Напоминание

Тьюторство как современная технология воспитания в профессиональном образовании


Автор: Валентина Петровна Головаха
Должность: преподаватель профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ КК ПСХК
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: Статья
Тема: Тьюторство как современная технология воспитания в профессиональном образовании
Раздел: среднее профессиональное





Назад




В. П. Головаха, преподаватель профессиональных дисциплин социально-

экономического отделения, г. Краснодар, Пашковский сельскохозяйственный

колледж

Тьюторство

как

современная

технология

воспитания

в

профессиональном образовании

Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю,

забочусь) -новая специальность в нашем образовании. Понятие тьюторства

пришло в Россию из Великобритании, где тьюторство – это исторически

сложившаяся

особая

педагогическая

позиция,

которая

обеспечивает

разработку

Индивидуальных

образовательных

программ

учащихся

и

студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе,

вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Тьютор, в контексте, предложенном Межрегиональной тьюторской

ассоциацией, это профессия новая и очень ответственная. Она связана не

только с сопровождением студента (тьюторанта) в процессе его становления,

как личности, не только в помощи в исследовании окружающих ресурсов, но

и поддержке первых шагов в профессии, поддержка в установлении новых

контактов с новыми людьми, совместное разрешение конфликтов, решение

сложных ситуаций, поиск оптимальных шагов на пути формирования

профессионализма. Многое «впервые» студент доверит тьютору.

В российской практике есть ряд различных профессиональных позиций

по отношению к философии тьюторства, но одно бесспорно и очевидно, что

только человек зрелый и опытный может взять на себя ответственность быть

наставником и сопровождать студента на пути его индивидуализации и

профессионализации.

Тьюторское сопровождение в колледже – это сопровождение студента

в его индивидуальном движении.

Нужен ли тьютор в колледже? На наш взгляд, очевидно, ответ, да.

Сегодня колледжи – это своего рода социальный лифт, возможность сделать

первый уверенный шаг в профессию, соприкоснуться со средой, где все

иначе, чем в образовательном учреждении, с той жизнью, где кипит жизнь, и

она уже не та, к которой привыкли, в которой чувствуют себя комфортно

наши студенты. Это взрослая среда, где все по-другому, и чтобы в ней быть

успешным, нужно многому научиться и, самое главное условие, научиться

быть

самим

собой.

Надо

ценить

каждый

день,

понимать

свою

ответственность за каждое событие, осознавать любой свой выбор как

значимый.

В отличии от высших учебных заведений, в колледже активно

продолжается воспитательная работа. Овладение способами совместной

профессиональной

деятельности

и

сотрудничества,

способность

к

творческому

проявлению

своей

индивидуальности,

ответственность,

самоконтроль, порядочность, терпимость к другому мнению, формирование

патриотизма

и

толерантности,

социальной

активности,

свободы,

общественно-политической активности - вот чему мы учим студентов в

колледже. Так кто же должен помочь студентам освоить столько различных

навыков, научить быть взрослыми и принимать самостоятельно решения?

Какую роль в самоопределении должен играть тьютор? Какие зоны

ответственности берет на себя психолог и как разделить обязанности и

работать вместе и эффективно?

Деятельность

тьютора

в

колледже

в

воспитании

студента

ориентирована выявление интересов студентов в целях обеспечения их

успешности, адаптации в учебном процессе. Тьютор помогает разобраться в

успехах и неудачах, понять и сформулировать личную мотивацию при

обучении. Тьютор выступает в роли наставника, сопровождает студентов на

протяжении всего периода обучения.

Система «тьюторства» во внеучебной жизни колледжа способствует

профессиональному и личностному становлению будущего специалиста.

В

соответствии

с

профессиональными

обязанностями

тьютор

организует сопровождение студентов в процессе обучения и воспитания,

оказывает

помощь

при

выборе

стратегии

получения

образования

и

самообразования, а также содействует развитию творческого потенциала,

формированию

межличностного

взаимодействия

с

преподавателями,

одногруппниками.

Таким образом, система тьюторства введена в колледже с целью

оптимизации

системы

учебно-воспитательной

работы,

что

позволяет

объединить

студентов

и

преподавателей

нашего

образовательного

учреждения общими целями и задачами.

