Напоминание

Активные методы обучения как средство развития способностей обучающихся


Автор: Мелехова Ирина Геннадьевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГБПОУ ЯНАО "Губкинский профессиональный колледж"
Населённый пункт: г. Губкинский
Наименование материала: Статья
Тема: Активные методы обучения как средство развития способностей обучающихся
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Активные методы обучения как средство развития способностей

обучающихся

Одна из главных целей современного образования – преобразование

учащегося в субъект деятельности. Поэтому на первый план выдвигается

личностно – деятельностный подход в педагогике, современное образование

должно быть личностным, деятельностным, креативным. Это требует

внедрения нового содержания образования и соответствующих ему форм

практики, которые создавали бы условия для активизации познавательной

деятельности учащихся, развития их творческих способностей. Поэтому в

настоящее время активно ведётся поиск моделей и технологий обучения,

которые позволили бы обеспечить

каждому учащемуся собственную

образовательную траекторию. Необходимо создание таких условий, такой

развивающей

среды,

которые

стимулировали

бы

формирование

у

обучающегося индивидуальной системы ценностей, своего образа мира,

которые гармонировали бы с общекультурными традициями и ценностями.

Такая среда будет очень плодотворной и для развития творческих

способностей учащихся, освоения ими новых

способов деятельности.

Современное общество характеризуют такие черты, как динамизм и

вариативность, обусловленные внутренними противоречиями и изменениями

условий, в которых оно находится. В нашей стране требования к

образованию определяются задачами перехода России к демократическому

обществу, правовому государству, рыночной экономике и интеграции России

в мировое экономическое сообщество и культурное пространство. В

общественном сознании появилось понимание того, что будущее России

будет

полностью

определяться

качеством

образования,

что

без

приоритетного внимания общества к образованию невозможно решение

большинства его проблем. Многолетняя практика показала, что в системе

образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися

своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов.

По мнению Б.М.Теплова, определение способностей должно включать 3

признака:

1)

под

способностями

разумеются

индивидуально-психологические

особенности, отличающие одного человека от другого;

2)

способностями

называют

не

всякие

вообще

индивидуальные

особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности

выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3)

понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или

умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Успешное выполнение человеком какой-либо деятельности может быть

обусловлено наличием не одной, а определённого сочетания нескольких

способностей, причём в течение жизни способности могут качественно

изменяться, развиваться.

Вообще исследователь отрицает тот факт, что способности являются

врождёнными. Он доказывает, что врождёнными могут быть только

определённые природные предпосылки (задатки), сами же способности

всегда являются результатом целенаправленного развития.

Эти идеи – о врождённости задатков и необходимости их формирования до

способностей находят развитие в исследовании Н.С. Лейтеса «Способности и

одарённость в детские годы». Автор рассматривает в своей работе механизм

формирования задатков и приходит к выводу, что этот процесс зависит от

особенностей нервной системы каждого человека: от силы основных

нервных

процессов

возбуждения

и

торможения,

лабильности,

проявляющейся в скорости возникновения и прекращения этих процессов, от

динамичности, которая обуславливает скорость образования новых связей в

мозгу, по активированности, которая регулирует баланс между основными

нервными процессами. Вместе с тем, эти свойства, характеризуя нервную

систему в целом, могут по-разному проявляться в работе отдельных областей

коры головного мозга. Все эти свойства нервной системы относятся к

врождённым условиям, предпосылкам формирования индивидуально –

психологических свойств, т.е. входят в состав задатков.

В соответствии с этим утверждением, Н.С. Лейтес вводит понятие

«склонность», т.е. устойчивое стремление, расположенность к каким-либо

видам деятельности. Причём эта расположенность иногда бывает настолько

сильной, что человек даже готов пожертвовать многим ради возможности

заниматься избранной

областью

деятельности. Вместе

с тем,

пробуждение склонностей во многом зависит от запросов общества,

ожиданий и поощрений со стороны близких, значимых людей.

