Автор: Селимова Фатима Алихановна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ РД "Дербентский медицинский колледж им. Г.А Илизарова".
Населённый пункт: г.Дербент
Наименование материала: Научная статья
Тема: Современное понимание основ социального развития.
Раздел: высшее образование
СТАТЬЯ НА ТЕМУ ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИСТОРИИ
РОССИИ.
Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к 11
веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла
девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве. С начала 17 века
хорошее по тем временам образование получали царские дочери и девицы из
знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились
частные светские школы, в которых могли обучаться и девочки. В 1724 году
было предписано, монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их
грамоте, а девочек, сверх того прядению, шитью и др.
Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы
несколько
расширилась
сеть
женских
учебных
заведений,
возросла
возможность получения девочками общего образования в совместных
школах. К середине 60-х годов Россия стояла на 1-м месте в Европе по
развитию среднего женского образования. Однако по-прежнему средние
школы
в
основном
оставались
доступными
только
для
девочек
из
состоятельных семей.
Начнем с того, что в 1764 год был проложен первоначальный путь в
историю женского образования с утверждением Смоленского института.
Воспитательное Общество благородных девиц (Смольный институт) являлся
детищем самой Екатериной Великой. Основная задача этого института была
воспитать в русской женщине любовь красоте и радости. В Смоленском
институте
благородных
девиц
учились
дочери
дворян,
их
обучали
французскому языку, рисованию, истории, географии, кроме этого изучались
танцы, музыка и домоводство. А в 1765 году в Смоленский институт был
открыт и для девиц других сословий кроме крепостного крестьянства, где
они получали общеобразовательную подготовку и обучались домоводству.
Открытие этого института, было, проложено начало женскому среднему
образованию [1].
Образование женщины на всех этапах истории России являлось
предметом пристального внимания. Женщины всегда стремились получить
образование на равнее с мужчинами, хотя это не всегда получалось. Долгое
время вопрос о женском образование оставался под запретом существовало
мнение, что преподавание в вузах с женским составом является не
серьезным. Но желание получить достойное образование повлекло к тому,
что
все
-таки
женщинам
позволили
присутствовать
на
лекциях
в
Петербургском университете в 1878году. Затем властями был введен запрет
на присутствии женщин в высших образовательных учреждения, но это не
стало концом, были созданы частные женские кружки. А в Москве были
отрыты женские подготовительные курсы в 1868году, а в 1869 году в
Петербурге, но обучение в высших учебных заведениях еще находилось под
запретом. Поэтому увеличился выезд за границу в целях учебы.
После смерти Екатерины второй Павел поручил своей супруге Марии
Федоровне руководить над всеми женскими учебными заведениями в России.
После ее назначения были изменены учебные программы, дети принимались
с 8-9 лет и оставались в Смольном девять лет. Каждый из возрастов делился
на два отделения - класса, по 50 человек, в каждом из возрастов обучалось
100 человек. А к отношению мещанских девиц императрица считала, что
воспитание их должно ограничиваться обучению их добрыми женами,
материями и хозяйками, на что вполне достаточно шести лет. Поэтому в
Мещанское училище надо принимать с 11-12 лет. В училище будут
обучаться 100 воспитанниц, и в ближайший прием предполагала принять
двадцать мещанок. Император на это не согласился и утвердил комплект
мещанских воспитанниц в 200. Согласно новому плану, в первом возрасте
преподавались чтение, письмо и грамматика трех языков, география, история
и арифметика, причем все предметы вводились постепенно. В этом же
возрасте предполагалось обучать девиц танцам, рисованию, началам музыки
и рукоделиям, женскому полу свойственным В 1852 году все учебные
женские заведения были разделены на четыре разряда: первый был самый
высший это воспитательное общество благородных девиц - Смольный
институт, а также Петербургское и Московские училища и все институты
благородных девиц в губерниях для дочек дворян; второй разряд средний –
Павловский
институт
(первое
отделение),
Александровские
училища
(мещанское
отделение
Смольного)
в
Петербурге
и
в
Москве
при
Екатерининском институте, Астраханский девичий институт в восточной
Сибири для дочек почетных граждан и купцов; третий разряд низкий – это
Александровский и Иркутский сиротский дом; четвертый самый низший –
специальные заведения: сиротские институты воспитательных домов в
Петербурге и Москве. Чем был выше разряд, тем больше внимание уделялось
изучению наук[1].
