Напоминание

"Технология развития ассоциативно - образного мышления на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время в условиях внедрения ФГОС"


Автор: Булдыженко Евгения Александровна
Должность: учитель изобразительного искусства, искусства, мхк
Учебное заведение: МБОУ СОШ №12
Населённый пункт: город Лиски, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Технология развития ассоциативно - образного мышления на уроках изобразительного искусства и во внеурочное время в условиях внедрения ФГОС"
Раздел: среднее образование





Назад





Применение современных технологий на уроках искусства

Развитие ассоциативно-образного мышления на уроках

изобразительного искусства и в неурочное время в рамках внедрения

ФГОС
Автор: Булдыженко Евгения Александровна учитель изобразительного искусства, искусства, МХК, МБОУ СОШ №12, г. Лиски, Воронежская область. В современном информационном обществе воспитание человека с творческим мышлением особенно актуально. Ведь творчество, это, прежде всего – свобода, нестандартное видение мира и, пожалуй, основа любого прогресса. Личность, способную к творчеству невозможно представить без хорошо развитого воображения, фантазии, без владения ассоциативно-образным мышлением. Особенностью наглядно-образного мышления является его ассоциативность. Ассоциации бывают по контрасту, по сходству и по смежности. Чем богаче, разнообразнее ассоциации, тем выразительнее и интереснее образы, сюжеты, создаваемые на их основе. Многие ассоциации послужили началом создания замечательных произведений. Как известно, сам Суриков связывал зарождение идеи и колористического решения картины «Боярыня Морозова» с увиденной им вороной, которая черным пятном сидела на белом снегу, отставив крыло. Развитие ассоциативно - образного мышления, воображения происходит при применении различных методов и приемов.
Эвристический
- создание учащимися новых образовательных результатов ( идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.).
Схематизация
– геометрическое подобие природных форм, «беспредметные» образы живописи: кубизм, супрематизм и т. д.
Метафоры, сравнения.

Акцентирование
– выделение в искусстве через преувеличение, гиперболу, гротеск.
Агглютинация образов
– «склеивание». Примеры образов: фантастического животного, образ русалки в народном представлении и т. д. Интеграция искусств на уроках как способ развития ассоциативно-образного мышления школьников. Развитие личностного, творческого потенциала учащихся, возможность познать окружающий мир через включение в различные виды художественной деятельности лежит в основе системы внеур
очной деятельности и дополнительного образования в изучении культуры родного края. Воспитание художественной и духовной культуры родного края теснейшим образом переплетается с курсом истории, изобразительного искусства, географии, биологии, технологии, литературы, музыки, математики, физики. Изучение будет не только способствовать углублению и закреплению знаний по искусству, но окажется полезным в чисто практических целях. А именно: позволит учащимся свободно ориентироваться в родном городе, а также поможет школьникам в выборе профессиональной ориентации.
Технологии ассоциативно – образного мышления на уроках искусства

мной направлены на образовательные и воспитательные функции, на

сетевое взаимодействие с учреждениями культуры, музеями – отражение

народной души. Художественное и духовное воспитание включает : 1)

экскурсионную работу; 2) кружковое занятие в школе по декоративно –

прикладному искусству с последующим участием в выставках и

конкурсах на базе городского музея; 3) проведение занятий «Мастер –

класс» на базе учреждений культуры; 4) проектно – исследовательская

деятельность: «Народные промыслы малой Родины». «Тайны и загадки

народной вышивки» 5) сотрудничество по созданию педагогически

направленной экспозиции.
А также изучение родного края в школе работает по направлениям основного образования. Учителемизобразительного искусства Булдыженко Е. А. разработаны тематические рубрики для художественного и духовного краеведенияв рабочих программах по предмету, такие как «Очевидное – невероятное», «На завалинке», уроки Духовности, «Моделирование». Они развивают ассоциативно – образное мышление и воображение учащихся, и способствуют развитию критического мышления у детей.


«Уроки духовности»
приобщают детей к классическому искусству, знакомят с традициями древнерусской иконографии, с творчеством художников – земляков. Были организованы встречи с земляками - иконописцами, которые рассказали о своей профессии, творчестве и показали свои работы. Уроки духовности направлены не только на воспитание бережного отношения к окружающей природе. Через художественные произведения, посещения музеев, через библейские образы и сюжеты формируется духовно – нравственное сознание учащихся.
Рубрика «На завалинке»
доставит учащимся радость познания и радость творчества, получат возможность соприкоснуться с духовной культурой человечества, следы которой оставлены в произведениях декоративно – прикладного искусства.

