Автор: Батырова Саида Маркеловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Центр развития творчества детей и юношества Ворошиловского района Волгограда"
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика развития мелкой моторики рук на этапе спортивной специализации в художественной гимнастике"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества
Ворошиловского района Волгограда»
«Методика развития мелкой моторики рук на этапе спортивной
специализации в художественной гимнастике»
Выполнила: Батырова С.М.
.
Волгоград 2024
2
Актуальность.
В настоящее время в правилах соревнований по
художественной гимнастике происходят изменения, касающиеся усложнения
соревновательных
программ,
путем
изменения
оценочной
стоимости
элементов тела и предметов. Так, в правилах на 2022-2024г.г. значительно
повысилась ценность базовой работы с предметом, что обусловило её
главенствующую роль в итоговой составляющей оценки.
Технический
уровень
выполнения
упражнений
с
предметами
обусловлен развитием у гимнасток высокой двигательной активности рук,
умения чувствовать и дифференцировать различные параметры движений,
быстроты и точности реакции на движущийся объект(Ю.А. Архипова 2007;
Е. Ю. Лалаева, Т. А. Андреенко, А. Г. Трифонов 2016).
В связи с этим, по мнению многих специалистов (Л. А. Карпенко, 2001;
Е. С. Балабанова, 2004; Е. С. Николаева 2007), развитие координационных
способностей гимнасток - «художниц» имеет существенное значение и
является одной из важных задач учебно-тренировочного процесса (О. М.
Назарова, 2001).
В таких действиях, как: удержание предметов, выполнение хватов и
перехватов, в момент броска и ловли, а также других манипуляциях,
первостепенное значение имеет двигательная функция рук (Ю. А. Архипова,
Л. А. Карпенко 2001, Е. С. Николаева, 2007).Особое внимание её развитию
необходимо уделять на начальном этапе подготовки гимнасток, так как
дошкольный возраст является сенситивным периодом для её развития(И.А.
Винер-Усманова, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, Р.Н. Терехина, 2014).
При изучении научно-методической литературы выяснилось, что
проблема двигательно-координационных способностей активно изучается,
однако недостаточно освещена в научных работах по художественной
гимнастике. Это свидетельствует об актуальности поиска средств и методов
развития координации рук юных спортсменок, а также разработки методики
её совершенствования.
3
Специфические особенности двигательных действий рук в спортивной
деятельности
Рука - уникальный и высокоспециализированный орган среди рабочих
органов человека. Из трех звеньев руки (плечо, предплечье и кисть),
последняя
часть
руки
(дистальная
часть)
приобрела
наибольшее
практическое
значение
в
жизни
человека.
Рука
способна
к
пространственному движению и является важным органом с разнообразными
двигательными функциями (Р.М. Хайруллин, 2003).
Кисть руки - самая многофункциональная и важная часть опорно-
двигательного
аппарата.
Морфологические
и
функциональные
характеристики
строения
кисти
определяют
социальную
адаптацию
человека, его успехи или неудачи в профессиональной и спортивной
деятельности.
На морфологические особенности, определяющие форму
человеческой кисти, влияют многие факторы, включая пол, возраст и
физическую активность. Индивидуальное разнообразие в строении кисти
проявляется как в размере отдельных частей, так и в пропорциях кисти
человека (А. А. Лекомцева, 2015).
Строение
руки
определяет
способность
выполнять
различные
движения, а индивидуальные особенности ее формы, соотношение частей
рук - всевозможный потенциал действия кисти у разных людей, это особенно
важно для спортсменов. Одной из важнейших сложных функций руки для
спортсменов
является
захват
спортивных
снарядов,
для
чего
люди
формируют каждый раз новые механизмы в зависимости от характеристик
снаряда. Точность и сила этого действия происходит во всех отделах верхней
конечности,
но
именно
кисть,
ее
дистальная
часть,
находится
в
непосредственном контакте с предметом (М. А. Щедрина, 2013).
4
1.1.1. Анатомическое строение руки
Кости верхней конечности соединены особым образом. Скелет костей
верхней конечности состоит из одной кости плеча, называемой плечевой;
двух костей предплечья, локтевой и лучевой, запястья, пястья и пальцев.
Плечо - это верхняя часть руки, соединённая непосредственно с
туловищем. Оно переходит в другую часть, предплечье, в локтевом суставе.
