Автор: Чикунова Екатерина Валерьевна
Должность: методист отдела методического сопровождения духовно-нравствееного воспитания и образования
Учебное заведение: ГАУ ДПО ЧИРОиПК
Населённый пункт: г.Анадырь
Наименование материала: статья
Тема: Кейс-метод как метод интерактивного обучения
Раздел: среднее образование
Кейс-метод как метод интерактивного обучения.
Сравнительно недавно началось активное внедрение учебных кейсов в практику
российского образования. Рассмотрим более подробно, что такое кейс-метод. Следует
отметить, что кейс-технологии в образовательной деятельности практике существуют в
следующих разновидностях: метод case
study, кейс-метод, метод анализа конкретных
ситуаций (гарвардский метод), метод ситуационного анализа, анализ ситуационных задач.
Метод
case-study
наиболее
широко
использовался,
прежде
всего,
в обучении
экономике
и
бизнес
–
наукам
за
рубежом.
Впервые
он
был
применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году, а
внедрение
началось
в
Гарвардской
школе
бизнеса
в 1920 году.
В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study: Гарвардская
(американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода
является
обучение
поиску
единственно
верного
решения,
вторая
–
предполагает
многовариантность решения проблемы.
Как было упомянуто ранее, метод конкретных ситуаций является методом активного
проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных
задач – ситуаций (решение кейсов). Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить
и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и
описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью
данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной
жизни, при этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Непосредственная
цель
метода
–
совместными
усилиями
группы
учащихся
проанализировать представленную ситуацию (case), и выработать практическое решение;
окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте
поставленной проблемы.
Основные задачи кейс-метода:
отработка умений работы с информацией;
активизация познавательной деятельности;
повышение мотивации к учебному процессу;
умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;
развитие навыков анализа и критического мышления;
приобретение навыков чёткого изложения и аргументирования собственной
точки зрения;
демонстрация различных позиций и точек зрения;
формирование навыков самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Кейс-метод и традиционные подходы
Метод
кейс-технологии
основывается
на
принципах,
представленных
в
схеме:
Выделим некоторые технологические особенности кейс-метода:
Метод
представляет
собой
разновидность
исследовательской
аналитической
технологии,
т.е.
включает
в
себя
операции
исследовательского
процесса,
аналитические процедуры.
Метод
выступает
как
технология
коллективного
обучения,
важнейшими
составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный
обмен
информацией,
включая
процедуры
индивидуального,
группового
и
коллективного
развития,
формирования
многообразных
личностных
качеств
обучаемых.
Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках
кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса»,
который выступает одновременно в виде технического задания и источника
информации для осознания вариантов эффективных действий.
КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ
Следует отметить, что единой классификации кейсов на сегодняшний день не
существует, что связано с многообразием их видов. Классификация может проводиться по
отдельным признакам. Одним из широко используемых критериев является их сложность.
При этом различают:
иллюстративные учебные ситуации
– кейсы, цель которых – на определенном
практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в
определенной ситуации;
учебные ситуации
– кейсы с формированием проблемы, в которых описывается
ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются
проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное
принятие решения по указанной проблеме;
учебные ситуации
– кейсы без формирования проблемы, в которых описывается
более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не
выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного
мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить
проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных
ресурсов;
прикладные упражнения
,
в которых описывается конкретная сложившаяся
ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей
решения проблемы.
Виды кейсов по цели:
Практические кейсы
Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное
назначение может сводиться к закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия
решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
Обучающие кейсы
Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и
сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к
одному»
Научно-исследовательские кейсы
Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней.
Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
Виды кейсов по способу представления материалов:
Печатный кейс
(может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации,
что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс
(наиболее популярный в последнее время, но зависит от
технического оснащения образовательной организации).
Видео кейс
(может содержать фильм, аудио и видео материалы).
По формату использования выделяют:
Executive-кейсы
(1–2
стр.
и
менее).
Участники
знакомятся
с
кейсом
непосредственно на мероприятии и решают его индивидуально или в формате
обсуждения с модератором. Такие кейсы используются в качестве иллюстрации
теоретического материала или для проверки конкретных узких навыков.
Тематические кейсы
(3–5 стр.). Предназначены для разбора на учебном занятии и
общей дискуссии, иногда предполагается краткая предварительная подготовка
участников.
Гарвардские кейсы
(в среднем 20–25 стр.). Подразумевают самостоятельную
командную работу в течение нескольких дней и презентацию решения.
По степени информационной насыщенности кейсы бывают:
Структурированный
(highly
structured)
«кейс»,
в
котором
дается
минимальное
количество
дополнительной
информации;
при
работе
с
ним
студент
должен
применить
определенную
модель
или
формулу;
у
задач этого типа существует оптимальное решение.
«Маленькие
наброски»
(short
vignetts),
содержащие,
как
правило,
от
1
до
10
страниц
текста
и
1–2
страницы
приложений;
они
знакомят
только
с
ключевыми
понятиями
и
при
их
разборе
студент
должен
опираться
еще
и
на
собственные
знания.
Большие
неструктурированные
«кейсы»
(long
unstructured
cases)
объемом
до
50
страниц;
информация
в
них
дается
очень
подробная,
в
том
числе
и
совершенно
ненужная;
самые
необходимые
для
разбора
сведения,
наоборот,
могут
отсутствовать;
студент
должен
распознать
такие
«подвохи»
и
справиться
с
ними;
Первооткрывательские «кейсы» (ground breaking cases),
при разборе которых от
обучающихся требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и
практические навыки, но и предложить нечто новое.
МЕТОДЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
Чаще всего, к методам ситуационного обучения принято относить следующие:
метод инцидента;
баскет-метод;
метод ситуационного анализа;
метод ситуационно-ролевых игр;
игровое проектирование;
метод дискуссии.
Метод инцидента.
Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит
информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае,
ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно
недостаточно,
поэтому
ученик
должен
собрать
и
проанализировать
информацию,
необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна
самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение
и
вопросы
к
нему.
Баскет-метод.
Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет
документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы,
не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию)
и
вопросы,
которые
позволяют
найти
решение.
Метод ситуационного анализа.
Самый распространенный метод, поскольку позволяет
глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с
подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться
уже осуществленные действия, принятые решения для анализа их целесообразности.
Метод ситуационно-ролевых игр заключается в создании перед аудиторией правдивой
ситуации
(правовой,
социально-психологической,
исторической)
и
предоставлении
возможности оценить поступки и поведение участников игры.
Игровое проектирование. Целью метода является создание и совершенствование проектов
разного типа.
Метод дискуссии состоит в обсуждении спорного вопроса, проблемы; разновидность спора,
направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения
спора; целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе
ради
формирования
мнения
каждым
участником
или
поиска
истины.
Важной
характеристикой
дискуссии,
отличающей
её
от
других
видов
спора,
является
аргументированность.