"Технология развития ассоциативно - образного мышления на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время в условиях внедрения ФГОС"
Автор: Булдыженко Евгения Александровна Должность: учитель изобразительного искусства, искусства, мхк Учебное заведение: МБОУ СОШ №12 Населённый пункт: город Лиски, Воронежская область Наименование материала: статья Тема: "Технология развития ассоциативно - образного мышления на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время в условиях внедрения ФГОС" Раздел: среднее образование
Применение современных технологий на уроках искусства
Развитие ассоциативно-образного мышления на уроках
изобразительного искусства и в неурочное время в рамках внедрения
ФГОС
Автор: Булдыженко Евгения Александровна учитель изобразительного
искусства, искусства, МХК, МБОУ СОШ №12, г. Лиски, Воронежская
область.
В современном информационном обществе воспитание человека с
творческим мышлением особенно актуально. Ведь творчество, это, прежде
всего – свобода, нестандартное видение мира и, пожалуй, основа любого
прогресса.
Личность, способную к творчеству невозможно представить без хорошо
развитого воображения, фантазии, без владения ассоциативно-образным
мышлением.
Особенностью наглядно-образного мышления является его ассоциативность.
Ассоциации бывают по контрасту, по сходству и по смежности. Чем богаче,
разнообразнее ассоциации, тем выразительнее и интереснее образы, сюжеты,
создаваемые на их основе. Многие ассоциации послужили началом создания
замечательных произведений. Как известно, сам Суриков связывал
зарождение идеи и колористического решения картины «Боярыня Морозова»
с увиденной им вороной, которая черным пятном сидела на белом снегу,
отставив крыло. Развитие ассоциативно - образного мышления, воображения
происходит при применении различных методов и приемов.
Эвристический - создание учащимися новых образовательных результатов
( идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных
произведений и др.).
Схематизация – геометрическое подобие природных форм,
«беспредметные» образы живописи: кубизм, супрематизм и т. д.
Метафоры, сравнения.
Акцентирование – выделение в искусстве через преувеличение, гиперболу,
гротеск.
Агглютинация образов – «склеивание». Примеры образов: фантастического
животного, образ русалки в народном представлении и т. д.
Интеграция искусств на уроках как способ развития ассоциативно-образного
мышления школьников. Развитие личностного, творческого потенциала
учащихся, возможность познать окружающий мир через включение в
различные виды художественной деятельности лежит в основе системы внеур
очной деятельности и дополнительного образования в изучении культуры
родного края.
Воспитание художественной и духовной культуры родного края теснейшим
образом переплетается с курсом истории, изобразительного искусства,
географии, биологии, технологии, литературы, музыки, математики, физики.
Изучение будет не только способствовать углублению и закреплению знаний
по искусству, но окажется полезным в чисто практических целях. А именно:
позволит учащимся свободно ориентироваться в родном городе, а также
поможет школьникам в выборе профессиональной ориентации.
Технологии ассоциативно – образного мышления на уроках искусства
мной направлены на образовательные и воспитательные функции, на
сетевое взаимодействие с учреждениями культуры, музеями – отражение
народной души. Художественное и духовное воспитание включает : 1)
экскурсионную работу; 2) кружковое занятие в школе по декоративно –
прикладному искусству с последующим участием в выставках и
конкурсах на базе городского музея; 3) проведение занятий «Мастер –
класс» на базе учреждений культуры; 4) проектно – исследовательская
деятельность: «Народные промыслы малой Родины». «Тайны и загадки
народной вышивки» 5) сотрудничество по созданию педагогически
направленной экспозиции.
А также изучение родного края в школе работает по направлениям основного
образования. Учителемизобразительного искусства Булдыженко Е. А.
разработаны тематические рубрики для художественного и духовного
краеведенияв рабочих программах по предмету, такие как «Очевидное –
невероятное», «На завалинке», уроки Духовности, «Моделирование». Они
развивают ассоциативно – образное мышление и воображение учащихся, и
способствуют развитию критического мышления у детей.
«Уроки духовности» приобщают детей к классическому искусству,
знакомят с традициями древнерусской иконографии, с творчеством
художников – земляков. Были организованы встречи с земляками -
иконописцами, которые рассказали о своей профессии, творчестве и
показали свои работы. Уроки духовности направлены не только на
воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Через художественные произведения, посещения музеев, через библейские
образы и сюжеты формируется духовно – нравственное сознание учащихся.
Рубрика «На завалинке» доставит учащимся радость познания и радость
творчества, получат возможность соприкоснуться с духовной культурой
человечества, следы которой оставлены в произведениях декоративно –
прикладного искусства.
«Моделирование» включает разную творческую и художественную
деятельность учащихся.
Рубрика «Очевидное – невероятное» знакомит детей с тайнами и загадками
окружающего мира, законами мироздания, с искусством древних
цивилизаций, с последним словом науки и предусматривает разную
художественную деятельность учащихся.
Эти направления расширяют программный материал по искусству, выходят
за страницы учебника и развивают ассоциативно – образное мышление,
воображение в полном объеме.
