Автор: Темурджанова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: Красноярский край, г. Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Вариативная завеса как средство организации предметно – пространственной среды.
Раздел: дошкольное образование
Вариативная завеса как средство организации предметно –
пространственной среды.
Актуальность:
Каждый ребенок — это индивидуальная личность, вокруг которой
вращается весь педагогический процесс. Как мы знаем, индивидуализация
образовательной
деятельности
в
ДОУ
основывается
на
принятии
уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных
потребностей, способностей и интересов. Все дети разные, и каждый ребенок
имеет право на индивидуальный путь развития. Поэтому очень важна
поддержка
детей
в
формировании
и
развитии
их
потенциальных
возможностей, стимулирование стремления детей самостоятельно ставить
цели и достигать их в процессе познания и развития.
Сегодня очень важно не формировать знания, а развивать личность
и индивидуальность в человеке, развивать процессы его саморазвития,
самовоспитания, что помогает воспитаннику стать человеком, умеющим
жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и
культурой.
Начало
этого
саморазвития
и
становления
личности
закладывается именно в детстве.
Для того чтобы каждый ребенок в группе был занят своим делом —
от
воспитателей
требуется
умение
создавать
развивающую
среду,
стимулирующую
активность
детей.
ФГОС
дошкольного
образования
предъявляет особые требования к организации развивающей предметно-
пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда
должна
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Один из принципов построения предметно-развивающей среды в
дошкольном учреждении – это принцип гибкого зонирования: «Среда
должна
пробуждать
у
детей
активность,
давать
им
возможность
осуществлять разнообразные виды деятельности. В среде должна быть
заложена
возможность
ее
изменения
в
соответствии
со
вкусами
и
настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач».
Цель
- использование нестандартного оборудования в процессе
развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
создать условия для получения детьми положительного
коммуникативного опыта совместной деятельности;
развить позитивное отношение к себе и другим детям;
способствовать развитию у детей познавательных
процессов, а также интеллектуальных способностей через
практические действия;
Требования к оформлению многофункциональной завесы
•
Многофункциональность;
•
Развивающий характер;
•
Методическая сообразность;
•
Учет половых различий детей (отражение интересов мальчиков и
девочек);
•
Эстетичность внешнего оформления;
•
Удобство трансформируемости и хранения;
•
Безопасность используемых материалов;
•
Прочность конструкции.
В своей деятельности мы создаем предметно — пространственную
среду так, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно
развивать его личностные способности с учетом его склонностей, интересов,
уровня активности. В своей группе мы изготовили вариативную завесу: для
организации сюжетно — ролевых игр, театрализованной деятельности
дошкольников,
организации
самостоятельной
деятельности
детей
по
интересам, для развития творческих способностей дошкольников.Что бы
предметно-пространственная среда выступала как развивающая, подвижная и
легко меняющаяся, позволяющая нашим воспитанникам детского сада
использовать
завесу
в
игровой
и
познавательно-образовательной
деятельности. Новизна заключается в том, что завеса обладает широкими
возможностями, многофункциональна в использовании, имеет возможность
применения
несколькими
детьми
одновременно.
Кроме
того,
завеса
трансформируема и легко передвигается по групповой комнате.
Завесы активно используются при организации сюжетно - ролевых игр,
например: "Мы- космонавты", "Театр", " Моряки" и т.д.
Можно использовать завесу для художественно - эстетического
развития
детей.
Дети
могут
принимать
участие
в
создании
общей
коллективной работе. Например, они могут изобразить осенний лес, зимние
забавы и т.д.
Одним из самых главных элементов для появления праздничного
настроения, безусловно, является декор; чем он ярче и интересней, тем
быстрее люди погружаются в атмосферу праздника и веселья. А чтобы
запечатлеть эти эмоции, можно создать фотозону из завесы, чтобы
волшебные мгновения праздников подольше оставались с нами. Для детей
это особенно важно. Не у каждой семьи есть возможность посещения
профессиональных фотосессий.
С помощью завесы можно обеспечить возможность уединения ребенка
во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это
важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение
ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы.
Завеса применяется в самостоятельной, игровой, познавательно-
исследовательской, музыкально-художественной деятельности детей. Кроме
того, яркая завеса используется при организации развлечений и праздников.
Дети
с
удовольствием
включаются
в
любой
вид
деятельности
с
использованием ширмы, а благодаря её функциональности каждый находит
задание по душе.
Таким образом, использование вариативных завес в предметной
развивающей
среде
группы
–
это
необходимая
составляющая
образовательного процесса в современных ДОУ.
Необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и
поняли, приняли таким, какой он есть, с его особенностями и интересами.
Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и
самостоятельным человеком, взрослым членам семьи и педагогам нужно
поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления
ребенком своей индивидуальности.
Применение инновационных практик и методик позволяют добиваться
значительных результатов в образовательной деятельности при реализации
программ на базе нашего детского сада.