Напоминание

"Как включить обязательную творческую активность детей в режим дня"


Автор: Тузова Елена Борисовна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с №100
Населённый пункт: Тюменская обл, г Тюмень
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Как включить обязательную творческую активность детей в режим дня"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №100 города Тюмени

Консультация для педагогов

«Как включить обязательную творческую активность

детей в режим дня»

Подготовила:

заместитель заведующего

Тузова Е.Б.

г. Тюмень

2024

Творческие способности формируются именно в дошкольном возрасте.

Поэтому важно как можно раньше создавать необходимые для их разви-

тия условия. Если в вас заложен творческий потенциал и вы обладаете

качествами личности, которые помогают творить, то дети рядом с вами

тоже могут развиваться творчески. Чтобы воспитанники каждый день

могли раскрывать свои творческие способности в детском саду, педагогу

необходимо позволить им проявлять инициативу и творческую самосто-

ятельность во всех режимных моментах.

Приход детей в ДОО

Важно начать творческий процесс с утра, когда дети только еще прихо-

дят в группу. Это позволит вам создать позитивный настрой и настроит

детей на продуктивное общение в течение всего дня. Давайте рассмотрим

варианты игр, которые вы можете использовать, когда принимаете детей

утром.

«Лесная поляна». Нарисуйте на ватмане красочную летнюю поляну

в лесу, где будут кустарники, деревья, норки, пруд, все, на что хватит ва-

шей фантазии. В разных местах полянки сделайте прорези для вставки

человечка с фотографией лица ребенка. Сделайте таких человечков

по количеству детей в группе и предложите утром каждому ребенку по-

фантазировать и поместить себя в то место, где бы он хотел быть.

Если работа будет ежедневной, то вы увидите, как меняется фантазия

ребенка, его желание оказаться в определенном месте: на ветке дерева,

у пруда, в укромном месте в малиннике. При этом не забывайте спраши-

вать детей, почему они решили быть сегодня именно в этом месте на по-

ляне. Это поможет вам оценить настрой ребенка на день и узнать, хочет

он уединиться или быть в центре событий.

«Воздушные шарики».

Вам потребуется новый ватман на каждый

день. На ватмане наклейте фото лиц всех детей вразброс. Заранее из бу-

маги-самоклейки вырежьте воздушные шарики с прорезью внутри – для

своего лица.

Утром предложите ребенку выбрать шарик любого цвета и наклеить

его вокруг своей фотографии. В зависимости от возраста дети могут де-

лать это самостоятельно или с помощью родителей. Занимает эта работа

не больше 2 минут. Когда все воспитанники закончат, рассмотрите ват-

ман, полюбуйтесь многообразием ярких красок, предложите детям по-

мечтать, куда летит сегодня их шарик и что нового он увидит или узнает.

Задавайте вопросы тоже соответственно возрасту детей.

Прием пищи

Даже самый привычный режимный момент, такой, как прием пищи,

всегда можно сделать увлекательным и интересным, если подойти к не-

му творчески. Здесь необходима только ваша фантазия.

Перед завтраком. Заранее подготовьте праздничную сюрпризную ко-

робочку, в которую положите, например, медальки по теме «Самый луч-

ший фантазер». Медалек должно хватать на всех детей, чтобы никого

не обидеть: ответ каждого ребенка уникален. Озвучьте детям задание:

«Дорогие ребята, сегодня у нас с вами самый необычный завтрак. Сего-

дня на завтрак у вас необычные волшебные бутерброды с маслом. Сейчас

вы хорошо поедите и подумаете: на что похож ваш бутерброд с маслом?

А в награду тому, кто предложит самый оригинальный ответ, я дам приз,

который лежит в этой коробочке».

Сразу после завтрака выделите время, чтобы выслушать ответы детей.

После того как все выскажутся, необходимо сказать, что все их ответы

интересные и необычные. Бутерброд у каждого свой, поэтому у каждого

он похож на что-то свое. В конце наградите детей за творчество.

