Автор: Гарифьянова Лайсан Мансуровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Арская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: г. Арск, республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Обыкновенные дроби. Понятие дроби.
Раздел: среднее образование
Урок по математике в 5 классе по теме:
«Обыкновенные дроби. Понятие дроби».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: интегрированный урок с использование
интерактивного оборудования и игры.
Цели: повторить некоторые свойства арифметических действий и ранее
изученные понятия; вспомнить (материал начальной школы), что такое доля,
половина, треть и четверть; научить понимать, что такое обыкновенные
дроби, записывать их и изображать на координатном луче, а также решать
простейшие задачи на дроби.
Задачи:
· Создание условий для развития мышления, логики,
познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству.
· Воспитание целеустремленности при достижении поставленной
цели, ответственности за результаты своего труда, уважения к мнению
товарищей, доверительного отношения, чувства взаимопомощи,
поддержки.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
· готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
· навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать
конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты.
Познавательные:
· сформированность познавательных интересов, направленных на
развитие представлений о числе и числовых системах;
· умение работать с различными источниками информации,
включая цифровые;
· умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
· понимание смысла поставленной задачи;
· умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.
Коммуникативные:
· сформированность умений ясно, точно, грамотно излагать свои
мысли в устной речи;
· умение адекватно использовать речевые средства для
аргументации своей позиции;
· умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.
Предметные результаты:
в познавательной (интеллектуальной) сфере:
· повторение и закрепление некоторых, изученных ранее, понятий
и законов арифметических действий;
· формирование навыков быстрого счёта, с использованием этих
знаний;
· правильное чтение и запись обыкновенных дробей, изображение
их на координатном луче;
· применение полученных знаний в решении простейших задач на
дроби.
в ценностно-ориентационной сфере:
· применение новых знаний в новой ситуации;
· объяснение того, что показывает обыкновенная дробь.
Учебное оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал:
ламинированные карточки и стирающиеся маркеры для каждого ребёнка (для
обратной связи в устном счёте), ксерокопии с заданиями по обыкновенным
дробям, ксерокопии с заданиями по игре, а также таблицы для
раскрашивания; магнитные оранжевые прямоугольные карточки одного
размера (для наглядности демонстрации деления целого на части);
мандарины для домашнего задания.
Ресурсы: презентация.
Содержание
1. Организационный момент
– Тема нашего сегодняшнего урока «Обыкновенные дроби». Вы уже
немного знакомы с дробями из курса математики начальной школы. Сегодня
мы продолжим изучение этой очень нужной, важной и интересной темы.
– Откройте тетради. Давайте
запишем тему сегодняшнего урока и
число…
2. Повторение, разминка
1) Устный счёт (см. презентацию).
– Посмотрите на доску, выполните
действия, используя известные вам
законы (свойства) сложения, вычитания и
умножения (на доске по одному
появляются примеры);
– пишите ответы на ваших карточках и показывайте мне (пишут
стирающимися маркерами на ламинированных карточках);
– верно, верно,… и у тебя… (обратная связь).
Фрагмент презентации
2) Фронтальный опрос: (отвечают с места)
– Назовите самое маленькое натуральное число…, а самое большое?
– Какое число называется простым...? А составным..? А чётным..?
– Чётное число может быть простым…? А какое самое большое простое
число…? А самое маленькое…?
– Правда, что множество всех простых и множество всех составных
чисел образуют множество натуральных чисел…?
– А какие числа называются взаимно простыми…?
– Верно, что взаимно простые числа простые…? А верно, что 2
различных простых числа взаимно просты…?
– Есть такое натуральное число, которое взаимно просто с любым
натуральным числом…?
3. ОБЪЯСНЕНИЕ новой темы. МОТИВАЦИЯ
– Итак, переходим к основной теме нашего урока
«ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ».
1) ДРОБИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ, история
– Скажите, а встречались ли вы когда-нибудь с дробными величинами в
обычной жизни?
(пол пути, полчаса, пол литра, без четверти семь, учебная четверть,
музыкальные длительности: целые, половинки, четверти, восьмые,
шестнадцатые, тридцать вторые и т.д.)
– Дроби появились в глубокой древности.
Египтяне выражали все дроби через сумму основных дробей, у которых
в числители непременно стояла единица. И так продолжалось до
эпохи Возрождения.
Вавилоняне предпочитали, наоборот, постоянный знаменатель,
равный 60-ти.
Римляне тоже пользовались единственным знаменателем, равным 12.
Особое место занимали дроби 1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32, 1/64 и т.д. Они
сыграли определяющую роль в музыке. Этими дробями определяются
длительности нот (целые, половинки, четверти, восьмые, шестнадцатые и
т.д.).
– Может быть, вы помните, герой рассказа Драгунского Дениска
собирается задать своему другу Мишке вопрос: как разделить 2 яблока на 3-х
человек («Надо иметь чувство юмора»)?
