Автор: Большакова Александра Валерьевна
Должность: старший методист
Учебное заведение: МОУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: Волоколамский городской округ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современная методическая деятельность в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Методическая разработка семинара на тему:
«Современная методическая деятельность
в дополнительном образовании»
Автор материала:
А.В. Большакова
Старший методист
2024 г.
Разработчик:
Большакова Александра Валерьевна, старший методист
Цель – изучение, рассмотрение особенностей организационно-методического
сопровождения образовательного процесса в условиях дополнительного образования.
Задачи:
-
акцентировать
внимание
педагогов
на
современную
деятельность
учреждения
дополнительного образования в системе непрерывного образования;
- выявить уровень информированности педагогов о модели взаимодействия общего и
дополнительного образования;
- познакомить педагогов с основными составляющими методической деятельности МБОУ
ДО «Свежий ветер»;
- мотивировать педагогов дополнительного образования Центра к профессиональному
совершенствованию, профессиональному развитию, внедрению и использованию на
занятиях современных технологий;
- способствовать повышению уровня развития профессиональной компетенции педагогов
Центра.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор, раздаточный материал.
Участники
семинара-практикума:
заместитель
директора,
педагоги
дополнительного образования, методисты.
Форма проведения: теоретический семинар.
Оборудование
и
материалы:
мультимедийные
презентации,
раздаточный
материал.
Дополнительное образование детей
в современной системе образования Российской Федерации
Дополнительное образование детей в современных условиях рассматривается как
важнейшая составляющая образовательного пространства – неотъемлемая и важная часть
общего образования. Современному дополнительному образованию посвящена гл.10
Федерального Закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», которая определяет цели дополнительного образования детей и взрослых,
градацию
дополнительных
общеобразовательных
программ,
раскрывает
суть
дополнительного профессионального образования.
Цель современного дополнительного образования детей заключается в создании
организационно-педагогических
условий
для
профессионального,
социального,
личностного самоопределения, самореализации и развития ребенка.
Основная цель дополнительного образования детей конкретизируется следующими
задачами:
- создание условий для проявления и развития разнообразных
индивидуальных способностей детей;
- воспитание и практическая подготовка свободного, самостоятельного,
творческого, профессионально ориентированного гражданина, способного к
сотрудничеству в интересах человека, общества, государства;
- развитие и реализация интеллектуального потенциала, творческих
способностей личности ребенка, формирование интереса и мотивации к
творческой и исследовательской деятельности в конкретной сфере науки,
техники, культуры, производства;
- раскрытие и реализация творческого потенциала педагога.
Современное дополнительное образование рассматривается как особый тип
образования, представляющий собой процесс и результат развития личности ребенка в
образовательной
сфере,
опирающийся
на
психолого-педагогический
потенциал
свободного времени; представляет собой тип образования, объединяющий воспитание,
обучение
и
развитие
в
единый
процесс
с
целью
удовлетворения
и
развития
познавательных
интересов,
творческого
потенциала
ребенка,
способствующих
самоопределению, самореализации и социализации личности и опирающихся на
свободный выбор ребенком видов деятельности.
Дополнительное образование:
- выступает как средство формирования мотивации личности к познанию, творчеству и
самосовершенствованию;
-
способствует
формированию
гуманистических
ценностных
ориентаций,
дает
возможность значительного расширения сферы общения с вечными ценностями,
накопленными
человечеством,
способствует
реальному
взаимодействию
и
взаимообогащению культуры;
- дает реальную возможность развития разных способностей ребенка, выбора им
индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может
развиваться личность, обеспечивая тем самым «ситуацию успеха для каждого ребенка» и
реализуя на практике идеи свободного образования, образования по выбору;
- компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых учебных курсов,
способствует определению жизненных планов, реализации профессионального выбора
школьников, помогает овладеть разными способами деятельности;
- включает детей в интересующие их творческие виды деятельности, в ходе которых
происходит
формирование
нравственных,
духовных,
культурных,
социальных
ориентиров, реализует огромный воспитательный потенциал.
Реализация
задач
дополнительного
образования
осуществляется
на
основе
следующих принципов:
1. Принцип дополнительности
позволяет расширить школьные знания, дает
возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные образовательные
потребности за пределами образовательной организаций, способствовать развитию
универсальный учебных действий личности, которые важны для успеха в любой сфере
деятельности.
2.
Принцип
личностного
определения
предоставляет
возможность
выбора
направления деятельности, темпов продвижения по конкретной программе, форм
предоставления результатов своего труда и др. Именно свободный выбор ребенка есть
существенный признак дополнительного образования. Поэтому, в самом широком смысле
слова, дополнительное образование – это «образование целевого выбора».
3. Принцип индивидуализации образования.
Как
принцип
педагогической
деятельности индивидуализация в условиях дополнительного образования предполагает:
- создание условий для максимально свободной реализации каждым ребенком заданных
природой
задатков,
проявления
своих
возможностей,
которые
служат
главным
побудительным мотивом творчества;
- организацию индивидуально ориентированной помощи каждому ребёнку в реализации
его потребностей, в эмоциональном и широком общении не столько со сверстниками,
сколько со значимыми взрослыми, в освоении рационального содержания человеческой
жизни;
- активное участие педагога в автономном самоопределении ребенка, в стимулировании
развития его способности осуществлять социально значимые действия, накапливать
собственный личный опыт социальной деятельности.
