Автор: Канищева Евгения Алексеевна
Должность: педагог -психолог
Учебное заведение: МОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: г.Железногорск Курская область
Наименование материала: программа курса
Тема: " На пути к выбору..."
Раздел: среднее образование
Программа развивающих занятий
для обучающихся 10-11 классов «На пути к выбору…»
автор-составитель: педагог-психолог МОУ «СОШ №13» Канищева Е.А.
г. Железногорск Курская область
Пояснительная записка
Старший школьный возраст (10-11 классы) – это тот уникальный сензитивный период, в который
наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим
впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и
творческого потенциала личности. Потребность в познании себя, окружающего мира, повышенный
интерес к тому, как меня воспринимают, как я выгляжу, что я могу, кем я стану, отличают
психологию старшеклассника. Другими словами, у учащихся старших классов возрастает
потребность в самопознании. Однако, имеющихся знаний, умений и навыков часто недостаточно для
самостоятельного удовлетворения этой потребности.
Освоение программы внеурочного курса «На пути к выбору…» призвано помочь учащимся в
удовлетворении их возросшей потребности в самопознании и саморазвитии.
Актуальность.
Преподавание психологии в школе дает возможность на соответствующих возрастных этапах
становления
личности
способствовать
развитию
индивида
как
субъекта
психологической
активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и
находить пути их достижения, адаптироваться к жизни в сложных современных условиях.
Данный
курс
внеурочной
деятельности
направлен
на
повышение
психологической
информированности
старшеклассников,
приобретение
умений
адекватного
и
равноправного
взаимодействия,
развитие
психологической
устойчивости
к
предстоящему
единому
государственному экзамену
Особенностью предлагаемой программы является межпредметная направленность, позволяющая
учащимся на практике применять знания из различных областей. Программа не только информирует,
но и дает на практике использовать методики самоорганизации, самопознания и самоконтроля.
Освоение материала программы даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию
феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним,
другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать
свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои
права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами
общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.
Новизна программы
Программа «На пути к выбору…» является модифицированной, составлена на основе авторских
программ:
«Психология для старшеклассников»: Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии
для старшеклассников: - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003 г.
методические рекомендации «Психологическая подготовка обучающихся к государственной
итоговой аттестации»: Боброва И.А., Ставрополь: СКИПРО ПК и ПРО)
М.Ю. Чибисова «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами,
родителями».
Программа занятий по подготовке учащихся к выпускным экзаменам с элементами
психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.
Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к
единому государственному экзамену "Путь к успеху" авторов Стебеневой Н., Королевой Н.
Направленность: социально - психологическая.
Адресат программы.
Программа рассчитана на выпускников 10 - 11 класса. Количество
обучающихся в группе от 5 до 10 человек.
Набор детей свободный. В группы принимаются все желающие без предварительного отбора.
Срок освоения и объем программы. Программа рассчитана на 1 год. Общая продолжительность
обучения составляет 34 часа.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю (1 час).
Продолжительность академического часа – 35- 40 минут.
Форма обучения – очно – заочная (чат занятие, занятие on-line, видеоурок с использованием
электронно-информационных источников).
Виды учебных занятий: комбинированные (теория и практика).
Формы и методы, используемые на занятиях:
Психологические игры и упражнения
Информационные блоки
Видеоуроки
Психологические тесты, самодиагностика
Анализ результатов психологического тестирования
Творческие задания
Лекция, рассказ, беседа
Обсуждение проблемных вопросов, анализ ситуаций
Техники и приемы саморегуляции
Цель: Формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся,
развитие навыков социальной компетентности учащихся. развитие психологической устойчивости к
предстоящему экзамену ( ЕГЭ).
Задачи:
способствовать самораскрытию и развитию способностей учащихся;
развить навыки рефлексии и самоанализа своих чувств, желаний, поступков;
развить способность понимания чувств и мотивов поведения других людей;
содействовать уменьшению уровня тревожности с помощью овладения навыками
психофизической саморегуляции, активизации познавательных процессов, повышению
уверенности в своих силах;
повышение сопротивляемости стрессу.
Нормативная база.