В 1859 году инспектором классов Смольного института был назначен
К.Д. Ушинский. Однако в результате преследований и доносов летом 1862
года Ушинский принужден был оставить Смольный институт, после чего
основные мероприятия Ушинского были ликвидированы и, вплоть до 1917
года, Смольный институт оставался одним из наиболее консервативных
учебных заведений. В 1917 году он был закрыт.
С 1872 года в России стали открываться частные женские гимназии,
что было вызвано недостатком числа женских средних учебных заведений. В
связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери
состоятельных родителей.
Образование женщины являлось актуальной проблемой двадцатого
века. Борьба за образование и место в обществе даже на сегодняшний день
является проблематичным, так как мужчинам намного легче в обществе их
считают более серьезными и образованными. И так продолжим нашу тему с
того, что рост женского образования шел очень медленно. Например, по
состоянию на январь 1917 года в России насчитывалось 145 мужских и 26
женских учительских семинарий.
Следовательно, востребование общества в женском образование,
гимназическом образование, в том числе и столичном, было значимым
моментом.
Первые университеты дореволюционного периода это женский
медицинский институт - единственный в дореволюционной России институт,
дававший высшее образование женщинам. После окончания этого института
женщинам предоставлялись права лекаря (врача) и прав получения ученой
степени доктора медицины. А также женский педагогический институт -
высшее
педагогическое
учебное
заведение
в
России,
основанное
в
Петербурге в 1903 году на базе женских педагогических курсов. В институт
принимались девочки не моложе 16 лет, окончившие женские гимназии,
институты благородных девиц.
На сегодняшний день очень много женщин, которые занимают
высокие должности на равнее с мужчинами. Также и образование является
свободным
и
равным
с
мужчинами
женщины
могут
обучаться
на
сегодняшний день даже в военных училищах.
Женщины – существа хрупкие и нежные, так, по крайней мере,
говорит нам классическая литература. Однако в двадцатом веке появилась
новая
категория
женщин,
которые
заявили
о
себе
с
достаточной
определённостью. Это деловые женщины, или бизнес-леди.
История
знает
уже
достаточно
примеров
деловых
женщины,
достигших многого в своей жизни и повлиявших на общественный уклад и
менталитет целых поколений.
Это весьма активные представительницы слабого пола, добивающиеся
наравне с мужчинами успеха в политике и бизнесе (а во многих случаях
идущие гораздо выше и дальше). С одной стороны, это естественно,
поскольку женщины и мужчины равноправны во всём. Однако, с другой
стороны, главное предназначение женщины, определённое самой природой,
– рожать детей, смотреть за домашним хозяйством и поддерживать огонь в
семейном очаге.
История женского образования в России начала свой путь в отличие от
мужского всего лишь в восемнадцатом веке, а посмотрите, сколько женщин
ученых депутатов, чиновников, хотя они имеют свои семьи. Мужчинам из
спокон веков даны все возможности заниматься делами, не интересуясь
семейными делами, а женщины несут на плечах все тягости семейного
положения и еще умудряются перегонять мужчин в сфере образования и
науки.
Немного
хочется
написать
об
истории
женского
образования
Дагестана, так как Дагестан тоже является частью России.
Например,
в
городе
Махачкала
Дагестанский
государственный
педагогический университет начал свою историю с 1917 года в городе
Темирхан – Шуре ныне город Буйнакск в здание бывшего Реального
училища был основан первый в Дагестане педагогический университет [2]. В
годы гражданской войны он временно прекратил свою работу, а его работа
была восстановлена, лишь только в 1931году и в 1943 году вуз получил
статус Дагестанского женского учительского института и переведен в город
Махачкала.
В
1964
году женский
педагогический
институт
преобразован в
Дагестанский государственный педагогический институт, а в 1994 году
получил статус университета.
А также хочется сказать о великолепном городе Дербенте, в котором
есть чудесное педагогическое училище (ныне педагогический колледж) одно
из самых старых образовательных учреждений Дагестана. С начала 20-годов
ХХ столетия в его стенах готовили педагогические кадры для школ Южного
и Среднего Дагестана. [3] Выпускники училища проявили и проявляют себя
достойными
специалистами,
профессионалами
не
только
в
сфере
образования, но и после продолжения учебы в вузах страны и республики.
Хочется, сказать напоследок своей статьи женщины будьте всегда
обаятельны, красивы, главное самоуверенны и все у вас будет в полном
порядке, ни когда не отчаивайтесь, любите и будьте любимы.
Литература.
1.Источники из истории XIX-XX в. о образование для женщин на
территории России.
2.История
образования
дагестанского
государственного
педагогического университета в городе Махачкала.
3. История Дербентского педагогического колледжа.