Автор: Ласко Юлия Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с5
Населённый пункт: г.Славянск-на-Кубани, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Кейс-технология как инновационный метод в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 5 Г. СЛАВЯНСК-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Кейс-технология как инновационный
метод в работе с детьми старшего
дошкольного возраста»
Автор-составитель:
Воспитатель МБДОУ д/с №5
Ласко Юлия Евгеньевна
г.Славянск-на-Кубани
2023 год
Содержание:
1. Аннотация
3
2. Введение3
3. Основная часть
5
4. Заключение
9
5. Литература
10
6. Приложение……………………………………………….11
Аннотация
Методическая
разработка
предназначена
для
работы
с
детьми
дошкольного возраста 5-7 лет, представляет собой методический материал по
совместной деятельности педагога с детьми
и направлена на освоение
знаний, формирование у воспитанников новых качеств и умений по
конкретной тематике.
Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ.
Методическая
разработка
адресована
широкому
кругу
читателей:
воспитателям дошкольных групп, а также всем, кто интересуется вопросами
познавательного развития детей дошкольного возраста.
Введение
Актуальность
Важной чертой современного человека становится способность решать
нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям,
развитию умственных.
Общительность,
умение
контактировать
с
другими
людьми
–
необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в
различных
видах
деятельности,
важное
условие
для
нормального
психологического развития личности.
В то же время современные педагоги все чаще приходят к пониманию
того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и
навыков
не
сформировать
такие
важные
качества
личности,
как
ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение
возникших жизненных задач.
И одной из технологий, которая позволяет решать такие задачи,
является кейс-технология
Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая,
деловая игра. Родиной метода case-study являются США, а именно Школа
бизнеса Гарвардского университета. Суть метода case заключается в
использовании в обучении конкретных учебных ситуаций, ориентирующих
обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с
последующим разбором.
Цель: развивать способность прорабатывать различные проблемы и
находить их решение, используя уже имеющиеся знания, взаимодействовать
со сверстниками и взрослыми. .
Задачи:
•
Формировать умения искать новые знания, анализировать
ситуации;
Создание
условий
для
самостоятельности,
инициативности, сотрудничества детей;
•
Развитие способности самостоятельно решать творческие
(умственные, художественные) и другие задачи, позволяющие
быть успешным в разных видах деятельности;
•
Способствовать воспитанию у детей умений принимать
решения, аргументировать свою позицию.
Ожидаемый результат:
•
получают коммуникативные навыки,
•
развивают презентационные умения,
•
формируются навыки работы в команде детей дошкольного
возраста;
•
вырабатываются навыки простейших форм социального
общения,
•
решают реальные проблемы, имеется возможность работы
в едином проблемном поле,
•
умеют
аргументировать
ответ,
решать
конфликтные
ситуации.
Основная часть.
Кейс-метод достаточно близко сочетается с системно - деятельностным
подходом: оба направления ориентированы на активизацию обучающихся,
способствуют становлению самостоятельности и продуктивности мышления.
Но в кейс-методе проблема ставится перед детьми на основе ситуаций из
реальной жизни. Причем кейс не предлагает проблему в чистом и устном
виде: детям предлагается самостоятельно вычленить её из той ситуации,
которую они пронаблюдали, услышали, которую увидели на фото или в
драматизации.
В процессе обсуждения кейса педагог обычно старается воздержаться
от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы, дает слово детям,
чтобы они сами отвечали на них. Ключевые вопросы педагога при анализе
ситуации: «Что бы вы сделали?», «Что можно было сделать лучше?», «Как
вы можете решить эту проблему?», «Что мы могли бы сделать?», «В чем
состоит проблема?», «Что может произойти и к чему может привести,
если…?» Весь смысл даже не в результате, а в процессе обсуждения, когда
завязывается дискуссия, когда в споре и рассуждении рождается истина.
Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, их
актуальное
или
проблемное
изложение,
а
единый
информационный
комплекс, позволяющий понять ситуацию.
Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
•
соответствовать четко поставленной цели создания;
•
иметь соответствующий уровень трудности (возрасту детей);
•
иллюстрировать типичные ситуации;
•
развивать аналитическое мышление;
•
провоцировать обмен мнениями, подталкивать на диалог, дискуссию;
•
быть привлекательным и увлекательным для участников;
•быть наглядным - речь не только о предъявлении иллюстративного
материала, хотя он крайне желателен, а об образности и динамичности
воспринимаемого кейса; • иметь несколько решений.
При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую
структуру.