Известно, что непреходящей ценностью в образовании является

свобода

выбора,

поэтому

мы

представляем

тьютора

своеобразным

посредником между преподавателем и студентом. Ценность свободы

студента тесно связана с ценностью его личности. Исходя из этого, мы

надеемся с помощью тьютора решить проблему соединения личностных

целей с общими целями и задачами образовательной организации.

Тьютор – это куратор, педагог-психолог, конфликтолог, правовед,

менеджер, друг и помощник студента на пути личностного становления и

профессионализации.

Базовая функциональная обязанность тьютора – создание избыточной

образовательной среды для тьюторанта, с целью выработки уникальной

индивидуальной образовательной траектории, постоянно уточняющейся и

корректирующейся. Итог работы тьютора и студента состоит в организации

процесса индивидуализации и совершении последним профессионального

выбора.

Таким образом, тьюторы должны быть ближайшими советником

студента и помощниками в решении всех проблемных ситуаций. Тьютор

способствует

организации

условий

для

реализации

индивидуальной

образовательной траектории студента, находясь рядом на протяжении всего

периода обучения в колледже.

Базовым процессом социальной практики является приобретение

социального

опыта.

Реальные

социальные

действия,

которые

будут

проходить

в

колледже,

помогут

реализовать

индивидуальную

образовательную программу и сформировать представление студентов о

своем будущем. Тьютор выполняет роль «социального продюсера». Именно

он помогает молодому человеку найти свое место в социуме.

Основными принципами воспитательной работы тьюторов в колледже

являются:

- преемственность воспитательной деятельности, осуществляемой на

предшествующих уровнях системы непрерывного образования, с учетом

изменившихся

возрастных

и

социально-психологических

особенностей

студентов;

- целенаправленное управление развитием личности студента как

целостным процессом;

- личностный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого

студента и его семьи;

- гражданственность, выражающаяся в соотнесении воспитательной

деятельности с интересами общества и государства;

- вариативность воспитательных систем, предполагающих различные

модели воспитательной деятельности.

Проблема,

над

которой

работают

тьюторы

в

педагогической

деятельности

– создание единого воспитательного пространства в колледже и вокруг

него. В основе ее – отношение тьютора к студентам. Каждый из них –

личность со своим мировоззрением, миропониманием. И человек, который

решил посвятить себя работе с детьми, должен помочь своим воспитанникам

пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать

условия для реализации ее способностей, помочь найти свою тропу, не

тянуть за руку на гору, а помочь преодолеть ее, как этого достичь?

Воспитывая молодежь, мы должны обращать их взор к доброму, вечному,

благому. Вот основные категории в колледже, которые являются главными в

воспитательной работе тьютора со студентами.

Основная задача колледжа – подготовка студентов к предстоящей

трудовой деятельность, то есть формирование специалиста в результате его

обучения

и

воспитания

в

процессе

теоретической

и

практической

подготовки, производственной (профессиональной) практики, во внеучебное

время.

Воспитательный процесс в колледже осуществляется через:

- систему работу тьютора с каждым студентом,

- спортивно-оздоровительную работу;

- организацию досуга;

-

деятельность

студенческого

совета,

старост

групп,

родителей

студентов.

Каждый из перечисленных уровней является важным, так как человек

проявляется и развивается в деятельности, в конкретных делах. Тьютор в

колледже осуществляет сопровождение как отдельного студента, так и

учебной группы в целом.

В

отличие

от

классного

руководителя

тьютор

нацелен

на

индивидуальную ежедневную работу со студентом, где обсуждает с ним его

проблемы и успехи, помогает студентам в организации самостоятельной

деятельности, в подборе конкретных учебников, средств, образовательных

ресурсов приемов и методов самостоятельной работы, а также способствует

развитию у них способности к самоанализу и самооценке.

Чем тьютор отличается от куратора (классного руководителя)?

Куратор

выполняет

задания

завуча.

Тьютор

работает

на

образовательный заказ студента.

 Куратор для усиления позиции педагога. Тьютор для поддержки

студента.

