Напоминание

Включение основ финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольников в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ


Автор: Пестовская Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №19 "Родничок"
Населённый пункт: город Котлас, Архангельская область
Наименование материала: из опыта работы, статья
Тема: Включение основ финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольников в соответствии с Методическими рекомендациями Министерства просвещения РФ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Включение основ финансовой грамотности в образовательный процесс

дошкольников в соответствии с Методическими рекомендациями

Министерства просвещения РФ

Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых

решений,

а

также

затруднения,

возникающие

при

использовании

современных

финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком

знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном

случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств,

которыми будет распоряжаться человек в течение жизни.

Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–

2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25

сентября 2017 года № 2039-р, содержит определение финансовой грамотности как

результата процесса финансового образования, который, в свою очередь, определяется как

сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для

принятия успешных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения

финансового благосостояния.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое

образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры

и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и

воображение). Применительно к дошкольнику, находящемуся на начальном этапе

жизненного цикла, закладываемые способности управления финансами являются ничем

иным, как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное

благополучие. Поэтому на этапе обучения детей дошкольного возраста правильнее

говорить о формировании азов финансовой грамотности.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является

развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к

реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества,

присущие настоящей личности.

На основе «Методических рекомендаций для педагогических работников по

реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части

экономического воспитания дошкольников» 2019г. ДОО получили ориентиры, по

включению в образовательную деятельность основ экономического воспитания в

соответствии со стоящими перед ними задачами и имеющимися ресурсами.

В дополнение к непосредственной работе с Методическими рекомендациями

следует

активно

использовать

существующие

программы

в

области

финансово-

экономического

образования,

соответствующие

возрастным

и

индивидуальным

особенностям развития дошкольников

(«Блокнотик»: № 1. «Список реализуемых программ по включению основ

финансовой грамотности в дошкольное образование (из опыта работы)»).

Основная

цель

экономического

воспитания

дошкольников

содействие

формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и

семейных финансов. Для достижения этой цели необходимо включить изучение основ

финансовой грамотности в образовательные программы ДОО для детей 5-7 лет.

На уровне ДОО экономическое воспитание позволяет решать следующие

задачи

,

зафиксированные в ФГОС ДО.

1. «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными

и

индивидуальными

особенностями

и

склонностями,

развития

способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с

самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Постепенное и дозированное

погружение ребенка в современный мир финансово-экономических отношений общества

способствует развитию его потенциала как субъекта отношений со взрослыми и миром

взрослых, где финансовые отношения играют значимую роль. Изучение дошкольниками

основ финансовой грамотности должно быть ограничено определенным перечнем базовых

финансово-экономических понятий.

2. «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс

на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в

обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Мир

личных и семейных финансов наиболее эффективно позволяет дошкольнику осваивать

социокультурные ценности. Ребенок начинает понимать, что его интересы и потребности

не всегда могут быть реализованы из-за отсутствия материальных возможностей и

финансовых средств в семье.

3. «Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей

здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,

интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и

ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».

Особое место в познании ребенком социального мира занимают наблюдение и общение,

которые берут на себя существенную нагрузку в социализации личности ребенка.

4.

«Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,

реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней – дошкольного и

начального

общего

образования».

Поскольку

в

школах

Российской

Федерации

повсеместно внедряются программы обучения финансовой грамотности, начиная с уровня

начального общего образования, ДОО следует включить в образовательную деятельность

основы экономического воспитания, чтобы обеспечить преемственность программ при

переходе ребенка из детского сада в начальную школу.

5.

«Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Эффективная педагогическая

деятельность ДОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том

случае, если в этот процесс активно включаются родители.

Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность

должно происходить на основе

принципов

, сформулированных в пункте 1.4 ФГОС ДО:

1. «Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, включая

дошкольный возраст, обогащение детского развития».

В основу воспитания и развития

ребенка должен быть заложен принцип «не навреди». Интеллектуальные и физические

перегрузки детей дошкольного возраста недопустимы. По достижении возраста 5 лет

действия дошкольника постепенно становятся осознанными. Важно приучать детей 5-7

лет осуществлять правильную оценку своих действий, не только с точки зрения выгоды

для себя, но и с культурно-нравственной позиции. Взаимосвязь нравственного и

финансового воспитания очевидна так же, как и важность формирования основ здорового

отношения к деньгам в ранний период взросления дошкольника.

2. «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных

особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в

выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».

Формирование

основ

финансовой

грамотности

не

должно

происходить

в

принудительной форме. Следует помнить, что каждый ребенок индивидуален и для

овладения какими-либо знаниями и навыками ему требуется время.

3. «Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка

полноценным участником (субъектом) образовательных отношений»

После 5 лет у детей появляется чувство «взрослости», поддерживая которое, можно

успешно развивать детскую деловитость, самостоятельность, ответственность – качества,

столь необходимые для финансово грамотного человека.

4. «Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».