Дополнительное
образование
направленно
на
обеспечение
персонального
жизнетворчества обучающихся в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас,
так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения,
реализации личных жизненных замыслов и притязаний.
4.
Принцип
преемственности
и
непрерывности
образования
обеспечивает
преемственность и специализацию образования, затрагивающей те области знаний, к
которым
дети
проявляют
устойчивый
интерес.
При
этом
преемственность
и
непрерывность должны обеспечиваться через осуществление метапредметные связей,
создание интегрированных образовательных программ, программ профессиональной
ориентации и самоопределения и т.д.
5. Принцип гуманизации образования предполагает создание психологически
комфортной атмосферы, творчества, права выбора и равных условий для образования
разных детей (одаренных, детей с ограниченными возможностями здоровья, попавших в
трудную жизненную ситуацию).
6. Принцип многообразия.
Дополнительное образование детей характеризуется
разнообразием: возрастов, способностей (музыкальных, спортивных, интеллектуальных,
творческих
и
др.)
и
особенностей
обучающихся
(одаренные,
с
ограниченными
возможностями здоровья); а так же направленностей деятельности, типов и видов
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, форм организации
образовательных объединений,
7. Принцип единства обучения, воспитания и развития.
8.
Принцип
деятельностного
подхода
предполагает
организацию
процесса
деятельности обучающихся, направленный на становление его сознания и его личности в
целом.
9. Принцип интегративности образования обеспечивает интеграцию разных
видов творческой деятельности, уровней их освоения, разнообразных форм организации.
10. Принцип вариативности обучения. Данный принцип обеспечивает свободный
выбор вариантов образовательной деятельности всех участников учебно-образовательного
процесса в разных сферах деятельности и взаимодействия. Обеспечивается вариативность
содержанием и формами организации образовательного процесса.
11. Принципы усиления социальной составляющей образования.
Дополнительное образование как непрерывное образование
Современная реальность показывает, что реформирование системы общего
образования невозможно без использования потенциала дополнительного образования
детей.
Эта
составляющая
образовательного
пространства
обладает
потенциалом
преемственности,
непрерывности
и
межструктурного
взаимодействия.
Обладая
мобильностью, интерактивностью, способностью быстро и точно реагировать на
современный мир в интересах ребенка, его семьи, общества и государства, современное
дополнительное образование детей социально востребовано.
Система
дополнительного
образования
создает
единое
образовательное
пространство с другими типами образования, пронизывая уровни дошкольного, общего,
профессионального образования.
В соответствии с положениями ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
дополнительное образование детей необходимо рассматривать в контексте непрерывного
образования,
где
данный
подвид
образования
предназначен
для
всестороннего
удовлетворения образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-
нравственном,
физическом
и
(или),
профессиональном
совершенствовании
и
не
сопровождается повышением уровня образования (гл. I, ст. 2, п. 14).
Понятие «непрерывное образование» хорошо известно. Во многих языках мира
есть пословицы «Век живи — век учись» и «Учиться никогда не поздно», в соответствии с
которыми непрерывное образование обозначает пожизненный последовательный процесс
образования, обеспечивающий постоянное пополнение и расширение знаний у людей
разного возраста. О непрерывном образовании говорили еще древние мудрецы, а
основателем современных представлений о непрерывном образовании принято считать
Яна Амоса Коменского. Однако термин «непрерывное образование» активно вошел в
практику только в 70-е гг. XX в. с момента опубликования доклада комиссии ЮНЕСКО
под руководством Э. Фора (1972).
«Непрерывно
образование»
-
это
всеобъемлющая
и
объединяющая
идея,
включающая формальное, внеформальное и неформальное обучение. Непрерывное
образование
в
его
понимании
предполагает
любое
целенаправленное
обучение,
осуществляемое на постоянной основе, с целью совершенствования знаний, умений и
навыков (компетенций) в условиях информатизации общества, глобализации мировых
процессов и стремительного научно-технического прогресса.
Выделяются шесть принципов построения системы непрерывного образования:
- принцип многоуровневости образовательных программ;
- принцип дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного
образования;
- принцип базового образования;
- принцип маневренности образовательных программ;
- принцип преемственности образовательных программ основывается на единых целях
всей системы непрерывного образования;
- принцип интеграции образовательных структур предполагает многопрофильность,
многоуровневость и многоступенчатость образовательных организаций и программ.
Непрерывное образование начинается со «свободного выбора» и определяется как
процесс образовательной деятельности человека, его развития и роста как личности на
протяжении всей жизни. Обеспечить этот выбор, рост и целостное развитие на
протяжении всей жизни каждого гражданина общества призваны самые разные
образовательные структуры — основного и дополнительного образования, для детей и
взрослых, государственных и общественных организаций, формальных и неформальных
общественных институтов.
Современное дополнительное образование детей представляет собой открытую
систему, обеспечивающую среду возможностей для самореализации и саморазвития
человека, его профессионального и личностного роста, что позволяет дополнительному
образованию
стать
кластером
развития
непрерывного
образования.
Содержание,
организация, методы образовательной деятельности, цели и задачи соподчинены общей
направленности на улучшение качества жизни детей и общества в целом.
