Напоминание

Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы


Автор: Штанева Ольга Вячеславовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 9 города Алушты
Населённый пункт: город Алушта
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Экологическое воспитание дошкольников средствами живой и неживой природы
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 9» ГОРОДА АЛУШТЫ

Консультация для воспитателей

на тему:

«Экологическое воспитание дошкольников

средствами живой и неживой природы»

Подготовила:

старший воспитатель Штанева О.В.,

Дата проведения: 05.02.2020г.

г. Алушта

2020

Экологическое воспитание дошкольников

средствами живой и неживой природы

В наше время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников.

В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться, оглянуться вокруг, понаблю-

дать за родной природой. А нехватка общения детей с природой оборачивается впоследствии

черствостью, безнравственностью и неуважительным отношением ко всему живому. Я ду-

маю, что все мы в обязательном порядке должны чаще общаться с природой: с растениями и

животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, наслаждаться ти-

шиной. А бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей любого воз-

раста. Экологическое воспитание дошкольников на сегодняшний день стало актуальным

направление в дошкольном образовании.

Педагогический опыт показывает, что начинать экологическое образование можно и

нужно с раннего возраста. Задача ваша, как педагогов в работе с детьми, заложить первые

представления и ориентиры в мире природы. Ведь именно приобретенные в детстве знания

могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Очень важно, чтобы каждый ребенок с малых лет понял: человек и природа взаимосвя-

заны, поэтому забота о природе есть забота, о себе, о своем будущем. То, что наносит вред

природе, наносит вред самому человеку.

Основные экологические представления дети получают на занятиях, которые можно

проводить в индивидуальной, фронтальной, подгрупповой форме. Именно на занятиях дети

получают элементарные знания, осуществляется развитие основных познавательных процес-

сов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт

детей. Но исследования показали, что настоящий интерес к познанию природы и бережного

отношения к ней появляются у детей лишь в процессе ежедневного общения с природой. К.

Д. Ушинский говорил: «…что день, проведенный ребенком среди рощ и полей. заменяет

много недель на учебной скамье».

Поэтому среди разнообразных методов и форм экологического воспитания дошкольни-

ков ведущее место занимает наблюдение. Почему?

Во - первых, наблюдение - метод чувственного познания природы. Практикой до-

школьного воспитания и педагогическими исследованиями доказано, что правильная органи-

зация чувственного восприятия природы в естественной обстановке обеспечивает формиро-

вание и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных яв-

лениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников ори-

ентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых явлений, обнаруживать взаимо-

связи в природе.

Во-вторых, через наблюдения ребята имеют возможность видеть растения и животных

в среде их обитания.

В-третьих,наблюдение способствует воспитанию любознательности, наблюдательно-

сти, воспитывается любовь к родной природе.

В-четвертых, наблюдение – это важнейший источник знаний о природе. В процессе на-

блюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов

на поставленные вопросы, развивается в детях важное умение – смотреть, видеть, делать вы-

воды и обобщения, сравнивать.

2

Многообразие явлений природы, которое окружает дошкольников в помещении, на

участке детского сада и в ближайшем окружении, позволяет организовывать разнообразные

наблюдения. Каждый раз нужно продумывать форму, содержание, методы проведения на-

блюдений. Ведь наша цель – пробудить интерес, познавательную активность детей, развить

наблюдательность, желание и умение смотреть на мир. И тогда наблюдение, как целостный

педагогический процесс, становится совместной интеллектуальной деятельностью воспитате-

ля и детей, в которой умственные действия взрослого направлены на планирование и органи-

зацию наблюдения, на решение воспитательно – образовательной задачи, а умственные уси-

лия детей – на полноценнее восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации.

Так как осмысленное восприятие предметов зарождается рано, то недостаточные знания и

опыт маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные их стороны. Яркие впечат-

ления, особенно получаемые от быстро меняющихся движущихся предметов и явлений, - это

результат непроизвольных наблюдений детей.

Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспе-

чить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление осознанного от-

ношения наблюдателя к наблюдаемому.

Для успешного достижения поставленной цели необходимо продумывать и использо-

вать специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задавать вопросы,

предлагать обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между

отдельными объектами и явлениями природы. Включение разнообразных органов чувств и

форм восприятия - зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, кинестетического в

процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний.

Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений и животных, понимать кра-

соту родной природы и бережно относиться ко всему живому - является целью экологическо-

го образования дошкольников.

Для полноценного решения этих задач необходимо определить задачи, содержание ра-

боты, составить перспективный план, продумать календарное планирование, учитывая воз-

растные особенности детей. Одновременно пополнять экологоразвивающую среду в группе,

на участке детского сада необходимыми предметами, пособиями, растениями, объектами не-

живой природы. Составить и разработать картотеку прогулок, экологических игр, циклы на-

блюдений.

Все циклы наблюдений объединяют компоненты умственного и нравственного воспи-

тания: дети сенсорно-чувственным путем приобретают конкретные знания, которые обеспе-

чивают становление единственно правильного действенного отношения к живым существам.

После проведенных наблюдений у детей накапливается много впечатлений, которые они вы-

ражают в рисовании, лепки, аппликации, если в группах имеется большое количество дет-

ских работ, то их можно использовать на различных выставках и конкурсах.

Практика показывает, что необходимо существенно поднять уровень экологического

воспитания не только у детей, но и у родителей, поскольку именно семья дает первый опыт

взаимодействия с природой, показывает пример отношения к объектам растительного и жи-

вотного мира. Следует активно привлекать родителей к своей работе. Работу с родителями

можно проводить через домашние задания, экскурсии, праздники, анкетирование, дни откры-

тых дверей, через просветительскую работу в уголках для родителей: консультации, листов-

ки, фотовыставки. Благодаря использованию компьютерной технологии, родители имеют

3

возможность быть в курсе всех экологических событий и мероприятий детского сада, папок

передвижек, ширм, фотовыставок и видеозарисовок. Они охотно откликаются и принимают

участие в подготовке выпуска мини-книжек, альбомов о детях и их окружающем мире приро-

ды.

После проделанной работы можно провести диагностическое исследование детей и вы-

яснить как они усвоили материал, как сформировались знания, умения, какой опыт приобре-

ли.

Так, приобщая ребенка к миру природы с помощью наблюдения, мы развиваем различ-

ные стороны его личности. Пробуждаем интерес и желание познавать природное окружение,

вызываем у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им

помочь, показываем уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необхо-

димость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться.

Таким образом, наблюдение в природе является важным методом экологического вос-

питания детей: оно позволяет пробудить чувства к природе, развить наблюдательность, сен-

сорные ощущения и, благодаря им - богатое воображение. Наблюдение расширяет кругозор

детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни приро-

ды, учит беречь ее.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкрет-

ных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном мате-

риале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической рабо-

той по охране природы (посадка и охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания ред-

ких видов растений и животных).

В содержание экологического воспитания вливаются ценностно- нормативные аспек-

ты. Детям необходимо помочь осознать значение природы, как универсальной ценности (по-

знавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам яв-

ляется желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно пони-

мать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, в

воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет, развивается, если для

этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и по-

степенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда

человека.

Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нем, возникающее желание

трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством

воспитания осознанного отношения к природе, при условии его самостоятельности и актив-

ности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно со взрослыми), направлен-

ный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и т.д.).

Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хоро-

шо» - «плохо», «добро» - «зло», «красиво» - «некрасиво»), поэтому в экологическом воспита-

нии детей большое внимание необходимо уделить эстетическому и нравственному аспектам.

Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного богатства

родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными традициями, ме-

стами, которые бережно сохраняются. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, це-

нить духовное и материальное богатство родных городов, сел, деревень.

4

Эффективность экологического развития дошкольников во многом обуславливается

тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми.

Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание

нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех

определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи

трех основных блоков:

1.

Занятия, как специально организованная форма обучения.

2.

Совместная деятельность педагога и детей.

3.

Самостоятельная деятельность детей.

На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают

различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объек-

там природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от

освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению первоначальных пред-

ставлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не только познава-

тельного цикла - наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных представлений, систе-

матизация знаний, - но и такие их виды, в которых представлена отражательная деятельность

ребенка: по изодеятельности, музыкальные, трудовые.

Широко используются и занятия по развитию речи: составление описательных расска-

зов и сравнительных рассказов о природных объектах, занятия с детской природоведческой

книжкой, беседы о природе и об отношении к ней.

