Напоминание

Кейс-метод как метод интерактивного обучения


Автор: Чикунова Екатерина Валерьевна
Должность: методист отдела методического сопровождения духовно-нравствееного воспитания и образования
Учебное заведение: ГАУ ДПО ЧИРОиПК
Населённый пункт: г.Анадырь
Наименование материала: статья
Тема: Кейс-метод как метод интерактивного обучения
Раздел: среднее образование





Назад




Кейс-метод как метод интерактивного обучения.

Сравнительно недавно началось активное внедрение учебных кейсов в практику

российского образования. Рассмотрим более подробно, что такое кейс-метод. Следует

отметить, что кейс-технологии в образовательной деятельности практике существуют в

следующих разновидностях: метод case

study, кейс-метод, метод анализа конкретных

ситуаций (гарвардский метод), метод ситуационного анализа, анализ ситуационных задач.

Метод

case-study

наиболее

широко

использовался,

прежде

всего,

в обучении

экономике

и

бизнес

наукам

за

рубежом.

Впервые

он

был

применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году, а

внедрение

началось

в

Гарвардской

школе

бизнеса

в 1920 году.

В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study: Гарвардская

(американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода

является

обучение

поиску

единственно

верного

решения,

вторая

предполагает

многовариантность решения проблемы.

Как было упомянуто ранее, метод конкретных ситуаций является методом активного

проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных

задач – ситуаций (решение кейсов). Суть его в том, что обучающимся предлагают осмыслить

и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и

описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью

данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной

жизни, при этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Непосредственная

цель

метода

совместными

усилиями

группы

учащихся

проанализировать представленную ситуацию (case), и выработать практическое решение;

окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте

поставленной проблемы.

Основные задачи кейс-метода:

отработка умений работы с информацией;

активизация познавательной деятельности;

повышение мотивации к учебному процессу;

умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации;

развитие навыков анализа и критического мышления;

приобретение навыков чёткого изложения и аргументирования собственной

точки зрения;

демонстрация различных позиций и точек зрения;

формирование навыков самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Кейс-метод и традиционные подходы

Метод

кейс-технологии

основывается

на

принципах,

представленных

в

схеме:

Выделим некоторые технологические особенности кейс-метода:

Метод

представляет

собой

разновидность

исследовательской

аналитической

технологии,

т.е.

включает

в

себя

операции

исследовательского

процесса,

аналитические процедуры.

Метод

выступает

как

технология

коллективного

обучения,

важнейшими

составляющими которой выступают работа в группе (или подгруппах) и взаимный

обмен

информацией,

включая

процедуры

индивидуального,

группового

и

коллективного

развития,

формирования

многообразных

личностных

качеств

обучаемых.

Метод выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В рамках

кейс-метода идёт формирование проблемы и путей её решения на основании «кейса»,

который выступает одновременно в виде технического задания и источника

информации для осознания вариантов эффективных действий.

КЛАССИФИКАЦИЯ КЕЙСОВ

Следует отметить, что единой классификации кейсов на сегодняшний день не

существует, что связано с многообразием их видов. Классификация может проводиться по

отдельным признакам. Одним из широко используемых критериев является их сложность.

При этом различают:

иллюстративные учебные ситуации

– кейсы, цель которых – на определенном

практическом примере обучить алгоритму принятия правильного решения в

определенной ситуации;

учебные ситуации

– кейсы с формированием проблемы, в которых описывается

ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются

проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное

принятие решения по указанной проблеме;

учебные ситуации

– кейсы без формирования проблемы, в которых описывается

более сложная, чем в предыдущем варианте ситуация, где проблема четко не

выявлена, а представлена в статистических данных, оценках общественного

мнения, органов власти и т.д.; цель такого кейса – самостоятельно выявить

проблему, указать альтернативные пути ее решения с анализом наличных

ресурсов;

прикладные упражнения

,

в которых описывается конкретная сложившаяся

ситуация, предлагается найти пути выхода из нее; цель такого кейса – поиск путей

решения проблемы.

Виды кейсов по цели:

Практические кейсы

Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное

назначение может сводиться к закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия

решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

Обучающие кейсы

Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и

сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к

одному»

Научно-исследовательские кейсы

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней.

Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Виды кейсов по способу представления материалов:

Печатный кейс

(может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации,

что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс

(наиболее популярный в последнее время, но зависит от

технического оснащения образовательной организации).

Видео кейс

(может содержать фильм, аудио и видео материалы).

По формату использования выделяют:

Executive-кейсы

(1–2

стр.

и

менее).

Участники

знакомятся

с

кейсом

непосредственно на мероприятии и решают его индивидуально или в формате

обсуждения с модератором. Такие кейсы используются в качестве иллюстрации

теоретического материала или для проверки конкретных узких навыков.

Тематические кейсы

(3–5 стр.). Предназначены для разбора на учебном занятии и

общей дискуссии, иногда предполагается краткая предварительная подготовка

участников.

Гарвардские кейсы

(в среднем 20–25 стр.). Подразумевают самостоятельную

командную работу в течение нескольких дней и презентацию решения.

По степени информационной насыщенности кейсы бывают:

Структурированный

(highly

structured)

«кейс»,

в

котором

дается

минимальное

количество

дополнительной

информации;

при

работе

с

ним

студент

должен

применить

определенную

модель

или

формулу;

у

задач этого типа существует оптимальное решение.

«Маленькие

наброски»

(short

vignetts),

содержащие,

как

правило,

от

1

до

10

страниц

текста

и

1–2

страницы

приложений;

они

знакомят

только

с

ключевыми

понятиями

и

при

их

разборе

студент

должен

опираться

еще

и

на

собственные

знания.

Большие

неструктурированные

«кейсы»

(long

unstructured

cases)

объемом

до

50

страниц;

информация

в

них

дается

очень

подробная,

в

том

числе

и

совершенно

ненужная;

самые

необходимые

для

разбора

сведения,

наоборот,

могут

отсутствовать;

студент

должен

распознать

такие

«подвохи»

и

справиться

с

ними;

Первооткрывательские «кейсы» (ground breaking cases),

при разборе которых от

обучающихся требуется не только применить уже усвоенные теоретические знания и

практические навыки, но и предложить нечто новое.

МЕТОДЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

Чаще всего, к методам ситуационного обучения принято относить следующие:

метод инцидента;

баскет-метод;

метод ситуационного анализа;

метод ситуационно-ролевых игр;

игровое проектирование;

метод дискуссии.

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит

информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае,

ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно

недостаточно,

поэтому

ученик

должен

собрать

и

проанализировать

информацию,

необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна

самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение

и

вопросы

к

нему.

Баскет-метод.

Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет

документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы,

не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию)

и

вопросы,

которые

позволяют

найти

решение.

Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет

глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с

подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться

уже осуществленные действия, принятые решения для анализа их целесообразности.

Метод ситуационно-ролевых игр заключается в создании перед аудиторией правдивой

ситуации

(правовой,

социально-психологической,

исторической)

и

предоставлении

возможности оценить поступки и поведение участников игры.

Игровое проектирование. Целью метода является создание и совершенствование проектов

разного типа.

Метод дискуссии состоит в обсуждении спорного вопроса, проблемы; разновидность спора,

направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения

спора; целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе

ради

формирования

мнения

каждым

участником

или

поиска

истины.

Важной

характеристикой

дискуссии,

отличающей

её

от

других

видов

спора,

является

аргументированность.



В раздел образования