Дополнительное образование детей, его содержание, организационная
форма и
результаты свободно выбираются. С накоплением опыта занятости в дополнительном
образовании и по мере взросления каждый ребенок или подросток начинает осознавать,
сколько ему вкладывать сил в свою образованность, какие способности развивать для
своего будущего (благополучия, счастья,
кон курентоспособности, успешности и пр.).
Дополнительное
образование
становится
сутью
основой
непрерывного
процесса
саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Дополнительное образование детей характеризуется следующими качественными
признаками:
- открытость конкретным образовательным ожиданиям, интересам и потребностям детей
и подростков; запросам семьи, различным социальным и профессиональным группам
населения, заинтересованным в дополнительном образовании;
- обеспечение доступного пути к образованию всем и каждому, независимо от
материального положения, социального происхождения, уровня развития, культурных,
национальных особенностей;
- ориентация на пополнение знаний и умений, приобретение навыков и опыта
деятельности, общения, компетентного участия в различных видах социально значимой
деятельности, оказание поддержки и помощи детям в развитии их потребности в самооп-
ределении, в обретении конкретных жизненных смыслов как средства противостояния
негативным воздействиям социума (повышении способности личности к позитивной
самореализации и успешной социализации);
- приоритетность в образовательных отношениях с детьми права добровольного,
свободного выбора вида деятельности, образовательной области и профиля подготовки,
содержания своего образования, объема и темпа его освоения; педагога, образовательной
программы объединения, результатов ее освоения и результатом своей деятельности;
- опора образовательной деятельности на совместное проектирование образовательной
программы
педагогом
и
детьми
(группа,
объединенная
общностью
интересов,
образовательных отношений и совместной деятельностью) как основными участниками;
- признание ценности индивидуального развития, динамики субъективного опыта каждого
ребенка
и
подростка
и
соответственно
обеспечение
его
через
разнообразие
и
вариативность образовательных программ;
- отсутствие единых, стандартизированных требований к содержанию и результатам
освоения детьми и подростками образовательных программ, к результатам учебной и
иной деятельное (участия) в образовательном процессе объединения, но подчиненность
всех параметров содержания образовательной программы и
деятельности по ее
реализации
природе
ребенка,
естественному
росту,
культурному
и
личностному
становлению;
- содержание образования, его цели и задачи, планируемые результаты и способы их
достижения разрабатываются каждым педагогом и фиксируются в его собственной
образовательной программе с учетом принципов партнерства и сотрудничества;
- признание результатов рассматривается как процесс, ведущий
к достижению и
накоплению выгод и преимуществ экономического, социального, психологического и
образовательного характера.
Важным социальным фактором развития дополнительного образования детей в
условиях напряженной современной жизни является то, что современное общество, где
знания и здоровье становятся капиталом и главным ресурсом экономики, формирует
устойчивый и долговременный запрос на личность активную и неординарную, яркую и
свободную,
интеллектуально
и
физически
развитую,
творческую
и
высокопрофессиональную.
В соответствии с этим к дополнительному образованию детей предъявляют
определенные требования:
- создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области,
профиля программы, педагога;
- личностно - деятельностный характер образовательного процесса, способствующий
развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
- личностно - ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха для каждого;
- многообразие видов деятельности, удовлетворяющее интересы и потребности ребенка.
Модели взаимодействия общего и
дополнительного образования в контексте ФГОС
Сущностные характеристики, принципы функционирования моделей общего и
дополнительного
образования.
Формы
сетевого
взаимодействия
общего
и
дополнительного образования в организации внеурочной деятельности обучающихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
всецело ориентированы на смену парадигмы знаниевого подхода в образовании на
личностно-ориентированный,
системно-деятельностный,
компетентностный.
ФГОС
вводит право каждого школьника на внеурочную деятельность, призванную приоритетно
развивать личность обучающегося.
Включение достоинств дополнительного образования в контекст общего призвано
расширить компетентностную составляющую общего образования. С этой целью идет
поиск и разработка моделей интеграции общего и дополнительного образования.
В рамках организации взаимодействия учреждений общего и дополнительного
образования детей в условиях реализации ФГОС предполагаются разные варианты
сотрудничества. В качестве основной составляющей может выступать «узловая» модель,
когда организация дополнительного образования детей использует имеющуюся у него
материально-техническую базу для осуществления образовательного и воспитательного
процесса для обучающихся нескольких общеобразовательных учреждений, которые
«аккумулируются» в учреждении дополнительного образования.
Вторая составляющая вариативной модели является традиционным подходом к
организации взаимодействия, когда обучающиеся учреждений общего образования
посещают кружки, секции, клубы по интересам и т.д. организаций дополнительного
образования детей, действующие на базе этого общеобразовательного учреждения.
Дальнейшее развитие этой модели в случае большого количества обучающихся приводит
к открытию на базе учреждения общего образования соответствующего филиала
организации дополнительного образования.
Третья
составляющая
вариативной
модели
взаимодействия
–
это
модель
с
использованием
стажировочной
площадки
на
базе
организации
дополнительного
образования детей. В этом случае УДО – это своеобразный организационно-методический
центр и базовое учреждение для повышения квалификации для педагогов системы общего
образования.
