Автор: Валентина Петровна Головаха
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КК ПСХК
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Тьюторство как современная технология воспитания в профессиональном образовании
Раздел: среднее профессиональное
В. П. Головаха, преподаватель профессиональных дисциплин социально-
экономического отделения, г. Краснодар, Пашковский сельскохозяйственный
колледж
Тьюторство
как
современная
технология
воспитания
в
профессиональном образовании
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю,
забочусь) -новая специальность в нашем образовании. Понятие тьюторства
пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство – это исторически
сложившаяся
особая
педагогическая
позиция,
которая
обеспечивает
разработку
Индивидуальных
образовательных
программ
учащихся
и
студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе,
вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.
Тьютор, в контексте, предложенном Межрегиональной тьюторской
ассоциацией, это профессия новая и очень ответственная. Она связана не
только с сопровождением студента (тьюторанта) в процессе его становления,
как личности, не только в помощи в исследовании окружающих ресурсов, но
и поддержке первых шагов в профессии, поддержка в установлении новых
контактов с новыми людьми, совместное разрешение конфликтов, решение
сложных ситуаций, поиск оптимальных шагов на пути формирования
профессионализма. Многое «впервые» студент доверит тьютору.
В российской практике есть ряд различных профессиональных позиций
по отношению к философии тьюторства, но одно бесспорно и очевидно, что
только человек зрелый и опытный может взять на себя ответственность быть
наставником и сопровождать студента на пути его индивидуализации и
профессионализации.
Тьюторское сопровождение в колледже – это сопровождение студента
в его индивидуальном движении.
Нужен ли тьютор в колледже? На наш взгляд, очевидно, ответ, да.
Сегодня колледжи – это своего рода социальный лифт, возможность сделать
первый уверенный шаг в профессию, соприкоснуться со средой, где все
иначе, чем в образовательном учреждении, с той жизнью, где кипит жизнь, и
она уже не та, к которой привыкли, в которой чувствуют себя комфортно
наши студенты. Это взрослая среда, где все по-другому, и чтобы в ней быть
успешным, нужно многому научиться и, самое главное условие, научиться
быть
самим
собой.
Надо
ценить
каждый
день,
понимать
свою
ответственность за каждое событие, осознавать любой свой выбор как
значимый.
В отличии от высших учебных заведений, в колледже активно
продолжается воспитательная работа. Овладение способами совместной
профессиональной
деятельности
и
сотрудничества,
способность
к
творческому
проявлению
своей
индивидуальности,
ответственность,
самоконтроль, порядочность, терпимость к другому мнению, формирование
патриотизма
и
толерантности,
социальной
активности,
свободы,
общественно-политической активности - вот чему мы учим студентов в
колледже. Так кто же должен помочь студентам освоить столько различных
навыков, научить быть взрослыми и принимать самостоятельно решения?
Какую роль в самоопределении должен играть тьютор? Какие зоны
ответственности берет на себя психолог и как разделить обязанности и
работать вместе и эффективно?
Деятельность
тьютора
в
колледже
в
воспитании
студента
ориентирована выявление интересов студентов в целях обеспечения их
успешности, адаптации в учебном процессе. Тьютор помогает разобраться в
успехах и неудачах, понять и сформулировать личную мотивацию при
обучении. Тьютор выступает в роли наставника, сопровождает студентов на
протяжении всего периода обучения.
Система «тьюторства» во внеучебной жизни колледжа способствует
профессиональному и личностному становлению будущего специалиста.
В
соответствии
с
профессиональными
обязанностями
тьютор
организует сопровождение студентов в процессе обучения и воспитания,
оказывает
помощь
при
выборе
стратегии
получения
образования
и
самообразования, а также содействует развитию творческого потенциала,
формированию
межличностного
взаимодействия
с
преподавателями,
одногруппниками.
Таким образом, система тьюторства введена в колледже с целью
оптимизации
системы
учебно-воспитательной
работы,
что
позволяет
объединить
студентов
и
преподавателей
нашего
образовательного
учреждения общими целями и задачами.