Таким образом, тьютор – преподаватель нового типа, играющего роль

консультанта,

наставника,

организатора

самостоятельной

учебной

деятельности обучающихся по освоению содержания курса и личностно-

профессиональному развитию. При этом тьюторство рассматривается как

разновидность педагогической деятельности, качественное отличие которой

определяется,

прежде

всего,

выстраиванием

пространства

совместной

деятельности

педагога-тьютора

и

обучаемого.

Преподаватель-тьютор

помогает студентам в организации самостоятельной деятельности, в подборе

конкретных учебников, средств, образовательных ресурсов приемов и

методов самостоятельной работы, а также способствует развитию у них

способности к самоанализу и самооценке.

При

такой

технологии

обучения

студентов

с

учетом

их

индивидуальных особенностей, каждый обучающийся сможет продвигаться

по индивидуальным образовательным маршрутам во всех образовательных

областях.

Хочется отметить, поле для взаимодействия тьютора и студента

достаточно

обширно.

Это

возможность

поддержать

или

уточнить

профессиональный выбор студента и достроить учебный план, разработать

индивидуальную образовательную программу, и сопровождение адаптации

первокурсника к среде и традициям колледжа, особенностям учебного дня и

формирование у студентов представлений о профессиональной карьере

(формирование

понимания

значимости

осваиваемой

профессии

или

специальности), и, конечно, развитие мотивации к обучению.

Выбор профессии – серьёзный шаг в жизни каждого человека, который

определяет

его

будущее.

Каждая

профессия

предъявляет

к

профессиональным качествам человека свои специфические требования.

Только сформировав их у себя, специалист становится профессионалом. Без

них

нет

и

дальнейшего

профессионального

совершенствования.

Формирование

профессиональных

качеств

в

сочетании

с

профессиональными знаниями и компетенциями – это и есть содержательная

сторона

процесса

профессионального

воспитания

студентов

профессиональных образовательных организаций. Педагогическая наука

исходит из того, что профессиональная подготовка и воспитание – это

единый процесс.

Профессиональное воспитание – это «целенаправленный процесс,

способствующий формированию личности обучающихся в учреждениях

профессионального

образования,

подготовке

их

к

активной

профессиональной

деятельности,

развитию

профессионально

важных

качеств».

В результате профессионального воспитания у студентов должны быть

сформированы

такие

качества

личности,

как

трудолюбие,

целеустремленность,

экономическая

рациональность,

профессиональная

этика, способность принимать ответственные решения, умение работать в

коллективе,

развиты

творческие

способности

и

другие

качества,

необходимые специалисту.

К основным компонентам профессионального воспитания относят:

мотивацию обучающихся к глубокому освоению выбранной профессии,

потребности в самопознании и самосовершенствовании и формирование

профессиональной

направленности

в

системе

личностных

ценностей,

осознания своей социальной роли и смысла подготовки к исполнению

профессиональных обязанностей.

Формирование

профессиональных

компетенций

(специальных,

социальных, личностных, методических и психолого-педагогических) у

студентов техникума осуществляется в различных формах.

Специальные компетенции формируются через изучение предметов,

различные виды практик, экскурсии, предметные недели, олимпиады и

внеаудиторные формы воспитательной работы по изучаемым дисциплинам.

Учебная

деятельность,

включающая

обучение

дисциплинам

и

профессиональным модулям учебного плана специальности, влияет также на

профессиональную мотивацию студентов.

В процессе формирования социальной компетенции используются

следующие формы работы:

 организация работы со студентами первого курса по адаптации к

профессиональной системе обучения, усвоению ими традиций техникума и

правил поведения;

 деятельность информационно-аналитического центра, призванного

содействовать трудоустройству выпускников;

 участие студентов в работе органов студенческого самоуправления;

 участие студентов техникума в реализации социальных проектов по

благоустройству территории техникума и города.

Формированию методических компетенций способствуют:

- самостоятельный поиск профессиональной информации студентами

(олимпиады, рефераты, доклады, «круглые столы» и т.п.);

- развитие научно-исследовательской деятельности студентов: участие

в научно-практических конференциях, работе НСО;

- организация книжных выставок, просмотров и обзоров литературы

профессиональной направленности библиотекой техникума.

Большую

роль

в

формировании

психолого-педагогических

компетенций у студентов техникума играет социально-психологическая

служба техникума и информационно-аналитический центр.



В раздел образования