Во
всех
случаях
взаимодействия
учреждений
общего
и
дополнительного
образования детей должно быть создано общее программно-методическое пространство, а
целевые ориентиры реализуемых в рамках такого взаимодействия программ внеурочной
деятельности должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения
основной
образовательной
программы
общего
образования
конкретного
общеобразовательного учреждения.
Организация методического сопровождения
в учреждении дополнительного образования.
Современная
система
образования
направлена
на
повышение
качества
образования,
достижение
новых
образовательных
результатов,
соответствующих
современным запросам личности, общества и государства, требует от педагогических
работников
высокого
уровня
профессионализма,
компетентности,
готовности
к
постоянному профессиональному росту. Современный педагог должен владеть не только
знаниями
и
опытом
в
определенной
области,
но
и
необходимым
набором
профессиональных компетенций.
Воспитать саморазвивающуюся личность может
педагог, который сам постоянно развивается, обладает педагогическим мастерством и
стремится к постоянному профессиональному и личностному росту, в связи с чем в УДО
первоочередное значение уделяется системе методического сопровождения деятельности
педагогических работников, которая является наиболее оптимальной формой работы в
современной образовательной организации. Основной целью деятельности системы
методического
сопровождения
является
развитие
профессиональных
компетенций
педагогических работников. Понятие «сопровождение» используется по отношению к
человеку, которому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих (возникших)
трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей.
Методическое
сопровождение
деятельности педагога дополнительного
образования
можно
рассматривать
как
целостную,
системно
организованную
деятельность, в процессе которой создаются условия для профессионального роста
педагога, развития его профессионально- педагогической компетентности.
Термин
«сопровождение» появился в педагогике относительно недавно, с конца 90-х гг. XX века.
В педагогике понятие «сопровождение» понимается как особый вид взаимодействия с
целью создания благоприятных условий развития субъектов взаимодействия, а его
сущностными признаками являются помощь в принятии решений, взаимодействие.
Понятие
«методическое
сопровождение»
понимается
как
организация
целостной,
системно-организованной деятельности, которая направлена на создание условий для
развития профессионально-личностной компетенции педагога.
Основные задачи методического сопровождения:
- создание условий, обеспечивающих субъектную позицию каждого педагога в
повышении квалификации;
- оказание методической помощи в освоении способов самообразования и
саморазвития;
- организация выявления, изучения и распространения передового педагогического
опыта в УДО;
- создание системы мониторинга результативности образовательного процесса;
- создание условий для удовлетворения информационных, учебно-методических,
творческих потребностей педагогов;
- создание и расширение издательской деятельности педагогических работников
образовательной организации;
- оказание помощи педагогам во время прохождения аттестации;
- создание условий для изготовления и систематизации дидактического материала
учебно-методических комплексов;
- разработка рекомендаций участникам педагогического процесса в вопросах
реализации индивидуального подхода в процессе психолого-медико-педагогического
сопровождения обучающихся;
- осуществление индивидуальной методической работы с молодыми специалистами;
- организация поддержки педагогам в инновационной деятельности.
Функции, принципы, формы методического сопровождения.
В
современной
педагогической
литературе
существуют
разные
подходы,
определяющие количество и содержание функций методического сопровождения.
Информационная функция
методического сопровождения предполагает сбор и
обработку информации по организации и проблемам методической деятельности,
выявление и создание различных банков данных, отражающих актуальные направления
деятельности учреждения дополнительного образования.
К информации предъявляются следующие требования: объективность; актуальность;
предельная конкретность; насыщенность. Новейшими средствами информационного
обеспечения в настоящее время становятся медиатеки.
Аналитическая
функция
направлена
на
изучение
фактического
состояния
методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий
по достижению целей на объективную оценку полученных результатов и выработку
регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.
Планово-прогностическая функция является основой деятельности методического
сопровождения. Она направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и
разработку программ их достижения. Качество методического сопровождения зависит от
точности
ее
планирования
и
прогнозирования.
Планирование
методического
сопровождения позволяет целенаправленно решать задачи, добиваться запланированных
целей в организации методической деятельности. В процессе подготовки плана
методического сопровождения необходимо учитывать следующие принципы:
- принцип научности;
- принцип учета специфики УДО;
- принцип оптимальности;
- принцип перспективности;
- принцип целенаправленности.
Проектировочная функция
направлена на разработку содержания и создание
различных проектов деятельности УДО, которая включает:
- стратегические документы (Устав, программа развития образовательной организации
и т.д.);
-
образовательные,
досуговые,
оздоровительные,
реабилитационные
и
другие
программы и технологии их реализаций;
-
методические
документы,
обеспечивающие
образовательный,
досуговый,
инновационный,
исследовательский,
экспериментальный,
организационный
виды
деятельности;
- технологии осуществления процедур инновационной деятельности;
- наиболее продуктивные методы и приемы обучения.
Организационно-координационная
функция методической службы предполагает
создание
и
организацию
работы
структур,
которые
обеспечивают
деятельность
методической службы.
Обучающая функция методического сопровождения
предполагает повышение
квалификации педагогов,
направлена на повышение профессионального уровня в
осуществлении
образовательного
процесса,
вооружение
его
актуальными
педагогическими знаниями и технологиями; развитие общей эрудиции, а также
необходимых для педагога свойств и качеств личности. Реализация обучающей функции
осуществляется
посредством
различных
организационных
форм
повышения
квалификации педагогов.