Программа составлена с учетом законодательных и нормативных актов, действующих в системе
дополнительного образования детей:
1.
Конституция Российской Федерации;
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
3.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
4.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», с изменениями № 304-ФЗ от 22 июля 2020 года «О внесении
изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»;
5.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
6.
Государственная программа «Развитие образования»: утверждена постановлением
Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642;
7.
Приказ Минпросвещения России от 23 августа 2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
реализации
дополнительных
общеобразовательных программ» (в редакции от 30.09.2020 г.);
8.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и
приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
10.
Национальный проект «Образование»: паспорт утвержден протоколом №16 от
24.12.2018 г. президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным
проектам;
11.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная
распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;
12.
Приказ Министерства просвещения РФ “Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам” от 9 ноября 2018 г. N 196, с изменениями на 30 сентября 2020 года;
13.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму
Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки
России от 18.11.2015г. №09-3242);
14.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
15.
Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО «Об образовании в Курской
области», с изменениями от 09.11.2020 г.;
16.
Государственная программа Курской области «Развитие образования в Курской
области»: утверждена постановлением Администрации Курской области 15.10.2013 г. № 737-па, с
изменениями и дополнениями 30.04.2021г.;
Планируемые результаты освоения программы
Предполагаемый результат:
Сформированность
адекватной
самооценки
и
освоение
эффективных
поведенческих
стратегий с целью регуляции социальных отношений.
Уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности.
Сформированность навыков адекватного конструктивного поведения.
Повышение сопротивляемости стрессу.
Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
Личностные результаты включают
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования;
способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию своей
идентичности в поликультурном социуме:
сформированность ответственного отношения к учению, уважительного отношения к труду,
наличие опыта участия в социально значимом труде;
сформированность критического и логического мышления;
готовность к саморазвитию и личностному самоопределению.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и
универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность
их
использования
в
учебной,
познавательной
и
социальной
практике,
самостоятельность
планирования и осуществления деятельности и организации сотрудничества с другими людьми:
уметь находить выход из проблемной ситуации;
уметь объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой
деятельностью;
уметь выстраивать собственные высказывания, слышать недостатки речи;
уметь презентовать свои достижения, в том числе с использованием цифровых инструментов,
контролировать свое эмоциональное состояние;
уметь ставить цели и планировать действия для их достижения.
Формы контроля и оценочные материалы
Оценка знаний учащихся в данной учебной программе является достаточно сложным вопросом.
Свободный обмен мнениями, активное участие в дискуссиях, заявление собственной позиции
предполагает отсутствие возможности получить «плохую оценку».
Контроль за усвоением программы предусматривается текущий.
Методы контроля: наблюдение, опрос, анкетирование.
Предлагается выполнение учащимися заданий по теме, рефлексии, самостоятельные аналитические
работы по результатам психологического тестирования в рамках изученных тем.
Программа
завершается
индивидуальными
консультациями
и
процедурами
рефлексивного
осмысления
проведенной
работы.
Отслеживание
личностного
развития
обучающихся
осуществляется методом наблюдения и консультирования.
ЛИТЕРАТУРА
Список рекомендуемой литературы для учащихся
1. Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
2. Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди,
которые играют в игры: психология человеческой судьбы. – М., 1997.
4. Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
5. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. – Новосибирск, 1983.
6. Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. – СПб., 2001.
7. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
8. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. – Киев,
1988.
9. Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? – М.: Эксмо, 2007.
10.Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. – Киев, 2002.
11.Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. – Новосибирск, 1997.
12.Зиг. Зиглар Умение добиваться успеха “Вильямс”, 2000.
13.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб., 2002.
14.Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.
15.Моисеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. Воронеж, 1997.
16.Мэй Р. Любовь и воля. – М., 1997.
17.Олпорт Г. Зрелая любовь // Становление личности. – М., 2002.
18.Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
19.Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.
20.Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.
21.Прихожан А.М. Психология неудачника. – М., 1996.
22.Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи… М., 1996.
23.Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
24.Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога / Под ред. А.А. Кронина. – М., 1993.
25.Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
26.Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989.
27.Фромм Э. Искусство любви // Исследование природы любви. – М., 1991.
28.Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.