Перед полдником. Используйте сюрпризную коробочку с медальками,

например: «Знатоку преображения». Озвучьте детям задание: «Дорогие

ребята, пока вы едите, подумайте и скажите мне потом, что можно сде-

лать из печенья, которое вы получили на полдник. Ответы могут быть

разными: например, из пряника, если надеть его на палочку, можно сде-

лать волчок, а из печенья можно построить домик, из яиц – бусы. Тот,

кто даст самый оригинальный ответ, получит приз!» Естественно, приз

вы вручаете всем воспитанникам за любой ответ. Подобное задание

вы можете дать детям перед вторым завтраком и перед обедом.

Организованная образовательная деятельность

В зависимости от вида деятельности процесс развития творческого по-

тенциала у детей может протекать по-разному. Самая доступная для это-

го образовательная область – художественно-эстетическое развитие,

но и в других образовательных областях всегда можно найти возможно-

сти для творческой активности воспитанников.

Речевое развитие. Во время занятий по развитию речи вы можете со-

здать проблемные ситуации, которые будут стимулировать воображение

детей. Например, когда вы читаете детям стихотворение, рассказ или не-

знакомую сказку, попросите их подумать, что будет дальше с героями,

как закончится произведение. Можно также предложить нарисовать ил-

люстрацию к сказке, а затем рассказать своими словами, каких героев

и какой момент в сюжете ребенок изобразил.

Познавательное развитие. Во время занятий по развитию математи-

ческих представлений можно предложить игры: «На что похожа геомет-

рическая фигура» и «Дорисуй треугольник, квадрат, круг и преврати его

в какой-либо предмет». Такие задания не только стимулируют творче-

скую активность детей, но и помогают им осваивать материал по теме.

Физическое развитие. Мы с вами знаем, что провести образователь-

ную деятельность по физическому развитию по теме недели – одна

из непростых задач. Но и здесь есть возможность предложить детям

творческое задание. Например, если тема недели «Точка, точка, огуре-

чик – вот и вышел человечек» («Человек. Строение человека»), в конце

занятия дошкольники могут выложить на полу человека из физкультур-

ных снарядов: мячей, кеглей, гимнастических палок, каната, мешочков

для метания и т. д. В этом случае дети будут не просто двигаться и соби-

рать человека, но и фантазировать, из чего можно сделать ноги, руки, ту-

ловище.

Социально-коммуникативное развитие. Лучше всего здесь подой-

дут игры-драматизации, в ходе которых дети общаются, договариваются

о разных ролях, иногда им приходится уступать. Также воспитанники

учатся творчески мыслить и перевоплощаться: они примеряют на себя

необычные роли и должны действовать в соответствии с ними. Напри-

мер, в сказке «Теремок на новый лад» для подготовительной группы

к Теремку

приходит

Портфель.

Стучится,

ему

никто

не отвечает,

и он остается там жить. К нему приходят другие герои-предметы: Линей-

ка, Ластик, Тетрадь, Книга, Телефон. Все стучатся и просятся жить. Всем

портфель говорит: «Я пущу тебя к себе жить, если ты мне скажешь, чем

мы с тобой похожи». Каждому герою нужно придумать свой ответ, повто-

рять чужие идеи нельзя.

Прогулка

Многие педагоги считают, что прогулка решает только задачи здоровьес-

бережения и предусматривает двигательную активность детей на свежем

воздухе. Однако к прогулке тоже можно подойти творчески, если

рассмотреть ее как возможность для самореализации детей.

«Новая жизнь старым вещам»– в любой сезон. Заранее проведите

ревизию игрушек. Отберите те, которые вышли из строя, но их детали

безопасны: например, колеса от машин, старые элементы конструктора.