Контрольно-диагностическая функция
занимает особое место в деятельности
методической службы и реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля
позволяет
определить
соответствие
функционирования
и
развития
методической
деятельности учреждения. Педагогическая диагностика предполагает
изучение и
оценивание педагогических процессов, а так же их регулирование и коррекцию.
В современной системе образования от квалификации педагога, его личностных
качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Очень часто педагоги
недооценивают процесс повышения профессиональной компетентности, что отрицательно
влияет на процесс развития образовательной организации в целом. Одной из задач
методического сопровождения является организация оптимально комфортных условий,
форм методического сопровождения, которые позволили бы максимально реализовать
потенциал педагогов.
По способу организации формы методического сопровождения классифицируются
на: коллективные, групповые, индивидуальные. По степени активности: пассивные и
активные.
Пассивные формы методического сопровождения обеспечивают репродуктивную
мыслительную деятельность и опору на зону актуального развития педагогов. Примеры
пассивных форм методического сопровождения: теоретический семинар, психолого-
педагогический семинар, проблемный семинар, семинар-практикум, научно-практическая
конференция, дни науки, психолого-педагогические чтения и др.
Активные формы методического сопровождения стимулируют исследовательскую
деятельность
педагогов,
формируют
интеллектуальную
культуру
и
культуру
саморазвития. Примеры активных форм методического сопровождения: деловая игра,
тренинг, педагогический КВН, мозговой штурм, методический фестиваль, защита проекта
и др.
Л.П. Татаринова и С.Д. Аюпова выделяют три группы форм методической работы
по их основной цели:
1. Формы методической работы, направленные на повышение квалификации и
профессионального
мастерства
педагогических
и
руководящих
работников
образовательной организации.
2. Формы методической работы, направленные на обобщение, представление и
распространение опыта инновационной деятельности, передового педагогического опыта.
3. Формы информационно-методической работы.
Деятельность методической службы
организации дополнительного образования.
Методическая работа в образовательной организации – это основанная на науке и
прогрессивном
педагогическом
и
управленческом
опыте
целостная
система
взаимосвязанных
мер,
обеспечивающая
профессиональный
рост
педагогических
работников, развитие их творческого потенциала, и, в конечном итоге, повышение
качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, рост уровня образованности,
воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья обучающихся.
Для эффективной методической деятельности в УДО необходимо организовать
индивидуально ориентированный подход методической работы; организовать сочетание
разнообразных активных форм деятельности; обеспечить стимулирование творческого
роста
педагогов;
обеспечить
непрерывность
и
преемственность
методического
сопровождения.
Очень важно обеспечить правильный подход к профессиональному развитию
педагога через
формирование индивидуальной траектории развития (программы
развития) педагога, ориентированной на требования профессионального стандарта
педагога дополнительного образования детей и взрослых.
Актуальные направления деятельности методической службы УДО:
- реализация индивидуализированного подхода к профессиональному развитию
каждого педагога;
-
обновление
форм
и
методов
учебных
занятий
на
основе
системно-
деятельностного подхода, продуктивных и эффективных технологий обучения;
-
реализация
модели
повышения
профессионального
мастерства
(система
наставничества, школа молодого педагога, постоянно действующий методический
семинар, открытые методические мероприятия и др.);
- обновление форм методической работы: участие в муниципальных площадках
(интернет-педсовет, педагогические чтения, заочный методический конкурс; обновление
форм заседаний методических объединений (дискуссия, круглый стол, презентация
деятельности и др.);
- координация и коррекция общих педагогических действий на основе мониторинга
образовательного процесса.
Технологические основы управления методической работой.
1.
Технология педагогического управления.
Технология педагогического управления рассматривается как система целенаправленных,
последовательных управленческих воздействий на управляемую систему для достижения
поставленной цели с наименьшими затратами временных, материальных и других
ресурсов.
2.
Технология анализа методического процесса.
Аналитическое обоснование цели и задач на предстоящий год или этап методической
работы. Выявление взаимосвязи между конечными результатами деятельности УДО,
факторами и условиями их формирования.
3.
Технология целеполагания.
4.
Технология диагностирования в системе методической работы.
Определение целей и задач педагогического диагностирования в системе методической
работы.
5.
Технология педагогического прогнозирования.
Под
технологией
педагогического
прогнозирования
понимается
описание
последовательности
деятельности
руководителя
(педагога),
направленной
на
исследование перспектив образовательного процесса.
6.
Технология проектирования методической системы.
В российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает
возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать
педагогический процесс по любой модели, включая авторские.
7.
Технология
программирования
(разработки
программы
опытно-
экспериментальной и научно-методической работы).
8.
Технология моделирования методического процесса.
9.
Технология управления инновационным процессом.
Технология управления инновационным процессом – это система целенаправленных
последовательных операций и комплексной деятельности по созданию, разработке,
освоению, использованию и распространению новшеств.
Методическое сопровождение профессионального развития
педагогических работников.
Профессиональное становление педагога подразумевает становление личностных,
личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.
Процесс становления личностных и личностно-деловых качеств педагога прописан в
исследованиях С.Б. Елканова, В.Г. Маралова, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митиной, Л.Ф. Обуховой.