29.Шепель В.М. Имиджелогия, секреты личного обаяния. М., 1994.
30.Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. 2002.
31.Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире / Г.Я. Юзефович, В.Н. Соколова. – М., 1991.
32.Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1958.
Литература для учителя
1. Преподавание психологии в школе: Учебно-методическое пособие. 3 – 11 классы / Под ред.
И.В.Дубровиной. – М.:
Издательство
Московского
психолого-социального
института;
Воронеж:
Издательство
НПО
«МОДЭК», 2003.
2. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах // Москва, 1995, кн.1
3. Детский психолог // г. Ростов-на-Дону, 1995, №9
4. Практическая психология образования (ред. И.В.Дубровина) // Москва, 1997
5. Психология. Учебное пособие (ред. И.В.Дубровина) // Москва, 1
Содержание программы
Юность - пора самоопределения. 1 ч.
На пороге взрослой жизни. Юность - самое позднее приобретение человечества. Особенности
юношеского периода.
Я-концепция. 1ч.
Как формируются наши представления о самом себе?
Чем полезно самонаблюдение?
Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное и Я-фантастическое
Сильные и слабые стороны 1ч.
Задатки и способности человека – что это и откуда они?
Как использовать свои плюсы и справляться со слабостями?
Работа со своей самооценкой
Реализация своих возможностей при выборе будущей профессии
Уверенность в себе 1ч.
Из чего складываются уверенность и самооценка?
Почему важно уметь говорить «нет»?
Тест на уверенность в себе
Как достичь желаемого уровня уверенности в себе?
Развитие навыков эмоционального интеллекта 1ч.
Как работает наш мозг?
Зачем нам управлять эмоциями?
Как определить свой уровень эмоционального интеллекта?
Упражнения для его развития
Эмоциональная саморегуляция 1ч.
Особенности нервной системы
Типы темпераментов
Естественные способы регуляции эмоционального состояния: изменения положения тела, техники
дыхания, упражнение на мышечное расслабление
Рациональные способы
Стрессоустойчивость 1ч.
Как перестать себя «накручивать»?
Как бороться с гневом?
Что значит быть стрессоустойчивым.
Положительный и отрицательный стресс: в чём разница.
Как тренировать навык стрессоустойчивости?
Компоненты общения. Навыки слушания 1ч.
Чем отличается коммуникация от общения?
Из чего складывается коммуникативная компетентность?
Структура компонентов общения.
Вербальные и невербальные средства общения: как их использовать правильно?
Какие навыки слушания существуют и как их развивать?
Тактика ведения разговора 1ч.
Как построить успешную коммуникацию?
Тактика ведения разговора: что исключить, а что использовать?
Что поможет установить контакт с другим человеком?
Почему важно научиться слушать и как этому учиться?
Техники снятия напряжения в разговоре.
Деловое общение. 1ч.
Публичное выступление. Деловой этикет.
Коммуникативные барьеры. 1ч.
Барьер темперамента, характера, барьер манеры общения, барьер отрицательных эмоций, барьер
речи. Преодоление коммуникативных барьеров.
Развитие навыков эффективного общения. 1ч.
Активное слушание, Я-высказывание.
Противостояние манипуляциям 1ч.
Что такое манипуляция?
Какие виды влияния существуют?
«Болевые точки» - как основное средство манипулятора.
Способы противостояния манипуляциям.
Активная или пассивная реакция: выбери свою.
Принципы аргументации.
Конфликты: хорошо это или плохо? 1ч.
Что означает понятие «конфликт»?
По каким стадия протекает конфликтное взаимодействие?
Что важно развивать, чтобы меньше конфликтовать с окружающими?
Как мы можем предотвратить конфликт?
Конфликты: стратегии 1ч.
Какие существуют 5 основных стратегии поведения в конфликте?
Плюсы и минусы каждой стратегии: соперничество, приспособление, избегание, компромисс,
сотрудничество.
Метод 5 «П».
Внутриличностные конфликты 1ч.
Как распознать внутриличностный конфликт;
Какие сферы участвуют в этом процессе;
Из-за чего возникают внутриличностные конфликты;
Как можно предотвратить такой конфликт;
Что делать, если внутреннее противоречие нарастает и доставляет дискомфорт.