Вынесите их на прогулку и поразмышляйте с детьми о том, как их можно

использовать на улице, чтобы оформить участок. Например, можно сде-

лать «чудо-дерево» по сюжету стихотворения, «вертушки» для игры

с ветром. Старые кастрюльки, коробочки и баночки могут помочь в игре

«Секретики». Такая деятельность формирует у детей способность творче-

ски мыслить в пространстве детского сада, дома, дачи и продуктивно ис-

пользовать старые вещи.

«Рисование с помощью пульверизатора» – зимой на снегу или

летом на боковой стене веранды. Для этого нужны пластиковые бу-

тылки 0,5 л и пульверизаторы. Подготовьте разноцветную воду и предло-

жите детям порисовать на снегу. Летом для этой цели выделите боковую

стену веранды. Каждый день участок будет приобретать яркие краски

и интересные образы, которые будут стимулировать воображение до-

школьников.

Свободная самостоятельная или совместная деятельность де-

тей

Свободная самостоятельная деятельность предполагает, что дети за-

нимаются своими любимыми делами. Здесь важно предоставлять

им инициативу и самостоятельность в выборе деятельности. Организуйте

предметно-пространственную среду так, чтобы дети были в ней макси-

мально самостоятельны. Помощь при этом оказывайте, только когда

нужно обеспечить детям безопасность или в незначительных ситуациях:

любой творческий процесс не терпит руководства со стороны взрослого.

Большой потенциал имеют предметы-заместители, которые дети мо-

гут использовать в творческих ситуациях. Поэтому в группе важно иметь

ящик с такими предметами.

Обеспечьте детям доступ в любой центр активности. Организуйте дет-

ский вернисаж, чтобы они могли сами разместить там свои работы – это

будет подталкивать их к самовыражению.

В группе все должно быть оборудовано для детей, где можно все брать

и со всем взаимодействовать. Однако уберите опасные предметы из груп-

пы, которые дети не должны использовать. Все остальное сгруппируйте

и разместите так, чтобы они не тратили много времени на поиск необхо-

димого.

Уход детей домой

Процесс развития творчества должен быть непрерывным и не должен

ограничиваться тем временем, которое ребенок находится в детском са-

ду. Важно показать значимость данной работы родителям и проде-

монстрировать возможные варианты такого процесса в домашних усло-

виях. Поэтому вечером вы можете предложить детям и родителям

разные задания и игры.

«Как прошел твой день?» – когда ребенок уходит домой

из группы.

Для этого возьмите лист ватмана, небольшие картинки

и клей-карандаш. Заранее нарисуйте на ватмане вазу или другой сосуд.

Деятельность детей займет не больше двух минут: предложите им перед

уходом домой наклеить любую картинку, которая охарактеризует их дея-

тельность и настроение в течение дня. Возможно, кто-нибудь из детей

откажется – обязательно поработайте индивидуально с этим ребенком

на следующий день.

«Мешочек желаний» – когда ребенок уходит домой с прогулки.

Возьмите на прогулку мешочек с разными предметами. Когда дети будут

постепенно уходить домой, предлагайте каждому ребенку достать что-то

из мешочка. В зависимости от того, что он достал, попросите пожелать

остальным детям что-нибудь на этот вечер. Например, если ребенок до-

стал картинку с солнышком, можно пожелать теплого вечера в кругу се-

мьи. Родители могут помогать ребенку сформулировать мысль – это нор-

мально. Меняйте картинки в мешочке, чтобы разнообразить речевое

творчество детей.

Таким образом, творческие способности дошкольников можно разви-

вать в ходе различных видов деятельности. Основная задача педагогов –

создать такую развивающую среду вокруг ребенка, в которой каждый

сможет проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.

Также помните, что для ребенка значимо мнение взрослых, поэтому

не забывайте хвалить детей, давайте волю их фантазии. Помните, что по-

хвалы и одобрения заслуживает любое творческое проявление, а не толь-

ко то, которое нравится лично вам. Ребенок, который растет в творческой

среде, обязательно станет творческой личностью.



В раздел образования