Напоминание

"Воспитание личности через сотрудничество классного руководителя и родителей"


Автор: Николаева Елена Михайловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 15"
Населённый пункт: г. Черногорск Республика Хакасия
Наименование материала: Доклад
Тема: "Воспитание личности через сотрудничество классного руководителя и родителей"
Раздел: среднее образование





Назад




Доклад учителя математики Николаевой Елены Михайловны МБОУ «Средняя школа № 15»

г. Черногорск

Тема: «Воспитание личности через сотрудничество классного руководителя и родителей»

Школа и семья - это два социальных института, от согласованных действий которых зависит

эффективность процесса воспитания ребенка. Между тем, к сожалению, взаимоотношение школы и семьи,

учителей и родителей пока еще не всегда являются вполне нормальными, а их действия согласованными.

Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияние на детей. Очень точно

это подметила Эллен Нийт в своем стихотворении.

Этот хлеб недопеченный

Недоваренную кашу –

Недоделки кухни нашей

Отдаем на кухню вашу

Анализ наблюдений за детьми показал, что самый острый дефицит у нас сегодня - это дефицит

положительных эмоций и дефицит общения. Рассмотрим причины:

Во — первых, это кризисное состояние многих современных семей:

1.

финансовые проблемы создают нервную атмосферу в семье, стремление родителей больше заработать

лишает детей совместного общения, нормальных человеческих отношений

2.

малодетность семьи, чаще всего в семье один, реже два ребёнка - и ребёнку не с кем дома общаться -

остаётся только «верный друг» - телефон или компьютер, которые, к сожаленью, ухудшают не только

физическое здоровье, но и нравственное. Об этом много говорится, поэтому подробно останавливаться я не

буду.

3.

падает престиж семьи, много матерей - одиночек, разведенных родителей, - семей, где дети не получают

достаточного душевного тепла и внимания. К большому огорчению, разрушается институт материнства,

слишком много в обществе негативных примеров.

Во - вторых, растёт агрессивность детей, конфликтность, неумение общаться. Многие дети не умеют

слушать другого человека, они часто разговаривая, переходят на крик. Я часто задумывалась над этой

проблемой, в чём же причина разреженности, нервозности детей. И пришла к выводу, что это происходит

из-за того, что дети перестали играть. Дома играть не с кем - братьев и сестёр нет или всего один, на улицах

дети не играют. На наших улицах перестали звучать детские голоса. А ведь именно в групповых

подвижных играх выходила вся отрицательная энергия. Вспомните себя, как мы плакали, обижались,

радовались победе, соревновались друг с другом, играя в «лапту», «выжигало», «догонялки» и другие игры.

Сколько эмоций, чувств!

В-

третьих, многие дети инертны: даже научившись что - то делать, по какой - то внутренней лености и

инертности без толчка действовать сами не начинают.

Как воспитать в ребёнке хорошие качества? Как научить его приёмам сохранения здоровья, уважению

собственного достоинства и себя? Как воспитать настоящую личность?

Над этой проблемой мне помогает программа «Под семейным абажуром» (автор А.И. Белобородова), по

которой я работаю с 2015 года. Основой программы, по которой веду работу, является тесная взаимосвязь с

родителями.

Мне хотелось бы поделиться опытом воспитания личности ребёнка через сотрудничество классного

руководителя и родителей.

В своей работе я исходила из твёрдого убеждения в том, что вряд можно найти родителей, которые не

хотят, чтобы их дети росли здоровыми, успешными и счастливыми. И это желание родителей - основной

ключ к успешной совместной деятельности. Надо было только его подобрать. И у меня, как мне кажется,

получается это. Сложилась определённая система работы классного руководителя с родителями по

воспитанию именно таких детей, какими хочется их видеть и мне, и родителям.

А чтобы это получилось, необходимо, по - моему убеждению, следовать в работе с родителями через

правила:

1)Формирование педагогически верной воспитательной позиции родителей возможно в том случае, если

просьбы и советы учителя будут восприняты ими как вытекающие из нужд и интересов детей, становления

их личности.

2)Характеризуя детей, следует только положительной оценкой.

3)Высокое уважение личности родителей как отца и матери, их родительских забот.

Значительное место в своей работе с родителями большое внимание стараюсь уделить психолого-

педагогическому просвещению родителей. Накопление психолого-педагогических знаний родителей

должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в

области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы

основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты, Психолого-

педагогическое и здоровьесберегающее просвещение родителей идёт через классные собрания и

индивидуальные тематические консультации.

Вот, например, какие темы запланированы в этом году для психолого-педагогического просвещения

родителей:

-

Как воспитать в ребенке ответственность за свои слова и поступки.

-

Права и обязанности ребенка в семье.

-

Как сохранить осанку.

- Физиологическое развитие школьника..

-

Если ребенок успевает слабо.

-

Здоровье ребенка основа успешности в учении

-

Вредные привычки как с ними бороться.

-

Конфликты в семье искусство их преодоления.

Стараюсь, чтобы такие занятия с родителями прошли в интересной форме, образно и

наглядно.