Понятие о способностях. 2 ч.
Уровни развития способностей: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность. Общие и
специальные
способности,
их
роль
в успешности выполнения. Развитие способностей.
Диагностика способностей.
Я - мужчина. Я - женщина. 1ч.
Психологические различия между полами. Стереотипы. Психологические особенности мужчин и
женщин. Особенности общения и поведения представителей разного пола.
Семья. Брак. 1ч.
Психологические аспекты семейных отношений. Функции современной семьи. Структура семейных
ролей.
Нравственные основы семьи. 1ч.
Любовь, забота и ответственность.
Супружеские отношения. Совместимость супругов. 1ч.
Что ищут в семейных отношениях мужчины и женщины. Идеальный мужчина и идеальный муж.
Идеальная женщина и идеальная жена.
Психологическая совместимость супругов. Семьи счастливые и несчастливые, или что такое
гармония семейных отношений.
Кризисы семейной жизни. 1ч.
Семейные конфликты. Причины возникновения семейных конфликтов. Правила поведения в
семейной ссоре.
Дети в семье. 1ч.
Проблема «отцов и детей». Взаимоотношения разных поколений в семье. Мои права в семье.
Мировоззрение и смысл жизни.1ч.
Что такое мировоззрение. Условия его формирования. Что такое смысл жизни. Пути «осмысления»
жизни.
На пороге взрослой жизни.1ч.
Жизненные ценности и цели. Что такое цель жизни. Роль жизненных ценностей при выборе
профессии Планирование жизненного пути.
Экзамен и здоровье. 1ч.
Питание. Режим дня.
Когнитивные лайфхаки (память и мнемотехники) 1ч.
Что такое память?
Какие бывают виды памяти?
Законы памяти – знать и пользоваться
Техники эффективного запоминания
Психологическая готовность к экзаменам. 1ч.
Анкета. Анализ результатов.
Стратегии подготовки к экзаменам. 1ч.
Анкета. Анализ результатов.
Профилактика экзаменационного стресса. 2ч.
Знакомство с техниками снижения эмоционального напряжения
Тайм-менеджмент, полезные привычки 1ч.
Тайм-менеджмент – это не только про время
Какие существуют техники и методы распределения задач?
Полезные привычки для организации своего времени
Применение техник тайм-менеджмента в период подготовки к ЕГЭ.
Накануне экзамена. 1ч.
Как провести день перед экзаменом с пользой. Ответы на вопросы.
Консультирование обучающихся 11 классов по темам курса ( течение года).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Курс внеурочной деятельности: «На пути к выбору…»
Уровень образования (классы): ООО, 10 - 11 классы
Количество часов: 34
№ п/п
Содержание (разделы, темы)
Кол-во
часов
1
Юность - пора самоопределения.
1
2
Я-концепция.
1
3
Сильные и слабые стороны
1
4
Уверенность в себе
1
5
Развитие навыков эмоционального интеллекта
1
6
Эмоциональная саморегуляция
1
7
Стрессоустойчивость
1
8
Компоненты общения. Навыки слушания
1
9
Тактика ведения разговора
1
10
Деловое общение.
1
11
Коммуникативные барьеры.
1
12
Развитие навыков эффективного общения.
1
13
Противостояние манипуляциям.
1
14
Конфликты: хорошо это или плохо?
1
15
Конфликты: стратегии.
1
16
Внутриличностные конфликты.
1
17 -18
Понятие о способностях.
2
19
Я - мужчина. Я - женщина.
1
20
Семья. Брак.
1
21
Нравственные основы семьи.
1
22
Супружеские отношения. Совместимость супругов.
1
23
Кризисы семейной жизни.
1
24
Дети в семье.
1
25
Мировоззрение и смысл жизни.
1
26
На пороге взрослой жизни.
1
27
Экзамен и здоровье.
1
28
Когнитивные лайфхаки (память и мнемотехники)
1
29
Психологическая готовность к экзаменам.
1
30
Стратегии подготовки к экзаменам.
1
31-32
Профилактика экзаменационного стресса.
2
33
Тайм-менеджмент, полезные привычки
1
34
Накануне экзамена.
1