Далее исследователь подчёркивает существующую тесную взаимосвязь

между склонностями и способностями. Если склонности – это стремления к

какой-либо

деятельности,

то

способности

это

возможности

её

осуществления. Очень сильная склонность, как правило, свидетельствует о

наличии определённых способностей. Склонности, как правило, идут

впереди способностей и являются важнейшим фактором их развития, хотя

способности, в свою очередь, тоже могут определять или ограничивать

направление склонностей и их развитие.

Ещё одна ведущая идея данной работы – качественное своеобразие детских

способностей. Н. С. Лейтес считает, что применительно к детям понятие

«способности» и «одарённость» в сущности, условные выражения (под

способностями

исследователь

подразумевает,

прежде

всего,

интеллектуальные способности). Автор считает, что правильнее говорить о

возрастных предпосылках способностей, имея в виду характерные для

детской психики повышенные возможности развития – чуткость к образным

впечатлениям, любознательность, богатство воображения ( в отличие от Л.С.

Выготского, Н. С. Лейтес считает, что дети обладают богатым, хорошо

развитым воображением). Исходя из этого, исследователь делает вывод, что

предпосылки развития способностей, заложенных в детстве – это та почва, на

которой в дальнейшем вырастают индивидуальные способности, которые в

более зрелом возрасте дают человеку добиться определённых успехов в

избранной им области деятельности.

Таким образом, способности, по мнению Н.С. Лейтеса – свойства, которые не

могут развиваться без проявления активности со стороны самого ребёнка, без

выявления склонностей к определённому роду деятельности. Поэтому

основная задача педагога – пробуждение и воспитание собственной

активности ребёнка, активизация его познавательных интересов, выявление

его склонностей. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальность

ребёнка, особенно когда идёт речь о развитии творческих способностей в

определённой области искусства. В первую очередь педагог должен всегда

помнить о том, что каждый ребёнок – личность, субъект творчества, а не

абстрактный объект педагогических экспериментов. Поэтому, прежде всего,

нужно исходить из личных предпочтений ребёнка, дать ему возможность

самому выстраивать свою личную образовательную траекторию, а кроме

того, создать такую образовательную среду, которая содействовала бы

развитию его творческих способностей, давала возможности для творчества.

Поэтому сейчас разрабатываются такие системы управления, в центре

которых находится личность ребёнка, которые позволяют рассматривать

ученика как субъекта учебной деятельности и создают условия для

осуществления этой деятельности с позиций самоуправления, в результате

чего

осуществляется

личностный

рост

учащегося,

развитие

его

потенциальных

возможностей

и

способностей,

формирование

индивидуальной системы ценностей.

В

последнее

время

появился

целый

ряд

исследований,

в

которых

представлены

концепции

обучения

и

управления

образовательными

системами, которые учитывают способности и возможности учащихся,

ориентируются на удовлетворение их интересов и потребностей, создание

условий для самоопределения учащихся, их личностной самореализации.

Одним из типов такой педагогической системы и связанной с ней системы

управления является адаптивная педагогическая система, в центре которой

находится создание принципиально новой гуманистической образовательной

среды, основная цель которой - организация взаимодействия личности и

социума, обеспечение их эффективного развития.

Принцип гуманизации образовательного пространства предполагает, что в

центре его находится человек, личность, одной из ведущих потребностей

которой является потребность в самореализации, выражающейся и в

индивидуальном развитии, самосовершенствовании и реализации себя как

члена

социума.

Сущность

и

роль

такой

педагогической

среды

рассматривается в трудах разных педагогов - исследователей.

Главной задачей учителя является установление таких отношений между

учителем и учеником, такой образовательной среды, которая способствовала

бы активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их

способностей и возможностей, формированию эмоционально-личностного

отношения к объектам познания, положительной учебной мотивации.

Педагогический процесс осуществляется с наибольшей эффективностью

тогда, когда в нём органично сочетаются управление и самоуправление.

