Автор: Галанина Яна Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Северский физико-математический лицей"
Населённый пункт: ЗАТО Северск Томской области
Наименование материала: Образовательно-воспитательное мероприятие.
Тема: "По страницам фольклора"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СЕВЕРСКИЙ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ СФМЛ
__________ И.А.Дроздова
«___» ____________2023г.
Образовательно-воспитательное мероприятие
«По страницам фольклора»
Автор:
Учитель русского языка и
литературы
МАОУ СФМЛ
Я.Г.Галанина____________
Направление: Основное общее образование
Номинация: Педагогическое творчество
Северск-2023
«По страницам фольклора».
Устное народное творчество. Понятие о фольклоре.
Аннотация.
Данное мероприятие для учащихся 5 класса по теме «Фольклор» предполагает
формирование у детей представления об устном народном творчестве,
основных его особенностях; развивает интерес к разным жанрам фольклора и
умение различать эти жанры; воспитывает любовь к родной литературе и
родной стране.
Цели: формировать представление о фольклоре как коллективном устном
народном творчестве, об исполнителях фольклорных произведений; показать
вариативную природу фольклора; развивать деятельность учащихся.
Обобщение изученного материала по русскому фольклору (загадки, потешки,
сказки, частушки).
Задачи:
- расширить кругозор учащихся, обогатить знаниями о русских, народных
традициях.
- развивать умение видеть прекрасное в традициях русского народа.
- воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ и его наследие.
Планируемые результаты:
Предметные: знание понятия «фольклор», основных особенностей фольклора;
причины возникновения жанров фольклора.
Метапредметные УУД:
Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной
деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать
имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые
действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознаёт познавательную задачу, читает и слушает, извлекает
нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах
учебника.
Коммуникативные: строит монологические высказывания, осуществляет
совместную деятельность в парах и рабочих группах.
Ход мероприятия:
Класс разбивается на 4 команды. В каждой от 5-7 человек. Капитанам команд
выдаются маршрутные листы, на которых прописаны станции. Станций 5, на
каждой из них за правильное выполнение задания команды получают цифры от
одной до двух. Данные цифры в конце маршрута обмениваются ведущим на
буквы из слова «ФОЛЬКЛОР». На станциях стоят ведущими учащиеся 8-9
классов. На выполнение задания на станции отводится 5 минут, переход от
одной станции к другой 1 минута.
Перед началом мероприятия учащимся дается задание придумать название
своей команды и речевку, связанную с понятием «Фольклор».
Станция 1. «Встреча гостей» (2 цифры)
Ведущие: День начинается, солнце улыбается!
А мы на празднике с гостями встречаемся!
Первое задание ваше, ребята, - перечислить малые жанры фольклора. (Ответ:
загадка, пословица, поговорка, песня и т.д.)
Второе задание - отгадать загадки. (На данной станции может быть заготовлено
множество загадок.)
Золотой ушел,
серебряный пришел. (Солнце и месяц)
Заря-зареница
По миру ходила,
Слезу уронила;
Месяц видел,
Солнце скрало. (Роса)
Махнула птица крылом,
Закрыла весь свет одним пером. (Ночь)
Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром — нет ничего. (Звезды на небе)
Плаваю под мостиком —
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю. (Рыба).
Летит орлица по синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.(Туча)
Серебряные нити
Сшивают землю и небо. (Дождь)
Золотое коромысло
Над рекой повисло. (Радуга)
На всякий зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет. (Эхо)
Теремок ползет, на себе его везет
Хозяюшка богатая,
Богатая, рогатая. (Улитка)
Кто первый землю пашет? (Червяк)
Мохнатенька, усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры. (Кошка)
Серый маленький Денис
На веревочке повис. (Паук)
В воде родится,
А воды боится. (Стрекоза)
Стоит ствол,
На стволе кол,
На колу дворец,
Во дворце певец.
(Скворец)
Как снег бела,
Как сажа черна.
Вертлява, как бес,
Повертелась да в лес
(Сорока)
Бородой трясет,
Лыко дерет,
А лаптей не плетет.
(Козел)
Лежит — молчит,
Подойдешь — заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
(Собака)
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала
Да побежала.
(Еж)
Станция 2. «Пословицы и поговорки» (2 цифры)
Ведущий: Веками создавал народ мудрые изречения.
В них передавались главные мысли о жизни.
Чем отличаются пословицы и поговорки? (Ответы учащихся: Пословица – это
краткое изречение с нравоучительным смыслом. У пословицы есть родная
сестра – поговорка. Они похожи друг на друга, но … Отличие: пословица –
законченное предложение, в ней часто есть ритм и рифма. Поговорка – часть
предложения.)
Для вас подготовлены 5 тем. Вытягиваете одну из них и подбираете подходящие
по смыслу пословицы и поговорки.
Как дорога человеку родная земля;
О дружбе и взаимопомощи;
О труде;
О чести;
О смелости.
Примерные ответы детей:
Дурной человек старается оправдать свою ошибку, хороший — её исправить.
Человек без мечты, что птица без крыльев.