Как правило, кейс включает в себя:
•
ситуацию - случай, проблема, история из реальной жизни,
•
контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст
места, особенности действия или участников ситуации,
•
комментарий ситуации, представленный автором,
•
вопросы или задания для работы с кейсом, приложения.
В практике дошкольного образования можно широко использовать
следующие методы кейс-технологии:
Кейс-иллюстрация
- это иллюстрация, которая используется для
рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор
сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-
иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство
детей
с
реальной
или
предполагаемой
проблемой
и
выработку
дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации,
дети
обсуждают
полученную
информацию,
рассуждают,
принимают
решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-иллюстрации
активизируют
мысль
детей,
развивают
воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают
чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Кейс -
технология помогает повысить интерес детей к изучаемому предмету,
развивают
у
них
такие
качества,
как
социальная
активность,
коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Фотокейс:
•
Фото, сюжет которого отражает какую - либо проблему.
•
Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.
•
Задание - правильно поставленный вопрос. В нем должна быть
мотивация на решение проблемы.
Кейс – стади (ситуации). Это кейс, в котором описывается ситуация в
конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти
пути решения данной проблемы. Ознакомившись с описанием проблемы,
дошкольники
самостоятельно
анализируют
ситуацию,
диагностируют
проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со
сверстниками.
Оборудование, необходимое для применения кейс-технологии:
Для реализации (применения) разработанных кейсов необходимо
следующее оборудование:
•
Проектор, экран, компьютерная техника (возможно ноутбук).
•
Аудиосистема.
•
Магнитная доска, набор магнитов.
•
Набор мелких игрушек.
•
Набор карточек, фото (может предъявляться на экране).
Порядок организации детей на работу по кейсу.
Организовывать детей на работу по кейсам лучше в подгруппах, тогда
можно
прогнозировать
большую
активность
участников.
Рекомендую
организовать работу с подгруппой детей отдельно (остальные дети заняты
другим видом деятельности), либо в двух параллельных подгруппах, тогда
дети
второй
подгруппы
выступают
«зрителями-участниками».
Дети
организуются на ковре, располагаются так, чтобы им было удобно и
просматривают стимульный материал, и общаются. В связи с тем, что даже
не подготовленные дети смогут за 6-8 минут хорошо проработать кейс,
иногда есть смысл давать два кейса для усиления и закрепления содержания
Этапы работы с кейсом.
По каждому кейсу работа организована по следующим четырем этапам
и их можно отметить специальной меткой. Это позволяет детям видеть
задание, предполагать последующие этапы - и не торопиться, перескакивая с
этапа на этап.
1
этап - метка красный вопросительный знак - это этап предъявления
стимульного материала кейса. Воспитатель зачитывает текст, предъявляет
картинку и дает вводный рассказ, привлекает ребенка к драматизации и т.д. в
зависимости от типа кейса. Самое главное - это погружение ребенка в
проблемное поле. И вопрос, который ставит педагог перед детьми, всегда
направлен на вычленение проблемы. Используются такие вопросы, как «Что
не правильно делает ребенок?», «Что случилось с ребенком?» Педагог задает
детям и контент ситуации - сообщает некоторые важные детали о месте или
времени, возрасте или занятии человека и т.д.
2
этап
- метка желтый восклицательный знак - это этап выявления
причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т.п.
Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему
так произошло?» Педагог поощряет многообразие версий, ориентирует детей
на установление ответственных, на «перебор» причин.
3
этап - метка три зелёных восклицательных знака - это этап поиска
верных и безопасных вариантов поведения. Воспитатель задаёт вопросы типа
«Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняет, сам ли ребенок
решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека. Здесь же
педагог уточняет, что нужно изменить в окружающей среде, чтобы она стала
безопасной и приятной для жизни.
4
этап - метка лист папируса - этап вербализации, этап коллективного
творческого
решения,
формирования
правила
на
основе
пережитого
обсуждения, опыта. Педагог предлагает детям-участникам сформулировать
определённые правила, которыми бы могли воспользоваться и другие дети, и
даже малыши. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу со
стороны воспитателя и возможно самооценка работы по проблемной
практической
ситуации.
Все
правила,
которые
создают
дети,
мы
рекомендуем записывать в специальную детскую «копилку». Туда же
помещать детские рисунки по изученной проблеме. Тогда в группе создаются
альбомы, к которым дети могут обратиться в свободной деятельности,
рассмотреть или предъявить друг другу.