Учитель должен так организовать учебную деятельность, чтобы ученик

осознавал себя субъектом учения, видел свой, личностный смысл в обучении,

выстраивал свою систему ценностей, в полной мере мог реализовать свои

потенциальные возможности и способности. И чем больше активности и

самостоятельности проявляет ученик, тем в большей степени он является

субъектом учения и более продуктивно может осуществлять учебную

деятельность с позиций самоуправления. Наибольшую активность ученик

может проявить при проблемном обучении, когда знания добываются в

процессе решения какой-либо проблемы, которая может быть интересна,

личностно значима для ученика, связана с конкретной жизненной ситуацией,

с реализацией невостребованных ранее умений и способностей.

Преобладающими

методами

обучения

в

таком

случае

становятся

проблемный, исследовательский, поисковый, лабораторные практикумы,

которые предполагают увеличение самостоятельной деятельности учащихся,

освоение школьниками новых способов деятельности, что и позволяет им

выстраивать свою ученую деятельность с позиций самоуправления.

Для

того

чтобы

учитель

мог

продуктивно

организовать

учебную

деятельность,

в

которой

бы

органично

сочетались

управление

и

самоуправление, он должен знать и применять современные технологии

обучения, наиболее эффективные в условиях профильной школы. К их числу

относятся технология модульного обучения, дифференцированное обучение,

технология полного усвоения знаний, организационно - деятельностные

игры, технология коллективного способа обучения, ТРИЗ, технология

учебного

диалога,

технология

проектного

обучения

и

ряд

других,

достоинствами которых является связь с реальной жизнью, осуществление

сотрудничества между педагогом и учениками, учащихся между собой,

увеличение доли самостоятельной работы учащихся, освоение ими новых

способов деятельности, нахождение школьниками личностного смысла в

обучении и, как следствие, постепенное формирование положительной

учебной мотивации.

Для того, чтобы создать у учеников позитивный настрой к обучению,

учителю необходимо также сформировать у учащихся навыки самоконтроля

и взаимоконтроля, рефлексии собственной деятельности, для того чтобы

они могли достаточно реалистично оценить результаты своей деятельности

(например,

при

осуществлении

какого-либо

проекта),

руководствуясь

определёнными критериями оценивания.

Большую роль в процессе формирования положительной учебной мотивации

играет

стиль

педагогической

деятельности,

готовность

учителя

к

сотрудничеству, к диалогу с учащимися, что предполагает взаимную

ответственность и взаимоконтроль, диагностику склонностей и способностей

ребёнка и помощь ему в раскрытии и развитии сильных сторон его личности,

максимальной реализации заложенных возможностей. Безусловно, важным

подспорьем в деятельности учителя по мотивационному управлению,

является знание способов создания положительной учебной мотивации:

-

чёткая постановка цели деятельности ученика и её принятие им;

-

представление

об

объёме, способах, времени

выполнения

работы индивидуальный темп с учётом возможностей);

-

опора на положительное в ученике;

-

доверие, вера в успех деятельности ученика;

-

создание

ситуации

успеха, т.е. разработка такого

задания

или методики, когда ученик обязательно справится с работой;

-

перспективы личного роста, личный интерес ( новые знания, умения,

которые позволяют добиться повышения статуса в детском коллективе);

-

постоянная рефлексия

осознание

значимости для

себя

деятельности социального окружения, сочетание оценки и самооценки;

-

создание

обстановки, располагающей ученика

к

деятельности, вызывающей положительные эмоции;

-

чёткая организация занятий;

-

включение всех

учащихся

в

активную деятельность, сочетание

индивидуальной и групповой работы, взаимопомощь;

-

доступность учебно-познавательного материала, его понимание;

-

гуманная система отношений «учитель-ученик», «ученик-ученик» при

сочетании требовательности и уважения к личности, положительных эмоций

в общении.

Гуманная образовательная среда, в основе которой лежат отношения

сотрудничества между учителем и учеником, уважение и интерес к личности

ученика, раскрытие его сильных сторон, возможностей и способностей,

создание ситуаций успеха, которые дают возможность ребёнку проявить его

лучшие качества создают условия для личностного роста учащегося,

который можно рассматривать как процесс «самодостраивания

личностных

структур

сознания,

необходимых

для

самоорганизации

личностного отношения к знаниям». Чтобы

знания стали достоянием

личности,

т.е.