С.Б. Елканов подвергать рассмотрению профессиональное становление педагога с
точки зрения самовоспитания. Данный процесс автор рассматривает как совокупность
следующих действий: целеполагание; планирование; овладение средствами и способами
самовоспитания; самоконтроль.
С.Б. Елкановым определены следующие уровни профессионального становления
педагога: первый уровень определяется потребностью в самовоспитании; второй уровень
заключается в целеполагании; третий уровень – педагог самостоятельно и всесторонне
анализирует
и
формулирует
цели
собственного профессионального
развития.
Э.Ф. Зеер определяет становление личности как «непрерывный процесс
целенаправленного прогрессивного изменения личности под влиянием социальных
воздействий и собственной активности». Внешними факторами, влияющими на процесс
становления личности, по мнению автора, являются условия жизни, внешние воздействия,
которые определяют становление личности через взаимодействия человека с другими
посредством
его
деятельности
в
среде.
Л.М. Митина профессиональное развитие педагога
определяет как
рост,
становление
и
реализацию
в
педагогическом
труде
профессионально
значимых
личностных качеств и способностей, знаний и умений, но главное – активное
качественное
преобразование
учителем
своего
внутреннего
мира,
приводящее
к
принципиально новому способу жизнедеятельности.
В.Д. Шадриков рассматривает становление педагога как профессионала через
развитие
профессионально
значимых
личностных
качеств.
Под
профессионально
значимыми личностными качествами ученый понимает индивидуальные качества
субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее
освоения.
Профессиональное
становление
педагога
заключается
в
определенной
последовательности взаимосвязанных стадий (фаз), проходящих во времени: от появления
и развития профессиональных мотивов до непосредственной реализации личности в
условиях педагогического процесса образовательной организации.
Е. А. Климов выделяет следующие фазы (стадии) профессионального становления:
Фаза оптации характеризуется профессиональным самоопределением, которое
выражено
в
плане
ближайших
шагов
на
профессиональном
пути.
Фаза
одепта
определяется
процессом
освоения
профессии,
получением
образования.
Фаза адаптации предполагает привыкание к профессиональной деятельности в
начале педагогического пути.
Фаза
интернала
предполагает
освоение
умений,
входящих
в
состав
профессиональной
деятельности
Фаза мастера - педагог выделяется или какими-то специальными качествами,
умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области,
наличием
собственного
стиля
профессиональной
деятельности,
стабильные
положительные
результаты.
Фаза
авторитета
связана с тем, что педагог способен успешно решать
профессиональные задачи за счет большого опыта и становится известным в своем
профессиональном
кругу
и
за
его
пределами.
Фаза
наставничества
характеризуется
тем,
что
у
педагога
появляются
последователи
из
числа
коллег,
готовых
перенять
его
опыт.
Зеер Э.Ф. выделяет следующие стадии профессионального становления:
- формирование профессиональных намерений – осознанный выбор профессии;
- профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений,
навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;
- профессионализация – адаптация в профессии, профессиональное самоопределение,
приобретение
профессионального
опыта,
развитие
свойств
и
качеств
личности,
необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;
- мастерство – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.
Очень
важным
и
необходимым
условием
профессионального
развития
педагогических работников является самообразование.
В ходе планирования профессионального самообразования
педагога выделяют
несколько этапов:
I этап характеризуется формированием профессиональных намерений, происходит
выбор профессиональной деятельности.
II этап предполагает раскрытие смысла и содержания предстоящей профессиональной
деятельности, разработку профессионального самосовершенствования (концептуальный
этап)
III этап - реализация проекта (практическая деятельность по самосовершенствованию);
IV
этап - анализ результатов профессиональной деятельности.
Данный этап
характеризуется достижением педагогического мастерства.
Образование педагога должно быть непрерывным процессом.
Необходимыми
условиями непрерывного образования педагогов выступает установка на самообразование
и "социальная ситуация развития".
Самообразование педагога более эффективно в том случае, если в этом процессе
прослеживается
идея
всестороннего
развития
специалиста
как
личности,
что
непосредственно влияет на высокое качество обучения и воспитания обучающихся.
Педагог,
систематически
занимающийся
самообразованием,
оказывает
наиболее
эффективное влияние на формирование у обучающихся потребности в самостоятельном
приобретении знаний, на развитие у них соответствующих умений и навыков. Под
организацией профессионально-педагогического самообразования понимается система
научно обоснованных мероприятий, направленных на налаживание, т.е. вовлечение в
самообразование всех педагогов, упорядочение и совершенствование их самостоятельной
работы по поддержанию и повышению уровня своей профессиональной квалификации,
гармоничному развитию своей личности.
Система самообразования педагога включает следующие компоненты: установку;
педагогический самоанализ; цели и задачи; содержание; методы; эффективность обучения
и
воспитания.
Управляющим
механизмом
системы
является
установка на
самообразование.
В результате эффективно организованного процесса самообразования педагога,
формируется профессиональная компетентность
В педагогической литературе профессиональная компетентность
представлена
следующими видами:
-
специальная
компетентность
определяется
владением
собственно
профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне;
-
социальная
компетентность
выражается
в
совместной
профессиональной
деятельности,
сотрудничестве,
социальной
ответственности
за
результаты
своей
профессиональной деятельности;
- личностная компетентность
выражается во владении приемами личностного
самовыражения,
саморазвития
и
самоопределения,
средствами
противостояния
профессиональным деформациям личности (профессиональным рискам);
-
индивидуальная
компетентность
характеризуется
владением
приемами
самореализации
и
развитием
индивидуальности
в
рамках
профессиональной
деятельности,
а так же готовностью к профессиональному росту и рационально
организовывать свою трудовую деятельность.