Выбирая ситуацию, педагог должен соотнести ее с потребностями
дошкольников, иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может
столкнуться в жизни или уже сталкивался. Конкретные примеры лучше
сохраняются в памяти детей. Конкретная ситуация объединяет знание и
практику, требует от ребенка активного умственного и эмоционального
участия в анализе и обсуждении.
Отличие данной технологии от традиционных технологий:
•
ребёнок равноправен со сверстниками и воспитателем в
процессе обсуждения проблемы;
•
результатом применения технологии становятся умения и
навыки, приобретённые в работе;
•
воспитатель
выступает
в
роли
ведущего,
задающего
вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию,
т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества с каждым
ребёнком; творческой конкуренции в этой технологии так
много, что хорошо организованное обсуждение кейса может
напомнить театральный спектакль.
Рекомендации
для
педагогов
по
использованию
кейсов
в
педагогических ситуациях.
Использовать предложенные кейсы возможно в следующих формах:
1)В
качестве
дидактических
игр
при
проведении
занятий
познавательного цикла (приложение 1).
2)
Как
форму
работы,
реализуемую
в
рамках
совместной
деятельности,образовательной деятельности в режимных моментах. В таком
случае использование кейсов может быть рассмотрено как культурная
практика, как способ включения детей в творческий процесс по познанию
культурной реальности. В этом случае знакомство с кейсами планируется в
подходящее время (фото – кейс) (приложение 2).
3)
В проектной деятельности, решения педагогических ситуаций сдетьми,
позволяющие
самостоятельно
и
продуктивно
найти
решение
к
нестандартным задачам (приложение 3).
4)Использование кейс - стади по решению педагогических ситуаций
(Приложение 4).
Рекомендуется включать кейсы в планирование педагогической работы
с детьми– 1-2 раза в неделю. Сами по себе кейсы не занимают много
времени, достаточно разнообразны, поэтому не будут утомительны для
детей. Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию
человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Опыт работы по кейс – технологии и методическая литература однозначно
свидетельствуют о том, что эффективной работа по технологии становится
только при условии соблюдения системности.
Заключение.
Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому
материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность,
коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность
исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться
работать с информацией.
Таким
образом,
использование
кейс-технологии
в
работе
с
дошкольниками является отличным способом для изучения и закрепления
определённой темы, в процессе которой ребёнок участвует в поиске, анализе
и сортировке информации. Представленная технология делает процесс
воспитания,
развития
дошкольников
интересным,
увлекательным,
настраивает детей на позитивное восприятие пройденного материала,
способствует
развитию
речевой
активности,
воображения,
расширяет
познания в сфере основ безопасного поведения.
В перспективе планируется создание базы кейсов, соответствующей
тематическому планированию в детском саду.
По моему мнению, использование данной технологии актуально,
современно и доступно.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать выводы о том, что
в современном процессе практическая значимость опыта использования
кейс-технологии весьма ценна как для педагогов, так и для детей и их
родителей.
Литература.
1.
Социально-коммуникативное
развитие
дошкольников:
теоретические основы и новые технологии. Сборник статей. ФГОС ДО.
А/сост. Волосовец Т.В., Зыкова О.А., 2015.
2.
Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном
процессе // Совет ректоров. - 2015. - №8. - С. 12-16.
3.
Козлова,
С.А.
Социально-коммуникативное
развитие
дошкольников: современный аспект / С.А.Козлова // Социально-
коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и
новые технологии: сборник статей. - М. : ООО «Русское слово». - 2016.
- С. 11-16.
4.
Коломийченко, Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа
социально-коммуникативного развития и социального воспитания
дошкольников. / Л.В.Коломийченко. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 160 с.
5.
Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика - М.:
Издательский центр «Академия», 2016 г. - 416 с.
6.
Крулехт М.В. Качество дошкольного образования как актуальная
педагогическая проблема / М.В.Крулехт // Дошкольная педагогика.
2017. № 5. С. 26-28.
7.
Левина-Щерина Ф.С. Некоторые методы и приемы воспитания
поведения дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2018. - №4. с.15-
18.
8.
Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Под ред.
Сурмина
Ю.П. - Киев.: Центр инноваций и развития, 2016.
9.
Смолянинова
О.Г.,
Храмова
Л.Н.,
Колокольникова
З.У.,
Митросенко С.В., Лобанова О.Б. Реализация кейс-технологии в
профессиональной подготовке будущего педагога // Современные
проблемы науки и образования. - 2015. - № 4.;
10.Панина Т.С., Л.Н.Вавилова «Современные способы активизации
обучения» М. 2015.