Не место красит человека, а человек место.
На каждого Егорку своя поговорка.
Человек кузнец своего счастья.
Говорят про Фому, а он про Ерёму.
Один про Фому, другой про Ерёму.
Иван кивает на Петра, а Пётр на Ивана.
Малый, что глупый, а глупый, что малый.
По одежде не суди, по делам гляди.
Век живи — век учись.
Знание делает жизнь красивой.
Знание не кошель — за плечами не носить.
Наука даёт крылья уму.
Ученье — свет, а не ученье — тьма.
Знайка всё с полуслова понимает, а незнайка всё только рот разевает.
Без опыта и науки не бери и хомута в руки.
Языком не спеши, а делом не ленись.
На языке медок, а на уме ледок.
Остёр на язык, а к делу не привык.
Язык твой — лев, дашь ему свободу, а он тебя съест.
Язык до Киева доведёт.
Языком убивают, как кинжалом, только кровь не льётся.
Что на уме, то и на языке.
Где слова привета, там улыбка для ответа.
Слова — серебро, молчание — золото.
Сказка складка, а послушать сладко.
Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
Речь вести — не лапти плести.
В доброй беседе всяк ума копит.
Умные речи приятно и слушать.
Говорит день до вечера, а слушать нечего.
Легко сказать, да тяжело сделать.
Заговорил, так надо договаривать.
В шутку сказано, да всерьёз задумано.
Плохая шутка до добра не доведёт.
Ложь человека не красит.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Поговорки.
Хвали старое, а выбирай новое.
Кафтан - то новый, а дыры в нем - стары.
Много нового, да мало хорошего.
Крой новый кафтан, да к старому примеряй!
Все за одного, один за всех.
Всяк дом хозяином хорош.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Для милого дружка и серёжка из ушка.
Добрая шутка дружбы не рушит.
Добро потеряешь - опять наживёшь, друга потеряешь - уже не вернёшь.
Доброе братство милее богатства.
Станция 3. «Сказка ложь, да в ней намек». (2 цифры)
Ведущий: Сказки показывает, что добро прекрасно, а зло отвратительно.
Сказка – это вымысел. Но А.С. Пушкин говорил: “Сказка – ложь, да в ней
намек, добрым молодцам урок”
1 часть задания: Презентация: детям показываются слайды, иллюстрирующие
фрагменты из русских народных сказок, где основная деталь спрятана под
черным квадратом. Дети должны узнать сказку.
2 часть задания: Учащимся даны карточки с фразами из русских народных
сказок, где пропущены ключевые слова. Ребята должны узнать сказку.
Не плачь, … не плачь, …: снесу вам новое… не …, а …!
(Ответ: Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а
простое! «Курочка Ряба»)
Вижу, вижу! Не садись на …, не ешь …!
(Ответ: Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! «Маша и медведь»)
Сказка – …, да в ней …, добрым молодцам …
.(Ответ: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.)
По … поскребла, по … помела
(Ответ: По амбару поскребла, по сусеку помела. «Колобок»)
Вот так-то … и кашицы поел, и топор унес!
(Ответ: Вот так-то солдат и кашицы поел, и топор унес! «Каша из топора»)
Ловись, …, и мала и велика (Ответ: Ловись, рыбка, и мала и велика
«Лиса и Волк»)
Станция 4. «Частушки» (1 цифра)
Частушки. Учащимся предлагаются слова для рифмы. Они должны придумать
частушку и пропеть под музыкальное сопровождение.
Рифмы:
- подбит,
- норовит.
- сказки,
- ласки.
-читали,
-листали,
-волки
-стали.
- сказке,
- забыли,
- по указке
- плыли.
Станция 5. «Скороговорки» (1 цифра)
Ведущий: Скороговорки – это игра, основанная на произношении
труднопроизносимых звуков. Ваша задача, ребята, проговорить скороговорку
хором 3 раза, не сбившись.
- Кукушка кукушонку купила капюшон, надел кукушонок капюшон, а в
капюшоне он смешон.
- Наш Полкан попал в капкан.
- Сыворотка из-под простокваши.
- Булку, баранку, батон и буханку пекарь испек спозаранку.
- Дед Данила делил дыню, дольку Диме, дольку Дине.
- В роще щебечут стрижи, чечётки, щеглы и чижи.
- Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
- Чащи чаще в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.
- Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
- Щебетал щегол и щёлкал, раздувал, как шарик, щёки.
- Из пруда глядела щука, удивлялась, что за штука.
- На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.
Станция 6. «Шифр»: для капитанов.
Капитаны команд получают код к цифрам. Задач - разгадать, что за слово
зашифровано в цифрах, которые они собрали
22 , 16, 13, 30, 16, 18, 12, 13. ( ФОЛЬКЛОР)
Литература:
1.
Ланин Б. А., Устинова Л. Ю. «Литература. 5–11 классы»
2.
Лаптева Е. «1000 русских скороговорок для развития речи»
3.
Даль В. « Пословицы русского народа»
4.
Михайлова Л. «20 000 русских пословиц»
5.
Куликов В.А «Фонд русских пословиц и поговорок»