Плечо состоит из крупных трубчатых костей, форма которых варьируется в
зависимости
от
зоны.
Срез
плечевой
кости
возле
лопатки
имеет
полушаровидную форму, а часть возле предплечья выпячивается, образуя
мыщелок плечевой кости.
Часть верхней конечности от локтевого сустава до запястья называется
предплечьем. Она состоит из двух костей разного диаметра: лучевой кости со
стороны большого пальца и локтевой кости со стороны мизинца. Локтевая
кость имеет треугольную форму, утолщена в верхней части и соединена с
плечевой костью. На передней поверхности локтевого сустава имеется
небольшая блоковидная выемка, которая ограничивает разгибание локтя и
предотвращает нефизиологичное перенапряжение мышц предплечья и плеча.
Лучевая кость утолщена вниз у лучезапястного сустава. Она подвижно
соединена с локтевой костью, что позволяет запястью поворачиваться на 180
градусов (М. Ф. Иваницкий, 2022).
Кисть является уникальным высокоспециализированным органом
человека. Из трёх звеньев руки наибольшую практическую значимость в
жизни гимнастки приобрела её конечная (дистальная) часть – кисть.
Для кисти большое значение имеет способность её перемещения в
пространстве и многообразные двигательные функции. Строение кисти
определяет
её
возможность
совершать
разнообразные
движения,
а
индивидуальные особенности её формы, соотношения отделов кисти —
различный потенциал действия кисти у разных людей, что особенно важно
для гимнасток (Н.Н. Шеромова, 2015).
5
Без знания расположения мышцы, направления равнодействующей
силы мышцы по отношению к осям вращения, не могут быть понятны
сложность и многообразие функций, выполняемых той или иной мышцей, и
тем более функциональный подход к изучению группового взаимодействия
мышц. Мышцы действуют не изолированно, а в содружестве, причём в
каждом движении принимают участие не только мышцы, непосредственно
обусловливающие
действие,
но
и
их
антогонисты,
т.е.
мышцы
противоположенного
действия,
обеспечивая
плавность
движения,
их
координацию и предупреждение травм.
Бицепс, или двуглавая мышца плеча, состоит из двух головок, плотно
охватывающих верхнюю часть плечевой кости. Короткая и длинная головки
бицепса начинаются у плечевого сустава и переплетаются в середине
плечевой кости, ниже локтя они крепятся к медиальной стороне лучевой
кости. Его основная функция - сгибать руку в локтевом суставе и удерживать
предплечье.
Плечевая мышца расположена непосредственно под бицепсом и
выходит на поверхность мышечного скелета только в месте прикрепления в
нижнем сегменте плечевой кости. Участвует в сгибании предплечья.
Поскольку плечо несёт большую часть физической нагрузки во время
работы, его мышечная система состоит из сильных, мощных мышц, которые
легко поддаются физическому развитию и совершенствованию. Основная
часть волокон окружает плечевую кость и располагается параллельно
продольной оси. Кожа в этой области относительно тонкая, поэтому чем
более физически развиты мышцы, тем более выраженными будут их
прикрепления и основные изгибы (Р. П. Самусев, 2010).
Плечелучевая мышца начинается от плечевой кости, проходит вдоль
предплечья и крепится к лучевой кости у лучезапястного сустава. Её
основная функция - сгибание руки в локте.
Трёхглавая мышца плеча (трицепс) - это мышца, расположенная на
задней стороне верхней части руки. Она состоит из трёх головок разной
6
длины, покрывающих задний аспект руки до локтевого сустава и частично до
плечевого сустава. Медиальная и латеральная веретенообразные головки
трицепса лежат на плечевой кости, а длинная головка прикрепляется к
лопаточному отростку; все три головки сходятся в одно сухожилие, которое
прикрепляется к локтевому отростку локтевой кости. Функция трицепса
заключается в выпрямлении руки параллельно вертикальной оси туловища и
приближении руки к телу.