Например, при рассмотрении вопроса об осанке, мною были показаны кадры, снятые во

время урока, как некоторые дети неправильно сидят.

И каково же было удивление родителей! Оказывается, многие просто не обращали на это серьёзного

внимания, а когда затем медицинский работник школы рассказала о негативном влиянии неправильной

осанки на здоровье и дала рекомендации и показала упражнения по сохранению осанки родители взглянули

на эту проблему по-другому.

Психолого-педагогическое просвещение родителей настолько заинтересовало их, что стали ходить парами:

и мама и папа. В целом посещаемость собраний улучшилась до 85 %. И это меня радует.

Следует отметить, что у нас в школе работает «Университет для родителей», на занятия которого приходят

родители учащихся всех классов. Я же на занятия такого «университета» стараюсь пригласить родителей

тех детей, у которых есть проблемы, поднимаемые на занятиях.

Родители с удовольствием его посещают. Говорят, что это нужное и полезное дело.

Кроме этого индивидуальные беседы, посещение родителями уроков важно тоже, т.е. чем больше родители

будут знать, тем лучше они смогут оказать помощь своим детям.

Стало уже традицией, что в начале каждого учебного года (вторая неделя сентября), мы проводим

родительское собрание, на котором утверждаем тематику родительских собраний, классных мероприятий и

назначаем ответственных из числа родителей за их проведение.

Родители - частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я -

спортивная семья» и «Осенняя ярмарка», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера

«Встреча с профессией», «» и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать

своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, талантов.

Формы досуга:

-

совместные праздники:

-

подготовка концертов;

-

спортивные соревнования;

-

конкурсы,

-

выезд на природу;

-

кружки, организованные родителями.

Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с

родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Проводятся вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на которых демонстрируются поделки,

сувениры - все то, чем семья увлекается в свободное время. Интересными и запоминающими у нас проходят

классные часы (согласно программы) такие как «Окна моего дома. Что они для меня значат», «История

моего города и посёлка», ««Моя родословная»,« Люди без которых моя жизнь была бы невозможна»,

«Открываем семейный альбом ».

Без этого не было бы взаимопонимания, сотрудничества и содружества. И оно поверьте, есть, оно

состоялось. В качестве доказательства, этого приведу ряд фактов.

Так, например, на классном часе «. Моя Хакасия», мама Люды (по профессии педагог дополнительного

образования, она работает в нашей школы), познакомила детей с традициями, природой Хакасии и

национальными играми и провела их. Остались довольны все.

Родители в месте с детьми активно принимают участие в школьном мероприятии «Осенняя ярмарка».

Праздник к Дню Пожилого человека с приглашением бабушек и дедушек прошел в теплой и дружеской

обстановки. Ребята подготовили концерт русской народной песни. Закончился праздник чаепитием.

Мама Даши С.Светлана Викторовна , организовала и помогла провести с учащимися беседу «Каков, я в

школе?» В период её подготовки она несколько раз была на уроках, взяла интервью у детей,

фотографировала их, а затем вместе с дочерью оформили классную газету в виде смайликов.

Большую помощь в проведении спортивных соревнованиях оказывают родители. Они

проводят и являются участниками таких мероприятий как «Весёлые старты», «Солдат

всегда солдат», «Дочки матери» и другие. Ребятам эти мероприятия очень нравятся . Они

очень стараются в них победить. И они побеждают

. А награда – хорошее настроен

Удачно и интересно было проведена ролевая игра с историческими событиями и участие ребят в турнире по

фехтовании. Сценаристами, режиссёрами были родители, а исполнителями - они же и дети!

Ребята любят те мероприятия, где идёт большая предварительная подготовка.

Ежегодно родители вместе с детьми ходят в поход, где пекут картошку, играют, рассказывают какие-то

интересные истории.

Родительским комитетом были организованы экскурсии, такие как музей, под открытым небом «Курганы в

степи», в музей города Минусинска, музей - заповедник село Шушенское, на Саяно — Шушенскую ГЭС ,в

город Абакан на КВЕСТ «Выход»

Родители и учащиеся класса активно участвовали в проектной

деятельности «Цветущая школа» (озеленение и благоустройство внутреннего помещения школы),

На фотографии проект нашего класса.

Такие мероприятия способствуют, несомненно, сохранению и улучшению физического, психического и

духовно-нравственного здоровья; а в целом, воспитанию и становлению личности.

Кроме всего этого, родители часто приходят в школу без приглашения по велению души и тогда, когда их

что-то волнует.

Вот так активное участие родителей в мероприятиях и учебном процессе способствует повышению

эмоциональности и работоспособности детей.

К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить

достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем

не менее три - четыре энтузиаста всегда находятся.

Показателем моей работы как классного руководителя является то, что коэффициент сплоченности

коллектива детей находится на оптимальном высоком уровне (по результатам проведенной диагностики).

И классный руководитель и родители должны помнить стихи Маршака.

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни преуспеет тот,

Кто, жить, готовясь, в детстве не живет.

.



В раздел образования