Напоминание

Обогащение сенсорного опыта в работе по профилактике речевых нарушений у детей в условиях логопедического пункта


Автор: Кернасюк Снежана Степановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "ЦО № 28"
Населённый пункт: г.Электроугли
Наименование материала: статья
Тема: Обогащение сенсорного опыта в работе по профилактике речевых нарушений у детей в условиях логопедического пункта
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обогащение сенсорного опыта в работе по профилактике речевых нарушений у

детей в условиях логопедического пункта.

Разнообразный

и своевременно сформированный сенсорный опыт у детей

дошкольного

возраста

целесообразно

рассматривать

как

необходимую

базу

для

полноценного развития речи. Развитие тактильных ощущений и сенсомоторных функций

в целом имеет большое значение в коррекционной работе с детьми, имеющими различные

речевые нарушения. Тактильные воздействия – важная составляющая работы по

автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Упражнения для развития

тактильных ощущений являются привлекательным видом деятельности для ребенка,

обеспечивают эмоционально насыщенный фон занятий и помогают преодолеть речевой

негативизм. Следует отметить особенную роль развития сенсомоторных функций в

младшем дошкольном возрасте для профилактики речевых нарушений. Чем раньше и

разнообразнее малышом будет приобретен сенсорный опыт, тем меньше вероятность

возникновения у него речевых нарушений в будущем.

В условиях логопедического пункта детского сада в работе с детьми полезно

использовать тактильные коврики. Изготавливать подобные коврики можно либо

самостоятельно, либо активно привлекать к сотрудничеству в этом интересном деле

родителей. Необходимо стремиться, чтобы они были удобного для детей размера.

Поверхность обязательно должна быть разнообразной: гладкой, шершавой, колючей,

мягкой или жесткой. В ход могут идти разные подручные средства: мех, кожа, мочалки,

вата, синтепон, войлок, веревки, различные ткани, замки, кнопки… Так, например, из

мочалки можно сделать волны, из веревок – водоросли, а из кожи и войлока - различные

камушки для морского дна.

Для занятий с такими ковриками можно адаптировать уже известные различные

стихотворные тексты. Некоторые короткие стишки, которыми сопровождаются движения

ладошек и пальчиков по коврикам, педагог может сочинить самостоятельно, адаптируя их

к возрастным и индивидуальным особенностям детей логопедического пункта. Также

целесообразно

разработать

картотеку

игровых

упражнений

с

двигательным

сопровождением для развития тактильных ощущений и мелкой моторики.

Работать с такими тактильными ковриками просто и интересно, что вызывает сильный

эмоциональный отклик у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста.

К примеру, работая с младшими дошкольниками на коврике «Рыбка», логопед

произносит стихотворный текст про рыбку, а ребенок под речевое сопровождение

выполняет определенные движения («плавает», «бьет хвостиком»). Дети

с удовольствием

гладят колючие голубые волны, изготовленные из мочалок, хлопают ладошками по

«камушкам» морского дна коврика, изготовленным из кожи и войлока.

Детям старшего дошкольного возраста короткие стихотворные тексты помогут

автоматизировать поставленные звуки и быстрее ввести их в речь.

На шершавых и колючих ковриках под речевое сопровождение малыши могут выполнять

различные движения ладонями, имитировать бег пальчиками.

Старшие дошкольники могут отраженно за логопедом проговаривать текст стишка,

контролируя правильное произношение поставленных звуков, при этом параллельно

совершая попеременные движения пальцами по коврику или гладя его ладошками.

Например, стишок про черного кота:

«Темной ночью черный кот поохотиться идет.

Лапки мягко наступают, кошку быстро догоняют.

Удивился старый крот: как же может темной ночью

Видеть кошку черный кот?»

Для развития тактильных ощущений полезны сенсорные коврики, в которых может

быть использована под тканью различная крупа: фасоль, горох, гречка.