Мышцы предплечья делятся на три группы. Передняя - мышцы,
отвечающие за сгибание запястья и пальцев; задняя - мышцы-разгибатели; и
латеральная - группа, отвечающая за сократительные движения большого
пальца. Три мышцы, сгибающие руку в лучезапястном суставе, - это длинная
пальмарная мышца, лучевые сгибатели запястья и ульнарные сгибатели
запястья. Сгибатели пальцев: поверхностные сгибатели пальцев, глубокие
сгибатели пальцев и длинный сгибатель пальцев. Разгибатели запястья:
длинный разгибатель пальцев, короткий разгибатель пальцев и локтевой
разгибатель запястья. Разгибатели пальцев: разгибатели пальцев; разгибатель
дигитора длинный; разгибатель дигитора короткий; разгибатель дигитора
указательный. Мышцы, поворачивающие руку ладонью вниз: круглый
пронатор; квадратный пронатор. Мышцы, поворачивающие руку ладонью
вверх: супинатор; бицепс (А. Е. Хомутов, 2015).
На кисти мышцы располагаются лишь на ладонной стороне. Здесь они
образуют три группы: среднюю (в среднем отделе ладонной поверхности),
группу мышц большого пальца и группу мышц малого пальца. Большое
число коротких мышц на кисти обусловлено тонкой дифференцировкой
движений пальцев.
1.1.2. Механизм движения верхней конечности
Строение
руки
определяет
способность
выполнять
различные
движения, а индивидуальные особенности её формы, соотношение частей
рук - всевозможный потенциал действия кисти у разных людей, это особенно
важно для спортсменов. Одной из важнейших сложных функций руки для
7
спортсменов
является
захват
спортивных
снарядов,
для
чего
люди
формируют каждый раз новые механизмы в зависимости от характеристик
снаряда. Точность и сила этого действия происходит во всех отделах верхней
конечности,
но
именно
кисть,
её
дистальная
часть,
находится
в
непосредственном контакте с предметом (М. А. Щедрина, 2013).
Различные движения верхней конечности в трудовой или спортивной
деятельности человека можно представить в виде следующих форм:
перекладывание и перенос предметов; поднятие или удержание предмета на
весу; отталкивание (движение от себя); поднимание (опускание) верхней
конечности с последующими манипуляциями кистью; ударные движения;
пронаторно-супинаторные движения; вращение; давление на предмет в
вертикальном направлении (Е. А. Стеблецов, 2023).
Перекладывание и перенос предметов - наиболее распространённое
движение свободной верхней конечности, и в большинстве случаев
предплечье и кисть полупронированные. Мышцы выполняют работу на
сгибание
локтевого,
разгибание
и
приведение
(реже
сгибание)
лучезапястного и разгибание и приведение (реже отведение) плечевого
суставов. В этом случае сокращаются следующие мышцы: поверхностный и
глубокий сгибатели пальцев, лучевой сгибатель и лучевые разгибатели
запястья,
плечелучевая
мышца,
двуглавая
мышца
плеча,
надостная,
подостная, подлопаточная мышцы, и в некоторых случаях — широчайшая
мышца спины. Реже при этой форме движений дистальные отделы
конечностей полностью пронированы (гребля и др.) или же, наоборот,
супинированы (выдвигание ящика и др.). В первом случае преимущественная
силовая нагрузка падаёт на мышцы передней группы предплечья, поочерёдно
на трёхглавую и двуглавую мышцы плеча, а также мышцы, прямо или
косвенно воздействующие на плечевой сустав. Во втором случае главным
образом сокращается двуглавая мышца плеча и мышцы, разгибающие
плечевой сустав (В. И. Дубровский, 2003).
8
Для поднятия и удержания предметов обычно требуется, чтобы
предплечье и кисть находились в полупронированном положении. В этом
случае основное действие мышц направлено на сжатие пальцев и сгибание
локтевого
(иногда
плечевого)
сустава,
при
этом
основная
нагрузка
приходится на сгибатели пальцев, плече-лучевую мышцу, лучевой сгибатель
и разгибатель запястья, бицепс и частично большую грудную и переднюю
дельтовидную мышцы. При удержании предмета, кроме сокращения
сгибателей пальцев, в наибольшей мере напряжены все мышцы свободной
верхней
конечности
для
предотвращения
перерастяжения
связочного
аппарата (П. И. Бегун, 2020).
Отталкивание предмета (толкание ядра) требует непосредственного
участия мышц-разгибателей, при этом наибольшая нагрузка приходится на
трёхглавую мышцу плеча. В то же время передняя зубчатая мышца сильно
сокращается, выдвигая верхнюю конечность вперёд.
Когда
верхняя
неотягощённая
конечность
поднимается
вперёд,
сокращаются бицепс, большая грудная мышца и мышцы радиального отдела
предплечья.