– А как бы вы ответили на этот вопрос? Сколько получит каждый?... Но
сам Дениска ещё не был знаком с дробями, поэтому предлагает сварить
компот.
– Собственно говоря, «сварить компот» и есть действия с дробями:
порежем яблоко на равные кусочки и будем их складывать, вычитать,
умножать или делить – кто нам мешает! Нам важно только помнить, сколько
кусочков составляют целое яблоко.
2) ПОДВЕДЕНИЕ К ПОНЯТИЮ (наглядная иллюстрация)
– Давайте вспомним, что же такое обыкновенная дробь? Кто может
сказать?
– Помните, из начальной школы: целое разделили на 5 равных частей и
взяли 3 из них. Получилась дробь 3/5.
– Посмотрите на доску (из рыжих магнитных прямоугольных карточек
одинакового размера составлены фигуры на доске, изображающие «целое»):
– на сколько частей разделили целое? (6, 8, 9, 12,…)
– сколько из них взяли? (1/6, 3/8, 2/9, 5/12 и т.д.)
– сколько осталось? (5/6, 5/8, 7/9, 7/12 и т.д.)
– кто хочет сам попробовать изобразить 4/7, 5/9? (2-3 человека выходят к
доске)
3) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ
– Ребята, подумайте и ответьте на вопросы, исходя из своих знаний
начальной школы:
· Если 1 кг сахара рассыпали поровну в 4 пакета, то в каждом пакете
окажется… (по 1/4 кг).
· Если 1 литр лимонада разлили поровну в 6 стаканов, то в каждом
стакане окажется… (по 1/6 литра), а в 5 стаканах – … (5/6 литра).
· На стол поставили 10 тарелок: несколько маленьких и три большие.
Какую часть тарелок составляют большие? А маленькие?
· В школьной футбольной команде 15 человек: несколько 6-
классников и 7 5-классников. Какую часть команды составляют 5-
классники? А 6-тиклассники?
– Все такие числа (1/2, 1/3, 1/4, 2/3, 3/4,… и др.)
называют обыкновенными дробями.
4) ОПРЕДЕЛЕНИЕ (записываем на учитель – на доске, дети – в тетради)
Число, вида p/q, где р и q – натуральные числа,
называют обыкновенной дробью. Все такие числа принадлежат
множеству рациональных чисел. Часто говорят просто – дроби.
р – числитель, q – знаменатель дроби, дробная черта обозначает
действие деление: числитель – делимое делим на знаменатель – делитель,
получаем дробь – частное.
– Каждое натуральное число можно представить в виде обыкновенной
дроби: 1 = 1/1 = 7/7 = 99/99; 5 = 5/1 = 15/3;
13 = 13/13 = 26/2 и т.д., т.о., говорят, что мн-
во N чисел содержится в множестве Q чисел, пишут: N
⸦
Q.
4. ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО. Выполнение заданий.
– Давайте посмотрим, всё ли было понятно и выполним задания. У вас
на столах лежат распечатки. Возьмите их. В них вы будете выполнять
задания: сначала на уроке, остальное – дома (это будет вашим домашним
заданием).
– Но, сначала, обсудим ваши действия, посмотрите на доску.
(На доске – то же самое (продолжение презентации). Дети читают
задания вслух (один из них), обсуждаем, глядя на доску. На доске
записывает ответы учитель, все дети – в распечатках заданий.)
– №269, №270, № 272
(I столбик) – № 275 (I столбик),
№276, №278 (I столбик), №279
(задания из рабочей тетради М.К.
Потапова, А.В. Шевкина)
Фрагменты презентации
5. МОТИВАЦИЯ.
ИГРА
. Совместная командная деятельность (флэш
моб)
– Ребята, я знаю, что у вас очень дружный класс. Поэтому, специально
для вас придумала такое задание, которое возможно выполнить только всем
вместе, дружно.
– Разбиваемся на 4 команды. Каждая команда получает отдельное
задание на листочках и фрагмент единого целого общего дела, точнее, одну
четвёртую его (одну четвёртую разлинованного плаката с прямоугольными
ячейками с вписанными дробями в некоторых из них). Выполнив задания на
листочках, вы получите некоторые числа – дроби. Каждой дроби
соответствует цвет, которым нужно закрасить ячейку на общей схеме с таким
же дробным числом. Если вы всё сделаете правильно, у нас получится общий
рисунок.
4 варианта заданий для 4-х
команд
Примерный итог общей
работы.
5. ОКОНЧАНИЕ УРОКА. Подведение итогов.
– Что нового вы сегодня узнали на уроке?
– Какие темы мы сегодня вспомнили?
– Что больше всего понравилось?
– Домашнее задание: доделайте задания из распечаток.
– И вкусное дополнении к домашней работе: когда будете есть этот
мандарин, обязательно вспомните тему сегодняшнего урока, посчитайте
дольки, подумайте, какой дробью можно было бы записать целую,
съеденную и оставшуюся часть мандарина. Проследите, как одна дробь будет
расти, а другая уменьшаться.
– Спасибо за урок. Все свободны!