Под стихотворный текст ребенок может перебирать пальчиками крупу или, имитируя

пальчиками движения клювиков птичек, пощипывать ее.

Например, короткий стишок про птичек:

«Очень любят птички- детки прыгать весело по веткам.

(Пальчики «прыгают» по коврику).

И щебечут, и кричат, маму слушать не хотят.

Очень нужно птичкам-мамам птенчиков кормить упрямых.

Деток в гнезда собирать, клювом зернышки искать.»

(Пальчики пощипывают «зернышки» под тканью на коврике).

Усилить тактильные ощущения можно, выключив из работы один из анализаторов,

например, закрыв глаза. Ребенок с закрытыми глазами ищет фасоль, горох... Этот прием

поможет обострить тактильные ощущения ребенка, позволит с большей эффективностью

воздействовать на тактильные рецепторы, находящиеся на коже. Конечно, под речевое

стихотворное сопровождение перебирать крупу под тканью коврика или надавливать на

нее гораздо интереснее. Например, небольшое стихотворение про черного крота для

дифференциации сонорных звуков к коврику с нашитым на него мешочком, наполненным

различной крупой:

«Черный крот в норе у речки перебирал фасоль и гречку.

Мышка в гости прибегала, крупу на пол рассыпала.

Крот слепой фасоль искал, чуть со стула не упал.

Будем мышке помогать гречку с пола собирать.»

Ребенок, с закрытыми глазами перебирая крупу, ищет гречку, фасоль и проговаривает

стихотворный речевой материал, содержащий преимущественно слова со звуками Р РЬ Л

ЛЬ.

Разнообразят профилактическую работу по предупреждению нарушений лексико-

грамматического строя речи коврики с нашитыми на них в форме квадратов

разнообразными по структуре материалами, которые можно использовать для игры «Что

еще таким бывает». В качестве исходных материалов рекомендуется использовать ситец,

шелк, бархат, натуральный и искусственный мех, плащевку, кожу, драп, синтепон,

кружева, тюль…Трогая разнообразные поверхности, ребенку легче представить и

запомнить, что, например, пальто из кожи -кожаное, шуба из меха – меховое, платье из

ситца – ситцевое, а из шелка- шелковое.

Для развития лексико-семантических полей совместно с детьми полезно изготавливать

«книжки-копилки слов». Если их изготовить из различных материалов (твердых, мягких,

пушистых…), то это позволит заметно активизировать тактильные ощущения и в итоге

повысить эффективность коррекционной работы.

Оптимально разработать план, согласно которому каждый месяц изучается один

какой-то признак. Например, «Мягкие слова», «Красные слова», «Пушистые слова» или

«Деревянные слова». Подобные книжки помогут также привлечь внимание к правильному

звучанию слов, снизив вероятность речевых ошибок у детей в будущем.

Также для активизации тактильных ощущений в условиях логопедического пункта

рекомендуется включать в занятия элементы массажа.

Осваивание подобного массажа очень нравится детям:

ДОЖДЬ, ДОЖДЬ! НАДО НАМ РАСХОДИТЬСЯ ПО ДОМАМ.

(стучат ладошками по спине.)

ГРОМ, ГРОМ! КАК ИЗ ПУШЕК! НЫНЧЕ ПРАЗДНИК У ЛЯГУШЕК.

(стучат кулачками по спине соседа)

ГРАД, ГРАД! СЫПЛЕТ ГРАД! ВСЕ ПОД КРЫШАМИ СТОЯТ.

(стучат пальчиками спине соседа.)

ТОЛЬКО МОЙ БРАТИШКА В ЛУЖЕ ЛОВИТ РЫБУ НАМ НА УЖИН!

(ладошками гладят круговыми движениями спину соседа.)

Так, тактильно «тормоша» ребенка, развивая его тактильные ощущения можно

уменьшить риск возникновения в будущем у детей группы риска тяжелых речевых

нарушений или же уменьшить степень выраженности речевых проблем у детей-логопатов.



В раздел образования