Известно, что непреходящей ценностью в образовании является
свобода
выбора,
поэтому
мы
представляем
тьютора
своеобразным
посредником между преподавателем и студентом. Ценность свободы
студента тесно связана с ценностью его личности. Исходя из этого, мы
надеемся с помощью тьютора решить проблему соединения личностных
целей с общими целями и задачами образовательной организации.
Тьютор – это куратор, педагог-психолог, конфликтолог, правовед,
менеджер, друг и помощник студента на пути личностного становления и
профессионализации.
Базовая функциональная обязанность тьютора – создание избыточной
образовательной среды для тьюторанта, с целью выработки уникальной
индивидуальной образовательной траектории, постоянно уточняющейся и
корректирующейся. Итог работы тьютора и студента состоит в организации
процесса индивидуализации и совершении последним профессионального
выбора.
Таким образом, тьюторы должны быть ближайшими советником
студента и помощниками в решении всех проблемных ситуаций. Тьютор
способствует
организации
условий
для
реализации
индивидуальной
образовательной траектории студента, находясь рядом на протяжении всего
периода обучения в колледже.
Базовым процессом социальной практики является приобретение
социального
опыта.
Реальные
социальные
действия,
которые
будут
проходить
в
колледже,
помогут
реализовать
индивидуальную
образовательную программу и сформировать представление студентов о
своем будущем. Тьютор выполняет роль «социального продюсера». Именно
он помогает молодому человеку найти свое место в социуме.
Основными принципами воспитательной работы тьюторов в колледже
являются:
- преемственность воспитательной деятельности, осуществляемой на
предшествующих уровнях системы непрерывного образования, с учетом
изменившихся
возрастных
и
социально-психологических
особенностей
студентов;
- целенаправленное управление развитием личности студента как
целостным процессом;
- личностный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого
студента и его семьи;
- гражданственность, выражающаяся в соотнесении воспитательной
деятельности с интересами общества и государства;
- вариативность воспитательных систем, предполагающих различные
модели воспитательной деятельности.
Проблема,
над
которой
работают
тьюторы
в
педагогической
деятельности
– создание единого воспитательного пространства в колледже и вокруг
него. В основе ее – отношение тьютора к студентам. Каждый из них –
личность со своим мировоззрением, миропониманием. И человек, который
решил посвятить себя работе с детьми, должен помочь своим воспитанникам
пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать
условия для реализации ее способностей, помочь найти свою тропу, не
тянуть за руку на гору, а помочь преодолеть ее, как этого достичь?
Воспитывая молодежь, мы должны обращать их взор к доброму, вечному,
благому. Вот основные категории в колледже, которые являются главными в
воспитательной работе тьютора со студентами.
Основная задача колледжа – подготовка студентов к предстоящей
трудовой деятельность, то есть формирование специалиста в результате его
обучения
и
воспитания
в
процессе
теоретической
и
практической
подготовки, производственной (профессиональной) практики, во внеучебное
время.
Воспитательный процесс в колледже осуществляется через:
- систему работу тьютора с каждым студентом,
- спортивно-оздоровительную работу;
- организацию досуга;
-
деятельность
студенческого
совета,
старост
групп,
родителей
студентов.
Каждый из перечисленных уровней является важным, так как человек
проявляется и развивается в деятельности, в конкретных делах. Тьютор в
колледже осуществляет сопровождение как отдельного студента, так и
учебной группы в целом.
В
отличие
от
классного
руководителя
тьютор
нацелен
на
индивидуальную ежедневную работу со студентом, где обсуждает с ним его
проблемы и успехи, помогает студентам в организации самостоятельной
деятельности, в подборе конкретных учебников, средств, образовательных
ресурсов приемов и методов самостоятельной работы, а также способствует
развитию у них способности к самоанализу и самооценке.
Чем тьютор отличается от куратора (классного руководителя)?
Куратор
выполняет
задания
завуча.
Тьютор
работает
на
образовательный заказ студента.
Куратор для усиления позиции педагога. Тьютор для поддержки
студента.