В общем виде профессиональная компетентность представляет собой сумму
научно-теоретической и практической готовности.
Теоретическая готовность – это теоретическая деятельность, которая состоит из
конструктивных и гностических умений. Конструктивная и гностическая деятельность
требует 4 группы следующих умений: аналитические, прогностические, проективные и
рефлексивные умения.
Практическая готовность педагога отражается в умении действовать и связана с
организаторскими и коммуникативными умениями.
Педагогические
знания
и
педагогические
умения
определяют
структуру
профессионализма педагога.
В практике встречают различные модели профессиональной компетентности
педагога, которые как правило характеризуются единством теоретической и практической
готовности. Умения условно разделены на следующие группы:
1. Конструктивные умения выражаются в постановке педагогических задач (анализ,
прогнозирование результатов, планирование действий).
2. Организаторские умения отражают педагогические действия, связанные с реализацией
педагогического процесса.
3. Коммуникативные умения связанны с регулированием педагогического процесса
(перцептивные умения, умения общения, педагогическая техника, рефлексивные умения).
4. Гностические - умения изучать результаты решения задач, связаны с итоговым учетом,
оценкой протекания педагогического процесса (рефлексивные умения, аналитические,
прогностические, проекционные).
Профессионально-педагогическая
компетентность
педагога
дополнительного
образования не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и
психологии, умений проводить учебные занятия. Она приобретается и проявляется в
ситуациях реального решения задач, постоянно возникающих в образовательном
процессе.
Личностно-профессиональный
рост как условие успешной деятельности педагога.
Проблема профессионального развития личности является одной из центральных
проблем
современной
психологии
труда
и
психологии
профессий.
Понятие
«профессиональное развитие» может быть истолковано в широком и узком значении. В
широком значении оно включено в понятие «профессионализация личности» и означает
изменение психологических структур личности, связанное с усвоением человеком
профессиональных знаний, умений, навыков, идеалов и ценностей, иными словами,
профессиональных
норм,
необходимых
для
осуществления
личностью
успешной
профессиональной
деятельности.
В
узком
значении
понятие
«профессиональное
развитие» используется для акцентирования внимания на психологической составляющей
процесса профессионального становления человека и означает становление и развитие
профессионального самосознания.
Личностный рост определяется как обретение некоторой свободы, обретение себя
и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие всех основных личностных
атрибутов.
Личностный рост не тождествен нашему возрасту, это сложный, многоаспектный
процесс, следующий своей внутренней логике и имеющий всегда индивидуально-
своеобразную траекторию. Задача формирования самостоятельной, ответственной и
социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и
активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов,
способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному
росту. У педагога дополнительного образования есть несколько возможностей, путей
определения перспектив своего развития: адаптация, саморазвитие и стагнация.
Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование педагога ДО в
течение всего периода профессиональной деятельности является непременным условием
успешной деятельности, а любой сбой или спад
профессиональной активности
обязательно замечается участниками образовательного процесса учреждения и негативно
воздействует на результаты педагогического труда.
Каждая личность индивидуальна и неповторима, имеет уникальную структуру, в
которой объединяются все психологические свойства данного человека. Психологи
выделяют три составляющие, содержание которых свидетельствует о зрелости и
личностном росте человека:
- познавательная составляющая, представления человека о себе, других и мире –
зрелая здоровая личность отличается тем, что оценивает себя как активного субъекта
жизнедеятельности, совершающего свободный выбор и несущего за это ответственность;
воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса
жизнедеятельности. Тот, кто способен видеть в других уникальность может это развить ее
в себе;
- эмоциональная составляющая – одна из наиболее ярких и главных. Через эмоции
человек выражает радость, обиду, счастье, познает мир и сам делает его ярче;
- поведенческая составляющая – показатель развитой личности, которая состоит из
поступков, действий по отношению к себе, другим людям и миру.
Личностный рост человека зависит от степени сформированности каждой
структуры.
Профессиональный рост педагога ДО – это самостоятельное и/ или управляемое на
рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия
стереотипов,
социальных
установок,
знаний,
умений,
способов
деятельности,
необходимых для решения педагогических задач и ситуаций.
Многие исследователи выделяют начальный этап личностного роста педагога -
самообразование, самосовершенствование. Главным в самообразовании - наличие мотива,
равноценного личностному смыслу в этой деятельности.
Динамика
профессионально-личностного
роста
педагога,
в
целом,
может
определяться в приобретении новых профессиональных знаний и умений, и, главное, в
развитии позитивного, ценностного отношения к своей профессиональной деятельности, к
объектам-субъектам этой деятельности к специальным профессиональным знаниям.
Развитие
этих
ценностных
отношений
и
будет
являться
показателями
его
профессионально-личностного роста.
Педагог должен ясно понимать ценность самообразования, быть «человеком
внутри культуры», прекрасно знать свой предмет, педагогику и психологию, использовать
личностно
ориентированные
педагогические
методы
и
обладать
мотивацией
к
дальнейшему росту и развитию своей личности.