Во время ударных движений (например, при работе молотком) верхняя
конечность в основном находится в полупронации, а мышцы работают
следующим образом. В дополнение к напряжению сгибателей пальцев,
предварительное поднятие руки требует сокращения всех мышц, указанных в
предыдущем случае, причем последние должны работать с большим
напряжением из-за веса руки. Удар определяется в основном мощным
сокращением трёхглавой мышцы плеча и всех мышц ладонного отдела
предплечья.
Пронаторно-супинаторные движения при согнутом локтевом суставе
происходят в основном за счёт сокращения пронаторов и супинаторов
предплечья,
в
то
время
как
при
разогнутой
верхней
конечности
задействованы большая и малая грудные мышцы, надостная и подостная,
9
широчайшая мышца спины, а также передняя и задняя части дельтовидной
мышцы.
При круговых вращениях верхней конечности мышцы поочерёдно
поднимают, отводят и опускают плечо и плечевой пояс. В результате в
работу вовлекаются бицепс, большая грудная мышца, передняя зубчатая,
дельтовидная и верхние пучки трапециевидной мышц, мышца, поднимающая
лопатку,
ромбовидные
мышцы,
а
также
частично
малая
грудная,
подключичная и нижние пучки трапециевидной мышцы.
Давление
на
предмет
в
вертикальном
направлении
позволяет
использовать верхние конечности для приложения силы на рычаги второго
рода.
Для
выполнения
этой
функции
необходимо
действие
мышц-
разгибателей, которые в основном действуют на локтевой сустав. Также,
сильно напрягаются все мышцы передней части предплечья, переходящие на
кисть, поскольку их роль заключается в укреплении лучезапястного сустава и
защите его от чрезмерного растяжения (В. И. Дубровский, 2003).
Из всех звеньев верхней конечности наиболее важной частью в
функциональном
отношении
является
кисть.
Большая
сложность
и
значительное
обилие
движений,
которые
совершаются
кистью,
обеспечивается преимущественно следующими обстоятельствами: наличием
наиболее
совершённой
формы
противопоставления
большого
пальца,
дифференцированное движение
каждого пальца, большая подвижность
лучезапястных суставов и четкая координация всех видов движений кисти и
конечностей в целом обусловлены функционированием ЦНС.
Двигательная функция кисти является одной из важнейших функций
человека, которая предполагает использование как тонких, так и силовых
захватов для выполнения различных операций. Во время выполнения
силового захвата предмет удерживается между согнутыми пальцами и
ладонью руки, в зависимости от размера предмета, а большой палец
оказывает противодавление. Захват оптимален и его сила наибольшая, когда
большой палец касается указательного или приближается к нему, образуя
10
единственный упор, противостоящий давлению остальных четырёх пальцев
(М. А. Щедрина, А. В. Новиков, 2013).
1.2.
Особенности действий рук в художественной гимнастике
Волны руками в художественной гимнастике — это база технической
подготовки, являющейся основой исполнительского мастерства спортсменки.
При помощи авторов (Р. Н. Терехина, И. А. Винер-Усманова, Е. Н.
Медведева, А. А. Супрун, Е. С. Крючек, А. С. Мальнева, И. С. Семибратова,
2020) был собран весь материал по методике исполнения и разбору
положения рук в технике движения волн. Чтобы образ на соревнованиях
сложился воедино, необходима помощь хореографа, который обладает
знаниями не только классической хореографии, но и народно-характерной. В
соревновательных программах гимнасток часто встречается народный танец,
который тесно связан с постановкой рук: испанский танец, русский,
венгерский, фламенко, татарский танец, марийский.
Плавные движения кистью, волнообразные взмахи руками — всё это
помогает развитию пластики, которая так важна для гимнасток. Если взять за
основу самые простые положения и движения рук в женском марийском
танце и соединить их с частичными или полными волнами тела, то получится
часть
урока
хореографии,
которая
поможет
преподавателю
развить
музыкальность, пластику, красивые линии рук у спортсменок. А если
включить волнообразные движения рук и тела, то пластические возможности
тела можно объединить со специальной физической подготовкой. Это
облегчает задачу тренеру в тренировочном процессе не отвлекаться от
основных технических наработок предметом (Е. А. Рыхта., 2022)
Двигательные
действия
руками
в
художественной
гимнастике
осуществляются при выполнении множества упражнений: хватов предметов,
бросков, ловли и манипуляции с предметами в каждом из видов многоборья
(В.М. Адашевский, 2014).
