Напоминание

Вариативная завеса как средство организации предметно – пространственной среды.


Автор: Темурджанова Татьяна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: Красноярский край, г. Красноярск
Наименование материала: Статья
Тема: Вариативная завеса как средство организации предметно – пространственной среды.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Вариативная завеса как средство организации предметно –

пространственной среды.

Актуальность:

Каждый ребенок — это индивидуальная личность, вокруг которой

вращается весь педагогический процесс. Как мы знаем, индивидуализация

образовательной

деятельности

в

ДОУ

основывается

на

принятии

уникальности личности каждого ребенка, поддержке его индивидуальных

потребностей, способностей и интересов. Все дети разные, и каждый ребенок

имеет право на индивидуальный путь развития. Поэтому очень важна

поддержка

детей

в

формировании

и

развитии

их

потенциальных

возможностей, стимулирование стремления детей самостоятельно ставить

цели и достигать их в процессе познания и развития.

Сегодня очень важно не формировать знания, а развивать личность

и индивидуальность в человеке, развивать процессы его саморазвития,

самовоспитания, что помогает воспитаннику стать человеком, умеющим

жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и

культурой.

Начало

этого

саморазвития

и

становления

личности

закладывается именно в детстве.

Для того чтобы каждый ребенок в группе был занят своим делом —

от

воспитателей

требуется

умение

создавать

развивающую

среду,

стимулирующую

активность

детей.

ФГОС

дошкольного

образования

предъявляет особые требования к организации развивающей предметно-

пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда

должна

быть

содержательно-насыщенной,

трансформируемой,

полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Один из принципов построения предметно-развивающей среды в

дошкольном учреждении – это принцип гибкого зонирования: «Среда

должна

пробуждать

у

детей

активность,

давать

им

возможность

осуществлять разнообразные виды деятельности. В среде должна быть

заложена

возможность

ее

изменения

в

соответствии

со

вкусами

и

настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач».

Цель

- использование нестандартного оборудования в процессе

развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

создать условия для получения детьми положительного

коммуникативного опыта совместной деятельности;

развить позитивное отношение к себе и другим детям;

способствовать развитию у детей познавательных

процессов, а также интеллектуальных способностей через

практические действия;

Требования к оформлению многофункциональной завесы

Многофункциональность;

Развивающий характер;

Методическая сообразность;

Учет половых различий детей (отражение интересов мальчиков и

девочек);

Эстетичность внешнего оформления;

Удобство трансформируемости и хранения;

Безопасность используемых материалов;

Прочность конструкции.

В своей деятельности мы создаем предметно — пространственную

среду так, чтобы дать возможность каждому ребенку наиболее эффективно

развивать его личностные способности с учетом его склонностей, интересов,

уровня активности. В своей группе мы изготовили вариативную завесу: для

организации сюжетно — ролевых игр, театрализованной деятельности

дошкольников,

организации

самостоятельной

деятельности

детей

по

интересам, для развития творческих способностей дошкольников.Что бы

предметно-пространственная среда выступала как развивающая, подвижная и

легко меняющаяся, позволяющая нашим воспитанникам детского сада

использовать

завесу

в

игровой

и

познавательно-образовательной

деятельности. Новизна заключается в том, что завеса обладает широкими

возможностями, многофункциональна в использовании, имеет возможность

применения

несколькими

детьми

одновременно.

Кроме

того,

завеса

трансформируема и легко передвигается по групповой комнате.

Завесы активно используются при организации сюжетно - ролевых игр,

например: "Мы- космонавты", "Театр", " Моряки" и т.д.

Можно использовать завесу для художественно - эстетического

развития

детей.

Дети

могут

принимать

участие

в

создании

общей

коллективной работе. Например, они могут изобразить осенний лес, зимние

забавы и т.д.

Одним из самых главных элементов для появления праздничного

настроения, безусловно, является декор; чем он ярче и интересней, тем

быстрее люди погружаются в атмосферу праздника и веселья. А чтобы

запечатлеть эти эмоции, можно создать фотозону из завесы, чтобы

волшебные мгновения праздников подольше оставались с нами. Для детей

это особенно важно. Не у каждой семьи есть возможность посещения

профессиональных фотосессий.

С помощью завесы можно обеспечить возможность уединения ребенка

во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это

важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение

ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы.

Завеса применяется в самостоятельной, игровой, познавательно-

исследовательской, музыкально-художественной деятельности детей. Кроме

того, яркая завеса используется при организации развлечений и праздников.

Дети

с

удовольствием

включаются

в

любой

вид

деятельности

с

использованием ширмы, а благодаря её функциональности каждый находит

задание по душе.

Таким образом, использование вариативных завес в предметной

развивающей

среде

группы

это

необходимая

составляющая

образовательного процесса в современных ДОУ.

Необходимо помнить, что для ребенка важно, чтобы его услышали и

поняли, приняли таким, какой он есть, с его особенностями и интересами.

Поэтому, чтобы помочь дошкольнику вырасти творческим, инициативным и

самостоятельным человеком, взрослым членам семьи и педагогам нужно

поощрять его за инициативность, создавать условия для проявления

ребенком своей индивидуальности.

Применение инновационных практик и методик позволяют добиваться

значительных результатов в образовательной деятельности при реализации

программ на базе нашего детского сада.



В раздел образования