Продолжением музейной педагогики является сетевое взаимодействие с
центральной Районной библиотекой, тесная взаимосвязь с городским
краеведческим музеем, на базе которого проходят занятия «Мастер –
класс», где дети знакомятся с техникой живописи, графики, с разными
видами искусства. Занятия проводят квалифицированные художники. В
краеведческом музее посетили выставочный зал на темы: «Искусство и
природа», «Искусство наших земляков», где школьники побывали на
персональных выставках художников нашего края, узнали о жизни и
творчестве мастеров, познакомились с живописцами. С целью активизации
внимания учащихся во время экскурсии выполнилипоисковый–
исследовательский проект: сделали графические наброски заинтересовавших
их композиций, фотографии, необходимые записи с последующей его
обработкой. А затем, на уроке изобразительного искусства выполнили
живописные работы на тему: «Край ты мой, любимый край».
Совершили цикл экскурсий на выставки: «Народные умельцы» района.
Увидели народные изделия: кружевные салфетки, вышивку, кукол в народных
костюмах, аппликацию соломкой, работы из бисера, резьбу по дереву.
Мастерицы познакомили учащихся со своим творчеством. Дети приняли
участие в выставке своих работ в музее по изобразительному фольклору, а
затем и в области.
На базе городского краеведческого музея посетили: «Круглый стол» на тему:
«Развитие народного творчества в городе Лиски». Экскурсия в музей
«Бирюльки» г. Рамонь дала возможность детям познакомиться с народными
играми с убранством русской избы и соприкоснуться с
деревообрабатывающим станком, на котором работали наши предки.
Школьники побывали на уроках «Мастер – класс» в музее романовской
игрушки, Липецкой области. Они изготовили народную тряпичную и
глиняную игрушки, провели чайную церемонию, узнали традиции и обычаи
русского народа. Совершили экскурсию в «Загадочный замок принцессы Е.
М. Ольденбургской». На основании путешествий по родному
краю учащиеся выполнили поисково – исследовательские проекты:
«Народные промыслы Малой Родины»,
«Тайны и загадки
Ольденбургского замка». «Загадки народной вышивки» Для этого среди
детей были сформированы группы: журналисты, художники, фоторепортеры,
главный редактор, который контролировал ход всей работы. Художники
проявили творческую активность в создании живописных работ:
«Иллюстрации народных пословиц и поговорок, сказок и загадок».
Изобразили в рисунках образ народного быта. Фоторепортеры приготовили
серию фотографий для экспозиции музейной педагогики и презентации для
уроков. Журналисты наметили разделы для школьного стенда: «Музейная
педагогика» - «Новости», «Вести с урока», «Поздравляем», «Это интересно».
Они написали текст для каждого раздела газеты, а художники-
фоторепортеры подобрали сюжеты для фотоэтюдов. Затем учащиеся
применили знания в работе с текстовым редактором, форматировали и
редактировали документы.
Идеальный случай – соединение теоретического изучения искусства
художественной культуры с собственной практической работой учеников по
созданию художественных произведений.
Краеведение в школе кроме основного образования включает кружковую
работу по декоративно прикладному искусству народного творчества,
поисковую, проектно-исследовательскую, интегрированные уроки с
учителями - предметниками, изобразительный, литературный и
музыкальный фольклор, традиции и обычаи русского народа, народные
гулянья и праздники проходят в театрализованной импровизации. Все это
содействует созданию полезных и красивых вещей: фольклорных игрушек,
росписи разделочных досок, макеты русских изб, элементов народного
костюма и других предметов народного творчества, которые хранятся в
школьном музее-мастерской: «Детское творчество», где проходят выставки
творческих работ детей. Я, Булдыженко Е.А. являюсь руководителем музея –
мастерской: «Детское творчество». Здесь ученики могут увидеть свои работы
и получить эстетическое удовольствие от работ своих сверстников, провести
классные часы и беседы эстетической направленности.
Не менее популярны в городском музее праздники, на которых дети с
удовольствием исполняют роли в сценках, связанных с изучаемым периодом
художественной культуры. Побывали на музыкальных вечерах,
театрализованных представлениях, на защите презентаций, посвященных
народному творчеству. Ценность подобных занятий с детьми в том, что в
этом случае художественная культура осваивается целостно через
произведения декоративного искусства, художественное слово, музыку,
театральное действо, и т. д. При написании сценария, корректировке его на
репетициях, создании костюмов, подготовке индивидуальных номеров дети
проявляют свои творческие способности. Ученики вместе с учителем
изобразительного искусства Булдыженко Е. А. создали эмблему для
школьных музеев и написали стихотворение, которое раскрывает суть
музейной педагогики. Ученицы составили частушки про школу, ребята
подобрали народные пословицы и поговорки, и исполнили их в стиле «реп»
на базе краеведческого музея.
Трудное должно быть привычным, привычное должно быть полезным, а
полезное должно быть приятным.
При новом подходе в центре внимания сотрудников музея и педагогов
попадает воспринимающий человек, забота о его эстетическом и
нравственном развитии, о создании ситуации, которая способствует
раскрытия смысла, который заложен в концепцию экспозиции и развития
ассоциативно образного мышления в рамках реализации ФГОС.