11
Упражнения с предметами требуют от гимнасток развитой способности
ощущать, дифференцировать пространственно-временные и динамические
параметры движений кистей рук, высокой скорости и точности реагирования
на движущийся объект, способности к антиципации (Л.Э. Пахомова, Е.С.
Николаева, 2006).
В процессе освоения техники упражнений с предметами спортсменки
приобретают двигательный опыт и совершенствуют способность управлять
движениями рук, особенно кистей. Кроме того, выполнение упражнений с
предметами
создает
благоприятные
условия
улучшения
зрительного
анализатора (необходимость визуального контроля при бросках и ловле
предметов) и также кожного и двигательного анализаторов (Е. С. Николаева,
2007;Е.А.Орская, Е.А. Колиненко, 2017).
Правила
судейства
в
художественной
гимнастике
не
только
предъявляют
высокие
требования
к
развитию
координационных
способностей гимнастки, но и предполагают одинаковый уровень владения
предметом левой и правой руками.
По данным В. Ю. Сосиной (1984), чем более выражен коэффициент
асимметрии рук по физическим и психо-физиологическим характеристикам,
тем
большее
отрицательное
влияние
на
результаты
упражнений,
выполняемых одной рукой по сравнению с другой, увеличивается. Кроме
того, необходимо обратить внимание на эффективность процесса обучения
упражнениям в обе стороны, большое влияние оказывает билатеральный
перенос двигательных навыков и физических способностей. Развитие
качественных показателей не тренируемой мышцы под нагрузкой особенно
выражено на ранних этапах тренировки. В дальнейшем при обучении
локомоция снижается, что связано с увеличением сложности двигательных
движений.
Исходя из вышесказанного, двусторонней работе с предметами
необходимо уделять пристальное внимание, начиная с первых этапов
тренировки юных гимнасток.
12
Постоянно возрастающее количество движений тела, их сложность и
разнообразие
делают
первостепенное
значение
манипулирования
предметами
двумя
руками
(Л.
Д.
Назаренко,
2001).
По
мнению
исследователей (М.Н. Рукавишникова, А.А. Зайцев, 2021), симметричная
тренировка спортсменов расширяет не только их координацию, но и
технические навыки. Наилучшие результаты достигаются при симметричной
подготовке на ранней стадии развития, а не при преобразовании и
асимметричных движений в симметричные (особенно при работе с булавами,
когда обе руки задействованы одновременно).
1.3.
Характеристика средств развития мелкой моторики рук у детей
Мелкая моторика рук играет важную роль в развитии всего организма,
особенно большое влияние оказывает на развитие головного мозга и
центральной нервной системы. Мелкая моторика взаимодействует не только
с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и
пространственным
восприятием,
наблюдательностью,
воображением,
зрительной и двигательной памятью, психического развития. Словесное
сопровождение взрослыми предметных действий ребёнка, с называнием
предметов, их свойств, обозначением их в пространстве, способствует
развитию родного языка и речи ребёнка (Т. В. Ястремская, Н. И. Бутова,
2022).
Развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего детства.
Существует мнение, что вначале развиваются тонкие движения пальцев рук,
далее возникает произношение слогов, всё дальнейшее улучшение речевых
реакций находится в прямой зависимости от степени тренировки движений
рук.
Двигательная активность детей, содействующая развитию мелкой
моторики рук и пальцев, оказывает стимулирующее воздействие на развитие
речевых функций детей, сенсомоторных аспектов речи.
13
Словесное сопровождение взрослыми предметных действий ребенка, с
называнием предметов, их свойств, предназначения и указанием места в
пространстве, порядка характера выполняемых действий, способствует
развитию родного языка. (А.К. Бондаренко, 2012)
При этом в отличие от обычной гимнастики, действия с предметами
воспринимаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и
практической
направленности
в
случае
необходимости.
Дети
более
мотивированы на такую деятельность и находят смысл в выполнении
заданий.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать различный
инвентарь и некоторые мелкие предметы: мячи, гимнастические палки,
скакалки, флажки, кольца, утяжелённые мешочки.
Знакомство детей с новыми упражнениями происходит на занятиях
физкультурой.