Важнейшим условием полноценного развития личности педагога ДО, его
профессионализма, является умение планировать свою профессиональную деятельность.
А одним из способов развития личности педагога служит постоянное самообразование.
Невозможно научить тому, что не умеешь сам. Невозможно отдавать то, чего не имеешь
сам. А отдавать с каждым годом нужно все больше. Бурно растущий, постоянно
увеличивающийся поток информации приводит к усложнению понятий, быстрому
моральному износу ранее полученных педагогом знаний. Быстро растет кругозор
обучающихся, заметно повышается уровень их общего развития. Чтобы стать/быть
хорошим педагогом, надо не только любить учить других, но и любить учиться самому,
постоянно повышать свою квалификацию.
Профессионально-личностное развитие педагога – одна из целей педагогического
образования. Практика показывает, что педагогической профессией и педагогическим
мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне.
Профессиональная компетентность включает в себя знания обо всех компонентах
процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе
как субъекте профессиональной деятельности, а также опыт применения приемов
профессиональной
деятельности
и
творческий
компонент,
профессионально-
педагогические умения.
Профессиональная компетентность может рассматриваться как сумма частных
компетентностей, образующих новое качество личности педагога.
Многие исследователи в аспектах повышения мастерства и компетентности
педагогов положительно относятся к проектной деятельности, полагая ее частью общей
профессиональной культуры.
Проектная деятельность педагогов является и одним из методов развивающего
обучения и самообразования, направлена на выработку исследовательских умений
(постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ
полученных результатов) способствует развитию креативности и логического мышления;
объединяет знания и умения, полученные в ходе профессионального функционирования.
Индивидуальная траектория развития
профессиональной компетентности педагогов.
Социокультурные и экономические изменения в современном
обществе,
потребовали качественного преобразования профессиональной деятельности педагогов,
систематичной и кропотливой работы по самосовершенствованию и построению
индивидуальной траектории профессионального развития (ИТРПК).
Педагог является субъектом своего профессионального развития. Мотивационная
сфера
и
образовательные
дефициты
являются
основополагающими
моментами
проектирования индивидуальной траектории профессионального развития. ИТРПК
реализуется в трех взаимосвязанных плоскостях, таких как практическая деятельность,
профессиональное
общение
в
профессиональном
сообществе,
профессиональное
самообразование.
Практическая деятельность
педагога ДО предполагает составление рабочих
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, проектирование
занятий, проведение открытых занятий, тематических мероприятий, мастер-классов,
участие в профессиональных конкурсах и др.
Профессиональное
общение
педагога
ДО осуществляется
через
участие
в
семинарах, педагогических и методических советах, руководство или участие в работе
профессиональных сообществ (методических объединений, творческих, рабочих и
проблемных групп), на уровне образовательной организации, муниципалитета, региона.
Самообразование
педагога предполагает изучение современных научных и
методических
разработок,
инновационного
опыта,
повышение
квалификации
(прохождение курсов повышения квалификации, участие в вебинарах и др.)
Индивидуально организуется методическая работа педагога
ДО в рамках
индивидуальной методической темы.
Этапы проектирования ИТРПК:
- диагностика и самодиагностика предполагает
выявление профессиональных
дефицитов педагога ДО, уровня профессиональной деятельности;
- проектирование;
- реализации;
- оценка и самооценка эффективности деятельности педагога по повышению своей
профессиональной компетентности.
Эффективность реализации ИТРПК зависит от следующих условий:
- понимание всеми педагогическими работниками необходимости и значимости ИТРПК
как
один
из
способов
развития
профессионального
уровня,
профессиональной
самореализации;
- реализация в УДО целенаправленной и регулярной деятельности по формированию у
педагогов устойчивой мотивации к процессу повышения уровня профессионально—
личностных компетенций;
-
осуществление
психолого-педагогического
сопровождения
педагога
и
оказание
методической поддержки процесса разработки и реализации ИТРПК;
- развитие у педагогов профессиональной рефлексии как основы профессионального
развития.
Обсуждение и подведение итогов работы семинара
Опрос-анкетирование педагогов «Профессиональные затруднения, дефициты,
проектирование, пути решения»:
- практическая значимость информации, полученной на семинаре;
- новизна полученной информации;
- востребована ли: в настоящее время, на перспективу, др.? (пояснения);
- предложения для оптимизации.
Список использованной литературы
1.
Руднева Н. В. Единая методическая тема - эффективная форма организации
методической работы педагогов // Дополнительное образование и воспитание. -
2007. - N 11. - С. 20-26.
2.
Тулупова О. В. Организационно-методические аспекты работы с одаренными
детьми в условиях дополнительного образования детей // Методист. - 2012. - № 1. -
С. 10-14.
3.
Ванькова Г. В. Учебно-методический комплект как средство программно-
методического
обеспечения
развивающего
обучения
//
Дополнительное
образование и воспитание. - 2012. - № 5. - С. 3-8.
4.
Щербакова Л. А. Методист - помощник педагога!. (о разнообразных формах
методической работы в учреждениях дополнительного образования детей) // Дети,
техника, творчество. - 2012. - № 3 (73). - С. 31-33.
5.
Монастырная Т. Н. Методическая служба как форма побуждения к успехам //
Дополнительное образование и воспитание. – 2006. - N 6. - С. 8-12.