Напоминание

Сотрудничество классного руководителя с семьёй обучающегося с ТМНР.


Автор: Вольгина Светлана Геннадьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ п.Светлополянска
Населённый пункт: п.Светлополянск
Наименование материала: статья
Тема: Сотрудничество классного руководителя с семьёй обучающегося с ТМНР.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Школа - интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья п.

Светлополянска Верхнекамского района» (КОГОБУ ШИ ОВЗ п.Светлополянска)

Сотрудничество классного руководителя

с семьёй обучающихся с ТМНР

.

Работу выполнила Вольгина С.Г

учитель –дефектолог КОГОБУ ШИ ОВЗ

п.Светлополянска

Цель образования обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями

развития по варианту ФАООП УО (вариант 2): развитие личности, формирование

общей

культуры,

соответствующей

общепринятым

нравственным

и

социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и

жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих

достичь

обучающемуся

максимально

возможной

самостоятельности

и

независимости в повседневной жизни.

Спектр нарушений при ТМНР:

Нарушение опорно-двигательных функций

Нарушение сенсорной сферы

Нарушение интеллекта

Нарушение эмоционально-волевой сферы

Для

обучающихся,

характерно

интеллектуальное

и

психофизическое

недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может

сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-

двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной

степени тяжести. У некоторых обучающихся выявляются текущие психические и

соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное

развитие

и

обучение.

Обучающиеся

с

ТМНР

отличаются

выраженным

недоразвитием

мыслительной

деятельности,

препятствующим

освоению

предметных учебных знаний.

У обучающихся затруднено формирование устной и письменной речи. Для них

характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное

понимание.

Ввиду

этого

при

обучении

большей

части

данной

категории

обучающихся используют разнообразные средства невербальной коммуникации.

Психофизическое

недоразвитие

характеризуется

также

нарушениями

координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических

действий: бег, прыжки, а также навыков несложных трудовых действий. У части

обучающихся отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность

движений. У других - повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство

сочетаются

с

хаотичной

нецеленаправленной

деятельностью.

Степень

сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые

обучающиеся зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме

пищи, совершении гигиенических процедур.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием

предметов окружающего быта. Множественные

нарушения влияют на развитие

человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с

этим ребёнок требует значительной помощи.

Часть обучающихся, имеет тяжелые нарушения неврологического генеза - сложные

формы детского церебрального паралича (далее - ДЦП), вследствие которых они

почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в самообслуживании,

предметной деятельности, коммуникации.

Таким образом, дети с ТМНР существенно отличаются от других категорий лиц с

особенностями психофизического развития тем, что находятся в значительной

изоляции

от

внешнего

мира,

связанной

с

уменьшением

доступных

каналов

компенсации их нарушений, и нуждаются в постоянной поддержке во всех областях

жизнедеятельности, а также индивидуальном сопровождении на протяжении всей

жизни.

Вместе с тем, ребёнок с ТМНР рассматривается как личность, способная активно

функционировать в социуме при условии, что коррекционно-развивающая работа

строится адресно с учётом ограничений жизнедеятельности каждого ребёнка, а также в

соответствии с его особыми образовательными потребностями, осуществляется рядом

специалистов в тесном сотрудничестве с семьёй и включает в себя создание

соответствующих средовых условий. Кроме того, при организации образования

необходимо учитывать круг контактов особого обучающегося, который может

включать обслуживающий персонал организации, родственников, друзей семьи. Для

реализации

особых

образовательных

потребностей

обучающегося

с

ТМНР

обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая

развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в

семье.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ТМНР осуществляется через:

-

Системный

подход

к

коррекционно-педагогической

работе,

который

предусматривает

постоянный

учет

взаимовлияния

двигательных,

речевых

и

психических нарушений.

- Раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции.

- Организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей

онтогенетического развития.

- Наблюдение за динамикой психоречевого развития.

- Сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.

- Тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования

обучающихся

с

умеренной,

тяжелой

и

глубокой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями

развития предполагает обеспечение образовательной организацией конструктивного

взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей)

обучающихся в интересах особого ребёнка и его семьи путём реализации программы

воспитания.

Цель классного руководителя- сотрудничество с семьёй обучающихся, строящееся на

принципах гуманизма, дифференцированного, адресного, комплексного подходов.

Классный руководитель решает следующие задачи:

психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида;

повышение осведомленности родителей (лиц, их заменяющих) об особенностях

развития и специфических образовательных потребностях ребенка;

обеспечение участия семьи в разработке и реализации специальной индивидуальной

программы развития (СИПР);

обеспечение единства требований к обучающемуся в семье (месте постоянного

проживания)

и в образовательной организации;

организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и

результатах ее освоения;

организация участия родителей (лиц, их заменяющих) во внеурочных мероприятиях.

Воспитательная работа классного руководителя ориентирована на помощь в

формировании жизненной компетенции обучающегося, на развитие адекватных

отношений

между

ребенком,

педагогическим

работниками,

другими

обучающимися, родителями (законными представителями); на профилактику

конфликтов в классе, образовательной организации, на поддержание эмоционально

комфортной

обстановки

в

обучении;

развитие

компенсаторных

способов

деятельности в учебнопознавательном процессе и повседневной жизни; развитие

познавательного

интереса,

познавательной

активности;

расширение

умения

адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; систематическое и

целенаправленное развитие всех органов чувств. Взаимодействие с родителями или

законными

представителями

обучающихся

осуществляется

для

более

эффективного

достижения

цели

воспитания,

которое

обеспечивается

согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе.

Взаимодействие с родителями или законными представителями обучающихся

осуществляется в рамках следующих мероприятий:

- регулярно информирую родителей о школьных успехах и проблемах их

детей, о жизни класса в целом в классном чате;

- организую родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения

наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся ;

- привлекаю членов семей школьников к организации и проведению дел

класса;

- организую на базе класса праздники, направленные на сплочение семьи и

школы;

- посещаю квартиры с целью изучения условий проживания и

внутрисемейных отношений обучающихся.

- провожу индивидуальные беседы с школьным психологом и детьми по

запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

- приглашаю родителей на индивидуальную беседу в случае возникновения

острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного

обучающегося;

- вовлекаю родителей в подготовку и проведение внутриклассных

мероприятий воспитательной направленности;

-провожу индивидуальное консультирование по телефону c целью

поддержки ребят и родителей в решении важных для них жизненных

проблем.

Индивидуальные беседы:

1.Занятость обучающихся дома в свободное время на каникулах.

2.Ответственность родителей за соблюдение обучающимися правил пожарной

безопасности.

3.Единые требования семьи и школы к выполнению домашнего задания.

4.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

5.Советы дефектолога родителям.

6. Особенности эмоциональной сферы вашего ребёнка.

7. Одежда ребенка по сезону.

8.Беседуем с ребенком о мерах безопасности в быту.

9. Как развивать предметную среду дома.

10.Прогулка на свежем воздухе с ребенком.

11. Роль ребенка в подготовке семейного праздника.

12.Формирование навыков ответственного поведения у подростков.

13.Профилактика кишечных заболеваний.

14.Перевозка детей в транспорте.

15.Половое воспитание в семье.

16.Роль семьи в проявлении ребенком детской агрессии.

17. Информационная безопасность в сети Интернет.

18. Совместный отдых - залог хорошего настроения.

19.Посильный труд ребенка в семье.



В раздел образования