Приложение1 Дидактическая игра «Экстренные службы»
Цель: Закрепить знания детей об экстренных службах. Сформировать
представление о том, в какую службу необходимо обращаться за помощью.
Задачи:
-Закрепить и расширить знание детей об экстренных службах.
-Устанавливать связи между особенностями экстренных служб.
-Продолжать формировать и расширять представления об экстренных
службах.
-Совершенствовать умения сравнивать, находить сходства и различие.
-Развивать у детей внимание, мышление, память, воображение.
-Воспитывать уважения к людям данных профессий.
Ход игры:
Разложите разобранные картинки изображением вверх. Воспитатель
показывает одну картинку с изображением пожарной машины и читает
стихотворение:
“У тебя стряслась беда?
Загорелась вдруг плита? Время даром не теряй!
И пожарных вызывай!”
После игры можно спросить у него, как называется та или иная
экстренная служба.
При игре используются стихи:
АВАРИЙНАЯ ГАЗОВАЯ СЛУЖБА
Если чуешь запах газа – 04 звони сразу!
ПОЛИЦИЯ
“Полицейская служба днем и ночью, круглый год Службу трудную
несёт
Помощь, если вам нужна, Набирай скорей “02”!
СЛУЖБА “СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ”
“Если с горки ты упал, Ногу, руку ты сломал.
Попроси скорей людей, Чтобы вызвали врачей”.
СЛУЖБА МЧС
Если вдруг врасплох застанет, Буря, или ураган, МЧС на вертолете
Прилетит на помощь к вам.
Им спасать людей привычно,
В самых непростых местах,
В океане и на суше, Или даже в облаках.
Дидактическая игра «Опасно-безопасно»
Цель данной игры: знакомить детей с понятием «безопасное» и
«опасное» и осознавать важность безопасности жизнедеятельности. Задачи:
-развивать умение детей сосредотачивать внимание на опасных
предметах, встречающихся в жизни; дать представление о том, что они могут
нанести вред нашему организму.
-развивать
умение
детей
использовать
различные
предметы
по
назначению.
-продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
-развивать внимание, логическое мышление.
-закреплять знания детей о предметах с которыми нельзя играть.
Дидактическая игра «Найди бытовые приборы»
Цель:
посредством дидактической игры расширять знания
детей
раннего дошкольного возраста, о разных видах бытовой техники.
Дидактическая игра «Пожарная безопасность»
Цель:
с помощью сюжетных картинок формировать представление
детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в
возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление,
связную речь. Воспитывать чувство ответственности.
Приложение 2
Приложение 3 Примерные темы кейс – стадии для детей старшего
дошкольного возраста:
Кейс «Разговор по телефону»
Цель:
Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.
Продолжение формирования культуры общения. Воспитание потребности
использования речевых формул в повседневной жизни.
Текст: Владик звонит Юре по телефону. Трубку берет Юрин папа.
Юру позовите. - Юры нет дома. А с кем я говорю? - Ну ладно, потом
позвоню.
Вопросы:
-
Можно ли назвать Владика вежливым и воспитанным?
-
Почему?
-
Умеет ли Владик разговаривать по телефону?
-
О каких правилах речевого этикета забыл мальчик?- Предложите
свой вариант разговора по телефону.
Кейс «Аленка потеряла куклу»
Цель: учить определять и обозначать словами положение предмета
относительно себя: вверху, внизу, посередине, справа, слева, на, под, в и т. д.
Текст:
Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с
прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась.
Вопросы:
-
Как бы вы поступили на месте Аленки?
Кейс «Три собачки»
Цель: продолжать учить детей соотносить предметы между собой по
величине, используя в речи слова «большая»,
«поменьше»,
«маленькая»,
выделяя признаки сходства предметов, развивать зрительное внимание.
Текст:
Бежали три собачки. Увидели они три конуры: большую,
поменьше, маленькую. Обрадовались, что теперь у каждой будет свой домик.
Полезла большая собачка в маленькую конуру, но не поместилась там
(подсказки не должно быть).
Вопросы:
-
Как бы вы помогли собачкам, если они не знают какой из
домиков имвыбрать?
Кейс «Случай во время обеда»
Цель: закрепить умение детей сравнивать две группы предметов.
Текст: Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник
воспитателя разлила по тарелкам суп. Все стали обедать, только Петя сидел
грустный. Оказалось, что у него нет ложки.
