Автор: Альфия Рафиковна Узбекова
Должность: огкоуш n39, город ульяновск
Учебное заведение: ОГКОУШ N39, город Ульяновск
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РАС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО ТИПА НА ПРИМЕРЕ ОГКОУ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №39.
Раздел: начальное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РАС
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО ТИПА НА
ПРИМЕРЕ ОГКОУ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №39.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы создания условий для
обучения и воспитания детей с РАС в образовательных организациях
коррекционного типа.
Ключевые слова: Аутизм, РАС
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной
декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993)
каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание
и образование с учетом его индивидуальных возможностей, которые
гарантируют
правовую
защиту
детства,
гарантируют
осуществление
воспитания, развития и образования детей, особенно поддержку тех, кто
наиболее в этом нуждаются
Положения, которые отражены в этих
документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с
нарушением интеллекта.
Согласно данным ЮНЕСКО, около двух миллионов российских детей
имеют особенности в физическом и психическом развитии. При этом по
статистике Министерства просвещения РФ, ежегодно в России количество
детей с ОВЗ здоровья растёт на 5%. К числу этих детей относятся и дети с
расстройствами
аутистического
спектра
(далее
–
РАС),
которые
представляют особую категорию детей с ОВЗ, и нуждаются в специальной
организации
образовательного
процесса.
На
сегодняшний
день
распространённость расстройств аутистического спектра составляет около
1% детского населения. Аутизм как первазивное (общее) расстройство
психологического развития (Международная классификация болезней 10
пересмотра:
МКБ-10,
1992)
представляет
собой
глубокую
многокомпонентную проблему для специалистов различного профиля:
психологов,
педагогов,
врачей,
генетиков,
биохимиков,
социальных
работников. Общность этого нарушения предполагает изменения во всех
психических
сферах
-
чувствительной,
интеллектуальной,
речевой,
эмоциональной, волевой, коммуникативной, поведенческой. В клинико-
психологической структуре нарушений при РАС можно выделить ряд
основных определяющих особенностей, учет которых крайне важен при
организации учебно-воспитательной и коррекционной работы:
-нарушение общения;
- нарушение социального и эмоционального взаимодействия;
- нарушение воображения;
- нарушение поведения;
-нарушение речи;
- нарушение когнитивных процессов.
Всех детей с РАС объединяют сложности в коммуникации и
социализации. Для того чтобы научить их общаться и научить общество
адекватно и с пониманием относиться к особенностям детей с аутизмом,
необходима
система,
которая
с
ранних
лет
обеспечит
постоянное
взаимодействие и постепенную введение этих детей сначала в школьную, а
затем во взрослую жизнь. Наработанный на сегодняшний день практический
опыт обучения и воспитания детей с РАС позволяет сделать выводы, что для
данной категории обучающихся должны быть разработаны и включены
вариативные модели обучения, которые позволят в максимальной степени
осуществить их право на получение соответствующего их возможностям и
способностям образования, позволяющего воплотить потенциал этих детей.
Поэтому одним из приоритетных направлений политики Российской
Федерации
становится
развитие
политики
обеспечения
доступности
образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ), в том числе с РАС.
Исходя
из
вышесказанного,
образование
детей
с
расстройствами
аутистического спектра становится одним из преимущественных векторов в
деятельности
Минобрнауки
России.
Получение
обучающихся
с
РАС
качественного,
доступного
общего,
а
затем
(по
возможности)
и
профессионального образования - одно из основных и неоспоримых условий
их успешной социализации, обеспечение их полноценного участия в жизни
общества,
эффективной
самореализации
в
различных
видах
профессиональной
и
социальной
деятельности
в
зависимости
от
индивидуальных особенностей развития каждого ребенка с РАС.
В
Российской Федерации обеспечение
права каждого человека на
образование закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации,
положениях Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской
Федерацией 3 мая 2012 г., провозгласила недопустимость дискриминации в
сфере образования (статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно частям 2, 3 и 4
статьи 5 Закона каждому гарантируется вне зависимости от каких-либо
обстоятельств получение общедоступного и бесплатного образования путем
создания
федеральными
государственными
органами,
органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами
местного
самоуправления
соответствующих
социально-экономических
условий для его получения.
Организация образовательной деятельности для лиц с ограниченными
возможностями
здоровья
в
том
числе
с
РАС,
осуществляется
в
общеобразовательных организациях, с учетом заключения и рекомендаций
психолого-медико-педагогической
комиссии
по
созданию
специальных
образовательных условий, определения соотношения форм специального
образования и интеграции в общеобразовательную среду отвечающего их
особым образовательным потребностям, предоставляются рекомендации по
определению формы получения образования, образовательной программы,
форм и методов психолого-медико-педагогической помощи.
С
01.09.2019г.
в
ОГКОУШ
№
39
(школа
для
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья) и филиале по заключению
ГПМПК
обучает
детей
с
РАС
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
начального
общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Образование
детей
с
ОВЗ,
в
том
числе
детей
с
расстройствами
аутистического спектра, осуществляется с учетом и в соответствии с их
особыми образовательными потребностями по адаптированной основной
образовательной программе начального общего образования, вариант 8.3, 8.4
по очной форме и обучение на дому. В школе организовано тьюторское
сопровождение обучающихся с РАС.