Дальнейшее
формирование
мелкой
моторики
рук,
совершенствование моторных навыков осуществляется во время гимнастики,
физкультминуток, прогулок (Л.Г. Харитонова, 2012).
Упражнения с малыми мячами различных размеров, материалов,
цветов, фактур, структур и функционального назначения занимают важное
место в работе с детьми по развитию мелкой моторики рук. Такое
разнообразие малых мячей позволяет:
- учитывать индивидуальность ребёнка, возраст, физическое особенности;
- научить ребёнка сравнивать предметы по мышечному ощущению,
зрительной и тактильной чувствительности в процессе действия;
- познакомить детей с названиями тех или иных действий, различных
функций и свойств предметов, что в будущем позволит им давать подробное
описание разных мячей и манипуляций, выполняемых с ними.
На начальных этапах вместо мячей можно использовать утяжелённые
мешочки, наполненные сыпучим материалом (желательно не песком).
Мешочек не должен быть тугим и слишком плотно наполненным. Мешочек
14
удобнее мяча, так как его можно поймать одной рукой, и он не покатится,
если упадет на пол.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте являются игры.
Следует учитывать индивидуальные особенности, возраст, настроение,
желание и способности каждого ребёнка, используя разнообразные игры и
упражнения.
Для поддержания интереса и разнообразия тренировочного процесса на
первых годах обучения, следует в тренировочный процесс добавлять
пальчиковую гимнастику. Она способствует развитию мелкой моторики
пальцев рук. Поможет сформировать у ребёнка порядковый счёт, развить
память, внимание, мышление и воображение. Играя в пальчиковые игры,
дети учатся концентрировать и правильно распределять своё внимание.
Пальчиковая гимнастика поможет сделать занятие с ребёнком интересным.
(Е. Д. Трифонова, 2020).
1. Пальчиковые игры –это рифмованные рассказы, сказки, разыгрываемые с
помощью пальцев. Такие игры могут сопровождаться чтением народных
потешек.
Они
создают
благоприятный
фон,
обеспечивают
хорошую
пальчиковую тренировку, способствуют развитию способности слушать и
понимать
содержание
потешки,
учат
улавливать
ритм
речи,
дают
возможность детям ориентироваться в понятиях: «вверх», «вниз», «вправо»,
«влево», так как многие игры требуют участия обеих рук. Тем самым
вырабатывается
ловкость,
умение
управлять
своими
движениями,
концентрировать внимание на одном виде деятельности. К тому же
пальчиковые игры приносят детям здоровье. Так как воздействуют на кожу
рук, имеющую множество точек, связанных с конкретными органами. (Т. В.
Ястремская, Н. И. Бутова, 2022).
2. Упражнение «Ножницы» - поместить большой, безымянный пальцы и
мизинец на ладонь. Указательный и средний пальцы протянуть прямо.
Выводить их в стороны, чтобы создать положение ножниц и постепенно
увеличивать темп, не сгибая пальцы.
15
3. Упражнение «Петушок» - ладонь обращена вверх. Указательный палец
упирается на большой – это «клюв». Оставшиеся пальцы развести в стороны
и направить вверх – это «гребешок». Во время этого упражнения дети могут
произносить речитативы для развития детской речи – «Петя, Петя-петушок,
красный чудо гребешок».(Е. Д. Трифонова 2020).
4. Игровой массаж кистей рук. Можно крутить в руках шестигранный
карандаш,
еловые
шишки,
грецкие
орехи,
мячи
су-джок.
Игровой
самомассаж рук является высоко-эффективным и универсальным средством
развития мелкой моторики рук (Е.Д. Трифонов 2020).
5. Подвижные игры и физические упражнения.
В зависимости от
возрастных возможностей ребёнка невозможно развитие мелкой моторики
без развития ловкости, гибкости и других физических качеств.
6. Упражнения, способствующие развитию ручной умелости, а также
направленные на овладение навыками самообслуживания. Они включают
застёгивание и расстёгивание пуговиц разного размера, молний, кнопок,
завязывание шнурков, узелков, плетение косичек из жёстких ниток,
одевание, раздевание и т. д.
7.Игры, где нужно что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать,
выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.
8. Виды ручной деятельности: рисование, аппликация, конструирование,
выкладывание узоров из мозаики, лепка. Во время лепки ребёнок не только
видит то, что он создал, но и имеет возможность играть, изменять. В
процессе лепки можно использовать различные природные материалы.
