных культур
являются
устойчивый
переход
среднесуточных
температур
через
+10°С
к
меньшим
значениям, потом первые осенние заморозки - утренники, которые на почве наступают
раньше, чем в воздухе.
Агроклиматические условия осеннего периода в сельскохозяйственном отношении имеют
два периода. Первый:
от конца активной вегетации и безморозного периода (переход
среднесуточных
температур
воздуха
через
+10°С)
до
прекращения
вегетации
(среднесуточные
температуры
воздуха
переходят
через
+5°С);
его
средняя
продолжительность
22—26 дней;
и второй: от перехода температур через +5°С до
перехода через 0°С; его средняя продолжительность 25—27 дней.
Благоприятными для проведения полевых сельскохозяйственных работ считаются дни,
когда почва имеет мягкопластичное состояние, и осадков выпадает не более 5 мм в сутки.
С погодой связаны все виды осенних сельскохозяйственных работ, поэтому деятельность
агрохимической
лаборатории
СХПК
«Россия»
с
метеорологическим
пунктом
для
учащихся школы имеет не только познавательное, но и практичес кое значение. В осенний
период хозяйству необходимо передавать следующие метеоданные:
1)дату
перехода
среднесуточной
температуры
воздуха
через + 0°С (начало осени) и
отклонения ее от средней многолетней (указывать: осень ранняя, поздняя, обычная);
2) дату первого осеннего заморозка;
3) прогнозы заморозков;
4) продолжительность безморозного периода в сравнении с предыдущим годом;
5)
среднесуточную
температуру
воздуха
за
сутки,
максимальную
и
минимальную
(ежедневно);
6) среднюю температуру воздуха по декадам и за месяц, и ее отклонение от средних
многолетних;
7) ориентировочный срок начала сева озимых;
8) теплообеспеченность озимых.
Организуя практические занятия по опытническому делу на базе метеорологического
пункта, ученики школы проводят следующие вычисления: сумму эффективных темпе-
ратур, для этого берут среднесуточную температуру, начиная со второго дня после посева
и до конца вегетации, из которой вычитают 5°С; результаты суммируют; высчитывают
сумму эффективных температур по основным фазам развития зерновых; дату перехода
среднесуточной
температуры
воздуха
через
+
5°С
(прекращение
вегетации
озимых);
сведения
о
количестве
ясных
дней
с
максимальной
температурой
выше
+6°С
и
минимальной
около
0°С
в
конце
осени
(в
период
закалки
озимых);
дату
перехода
среднесуточной
температуры
воздуха
через
0°С
и
отклонение
этой
даты
от
средней
многолетней в днях (конец осени); количество осадков за каждый дождь и их сумму по
декадам и за месяц (сравнение с прошлым годом и средними многолетними данными);
осенние запасы влаги в слоях почвы 0—10 см, 0—20 см и в метровом слое почвы.
По этим данным ученики составляют краткую характеристику условий осеннего развития
и закалки озимых и
определяют правильность выбора сроков сева озимых. Растения
развиваются нормально, укореняются, кустятся и закаливаются примерно в течение 50
дней
после
появления
всходов.
Получив
сведения
(средние
многолетние)
о
дате
прекращения вегетации озимых и отсчитав назад от прекращения роста 50 дней, мы
получим
ориентировочные
сроки
начала
сева
озимых. Например: в
нашем регионе
прекращение вегетации озимых происходит примерно 10 декабря. Отсчитав назад 50 дней,
получаем ориентировочный срок сева озимых — с 25 сентября по 5 октября. Следует пом-
нить, что от посева до появления всходов в зависимости от погоды проходит от 4 дней
(при среднесуточной температуре воздуха + 14°С и выше и хорошем увлажнении) до 20
дней (недостаточное увлажнение или пониженная температура). Через две декады после
появления всходов (по средним многолетним данным),
происходит кущение озимых
хлебов. При поздних сроках сева или сухой осени озимые кустятся только весной. Посеять
рано также плохо, как и посеять поздно. И то, и другое скажется на урожае не в лучшую
сторону. Таким образом, излишки или недостаток тепла и влаги снижают урожай.
Агрометеорологи наблюдают три фазы развития озимых до ухода их под снег: а) от посева
до появления всходов; б) от всходов до начала кущения; в) от кущения до прекра щения
вегетации озимых. Они ведут наблюдение за теплообеспеченностью посевов осенью по
сумме эффективных температур (СЭТ). Для озимых она равна 300°С (от посева до прек-
ращения
вегетации).
Если
растение
получает
80%
от
необходимой
СЭТ,
то
год
нормальный
по
теплообеспеченности,
при
60—70%
от
общей
СЭТ
нужны
агротехнические мероприятия по сохранению урожая.
В последние осенние дни, когда температура днем бывает от 0 до + 5 - 6°С, происходит
закалка озимых; она заканчивается при температуре от - 2 до - 5°С. Длится этот процесс
около трех
недель.
