Автор: Лобанова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Старомайнский детский сад№5
Населённый пункт: р.п. Старая Майна
Наименование материала: проект
Тема: "Наша семья наше счастье"
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект в старшей группе
на тему: «Наша семья — наше счастье»
Вид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта:февраль – май.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность: Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых
дней его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка,
приобщает его к окружающей жизни. Каждая семья интересна по-своему; у
каждой –свои традиции: встречать гостей, организовывать труд и отдых,
проводить семейные торжества. Семьи отличаются друг от друга
привычками, укладом, обычаями, атмосферой. Там, где родители в семье
уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети
более уверенно входят в мир взрослых. Но часто родители перекладывают
ответственность не только за образование, но и за воспитание детей на
государственные учреждения: детские сады, школы, дополнительные центры
развития. Именно поэтому я считаю, что необходимо обогащать детско-
родительские отношения опытом эмоционального диалогического общения
и, соответственно, налаживать контакты с родителями воспитанников,
сотрудничество с ними.
Цель проекта: Закрепить представление детей о семье, как о людях, которые
живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Воспитывать
чувство глубокой любви и привязанности к самым близким и родным людям
– маме, папе, уважение к бабушке, дедушке.
Задачи проекта:
Расширять представление о семье.
Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям.
Формировать представления о родственных отношениях.
Воспитывать чувство любви к своей семье и гордость за неё, чувство
уважения к родителям.
Формировать элементарные представления о родословной.
Воспитывать уважительные отношения ко всем членам семьи.
Выработать действия: сохранять семейные традиции.
Ожидаемые результаты.
Предполагаю, что в результате реализации
данного проекта все его участники – дети, родители – приобретут
определенные знания.
Дети будут знать:
имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена; профессии
своих родителей, бабушек и дедушек; прошлое своей семьи; значение
своего имени; смогут полностью назвать свое имя и отчество; народные
игры, колыбельные; смогут составить небольшой рассказ о членах
своей семьи, родословной; будут хорошо ориентироваться в
генеалогическом древе своей семьи; пополнят словарный запас (род,
родословная, традиция, обряд и т. д.); приобретут представления об
общечеловеческих ценностях; научатся проявлять уважение к своим
родителям, членам семьи, людям труда; у них будет развито чувство
гордости за свою семью.
Родители:
- приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках;
- укрепят меж семейные и внутрисемейные связи;
- у них будет развито чувство гордости за свою семью; будут
уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в
доме;
- научатся хранить и чтить свои семейные традиции; знать свою
родословную, минимум до третьего колена; откуда произошли их имена;
научатся организовывать семейные праздники;
- сделают видеоархив семейных праздников и традиций.
План реализации проекта:
I этап- Подготовительный.
Создать предметно-пространственную среду: подобрать материалы,
игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности;
дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную
литературу по теме «семья». Подобрать материал для продуктивной
деятельности.опрос детей: «Что я знаю о семье?»поисковая работа по
подбору иллюстративного материала по теме «Семья»; знакомство с
литературными произведениями: В. Осеева «Волшебное слово», «Хорошее»,
«Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик», пальчиковой
гимнастики «Наша семья», загадывание загадок, словотворчество; просмотр
мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку»,
««Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для
мамонтёнка». Сотрудничество с семьёй: Оформление Фотогазеты «Моя
семья» Оформление информационного материала об истории праздника
«Моя семья». Составление родителями генеалогического дерева «Моя
родословная», выставка поделок «Мама, папа, я». Продукт проектной
деятельности: Творческий рассказ на тему «Моя мама», «Мой папа» «Мой
дедушка» «Моя бабушка», «Моя семья» рисунки детей, дидактические игры,
фотографии досугов, создание «Древа семьи».
II этап. Основной.
Социально-коммуникативное развитие: Сюжетно-ролевые игры: «Семья»,
«Магазин», «Больница», «Строим дом», «Дочки-матери», «День рождения»,
«Маленькие помощники». Строительная игра «Дом для моей семьи».
Дидактические игры: «Чей дом?», «Чей малыш?», «Профессии»,
«Инструменты»
Познавательное развитие: Тематические беседы: «Какой я?», «Мы разные»,
«Моя семья», «Что означают наши имена?», «Знакомство с профессиями
родителей».
Речевое развитие: Составление рассказов: «Моя семья», «Моя мама», «Мой
папа», «Моя бабушка», «Мой дедушка». «Выходной день в моей семье»,
«Новости выходного дня», «Как я помогаю дома».
Художественно-эстетическое развитие: мероприятие, посвященное 8 марта
«Праздничное чаепитие», выставка творческих работ «Счастье в ладонях»,
рисование на тему: «Моя мама», «Моя семья».
Чтение художественной литературы:
С. Я. Маршак «Кошкин дом»; сказки «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»; «Гуси-лебеди», рассказы Л. Н. Толстого; стихи,
пословицы, поговорки, загадки
Физическое развитие:Спортивное мероприятие, посвященное дню защитника
отечества «Мама, папа я – спортивная семья».
