Напоминание

Логическое мышление в ДОУ с использованием пособий с геометрическим материалом.


Автор: Решетникова Виктория Имрановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №117 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Республика Коми город Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: Логическое мышление в ДОУ с использованием пособий с геометрическим материалом.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор - составитель: Решетникова В.И.

воспитатель МАДОУ «Детский сад №117

общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Логическое мышление в ДОУ

с использованием пособий с геометрическим материалом.

Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в

мире

происходили

раньше

менее

стремительно,

чем

сегодня.

Сегодня

окружающий мир переполнен условными знаками и символами. Однако умение

использовать информацию определяется развитостью логических приёмов

мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформления в систему. Главной

целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к

активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, т.к. развитие

современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей

образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание

таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным

изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического

мышления дошкольников является неотъемлемой частью.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным,

научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться

на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а

значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будет приносить радость и

удовлетворение.

Знание

логики

будет

способствовать

культурному

и

интеллектуальному развитию личности.

К группе методик можно отнести интеллектуальные игры Б.П. Никитина

«Сложи узор», блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера и игры –

головоломки (Танграм, головоломка Пифагора, Волшебный круг, Колумбово

яйцо, Листик, Сфинкс, Вьетнамская игра, Пентамимо) Материал используется

как

в

планировании

совместной

и

индивидуальной

образовательной

деятельности с детьми в ДОУ, так и дома.

КУБИКИ Б.П. НИКИТИНА

«СЛОЖИ УЗОР»

Это 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней кубика окрашены по разному в

четыре цвета. (4 грани одного цвета: желтая, синяя, красная и 2 грани: желто-

синяя и красно-белая)

Развивает способность к анализу и синтезу, способность к комбинированию.

ЛОГ

ИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША

(48 ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР):

- четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

- трех цветов (красные, синие и желтые);

- двух размеров (большие и маленькие);

- двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура

характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Задачи:

- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

- Развивать пространственные представления.

- Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над

множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).

- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно

обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять

сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

- Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного

решения учебных задач.

- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении

цели.

- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к

моделированию и конструированию.

- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют

«числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными

линеечками".

В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1

до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины

выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина

палочки, тем большее числовое значение она выражает.

ИГРЫ - ГОЛОВОЛОМКИ

Цель данных игр-головоломок, или геометрических конструкторов состоит в

том, чтобы создавать на плоскости силуэты предметов по образцу и замыслу.

Они привлекают детей своей занимательностью, свободой действий,

подчинению правилам, возможностью проявлять творчество и фантазию.

Они развивают пространственное представление, воображение, конструктивное

мышление, комбинаторские способности, сообразительность,

целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач,

способствуют успешной подготовки детей к школе.

ТАНГРАМ

Это древняя китайская игра – квадрат, разделенный на 7 геометрических фигур.

ГО

ЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА

Входит 2 квадрата (большой и маленький), 4 треугольника (2 больших и 2

маленьких), и 1 параллелограмм.

Создаем силуэтное изображение путем последовательного укладывания деталей

на образец.

КО

ЛУМБОВО ЯЙЦО

Состоит из десяти фигур: треугольника и 6 фигур округлой формы, располагает

к составлению силуэтов птиц, человека, животных.

ВО

ЛШЕБНЫЙ КРУГ

Детали игр получаются в результате деления круга на 10 частей. Игра дает

силуэты человека, домашних животных, птиц, рыб, предметов обихода и т.д.

Интерес к игре возрастает при внесении элементов соревнования.

СФИНКС

В игре 7 простых геометрических фигур: 4 треугольника и 3 четырехугольника.

Образец помогает справиться с задачей.

ЛИСТИК

Игра напоминает схематическое изображение сердца или листа сирени, состоит

из 9 элементов. Можно создавать силуэт не только по образцу, но и

придумывать собственные.

ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА

Состоит

из

7

частей,

все

элементы

игры

обтекаемой

формы.

Дети

изготавливают силуэты по схеме и самостоятельно.

ПЕНТАМИМО

Игра состоит из 12 разных по форме, но равных по размеру элементов. Каждый

элемент состоит из 5 равных квадратов. Составлять силуэты сложно, поэтому

необходимо рассмотреть элементы, найти внешнее сходство их с предметами,

буквами и т.п.

Литература

1) От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010

2)

Федеральные

государственные

требования

к

структуре

основной

общеобразовательной программы дошкольного образования.

3) Венгер Л.А. Развитие мышления дошкольника //Дошкольное воспитание 1974 -

№7 – с 5-6

4) Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных

способностей у детей дошкольного возраста – М:Просвещение, 1989

5) Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет сада и

родителей/ под редакцией А.А. Соляра – М.: Просвещение, 1991

6) Михайлова З.А. Использование игровых методов при обучении дошкольников //

Дошкольное воспитание – 1988 - №2 – с 24 – 30

7) Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей – М: Просвещение, 1981

8) Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. – Н.Новгород 1996

9) Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М: Просвещение 1981

10) Федорова Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших

дошкольников // Дошкольное воспитание – 1996 - №3 – с 19 – 22

11) Юзбекова Е.А Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии

дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. –

М.Линка Пресс. 2006



В раздел образования