От
него
зависят
морозостойкость
озимых
и
успех перезимовки.
Хорошими условиями закалки считаются дни с ясной
и относительно теплой погодой
днем, а ночью прохладной (в первый период) и с небольшими морозами (во второй пе-
риод). Дождливая погода с большой облачностью и высокой влажностью создает плохие
условия для закалки озимых.
Важно знать влагообеспеченность озимых и в предпосевной период. От осенних осадков
зависит их рост и развитие. По количеству осадков в осенние месяцы оцениваются
увлажнение полей и состояние озимых посевов.
Немаловажно, что метеорологические данные также необходимы и для создания условий
для животноводства.
Для ребят в осеннее время не менее интересным и важным делом является обнаружение
вредителей
сельскохозяйственных
культур
и
подготовки
к
борьбе
с
ними
весной
следующего года. В 1972 г. в нашем регионе распространился колорадский жук - опасный
вредитель картофеля. Обычно ребята задают вопрос: а каковы более эффективные меры
борьбы с ним? К ядохимикатам детей допускать нельзя, но знать биологические методы
борьбы
и
оказывать
посильную
помощь
энтомофагам
(птицам,
некоторым
млекопитающим, насекомым) они могут и должны. Работу в этом направлении мы обычно
начинаем с рассказа об экологии, уязвимости тех или иных вредителей урожая, их врагах и
мерах охраны и воспроизводства последних, о биологических препаратах, применяемых
против вредителей.
Изучая экологию колорадского жука в кружке «Основы защиты растений», ребята узнают,
что бороться с ним надо в критическое для жука время весенней бескормицы и в стадии
личинки.
Ребята выращивают в ящиках с опилками рассаду картофеля и высаживают ее раньше,
чем начинается период сева картофеля на учебно-опытном участке, на площади от 0,001
га. Получается участок — привада, куда весной будут слетаться жуки, это будет облегчать
их уничтожение.
Личинка колорадского жука на первой стадии развития отличается слабостью и, если ее
стряхнуть с растения на землю, то забраться назад она не может и. гибнет на почве. Зная
это, можно регулярно, хотя бы на своих огородах, успешно бороться с вредителем, следя
за стадиями его развития. Весной, до наступления достаточного прогрева поч вы и воздуха,
проводим поиск колорадского жука с целью выяснения его плотности на 1 м
2
, а осенью, с
падением среднесуточной температуры ниже +12°С, определяем численность куколок на
1 м
2
учебно-опытного участка или огорода, где летом отмечался вредитель.
Другим
довольно
распространенным
вредителем
является
личинка
жука-щелкуна,
называемая
проволочником.
Весь
жизненный
цикл
вредителя
связан
с
почвой,
где
развиваются
яйцо, личинка, куколка и отчасти сами жуки. Еще несколько лет назад
картофель на учебно-опытном участке и личных огородах в нашей местности страдал от
этого
вредителя,
терял
свои
товарные
и
вкусовые
качества.
Резкое
уменьшение
проволочника мы отметили, когда земля, отводимая под картофель, стала обрабатываться
аммиачной водой. Но и теперь, осенью, до и после уборки картофеля мы ставим на 2-3 дня
«сторожки». Зарываем на глубину 5-10 см прутик, на конце которого кусочек сырого
картофеля, желая выяснить наличие или отсутствие проволочника. Это же делаем и
весной.
Размножение проволочника, как и колорадского жука, зависит от климата и погоды,
механического состава почвы, ее воздухопроницаемости, кислотности. И тот и другой
вредители хорошо знакомы по внешнему виду ребятам и взрослым. Приобретя знания об
их экологии, ребята кружка проводят беседы по борьбе с этими вредителями.
Готовя ребят к природоохранной работе следующего года, мы рассказываем им о более
широком применении биологических методов борьбы, об особой роли сельского хозяйства
в деле охраны окружающей среды.
Мы считаем, что такая работа общественно полезна, увлекает детей, имеет производствен-
ное значение и большую воспитательную ценность.
Используемая литература.
1. Воловик А.С., Глёз В.М., Замотаев А.И. и др «Защита картофеля от болезней, вредителей
и сорняков: Справочник» Издательство: Москва, «Агропромиздат», 1989 г.
2. Корчагин В. Н. «Защита растений от вредителей и болезней на садово-огородном
участке: Справочник» Издательство: Москва, «Агропромиздат», 1987 г.
3.
Павлов
М.Д.
«Практикум
по
сельскохозяйственной
метеорологии»
Издательство
«Наука», 1968 г.
4. Стройков Ю. М., Шкаликов В. А. Защита сельскохозяйственных культур от болезней
Издательство: Москва, Издательство МСХА, 1988 г.
5. Хромов С.П., Петросянц М.А. «Метеорология и климатология. Учебник» Издательство
«Наука», 1979 г.
6. Штундюк А. В. «Защита растений от вредителей и болезней (на приусадебном участке)»
Издательство: Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 1986 г.