Таким образом, тьютор – преподаватель нового типа, играющего роль
консультанта,
наставника,
организатора
самостоятельной
учебной
деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-
профессиональному развитию. При этом тьюторство рассматривается как
разновидность педагогической деятельности, качественное отличие которой
определяется,
прежде
всего,
выстраиванием
пространства
совместной
деятельности
педагога-тьютора
и
обучаемого.
Преподаватель-тьютор
помогает студентам в организации самостоятельной деятельности, в подборе
конкретных учебников, средств, образовательных ресурсов приемов и
методов самостоятельной работы, а также способствует развитию у них
способности к самоанализу и самооценке.
При
такой
технологии
обучения
студентов
с
учетом
их
индивидуальных особенностей, каждый обучающийся сможет продвигаться
по индивидуальным образовательным маршрутам во всех образовательных
областях.
Хочется отметить, поле для взаимодействия тьютора и студента
достаточно
обширно.
Это
возможность
поддержать
или
уточнить
профессиональный выбор студента и достроить учебный план, разработать
индивидуальную образовательную программу, и сопровождение адаптации
первокурсника к среде и традициям колледжа, особенностям учебного дня и
формирование у студентов представлений о профессиональной карьере
(формирование
понимания
значимости
осваиваемой
профессии
или
специальности), и, конечно, развитие мотивации к обучению.
Выбор профессии – серьёзный шаг в жизни каждого человека, который
определяет
его
будущее.
Каждая
профессия
предъявляет
к
профессиональным качествам человека свои специфические требования.
Только сформировав их у себя, специалист становится профессионалом. Без
них
нет
и
дальнейшего
профессионального
совершенствования.
Формирование
профессиональных
качеств
в
сочетании
с
профессиональными знаниями и компетенциями – это и есть содержательная
сторона
процесса
профессионального
воспитания
студентов
профессиональных образовательных организаций. Педагогическая наука
исходит из того, что профессиональная подготовка и воспитание – это
единый процесс.
Профессиональное воспитание – это «целенаправленный процесс,
способствующий формированию личности обучающихся в учреждениях
профессионального
образования,
подготовке
их
к
активной
профессиональной
деятельности,
развитию
профессионально
важных
качеств».
В результате профессионального воспитания у студентов должны быть
сформированы
такие
качества
личности,
как
трудолюбие,
целеустремленность,
экономическая
рациональность,
профессиональная
этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в
коллективе,
развиты
творческие
способности
и
другие
качества,
необходимые специалисту.
К основным компонентам профессионального воспитания относят:
мотивацию обучающихся к глубокому освоению выбранной профессии,
потребности в самопознании и самосовершенствовании и формирование
профессиональной
направленности
в
системе
личностных
ценностей,
осознания своей социальной роли и смысла подготовки к исполнению
профессиональных обязанностей.
Формирование
профессиональных
компетенций
(специальных,
социальных, личностных, методических и психолого-педагогических) у
студентов техникума осуществляется в различных формах.
Специальные компетенции формируются через изучение предметов,
различные виды практик, экскурсии, предметные недели, олимпиады и
внеаудиторные формы воспитательной работы по изучаемым дисциплинам.
Учебная
деятельность,
включающая
обучение
дисциплинам
и
профессиональным модулям учебного плана специальности, влияет также на
профессиональную мотивацию студентов.
В процессе формирования социальной компетенции используются
следующие формы работы:
организация работы со студентами первого курса по адаптации к
профессиональной системе обучения, усвоению ими традиций техникума и
правил поведения;
деятельность информационно-аналитического центра, призванного
содействовать трудоустройству выпускников;
участие студентов в работе органов студенческого самоуправления;
участие студентов техникума в реализации социальных проектов по
благоустройству территории техникума и города.
Формированию методических компетенций способствуют:
- самостоятельный поиск профессиональной информации студентами
(олимпиады, рефераты, доклады, «круглые столы» и т.п.);
- развитие научно-исследовательской деятельности студентов: участие
в научно-практических конференциях, работе НСО;
- организация книжных выставок, просмотров и обзоров литературы
профессиональной направленности библиотекой техникума.
Большую
роль
в
формировании
психолого-педагогических
компетенций у студентов техникума играет социально-психологическая
служба техникума и информационно-аналитический центр.