Коррекционная работа в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования в школе имеет
своей приоритетной целью создание системы комплексной помощи детям с
ОВЗ и РАС в освоении основной образовательной программы начального
общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом
развитии обучающихся,
социальную адаптацию учащихся и оказание
помощи детям этой категории в освоении программы.
Специфические особенности и потребности обучающихся с РАС В
ОГКОУШ № 39 обеспечиваются созданием специальных условий обучения и
воспитания
на
основе
индивидуализации
и
дифференциации
образовательного процесса, что реализуется в:
постепенном и дозированном введение ребенка в ситуацию обучения в
классе на начальном этапе обучения;
наличии
структурированной
пространственно-временной
среды
(наличие комнаты отдыха, обеспечивающей возможность вывода
ребенка с РАС из напряженной ситуации, постоянное место в классной
комнате);
дозированной поддержкой организации пребывания ребенка в школе
тьютором;
коррекционной работе по развитию социально-бытовых навыков,
связанной с трудностями в переодевании, посещении столовой,
туалета;
специальной организации перемен с созданием условий для отдыха
ребенка
с
РАС
и
постепенным
вовлечением
в
общение
с
одноклассниками;
создании комфортных эмоциональных условий обучения: ровный тон
учителя на уроке, без перепадов и резкой смены настроения,
предсказуемость и упорядоченность;
специальной поддержки в развитии возможностей вербальной и
невербальной коммуникации (выразить свое отношение, согласие или
отказ, поделиться впечатлениями, обратиться за помощью);
индивидуальных
занятиях
с
педагогом
для
отработки
форм
адекватного учебного поведения, умения вступать в общение с
педагогами и учениками;
специальной
коррекционной
работы
по
осмыслению
и
упорядочиванию индивидуального жизненного опыта.
организации
и
визуализации
времени
(расписания,
инструкции,
календари, часы);
структурировании
всех
видов
деятельности
(социальные
и
образовательные, алгоритмы выполнения действий и др).
наглядном подкреплении учебной информации и инструкций: весь
учебный материал подкрепляется визуальным рядом, соединение
абстрактных
понятий
с
образами
и
символами,
визуализация
произнесенных терминов.
использовании
образцов
выполнения:
демонстрации
ожидаемого
результата, моделирования действия (демонстрация того, как должно
выглядеть действие), образец ответа (пример ответа на вопрос).
визуализации правил поведения на уроке для более успешной
адаптации к школьным правилам.
В школе соблюдены все материально-техническое условия образования и
воспитания, которые отвечают как общим, так и особым образовательным
потребностям обучающихся с РАС:
• организовано пространство, в котором обучается ребёнок с РАС;
• организован временной режима обучения;
• организованы рабочие места для обучающихся с РАС;
•
приобретены
техническим
средства
обучения,
включая
специализированные
компьютерные
инструменты
обучения,
ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей
детей с РАС;
• закуплены специальные рабочие тетради, специальный дидактический
материал, специальные компьютерные инструменты обучения, в рамках
участия школы в программе «Доступная среда», отвечающие особым
образовательным потребностям детей с РАС;
оборудован кабинет психоэмоциональной коррекции.
Пространства класса, где обучаются дети с РАС, зонировано на учебную
зону и зону отдыха имеются в наличии индивидуальные парты с
изменяющимся
углом
наклона;
закрепленной
подставкой
для
ручек,
карандашей,
стенды для мобильной смены дидактических материалов;
мягкие маты и модули; наборы игр для театрализации; правила поведения в
школе, классе; наборы пиктограмм для составления визуализированного
распорядка дня; видов деятельности на уроках;
схемы, диаграммы,
алгоритмы действий.
Эффективность работы ОГКОУШ № 39 в сфере обучения и воспитания
детей с РАС была бы невозможна без непрерывного повышения уровня
компетенций
учительского
коллектива;
процесс
целенаправленной
и
организованной деятельности учащихся, учителей и родителей был бы
невозможен без существования общих установок, системы ценностей,
принципов обучения.
Процессе
обучения
ребенка
с
РАС
невозможен
без
комплексного
сопровождения, который реализуется в школе в полной мере и состоит в
систематической
работе
педагога,
психолога,
тьютора,
логопеда,
дефектолога,
социального
педагога.
Такое
сотрудничество
позволяет
вырабатывать и реализовывать единую стратегию развития ребенка с РАС и
организацию поддержки его семье. Изучение методической литературы,
курсовая
подготовка
позволили
познакомиться
со
спецификой
образовательных потребностей детей с РАС.
Таким образом , только принимая во внимание специфику организации
образовательного процесса детей с РАС и учитывая психо-физические
особенности обучающихся, можно говорить о достижении положительной
динамики качества усвоения образовательной программы, адаптации и
социализации ребенка в современном обществе.
Литература:
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
2. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным
развитием. Младший дошкольный возраст: учебнометодическое пособие /
Е.Р. Баенская – М.: Пайдея, 2000. – 85 с.
3. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева [и др.] – СПб.: Изд-во
«СОЮЗ», 2001. – 320 с.
4. Брин, И.Л. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с
аутизмом / И.Л. Брин [и др.]; под ред. Е.А. Морозова. – М.: Изд-во
«СигналЪ», 2002. – 63 с.
5.
Морозова,
С.С.
Аутизм:
коррекционная
работа
при
тяжелых
и
осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. –
М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. – 176 с.
6. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р.
Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Теревинф, 2000. – 336 с