Напоминание

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РАС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО ТИПА НА ПРИМЕРЕ ОГКОУ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №39.


Автор: Альфия Рафиковна Узбекова
Должность: огкоуш n39, город ульяновск
Учебное заведение: ОГКОУШ N39, город Ульяновск
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РАС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО ТИПА НА ПРИМЕРЕ ОГКОУ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №39.
Раздел: начальное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РАС

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОГО ТИПА НА

ПРИМЕРЕ ОГКОУ ШКОЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ №39.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы создания условий для

обучения и воспитания детей с РАС в образовательных организациях

коррекционного типа.

Ключевые слова: Аутизм, РАС

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной

декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993)

каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание

и образование с учетом его индивидуальных возможностей, которые

гарантируют

правовую

защиту

детства,

гарантируют

осуществление

воспитания, развития и образования детей, особенно поддержку тех, кто

наиболее в этом нуждаются

Положения, которые отражены в этих

документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с

нарушением интеллекта.

Согласно данным ЮНЕСКО, около двух миллионов российских детей

имеют особенности в физическом и психическом развитии. При этом по

статистике Министерства просвещения РФ, ежегодно в России количество

детей с ОВЗ здоровья растёт на 5%. К числу этих детей относятся и дети с

расстройствами

аутистического

спектра

(далее

РАС),

которые

представляют особую категорию детей с ОВЗ, и нуждаются в специальной

организации

образовательного

процесса.

На

сегодняшний

день

распространённость расстройств аутистического спектра составляет около

1% детского населения. Аутизм как первазивное (общее) расстройство

психологического развития (Международная классификация болезней 10

пересмотра:

МКБ-10,

1992)

представляет

собой

глубокую

многокомпонентную проблему для специалистов различного профиля:

психологов,

педагогов,

врачей,

генетиков,

биохимиков,

социальных

работников. Общность этого нарушения предполагает изменения во всех

психических

сферах

-

чувствительной,

интеллектуальной,

речевой,

эмоциональной, волевой, коммуникативной, поведенческой. В клинико-

психологической структуре нарушений при РАС можно выделить ряд

основных определяющих особенностей, учет которых крайне важен при

организации учебно-воспитательной и коррекционной работы:

-нарушение общения;

- нарушение социального и эмоционального взаимодействия;

- нарушение воображения;

- нарушение поведения;

-нарушение речи;

- нарушение когнитивных процессов.

Всех детей с РАС объединяют сложности в коммуникации и

социализации. Для того чтобы научить их общаться и научить общество

адекватно и с пониманием относиться к особенностям детей с аутизмом,

необходима

система,

которая

с

ранних

лет

обеспечит

постоянное

взаимодействие и постепенную введение этих детей сначала в школьную, а

затем во взрослую жизнь. Наработанный на сегодняшний день практический

опыт обучения и воспитания детей с РАС позволяет сделать выводы, что для

данной категории обучающихся должны быть разработаны и включены

вариативные модели обучения, которые позволят в максимальной степени

осуществить их право на получение соответствующего их возможностям и

способностям образования, позволяющего воплотить потенциал этих детей.

Поэтому одним из приоритетных направлений политики Российской

Федерации

становится

развитие

политики

обеспечения

доступности

образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ), в том числе с РАС.

Исходя

из

вышесказанного,

образование

детей

с

расстройствами

аутистического спектра становится одним из преимущественных векторов в

деятельности

Минобрнауки

России.

Получение

обучающихся

с

РАС

качественного,

доступного

общего,

а

затем

(по

возможности)

и

профессионального образования - одно из основных и неоспоримых условий

их успешной социализации, обеспечение их полноценного участия в жизни

общества,

эффективной

самореализации

в

различных

видах

профессиональной

и

социальной

деятельности

в

зависимости

от

индивидуальных особенностей развития каждого ребенка с РАС.

В

Российской Федерации обеспечение

права каждого человека на

образование закреплено в статье 43 Конституции Российской Федерации,

положениях Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской

Федерацией 3 мая 2012 г., провозгласила недопустимость дискриминации в

сфере образования (статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно частям 2, 3 и 4

статьи 5 Закона каждому гарантируется вне зависимости от каких-либо

обстоятельств получение общедоступного и бесплатного образования путем

создания

федеральными

государственными

органами,

органами

государственной власти субъектов Российской Федерации и органами

местного

самоуправления

соответствующих

социально-экономических

условий для его получения.

Организация образовательной деятельности для лиц с ограниченными

возможностями

здоровья

в

том

числе

с

РАС,

осуществляется

в

общеобразовательных организациях, с учетом заключения и рекомендаций

психолого-медико-педагогической

комиссии

по

созданию

специальных

образовательных условий, определения соотношения форм специального

образования и интеграции в общеобразовательную среду отвечающего их

особым образовательным потребностям, предоставляются рекомендации по

определению формы получения образования, образовательной программы,

форм и методов психолого-медико-педагогической помощи.

С

01.09.2019г.

в

ОГКОУШ

39

(школа

для

обучающихся

с

ограниченными возможностями здоровья) и филиале по заключению

ГПМПК

обучает

детей

с

РАС

в

соответствии

с

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

начального

общего

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Образование

детей

с

ОВЗ,

в

том

числе

детей

с

расстройствами

аутистического спектра, осуществляется с учетом и в соответствии с их

особыми образовательными потребностями по адаптированной основной

образовательной программе начального общего образования, вариант 8.3, 8.4

по очной форме и обучение на дому. В школе организовано тьюторское

сопровождение обучающихся с РАС.

