Автор: Решетникова Виктория Имрановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №117 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Республика Коми город Сыктывкар
Наименование материала: статья
Тема: Логическое мышление в ДОУ с использованием пособий с геометрическим материалом.
Раздел: дошкольное образование
Автор - составитель: Решетникова В.И.
воспитатель МАДОУ «Детский сад №117
общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Логическое мышление в ДОУ
с использованием пособий с геометрическим материалом.
Прогресс в науке и технике, а также процессы распространения информации в
мире
происходили
раньше
менее
стремительно,
чем
сегодня.
Сегодня
окружающий мир переполнен условными знаками и символами. Однако умение
использовать информацию определяется развитостью логических приёмов
мышления и, в ещё большей мере, степенью их оформления в систему. Главной
целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к
активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. И, т.к. развитие
современного общества носит динамический характер, то и ключевой задачей
образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание
таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным
изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического
мышления дошкольников является неотъемлемой частью.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным,
научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться
на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а
значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будет приносить радость и
удовлетворение.
Знание
логики
будет
способствовать
культурному
и
интеллектуальному развитию личности.
К группе методик можно отнести интеллектуальные игры Б.П. Никитина
«Сложи узор», блоки Дьенеша, цветные палочки Кюизенера и игры –
головоломки (Танграм, головоломка Пифагора, Волшебный круг, Колумбово
яйцо, Листик, Сфинкс, Вьетнамская игра, Пентамимо) Материал используется
как
в
планировании
совместной
и
индивидуальной
образовательной
деятельности с детьми в ДОУ, так и дома.
КУБИКИ Б.П. НИКИТИНА
«СЛОЖИ УЗОР»
Это 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней кубика окрашены по разному в
четыре цвета. (4 грани одного цвета: желтая, синяя, красная и 2 грани: желто-
синяя и красно-белая)
Развивает способность к анализу и синтезу, способность к комбинированию.
ЛОГ
ИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША
(48 ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР):
- четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
- трех цветов (красные, синие и желтые);
- двух размеров (большие и маленькие);
- двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура
характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Задачи:
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать пространственные представления.
- Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над
множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно
обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять
сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного
решения учебных задач.
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении
цели.
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к
моделированию и конструированию.
- Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
ЦВЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют
«числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными
линеечками".
В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1
до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины
выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина
палочки, тем большее числовое значение она выражает.
ИГРЫ - ГОЛОВОЛОМКИ
Цель данных игр-головоломок, или геометрических конструкторов состоит в
том, чтобы создавать на плоскости силуэты предметов по образцу и замыслу.
Они привлекают детей своей занимательностью, свободой действий,
подчинению правилам, возможностью проявлять творчество и фантазию.
Они развивают пространственное представление, воображение, конструктивное
мышление, комбинаторские способности, сообразительность,
целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач,
способствуют успешной подготовки детей к школе.
ТАНГРАМ
Это древняя китайская игра – квадрат, разделенный на 7 геометрических фигур.
ГО
ЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА
Входит 2 квадрата (большой и маленький), 4 треугольника (2 больших и 2
маленьких), и 1 параллелограмм.
Создаем силуэтное изображение путем последовательного укладывания деталей
на образец.
КО
ЛУМБОВО ЯЙЦО
Состоит из десяти фигур: треугольника и 6 фигур округлой формы, располагает
к составлению силуэтов птиц, человека, животных.
ВО
ЛШЕБНЫЙ КРУГ
Детали игр получаются в результате деления круга на 10 частей. Игра дает
силуэты человека, домашних животных, птиц, рыб, предметов обихода и т.д.
Интерес к игре возрастает при внесении элементов соревнования.
СФИНКС
В игре 7 простых геометрических фигур: 4 треугольника и 3 четырехугольника.
Образец помогает справиться с задачей.
ЛИСТИК
Игра напоминает схематическое изображение сердца или листа сирени, состоит
из 9 элементов. Можно создавать силуэт не только по образцу, но и
придумывать собственные.
ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА
Состоит
из
7
частей,
все
элементы
игры
обтекаемой
формы.
Дети
изготавливают силуэты по схеме и самостоятельно.
ПЕНТАМИМО
Игра состоит из 12 разных по форме, но равных по размеру элементов. Каждый
элемент состоит из 5 равных квадратов. Составлять силуэты сложно, поэтому
необходимо рассмотреть элементы, найти внешнее сходство их с предметами,
буквами и т.п.
Литература
1) От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010
2)
Федеральные
государственные
требования
к
структуре
основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
3) Венгер Л.А. Развитие мышления дошкольника //Дошкольное воспитание 1974 -
№7 – с 5-6
4) Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных
способностей у детей дошкольного возраста – М:Просвещение, 1989
5) Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет сада и
родителей/ под редакцией А.А. Соляра – М.: Просвещение, 1991
6) Михайлова З.А. Использование игровых методов при обучении дошкольников //
Дошкольное воспитание – 1988 - №2 – с 24 – 30
7) Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей – М: Просвещение, 1981
8) Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. – Н.Новгород 1996
9) Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М: Просвещение 1981
10) Федорова Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших
дошкольников // Дошкольное воспитание – 1996 - №3 – с 19 – 22
11) Юзбекова Е.А Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии
дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. –
М.Линка Пресс. 2006