Автор: Кабыш Кристина Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 7 " Золотой ключик"
Населённый пункт: город Гуково, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование гражданско-патриотических чувств у дошкольников через нетрадиционные формы работы
Раздел: дошкольное образование
Кабыш Кристина Витальевна
воспитатель МБДОУ
Детского сада
№ 7 «Золотой ключик»
Формирование гражданско-патриотических чувств у дошкольников через
нетрадиционные формы работы
«Воспитание любви к родному краю, к
родной культуре, к родному городу, к
родной речи – задача первостепенной
важности, и нет необходимости это
доказывать. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей
семье, к своему дому. Постоянно
расширяясь, эта любовь к родному
переходит в любовь к своему государству, к
его истории, его прошлому и настоящему, а
затем ко всему человечеству».
Д.С.Лихачёв
Проблема гражданско - патриотического воспитания подрастающего
поколения в истории отечественной педагогики всегда занимала достойное
место. А.С. Макаренко, В.А Сухомлинский, Р.И Жуковская, А. П. Усова и др.
в своих работах подчеркивали необходимость воспитания гражданско-
патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. В связи с
этим
проблема
гражданского
и
патриотического
воспитания
детей
дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание
так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это чувство не
возникает у людей само по себе. А является результатом длительного
целенаправленного воспитания. Одним из проявлений любви к Родине и
преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее
защиту, а у дошкольников это любовь к родным и близким людям и к малой
родине, и гордость за свой народ.
Гражданское и патриотическое воспитание можно назвать одним из
сложных направлений в дошкольном воспитании. Во все времена любовь к
Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального
характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются
традиции
патриотического
сознания,
поэтому
актуальность
проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна.
В нашем детском саду №7 «Золотой ключик» сложилась целая
система гражданского
и
патриотического
воспитания
детей,
она
определяется целями дошкольного образования Российской Федерации и
соответствует Закону «Об образовании в Российской Федерации». Цель
данной системы заключается в развитии личности гражданина и патриота
России, осознающего себя личностью в социуме, толерантно относящегося к
окружающим, знающего историю своего города и страны, способного
отстаивать свои интересы и интересы Родины.
В решении данной проблемы в своей педагогической деятельности мы
занялись поиском наиболее эффективных форм и методов работы, которые
позволят сочетать интересы всех субъектов, организовать поэтапно и
последовательно процесс воспитания и обучения детей: от выявления их
опыта – к совместному планированию и реализации намеченного.
Одним из таких методов в дошкольном образовании мы поняли, что
самым удобным методом является квест. Квест- это игра, а игра ведущаий
вид деятельности дошкольников.
Квест – это очень интересное и популярное развлечение. Игрокам даются
различные загадки и подсказки, с помощью которых они переходят от одной
точки заданного маршрута в следующую, получая за это приятные
сюрпризы. Вопросы, задающиеся участникам, зачастую объединены одной
темой, которой посвящен квест. Главное требование к их составлению –
разнообразность и необычность. От того, насколько сложными они будут,
зависит степень увлекательности игры. Но во время придумывания подсказок
также важно не перегнуть палку и не сделать их чрезмерно сложными.
В рамках реализации инновационной площадки, по патриотическому
воспитании в нашем детском саду был создан и реализован музыкально-
театрализованный
квест.
Который
сочетает
интересы
всех
субъектов воспитательной системы:
Педагог – имеет возможность самореализоваться, проявить творчество в
работе;
Родитель
–
имеет
возможность
активно
участвовать
в
процессе
патриотического воспитания своего ребенка и группы в целом;
Ребенок – его деятельность организована в соответствии с его интересами,
желаниями и потребностями.
Цель нашего квеста – воспитывать будущего гражданина страны.
ЗАДАЧИ, которые мы реализовали, при проведении квеста:
Это формирование чувства патриотизма, гордости за свою родину;
формирование чувств любви к отечеству (причастности к родному
дому, семье, детскому саду, города);
формирование ответственного отношения к окружающей природе и
людям;
формирование духовно - нравственных особенностей личности;
формирование толерантное отношение к представителям других
национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям;
формирование высокой социальной активности, гражданской
ответственности, способная проявиться в созидательном процессе в
интересах Родины;
активизировать знания и умения детей во всех образовательных
областях.
Участники, у которых была своя задача и цели проводившие музыкально-
патриотический квест: Это три команды, в состав которых входили и
взрослые и дети, в каждой команде было 5 детей и 5 взрослых. Россиюшка,
камень, три Богатыря, Баба Яга, три Василисы, две Матрешки, Кот ученый,
медведь Михайло Потапыч, Василиса, Иван – Царевич, самовар.
Россиюшка заблудившись, появилась в нашем детском саду, хотела
показать свои просторы, но как оказалось, произошла беда, у нее пропали ее
земли, и наши дети и педагоги с разных детских садов, а могут быть на их
месте и родители, помогали ей найти ее земли, но на пути стоял камень,
который прислал помощников богатырей русских: Илью Муромца, Алешу
Поповича и Добрыню Никитича.
У каждой команды участников был свой путь с тремя заданиями на
котором им встретились Баба Яга, три Василисы, две Матрешки, Кот ученый,
медведь Михайло Потапыч, Василиса, Иван – Царевич, самовар.
Путь Алеши Поповича:
1.
«Космос»- дети раскладывали карточки с заданиями « Найди пару»;
2.
«Сказка»- собирали сказку с богатырских кубиков;
3.
«Карта»- взрослые читают вопрос на карточках, ответы дети ищут на
карте.
Путь
Добрыни Никитича:
1.
«Пещера»- дети выполняют задания, собирают пазл с фрагментами
сюжета;
2.
«Матрешка»- дети подходят к столу, на котором расположены
заготовки узоров для наряда, ребята их наклеивают в произвольном
порядке, как им понравиться;
3.
«Лукоморье»- дети и взрослые отгадывают загадки по сказке о Царе
Солтане.
Путь Илья Муромец:
1.
«Медведь»- дети выполняют спортивные задания, « Перетягивание
каната»;
2.
«Василиса премудрая»- дети ищут вопросы-ребусы к кроссворду,
которые лежат в конвертах по всей горнице и разгадывают его;
3.
«Иван Царевич»- дети читают загадки про животных, которые
находились в сундуке из сказки «Царевна-лягушка».
В конце каждого задания, дети получали кусочек карты и связку
баранок. Последнее задание нашего квеста было совместным для всех
команд, помочь Россиюшки вернуть все земли русские, дети собрали пазл
« Карта России».
Ребята и педагоги получили, колоссальные эмоции, остались довольны.
Нам удалось достичь поставленные цели и задачи. Ведь любовь к родине,
можно привить не только с помощью организованной деятельности,
рассказами, фильмами, а еще и нетрадиционной формой работы.