Пальчиковая гимнастика поможет маленьким гимнасткам овладеть
техникой выполнения упражнений с предметами и развить мелкую моторику
рук.
Кисти
рук
и
пальцы
становятся
сильнее,
получают
неплохую
подвижность и гибкость, пройдёт напряженность движений. (Р.Р. Нугаева,
2013).
16
Содержание методики развития мелкой моторики рук спортсменок на
этапе спортивной специализации в художественной гимнастике
На основании анализа научно - методической литературы, а также
результатов
предварительных
исследований,
нами
была
разработана
экспериментальная методика развития мелкой моторики рук гимнасток на
этапе спортивной специализации, целью которой является повышение
качества манипулятивной работы с предметами у юных спортсменок.
Специализированная методика направлена на решение следующих
задач:
- развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук юных гимнасток;
- повышать уровень общей координации и точности движений рук
спортсменок;
- формировать навыки манипулятивной работы с гимнастическими
предметами, путем повышения уровня проприоцептивной чувствительности
пальцев рук.
На рисунке 5 представлены средства, рекомендуемые к использованию
в процессе применения экспериментальной методики.
Рис.5 Средства методики развития мелкой моторики рук у
спортсменок в художественной гимнастике
СРЕДСТВА
Упражнения
пальчиковой гимнастики
Упражнения
со специальным
оборудованием
Упражнения
с гимнастическими
предметами
17
Представленные
средства
предполагают
использование
общепедагогических (словесных и наглядных) и специфических (строго
регламентированного упражнения) методов. Формами контроля являются
оперативный и текущий.
Содержание методики составляют комплексы упражнений различной
целевой направленности.
Комплекс №1.
Пальчиковая гимнастика – это набор упражнений,
направленных на развитие мелкой моторики, улучшение координации
движений и стимуляции развития мозга. Она включает в себя разнообразные
движения
пальцами,
руками
и
кистями,
которые
выполняются
в
определенном порядке или в форме игры (рис.6).
Рис.6. Упражнения пальчиковой гимнастики
Комплекс №2
Упражнение для развития мелкой моторики с
использованием мячиков (Су-Джок, малые, массажные средние). Диаметр
мяча для детей 3-5 см. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует
на
нервные
окончания,
улучшает
приток
крови
и
активизирует
кровообращение.
Массажный
мячик
ускоряет
капиллярный
кровоток,
повышает кожно-мышечный тонус.
18
Рис.7. Упражнения со специальным оборудованием
Комплекс
№3
Упражнения
для
развития
мелкой
моторики
рук
с
использованием гимнастических предметов направлены на улучшение
координации, гибкости и точности движений рук. Включает в себя
упражнения различного характера.
Рис.6. Упражнения с гимнастическими предметами
Все упражнения доступны для юных гимнасток и не требуют
специального обучения. Их можно применять в подготовительной (в
процессе
разминки),
либо
заключительной
(в
качестве
специальной
физической подготовки) части занятия.
Упражнения пальчиковой гимнастики
19
Содержание
1. Рука согнута вперед,
кончиком
большого
пальца
правой
руки
коснуться
кончиков
указательного, среднего,
безымянного пальцев и
мизинца.
Повторить
упражнение
левой
рукой,
двумя
руками
одновременно
2. Руки перед собой,
кисти направлены друг
на друга,
на
правой
руке
выпрямите
указательный и средний
палец,
остальные
спрячьте
–
это
«пистолет». Затем эти
пальцы
спрячьте,
выставите
мизинец
и
безымянный,
то
есть
сделать
«анти
пистолет».
Такую
же
манипуляцию проделать
другой рукой.
3. Руки согнуты вперед,
ладони сложены вместе,
пальцы
широко
расставлены,
поочередно начиная с
больших
пальцев,
скрещиваем их друг за
друга.
4.
Руки
согнуты
перед
грудью,
кисти
направлены вверх кисть
правой руки собрана в
Графическое изображение
ОМУ
Упражнение
выполнять быстро,
при выполнении
двумя руками
одновременно и
ассиметрично, одна
рука начинает
касание с
указательного
пальца, вторая с
мизинца.
Увеличивайте
скорость
выполнения.