«Моделирование»
включает разную творческую и художественную деятельность учащихся.
Рубрика «Очевидное – невероятное»
знакомит детей с тайнами и загадками окружающего мира, законами мироздания, с искусством древних цивилизаций, с последним словом науки и предусматривает разную художественную деятельность учащихся. Эти направления расширяют программный материал по искусству, выходят за страницы учебника и развивают ассоциативно – образное мышление, воображение в полном объеме.
Продолжением музейной педагогики является сетевое взаимодействие с

учреждениями культуры: областными, районными музеями,

центральной Районной библиотекой, тесная взаимосвязь с городским

краеведческим музеем, на базе которого проходят занятия «Мастер –

класс», где дети знакомятся с техникой живописи, графики, с разными

видами искусства. Занятия проводят квалифицированные художники.
В краеведческом музее посетили выставочный зал на темы: «Искусство и природа», «Искусство наших земляков», где школьники побывали на персональных выставках художников нашего края, узнали о жизни и творчестве мастеров, познакомились с живописцами. С целью активизации внимания учащихся во время экскурсии выполнилипоисковый– исследовательский проект: сделали графические наброски заинтересовавших их композиций, фотографии, необходимые записи с последующей его обработкой. А затем, на уроке изобразительного искусства выполнили живописные работы на тему: «Край ты мой, любимый край». Совершили цикл экскурсий на выставки: «Народные умельцы» района. Увидели народные изделия: кружевные салфетки, вышивку, кукол в народных костюмах, аппликацию соломкой, работы из бисера, резьбу по дереву. Мастерицы познакомили учащихся со своим творчеством. Дети приняли участие в выставке своих работ в музее по изобразительному фольклору, а затем и в области. На базе городского краеведческого музея посетили: «Круглый стол» на тему: «Развитие народного творчества в городе Лиски». Экскурсия в музей «Бирюльки» г. Рамонь дала возможность детям познакомиться с народными играми с убранством русской избы и соприкоснуться с деревообрабатывающим станком, на котором работали наши предки. Школьники побывали на уроках «Мастер – класс» в музее романовской игрушки, Липецкой области. Они изготовили народную тряпичную и глиняную игрушки, провели чайную церемонию, узнали традиции и обычаи русского народа. Совершили экскурсию в «Загадочный замок принцессы Е.
М. Ольденбургской». На основании путешествий по родному краю учащиеся выполнили поисково – исследовательские проекты:
«Народные промыслы Малой Родины»,

«Тайны и загадки

Ольденбургского замка». «Загадки народной вышивки»
Для этого среди детей были сформированы группы: журналисты, художники, фоторепортеры, главный редактор, который контролировал ход всей работы. Художники проявили творческую активность в создании живописных работ: «Иллюстрации народных пословиц и поговорок, сказок и загадок». Изобразили в рисунках образ народного быта. Фоторепортеры приготовили серию фотографий для экспозиции музейной педагогики и презентации для уроков. Журналисты наметили разделы для школьного стенда: «Музейная педагогика» - «Новости», «Вести с урока», «Поздравляем», «Это интересно». Они написали текст для каждого раздела газеты, а художники- фоторепортеры подобрали сюжеты для фотоэтюдов. Затем учащиеся применили знания в работе с текстовым редактором, форматировали и редактировали документы. Идеальный случай – соединение теоретического изучения искусства художественной культуры с собственной практической работой учеников по созданию художественных произведений. Краеведение в школе кроме основного образования включает кружковую работу по декоративно прикладному искусству народного творчества, поисковую, проектно-исследовательскую, интегрированные уроки с учителями - предметниками, изобразительный, литературный и музыкальный фольклор, традиции и обычаи русского народа, народные гулянья и праздники проходят в театрализованной импровизации. Все это содействует созданию полезных и красивых вещей: фольклорных игрушек, росписи разделочных досок, макеты русских изб, элементов народного костюма и других предметов народного творчества, которые хранятся в школьном музее-мастерской: «Детское творчество», где проходят выставки творческих работ детей. Я, Булдыженко Е.А. являюсь руководителем музея – мастерской: «Детское творчество». Здесь ученики могут увидеть свои работы и получить эстетическое удовольствие от работ своих сверстников, провести классные часы и беседы эстетической направленности. Не менее популярны в городском музее праздники, на которых дети с удовольствием исполняют роли в сценках, связанных с изучаемым периодом художественной культуры. Побывали на музыкальных вечерах, театрализованных представлениях, на защите презентаций, посвященных народному творчеству. Ценность подобных занятий с детьми в том, что в
этом случае художественная культура осваивается целостно через произведения декоративного искусства, художественное слово, музыку, театральное действо, и т. д. При написании сценария, корректировке его на репетициях, создании костюмов, подготовке индивидуальных номеров дети проявляют свои творческие способности. Ученики вместе с учителем изобразительного искусства Булдыженко Е. А. создали эмблему для школьных музеев и написали стихотворение, которое раскрывает суть музейной педагогики. Ученицы составили частушки про школу, ребята подобрали народные пословицы и поговорки, и исполнили их в стиле «реп» на базе краеведческого музея.
Трудное должно быть привычным, привычное должно быть полезным, а

полезное должно быть приятным.
При новом подходе в центре внимания сотрудников музея и педагогов попадает воспринимающий человек, забота о его эстетическом и нравственном развитии, о создании ситуации, которая способствует раскрытия смысла, который заложен в концепцию экспозиции и развития ассоциативно образного мышления в рамках реализации ФГОС.


В раздел образования