Напоминание

Формирование гражданско-патриотических чувств у дошкольников через нетрадиционные формы работы


Автор: Кабыш Кристина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 7 " Золотой ключик"
Населённый пункт: город Гуково, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование гражданско-патриотических чувств у дошкольников через нетрадиционные формы работы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кабыш Кристина Витальевна

воспитатель МБДОУ

Детского сада

№ 7 «Золотой ключик»

Формирование гражданско-патриотических чувств у дошкольников через

нетрадиционные формы работы

«Воспитание любви к родному краю, к

родной культуре, к родному городу, к

родной речи – задача первостепенной

важности, и нет необходимости это

доказывать. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого – с любви к своей

семье, к своему дому. Постоянно

расширяясь, эта любовь к родному

переходит в любовь к своему государству, к

его истории, его прошлому и настоящему, а

затем ко всему человечеству».

Д.С.Лихачёв

Проблема гражданско - патриотического воспитания подрастающего

поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное

место. А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский, Р.И Жуковская, А. П. Усова и др.

в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-

патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с

этим

проблема

гражданского

и

патриотического

воспитания

детей

дошкольного возраста становится одной из актуальных.

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание

так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это чувство не

возникает у людей само по себе. А является результатом длительного

целенаправленного воспитания. Одним из проявлений любви к Родине и

преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее

защиту, а у дошкольников это любовь к родным и близким людям и к малой

родине, и гордость за свой народ.

Гражданское и патриотическое воспитание можно назвать одним из

сложных направлений в дошкольном воспитании. Во все времена любовь к

Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального

характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются

традиции

патриотического

сознания,

поэтому

актуальность

проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.

В нашем детском саду №7 «Золотой ключик» сложилась целая

система гражданского

и

патриотического

воспитания

детей,

она

определяется целями дошкольного образования Российской Федерации и

соответствует Закону «Об образовании в Российской Федерации». Цель

данной системы заключается в развитии личности гражданина и патриота

России, осознающего себя личностью в социуме, толерантно относящегося к

окружающим, знающего историю своего города и страны, способного

отстаивать свои интересы и интересы Родины.

В решении данной проблемы в своей педагогической деятельности мы

занялись поиском наиболее эффективных форм и методов работы, которые

позволят сочетать интересы всех субъектов, организовать поэтапно и

последовательно процесс воспитания и обучения детей: от выявления их

опыта – к совместному планированию и реализации намеченного.

Одним из таких методов в дошкольном образовании мы поняли, что

самым удобным методом является квест. Квест- это игра, а игра ведущаий

вид деятельности дошкольников.

Квест – это очень интересное и популярное развлечение. Игрокам даются

различные загадки и подсказки, с помощью которых они переходят от одной

точки заданного маршрута в следующую, получая за это приятные

сюрпризы. Вопросы, задающиеся участникам, зачастую объединены одной

темой, которой посвящен квест. Главное требование к их составлению –

разнообразность и необычность. От того, насколько сложными они будут,

зависит степень увлекательности игры. Но во время придумывания подсказок

также важно не перегнуть палку и не сделать их чрезмерно сложными.

В рамках реализации инновационной площадки, по патриотическому

воспитании в нашем детском саду был создан и реализован музыкально-

театрализованный

квест.

Который

сочетает

интересы

всех

субъектов воспитательной системы:

Педагог – имеет возможность самореализоваться, проявить творчество в

работе;

Родитель

имеет

возможность

активно

участвовать

в

процессе

патриотического воспитания своего ребенка и группы в целом;

Ребенок – его деятельность организована в соответствии с его интересами,

желаниями и потребностями.

Цель нашего квеста – воспитывать будущего гражданина страны.

ЗАДАЧИ, которые мы реализовали, при проведении квеста:

Это формирование чувства патриотизма, гордости за свою родину;

формирование чувств любви к отечеству (причастности к родному

дому, семье, детскому саду, города);

формирование ответственного отношения к окружающей природе и

людям;

формирование духовно - нравственных особенностей личности;

формирование толерантное отношение к представителям других

национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям;

формирование высокой социальной активности, гражданской

ответственности, способная проявиться в созидательном процессе в

интересах Родины;

активизировать знания и умения детей во всех образовательных

областях.

Участники, у которых была своя задача и цели проводившие музыкально-

патриотический квест: Это три команды, в состав которых входили и

взрослые и дети, в каждой команде было 5 детей и 5 взрослых. Россиюшка,

камень, три Богатыря, Баба Яга, три Василисы, две Матрешки, Кот ученый,

медведь Михайло Потапыч, Василиса, Иван – Царевич, самовар.

Россиюшка заблудившись, появилась в нашем детском саду, хотела

показать свои просторы, но как оказалось, произошла беда, у нее пропали ее

земли, и наши дети и педагоги с разных детских садов, а могут быть на их

месте и родители, помогали ей найти ее земли, но на пути стоял камень,

который прислал помощников богатырей русских: Илью Муромца, Алешу

Поповича и Добрыню Никитича.

У каждой команды участников был свой путь с тремя заданиями на

котором им встретились Баба Яга, три Василисы, две Матрешки, Кот ученый,

медведь Михайло Потапыч, Василиса, Иван – Царевич, самовар.

Путь Алеши Поповича:

1.

«Космос»- дети раскладывали карточки с заданиями « Найди пару»;

2.

«Сказка»- собирали сказку с богатырских кубиков;

3.

«Карта»- взрослые читают вопрос на карточках, ответы дети ищут на

карте.

Путь

Добрыни Никитича:

1.

«Пещера»- дети выполняют задания, собирают пазл с фрагментами

сюжета;

2.

«Матрешка»- дети подходят к столу, на котором расположены

заготовки узоров для наряда, ребята их наклеивают в произвольном

порядке, как им понравиться;

3.

«Лукоморье»- дети и взрослые отгадывают загадки по сказке о Царе

Солтане.

Путь Илья Муромец:

1.

«Медведь»- дети выполняют спортивные задания, « Перетягивание

каната»;

2.

«Василиса премудрая»- дети ищут вопросы-ребусы к кроссворду,

которые лежат в конвертах по всей горнице и разгадывают его;

3.

«Иван Царевич»- дети читают загадки про животных, которые

находились в сундуке из сказки «Царевна-лягушка».

В конце каждого задания, дети получали кусочек карты и связку

баранок. Последнее задание нашего квеста было совместным для всех

команд, помочь Россиюшки вернуть все земли русские, дети собрали пазл

« Карта России».

Ребята и педагоги получили, колоссальные эмоции, остались довольны.

Нам удалось достичь поставленные цели и задачи. Ведь любовь к родине,

можно привить не только с помощью организованной деятельности,

рассказами, фильмами, а еще и нетрадиционной формой работы.



В раздел образования