Взаимодействие с родителями:
-Консультация «Духовно-нравственное воспитание», «Права и
обязанности в семье»,
-Беседа «Семейные традиции»,
содержание деятельности родителей:
-создание дерева «Моя родословная».
-создание репортажа о своей семье.
- создание альбома фото родителей и детей в приготовлении
традиционных блюд их семьи с рецептами.
III этап. Заключительный.
Выставка семейных работ «Мое генеалогическое древо».
Просмотр мультимедийной презентации «Выходной день в моей семье»,
Список используемой литературы:
1.Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. - М.: Перспектива. -
2009. - 298с.
2.Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании
дошкольника. М.: Просвещение. - 2010. - 109с.
3.Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду./ Ветлугина
Н.А., Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. - М.:
Просвещение, 2009. - 209с.
4.Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. М.,2009. - 200с.
5.Сухомлинский В.А. О воспитании. М. - 2011. - 309с.
6.Суслова Э.К. Воспитание у детей этики межнационального общения. М.. -
2011. - 398с.
Педагогический проект по финансовой
грамотности в старшей группе на тему:
«Экономыч»
Вид проекта: познавательный, долгосрочный, групповой.
Сроки реализации проекта: октябрь 2024 – январь 2025.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель:Осуществление элементарного экономического образования детей
старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством
разнообразных видов детской деятельности;
- Совершенствовать коммуникативные качества детей;
- Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной
деятельности взрослых.
- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций
финансовых отношений посредством игровых действий.
- Сформировать первичные экономические понятия.
- Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их
зарабатывания и разумному их использованию;
- Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных
ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
- Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим
деньги.
Ожидаемые результаты:
Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей,
умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, сознают на
доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то,
что стоимость продукта зависит от его качества; признают авторитетными
качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность,
трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение
сопереживать, милосердие. Ведут себя правильно в реальных жизненных
ситуациях.Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.
Родители получают дополнительные знания по воспитанию
финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с детьми в
сфере личных финансов.
Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ
финансовой грамотности дошкольников.
Актуальность проекта обусловлена тем, что
происходящие преобразования в обществе, становление рыночных
отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом
рыночного опыта многих развивающихся стран — все это вызывает
необходимость связать образование с экономикой. Бережливость,
организованность, рачительность и другие качества человека следует
воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического
воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и
систематическим, что во многом зависит от психологической и
педагогической готовности детей к этому.
Этапы проекта:
1этап – Организационный:изучение методической литературы, сбор
материала необходимого для реализации цели проекта.
Информирование родителей о планировании работы с детьми
по проекту «Маленький экономист», подбор художественной литературы
для детей по выбранной тематике.
Подбор необходимого оборудования и пособий для практического
обогащения проекта. Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Практический: реализация проектных мероприятий в
форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование
раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление
пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной
литературы, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры,
художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-
ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Участие
родителей в работе по экономическому воспитанию детей.
Реализация проекта:
Работа с детьми:
Октябрь:
Беседа с детьми «Всех профессий на свете не счесть».
Дидактическая игра «Продукты труда – наши добрые дела».
Беседа с детьми «Товар и цена».
Презентация «Сырьё – товар».
Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Дидактическая игра «Ты сегодня папа и получил зарплату».
Ноябрь:
Беседа экономической направленности «Что такое деньги?».
Беседа воспитателя о деньгах о цене товара, о, том какие они были
раньше, какие есть сейчас. Рассматривание коллекции «Деньги разных
стран».
Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Почта».
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.
Дидактическая игра «Запланированная покупка».
Дидактическая игра «Хочу - надо».
Декабрь:
Беседа с детьми «Как раньше считали деньги». Показ презентации.
Чтение сказки «Кто хорошо потрудился - у того труд в монету, да в рубль
превратился!»
Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
Сюжетно-ролевая игра «Сбербанк».
Обучающая игра «Карманные деньги, как ими распорядиться».
Январь:
Дидактическая игра «Кто что делает».
Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».
Дидактическая игра «Что можно купить, что нельзя».
Дидактическая игра «Купи другу подарок».
Закрепление материала. Просмотр и обсуждение видеоролика: «История о
рублике».
Квест-игра «Финансовая школа».
Взаимодействие с родителями:
1. Консультации и рекомендации для родителей. Зачем нужна ребенку
финансовая грамотность? «Если хочешь быть богатым, нужно быть
финансово грамотным.
2. Экскурсия родителя с ребенком в магазин.
3. Консультация для родителей «Финансовая грамотность. Экономическое
развитие дошкольников».
4. Экскурсия родителя с ребенком в сбербанк.
5. Совместная деятельность детей и родителей – рисование «Магазин».
6. Консультация для родителей «Правила экономического воспитания
дошкольников».
7. Папка-передвижка для родителей по
финансовой грамотности "Сбербанк для родителей".
3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта
Квест-игра «Финансовая школа»