личностными

качествами,

необходимо

осуществить

деятельность индивидуального сознания. В таком понимании процесс

усвоения знаний учеником может рассматриваться и в плане его развития,

самосовершенствования,

т.к.

он

становится

более

осознанным,

целенаправленным, представляет собой органичное соединение внешних

воздействий с внутренней, индивидуальной работой интеллектуальной и

эмоциональной сферы личности. В таком случае личностный рост учащегося

можно представить как процесс самоуправления, самоорганизации его

сознания,

которое

при

благоприятном

внешнем

воздействии,

при

формировании

положительной

мотивации

к

обучению,

приведёт

к

формированию большей самостоятельности учащегося, к его самообучению

и саморазвитию.

Таким образом, характерной чертой систем управления современного

образования является их гуманистическая направленность, основной целью

их является сохранение здоровья и развитие личности всех участников

педагогического

процесса,

приоритет

отдаётся

мотивации

поведения,

деятельности, созданию условий, которые способствуют наиболее полной

самореализации

личности,

раскрытии

потенциальных

способностей

и

возможностей человека. Для успешного функционирования таких систем

необходимо органичное сочетание управления и самоуправления, что

предполагает увеличение доли самостоятельной работы учащихся, освоение

ими новых способов деятельности, нахождение личностного смысла в

обучении, выстраивание индивидуальной системы ценностей. Для того

чтобы создать в процессе обучения такую развивающую среду, которая бы

создавала условия для осуществления творческой деятельности учащихся с

целью максимальной реализации их способностей, учитель должен иметь

чёткие

представления

о

психологической

помощи

и

педагогической

поддержке учащихся, владеть методами психодиагностирования, при отборе

содержания учебного материала учитывать потребности и способности

учеников, для того, чтобы выстраивать учебный процесс с учётом

индивидуальных способностей и склонностей каждого ребёнка. В таком

случае процесс усвоения знаний можно рассматривать и как процесс

личностного

приращения,

самосовершенствования

учащегося,

т.к.

полученные знания, пропущенные через работу индивидуального сознания,

получают определённый эмоциональный отклик и приобретают некий

личностный смысл. Такой подход позволяет иначе трактовать функцию

обучения, основной задачей которого становится не планирование общей и

обязательной для всех линии психического развития, а создание условий для

того, чтобы помочь каждому ученику, с учётом имеющегося у него опыта

познания, совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться

как личность.

Таким образом, развитие способностей ученика – одна из основных задач

профильного

обучения,

которое

функционирует

в

русле

личностно-

ориентированного подхода в педагогике

Список литературы

1.

Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. –

М.; 1977. - 184с.

2.

Бондаревская

Е.В.

Гуманистическая

парадигма

личностно-

ориентированного образования // Педагогика. – 1997. - №4.

3.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте :

Психологический очерк: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. – 93с.

4.

Доровской

А.И.

Дидактические

основы

развития

одарённости

учащихся – М., 1998. – 228с.

5. Лейтес Н.С. Способности

и

одарённость

в

детские

годы. – М.: Знание,

1984. – 79с.

6. Леонтьев А.Н. О формировании

способностей // Вопросы

психологии. –

1980. - №1.

7.

Матюшкин

А.М.

Концепция

творческой

одарённости

//

Вопросы

психологии. – 1989. -№6.

8. Парц О.С. Педагогические условия самореализации одарённых детей (на

материале

дополнительного

образования).

Автореферат

диссертации.

Омск, 2007.

9. Сериков В.В. Личностно-ориентированное

образование

//Педагогика.

1994. - № 5.

10. Третьяков П.И., Митин С.Н., Бояринцева Н.Н. Адаптивное управление

педагогич.

системами:

Учеб. пособие для студ.

высших учеб.

заведений

/под ред. П.И. Третьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. –

368с.

11. Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной

школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с.



В раздел образования