Поддержка инициативы дошкольников в различных видах деятельности означает, что

воспитатель на протяжении всего периода обучения должен оказывать воспитанникам

поддержку, помогать овладевать элементами самоанализа, стимулировать активную

работу над собой, а также поощрять различные виды самоутверждения и самовыражения.

5. Принцип «сотрудничество дошкольной образовательной организации с

семьей»

Ряд вопросов может быть предложен для совместного изучения ребенка и его

родителей (законных представителей).

6. «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства».

Одной из форм организации приобщения к финансовому миру могут стать

экскурсии в финансовые учреждения, на предприятия малого бизнеса, торговые центры и

пр.

7. При реализации принципа «формирование познавательных интересов и

познавательных действий ребенка в различных видах деятельности»

Задача воспитателя в процессе организации образовательной деятельности –

активно побуждать детей к дискуссии и высказыванию своей позиции по всем изучаемым

на вопросам. Данная деятельность должна включать специфическую детскую активность,

специально организованную воспитателем, подразумевающую деловое взаимодействие и

общение детей, накопление интересной информации в сфере личных и семейных

финансов, формирование базовых первичных знаний, умений и навыков рационального

финансового поведения.

8. «Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,

требований, методов возрасту и особенностям развития)». Это один из основных

принципов организации образовательной деятельности с дошкольниками. Рекомендуется

осуществлять выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации

работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и

интересам детей.

9. Учет этнокультурной ситуации развития детей. Введение региональной

составляющей дает возможность организовать в ДОО работу по ознакомлению

дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора, детской

литературы и обычаев своего народа, приобщением к народному искусству.

На основе проведенного анализа существующих дошкольных программ по

изучению основ финансовой грамотности можно выделить перечень базовых финансово-

экономических понятий, которые могут быть изучены в ДОО.

(«Блокнотик»:

2.

«Перечень

базовых

финансово-экономических

понятий,

используемых в образовательной деятельности»).

Следует отметить, что независимо от возраста дошкольников включение в

образовательную деятельность основ финансовой грамотности следует начинать с

понятия «труд».

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, образовательная деятельность в ДОО

должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных

видах

деятельности

и

охватывать

все

образовательные

области.

Экономическое

воспитание целесообразно включать в следующие образовательные области:

1. Социально-коммуникативное развитие.

При изучении основ финансовой

грамотности обеспечивает формирование у дошкольника позитивных установок к

различным

видам

труда

и

творчества,

уважительного

отношения

и

чувства

принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых; создает возможности для

обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме на примерах из

сказок и иных источников, где демонстрируется ошибочное поведение героев.

2. Познавательное развитие осуществляется через исследование ребенком себя и

мира вокруг, включая финансовую и социальную сферу. Оно предполагает развитие

интересов детей, их воображения и творческой активности, формирование первичных

представлений об объектах окружающего мира и их свойствах, основных понятиях

(деньги, экономия, сбережения и пр.).

3.

Речевое развитие

как компонент активного коммуникативного поведения

является важнейшим элементом социализации ребенка в мире финансовых отношений

взрослых.

4. Художественно-эстетическое

развитие очень важно в процессе изучения

основ финансовой грамотности и предполагает формирование эстетического отношения к

окружающему миру, включая сферы труда, общественной жизни, быта.

5.

В

процессе

физического

развития

совершенствуются

двигательная

деятельность детей, равновесие, координация, крупная и мелкая моторика обеих рук,

формируются

представления

о

разных

видах

спорта,

навыки

подвижных

игр,

закладываются основы здорового образа жизни, его основные нормы и правила (в

питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и

др.).

В части ООП ДО, формируемой участниками образовательных отношений,

должны быть выбраны и/или разработаны ДОО образовательные программы (модули),

направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях,

видах деятельности и/или культурных практиках. ФГОС ДО называет такие программы

парциальными

образовательными

программами.

Образовательные

программы,

направленные

на

изучение

основ

финансовой

грамотности,

должны

учитывать

образовательные потребности, интересы и мотивацию детей, а также членов их семей.

(«Блокнотик»: № 3. «Информационные ресурсы для педагогических работников и

родителей»)

Вашему вниманию представляем образовательную программу «Азы финансовой

культуры для дошкольников», авторы Семенкова Е.В., Стахович Л.В., Рыжановская Л.Ю.,

ВитаПресс, 2019. Программа реализуется с методическим сопровождением:

- Методические рекомендации для воспитателей (с темами и рекомендациями по

организации и проведению занятий);

- пособие для родителей «Советы родителям: о чем и как говорить с ребенком»;

- сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников в возрасте 5 –

8 лет

- сборник ситуационных задач

- сборник игр для детей «Азы финансовой культуры»

- раздаточный и дидактический материал

- художественная литература для организации занятий

Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»

составлена

в

соответствии

ФГОС

ДО.

Нормативное

обоснование

Программы:

Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ», Федеральный закон «Об основных

гарантиях прав ребенка в РФ». Нормативно правовые документы: «Комментарии к ФГОС

ДО, СанПиН.