После
освоения
упражнения
выполнять
двумя
руками
одновременно
При
выполнении
скрещивания
пальцев, оставшиеся
должны
быть
зафиксированы
и
неподвижны
Локти прижаты к
туловищу,
постепенно
увеличиваем
20
кулак, кисть левой руки
согнута
вправо,
затем
разгибаем вторую руку,
а другую собираем в
кулак.
5.
«Крабики»
Руки
перед
грудью,
кисти направлены друг
к другу. Соединяем два
верхних
пальца,
указательный
и
средний, и два нижних,
безымянный и мизинец.
Затем меняем пальцы,
соединяем
средний
и
безымянный.
6. Руки перед грудью со
сложенными ладонями
кверху. Выполнять
волну пальцами
скорость.
Упражнение
выполнять сначала
одной рукой, после
освоения выполнять
двумя руками
одновременно и
ассиметрично.
Ладони плотно
соединены, при
выполнении волны
сгибается каждая
фаланга пальцев.
21
Приложение 4.
Упражнения со специальным оборудованием
Содержание
1.
Вертикальное
прокатывание.
Зажимаем основанием
ладони
мяч,
руки
согнуты
вверх,
сначала правая рука
поднимается
вверх,
затем
меняется
с
левой,
при
этом
прокатывая
мяч
по
рукам.
2. Мяч в правой руке,
перебирая
пальцами,
вращаем мяч от себя,
к себе, вправо и влево.
Тоже
самое
выполняем
левой
рукой
3. Руки перед собой,
кисти
направлены
вперед.
Ладонями
зажимаем мяч, пальцы
собраны. Надавливая
на мяч, прокатываем
его, работая руками
вперед по кругу. Тоже
самое назад
Графическое изображение
ОМУ
Мяч катаем по
внутренней стороне
предплечья и
ладоней
При вращении мяча
должен быть
задействован каждый
палец
Пальцы держать
собранными, ладони
не заваливать
22
4. Руки перед грудью,
мяч
зажимаем
ребрами
ладоней,
вращаем мяч вперед,
затем назад
5.
Зажимаем
мяч
большим
и
указательным
пальцами,
остальные
пальцы
сгибаем
в
кулак.
Надавливаем
на
мяч
двумя
пальцами
6. Вращение большим
пальцем. Удерживаем
мяч в ладони, кисть
направлена
вверх.
Большим
пальцем
прокатываем
мяч
круговыми
движениями
по
ладони
При вращении мяча
ладони параллельно
друг другу, кисти не
сгибать
Выполнить 3-6
надавливаний
каждым пальцем,
особое внимание
уделить
безымянному пальцу
и мизинцу.
Упражнение
выполнять двумя
руками
При выполнении
упражнения работает
только большой
палец, оставшиеся не
сгибать, держать
соединенными.
23
Приложение 5.
Упражнения с использованием гимнастических предметов
Содержание
1. И.п. - стойка ноги
вместе, правая рука
вперед, булава
жестким хватом за
тело в
горизонтальной
плоскости.
Выполнить
вращение булавы
влево вокруг кисти.
Далее захват булавы
между предплечьем
и большим пальцем
кисти.
2. Жонглирование
булавами одной
рукой
Графическое изображение
ОМУ
При конечном
захвате руку
держать точно
вперед, не
опускать и не
сгибать к
туловищу
Упражнение
выполнять правой
и левой рукой, при
жонглировании
булава выполняет
одинарный оборот.
При выполнении
упражнения не
сходить с
исходного места
24
3. Булава жестким
хватом в правой
руке, толчок булавы
вверх и захват
подушечками
пальцев.
5. И.п.- стойка ноги
вместе, правая рука
вперед. Вращение
обруча вперед на
каждом пальце.
Упражнение
выполнить правой и
левой рукой.
6. И.п.- стойка ноги
вместе, правая рука
вперед, вращение
обруча вперед в
боковой плоскости.
Выполнить
передачу обруча из-
под плеча
поочередно правой
и левой рукой.
Сохранять
горизонтальное
положение булавы,
рука
зафиксирована,
толчок выполнять
за счет раскрытия
кисти
Обруч
удерживается
жестким хватом в
боковой
плоскости. При
вращении обруча
на большом
пальце, остальные
направлены вверх.
Передача с одного
пальца на другой
происходит без
остановки обруча.
При передаче
обруча рука
сгибается в
сторону.
Упражнение
выполнять без
остановки,
увеличивая
скорость передачи.
25