Коррекционная работа в соответствии с федеральным государственным

образовательным стандартом начального общего образования в школе имеет

своей приоритетной целью создание системы комплексной помощи детям с

ОВЗ и РАС в освоении основной образовательной программы начального

общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом

развитии обучающихся,

социальную адаптацию учащихся и оказание

помощи детям этой категории в освоении программы.

Специфические особенности и потребности обучающихся с РАС В

ОГКОУШ № 39 обеспечиваются созданием специальных условий обучения и

воспитания

на

основе

индивидуализации

и

дифференциации

образовательного процесса, что реализуется в:

постепенном и дозированном введение ребенка в ситуацию обучения в

классе на начальном этапе обучения;

наличии

структурированной

пространственно-временной

среды

(наличие комнаты отдыха, обеспечивающей возможность вывода

ребенка с РАС из напряженной ситуации, постоянное место в классной

комнате);

дозированной поддержкой организации пребывания ребенка в школе

тьютором;

коррекционной работе по развитию социально-бытовых навыков,

связанной с трудностями в переодевании, посещении столовой,

туалета;

специальной организации перемен с созданием условий для отдыха

ребенка

с

РАС

и

постепенным

вовлечением

в

общение

с

одноклассниками;

создании комфортных эмоциональных условий обучения: ровный тон

учителя на уроке, без перепадов и резкой смены настроения,

предсказуемость и упорядоченность;

специальной поддержки в развитии возможностей вербальной и

невербальной коммуникации (выразить свое отношение, согласие или

отказ, поделиться впечатлениями, обратиться за помощью);

индивидуальных

занятиях

с

педагогом

для

отработки

форм

адекватного учебного поведения, умения вступать в общение с

педагогами и учениками;

специальной

коррекционной

работы

по

осмыслению

и

упорядочиванию индивидуального жизненного опыта.

организации

и

визуализации

времени

(расписания,

инструкции,

календари, часы);

структурировании

всех

видов

деятельности

(социальные

и

образовательные, алгоритмы выполнения действий и др).

наглядном подкреплении учебной информации и инструкций: весь

учебный материал подкрепляется визуальным рядом, соединение

абстрактных

понятий

с

образами

и

символами,

визуализация

произнесенных терминов.

использовании

образцов

выполнения:

демонстрации

ожидаемого

результата, моделирования действия (демонстрация того, как должно

выглядеть действие), образец ответа (пример ответа на вопрос).

визуализации правил поведения на уроке для более успешной

адаптации к школьным правилам.

В школе соблюдены все материально-техническое условия образования и

воспитания, которые отвечают как общим, так и особым образовательным

потребностям обучающихся с РАС:

• организовано пространство, в котором обучается ребёнок с РАС;

• организован временной режима обучения;

• организованы рабочие места для обучающихся с РАС;

приобретены

техническим

средства

обучения,

включая

специализированные

компьютерные

инструменты

обучения,

ориентированные на удовлетворение особых образовательных потребностей

детей с РАС;

• закуплены специальные рабочие тетради, специальный дидактический

материал, специальные компьютерные инструменты обучения, в рамках

участия школы в программе «Доступная среда», отвечающие особым

образовательным потребностям детей с РАС;

оборудован кабинет психоэмоциональной коррекции.

Пространства класса, где обучаются дети с РАС, зонировано на учебную

зону и зону отдыха имеются в наличии индивидуальные парты с

изменяющимся

углом

наклона;

закрепленной

подставкой

для

ручек,

карандашей,

стенды для мобильной смены дидактических материалов;

мягкие маты и модули; наборы игр для театрализации; правила поведения в

школе, классе; наборы пиктограмм для составления визуализированного

распорядка дня; видов деятельности на уроках;

схемы, диаграммы,

алгоритмы действий.

Эффективность работы ОГКОУШ № 39 в сфере обучения и воспитания

детей с РАС была бы невозможна без непрерывного повышения уровня

компетенций

учительского

коллектива;

процесс

целенаправленной

и

организованной деятельности учащихся, учителей и родителей был бы

невозможен без существования общих установок, системы ценностей,

принципов обучения.

Процессе

обучения

ребенка

с

РАС

невозможен

без

комплексного

сопровождения, который реализуется в школе в полной мере и состоит в

систематической

работе

педагога,

психолога,

тьютора,

логопеда,

дефектолога,

социального

педагога.

Такое

сотрудничество

позволяет

вырабатывать и реализовывать единую стратегию развития ребенка с РАС и

организацию поддержки его семье. Изучение методической литературы,

курсовая

подготовка

позволили

познакомиться

со

спецификой

образовательных потребностей детей с РАС.

Таким образом , только принимая во внимание специфику организации

образовательного процесса детей с РАС и учитывая психо-физические

особенности обучающихся, можно говорить о достижении положительной

динамики качества усвоения образовательной программы, адаптации и

социализации ребенка в современном обществе.

Литература:

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от

29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).

2. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным

развитием. Младший дошкольный возраст: учебнометодическое пособие /

Е.Р. Баенская – М.: Пайдея, 2000. – 85 с.

3. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с

интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева [и др.] – СПб.: Изд-во

«СОЮЗ», 2001. – 320 с.

4. Брин, И.Л. К медико-психолого-педагогическому обследованию детей с

аутизмом / И.Л. Брин [и др.]; под ред. Е.А. Морозова. – М.: Изд-во

«СигналЪ», 2002. – 63 с.

5.

Морозова,

С.С.

Аутизм:

коррекционная

работа

при

тяжелых

и

осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога / С.С. Морозова. –

М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. – 176 с.

6. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р.

Баенская, М.М. Либлинг. – М.: Теревинф, 2000. – 336 с



В раздел образования