Один из видов занятий по экологическому воспитанию детей - освоение представлений

о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком, как живым организмом и соци-

альным существом, на этих занятиях используется комплекс методов, включающих разнооб-

разные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстра-

циями и моделями.

Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по спосо-

бам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают

дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определя-

ется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной со

взрослыми и самостоятельной деятельности детей.

В педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится

совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено возможностью накопления

каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в со-

ответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для

этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного перехода и

включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на

участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используются чтение детских

книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологиче-

ские праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми

в собственную деятельность.

Важнейшим компонентом системы работы является самостоятельная экологически

ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинако-

вое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным стано-

вится их деятельность в природе, с ее объектами.

5

Также, детям нужно задавать вопросы на различные темы по природе, чтобы выяснить

уровень знаний, умений, навыков детей, насколько они близки к природе, а в чём-то отстают.

Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы

должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением

нормами поведения в природной среде. Это достигается путём формального (учебного заве-

дения и д/с) и неформального образования (разные источники информации, разовые меро-

приятия). Часто работники детских учреждений в процессе ознакомления детей с природой

больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе

не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально-положительного от-

ношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении.

Детям старшего дошкольного возраста уже доступна для понимания сложные разнооб-

разные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две

большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребёнка, способствую-

щие интеллектуальному развитию, ко второй – знание, определяющие правила поведения че-

ловека в природе раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно

важен для воспитания действительной любви к природе.

Человек умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир

природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека,

вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятель-

ности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и

наслаждаться ею.

Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и

вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на ин-

теллектуальное и эстетическое развитие ребёнка.

Обогащение представлений о природе познание её запахов и связей невозможно без

эмоционального положительного отношения к ней, поэтому всё общение с природой ребёнка

должно быть направленно на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умение замечать

и оценивать красоту природы. При этом существует и другая опасность: приучить формально

обращаться с природой, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры

на природе и т. п.)

Основная задача педагогики - воспитания у детей экологической культуры, фундамент

которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану при-

роды. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо специаль-

но воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотёк, то наблюдаются

различные отклонения у детей в отношении к природе. Прежде всего — пассивность : дети

стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но и по сво-

ей инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях. Иногда дети на-

носят ущерб природе из-за недостаточной осведомлённости (собирают в коробочку насеко-

мых, составляют букеты из цветущей земляники, обрывают бутоны растений для угощения

"куклам" и др.). Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно дикой: соби-

рая чернику, затаптывают её кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т.д..

Встречаются дети способные жестоко относится к животным: бить собак, мучить кошек, го-

лубей, топтать дождевых червей.

6

Исследуя эту проблему, обнаружили интересный факт: оказывается, дошкольники до-

роже относятся к животным, чем к растениям. Видимо причина в том, что животное легче,

чем растение, идентифицировать с собой, наделить его разумом, переживаниями (как это бы-

вает в сказках), сходными со своими собственными.

Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспи-

танности детей, когда они нечутки к состоянию других людей, тем более животных и расте-

ний; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и

прийти на помощь. Дети подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отноше-

нию к животным, растениям. Взрослые с умыслом или невольно ранят детские души жестким

отношением к природе, наносят вред делу гуманности у детей, травмируют их не зрелую пси-

хику. Деятельное правление бережного отношения детей к природе наблюдается в играх, при

выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Детей надо обучать навыкам

ухода за растениями, животными.

Систематический труд в природе формирует у них привычку заботиться о живом.

Мотивы трудовой деятельности могут быть различны. Стимулом к труду может стать ин-

терес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками. В качестве действенного

мотива выступает познавательный интерес.

Воспитатели должны помнить правило: чем однообразнее, привычное, непривлека-

тельнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивировка.

Усиление эстетической строки при ознакомлении детей с природой, широкое включе-

ние в этот процесс произведений искусства -важный фактор экологического воспитания.

Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каж-

дого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий

древний источник познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до на-

ших дней естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира жи-

вой природы.

Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы са-

ми должны научиться любить ее.

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И

охранять природу - значит охранять родину». Так писал русский писатель М.М. Пришвин.

Красота родной природы рождает патриотизма, любовь к родине, привязанность к тому ме-

сту, где живешь.

7



В раздел образования