Цель Программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой

грамотности у детей старших и подготовительных групп детских садов.

Программа включает 7 тем, содержащих 36 занятий, периодичность занятий 1-2 в

неделю, продолжительность 20 – 30 минут.

Все предлагаемые формы и методы проведения занятий носят инновационный и

интегративный характер, позволяющий решать задачи из двух и более образовательных

областей, развития двух и более видов детской деятельности.

К каждому занятию воспитатель должен подготовить ключевой вопрос, который

должен мотивировать детей, настроить их на активную деятельность. Заканчивая каждое

занятие, воспитателю следует напомнить детям, что они должны поделиться дома своими

впечатлениями с родителями о том, что они делали на занятиях и что нового узнали.

Формы и методы работы с детьми в направлении формирования финансовой

культуры и овладения финансовой грамотности:

- игровые (игры, игровые упражнения, ситуативные игры, игровые приемы,

интерактивные театральные мини - постановки);

- словесные (беседы, объяснения, рассуждения, рассказы, чтение с обсуждением

прочитанного, пояснения);

-

наглядные

(наблюдения,

экскурсии,

просмотр

фильмов,

рассматривание

предметов, плакатов, картин и иллюстраций);

- практические (исследования, экспериментирование, опыты, моделирование).

Но базовой формой и методом является игра. Ребенок осваивает и познает мир

через игру, поэтому обучение, осуществляется с помощью игры. В целях достижения

оптимального результата рекомендуется использовать различные игры: театрализованные,

режиссерские, сюжетно – ролевые, интеллектуальные, семейные, дидактические.

Для формирования финансовой культуры и овладения финансовой грамотности

детей старшего дошкольного возраста Программой предложено изучение следующих тем,

указанных на слайде:

Тема 1. Труд – основа жизни.

Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?

Тема 3. Покупаем, продаем и обмениваем.

Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.

Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.

Тема 6. Учимся планировать.

Тема 7. Богатство и бедность.

Для достижения единства целей и задач воспитания детей старшего дошкольного

возраста Программа предполагает проведение ряда занятий для родителей, что бы

ознакомить их с теми понятиями, которые изучают дети, и таким образом вовлечь их в

процесс

плодотворного

взаимодействия

по

формированию

финансовой

культуры

посредством следующих форм:

- Единое образовательное пространство (родительский клуб, лекции, семинары, беседы,

папки – передвижки, проекты, пособия для родителей, семейные конкурсы, встречи с

интересными людьми, выставки, ярмарки);

- Широкое информационное поле (консультации, тематические памятки, альбомы, стенды,

создание странички на сайте ДОУ);

- Создание условий (помощь родителей в создании развивающей предметно –

пространственной среды);

- Наблюдение и контроль (анкетирование, опросы, диагностика, индивидуальные беседы,

родительская почта).

Прежде чем формировать основы финансовой грамотности необходимо понять,

какие знания и умения на начальном этапе есть у детей старшего дошкольного возраста.

Для этого проводится оценка знаний основ финансовой грамотности детей. В связи с этим

Программой разработаны для детей ряд заданий: (Пример, 1. Выбери, что тебе больше

нравится. Цель: выявить интерес детей к экономике.

2.

Расскажи, что случилось? Цель:

Определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор,

ориентируясь на нравственные нормы поведения и др.).

Планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в виде целевых

ориентиров.

(«Блокнотик»: № 4. «Основные целевые ориентиры на этапе завершения

дошкольного образования по итогам изучения основ финансовой грамотности»)

При реализации программы по экономическому воспитанию дошкольников

педагогом может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка

производится

педагогическим

работником

в

рамках

педагогической

диагностики.

Результаты

педагогической

диагностики

(мониторинга)

могут

использоваться

исключительно для решения следующих образовательных задач: педагогическая и

психологическая диагностика личностных образовательных результатов детей (в том

числе

поддержка

ребенка,

построение

его

образовательной

траектории

или

профессиональной коррекции особенностей его развития); корректировка форм и методов

организации

образовательной

деятельности

по

формированию

основ

финансовой

грамотности дошкольников.

Современный мир стремительно меняется, становится менее прогнозируемым, и

качественное образование, которое ценилось в предыдущих поколениях, не гарантирует

стабильность в течение всей жизни. Высокий темп изменений, накопление большого

объема информации побуждают людей к постоянному

обучению и развитию, к

необходимости обладать так называемыми компетенциями XXI века, обозначенными в

Аналитическом обзоре в рамках проекта подготовки международного доклада «Ключевые

компетенции и новая грамотность: от деклараций к реальности». В число востребованных

и актуальных компетенций, которые необходимо формировать уже в начале жизненного

пути, входят коммуникативность, социально-эмоциональный интеллект, системное и

креативное мышление, научная, технологическая, математическая, финансовая, цифровая

и ИКТ-грамотность. Таким образом, освоение финансовой грамотности в дошкольном

детстве – это объективная реальность нашего времени.



В раздел образования