Вопросы:
Почему у Пети не было ложки?
Кейс «В гости к медвежонку» Цель: закрепить знания о длине.
Текст: Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей: зайчонка,
бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить
соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка.
Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал
последним.
Вопросы:
Почему так долго бежал волк?
Кейс «Кукла Катя встречает гостей»
Цель:
учить
устанавливать
равенство
между
двумя
группами
предметов.
Текст:
Кукла Катя пригласила в гости друзей. Накрыла на стол,
положила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, кукла огорчилась. Она не
знает, хватит ли всем конфет.
Вопросы:
Как бы вы поступили на ее месте?
Кейс «В магазине»
Цель:
продолжать учить соотносить цифры 1,2,3,4, с количеством
предметов.
Текст:
Дети играли в сюжетно – ролевую игру «Магазин». Они
подавали деньги продавцу и говорили, сколько и каких предметов они хотят
купить. Например, «Я хочу купить три морковки для зайчика, потому что у
меня на денежке написана цифра три». Продавец брала денежку, проверяла,
благодарила за покупку. А новенькая девочка Лена не знала цифры. Когда
подошла ее очередь, она не знала, что ей делать и стала все предметы с
прилавка складывать в сумочку. Дети засмеялись, а Лена очень обиделась.
Вопросы:
Как бы вы поступили на месте продавца?
Приложение 4
Кейсы для воспитателей по решению педагогических ситуаций.
Кейс №1.
Утро. В групповой комнате необычное оживление: в игровом уголке
появились новые игрушки. Все ребята внимательно рассматривают их.
Намечается интересная игра.
Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.
-
Что
ты
такой
грустный?
Уж
не
заболел
ли?
-
спрашивает
еговоспитатель.
-
Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы
никтоне увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье
воспитателя, всхлипнул:
-
Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино с дядейТолей.
А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.
Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на состоянии
ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад
семье в создании здорового быта?
Кейс №2.
Мама трехлетней девочки спрашивает воспитателя:
— Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые,
она часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас
прекращается. А ведь у малышки имеются все условия для разнообразных
игр: специальный уголок, много разнообразных игрушек. Как приучить
ребенка играть самостоятельно?
В чем причина нежелания и неумения ребенка играть самостоятельно?
Как научить ребенка играть одному? Хорошо ли, что у ребенка, как говорит
мать, «много разнообразных игрушек»?
Кейс №3
Таня играет, разбрасывая игрушки по всей комнате. Однажды мать
потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а их более 50) и
сложить в ящик. Таня не собирает игрушки, мать настаивает на своем. Таня
расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать
игрушки, но мать запретила ей это делать: «Пусть сама собирает!».
Вмешался папа. Он приласкал Таню, сказал ей: «Ладно, Танечка, я
покажу тебе, как собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, и в
следующий раз уже сама будешь собирать». Отец оставил в ящике 5
игрушек, а остальное положил в недоступное для Тани место. Мама
упрекнула отца в том, что он «спрятал» от ребенка игрушки, и в том, что он
вмешался: «Таня должна была сама собрать игрушки». На следующий день
Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно собрала их в ящик. Папа
дал ей еще 5 игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть.
Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие? Как вы
поступаете, если ребенок отказывается убирать игрушки.
Кейс №4
Миша - упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою
строгую маму.
Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это
стоит на столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша недоволен. «Я
хочу только компот, - заявляет он решительно, - и еще с котлетой я люблю
картошку, которая была вчера».
Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое, второе
и третье, не капризничать, а есть то, что дают. Мальчик твердо стоит на
своем. «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже
повышенным тоном указывает: «Ешь без разговора, как положено». Миша не
отступает: «Сначала я буду пить компот. Прямо сейчас. А твою котлету
после». Мама рассердилась и решительно берется за дело: начинает сама
кормить мальчика борщом. Он выплевывает его прямо на рубашку. Мама
разъяренно кричит: «Будешь есть, пока ничего не останется в тарелке! А
компот вообще не получишь!». Миша отталкивает эту тарелку и при этом
проливает часть борща на стол.
Эта сцена продолжается довольно долго. Кончается тем, что Мишу
вырвало прямо на стол, а мама дрожащими руками открывает пачку
успокоительных таблеток и глотает сразу две, восклицая: «За что мне такое
наказание! У всех дети как дети, а этот...».
Кейс №5
Наверное, с упрямством своей дочки вари мама борется уже почти
полгода. Но Варя, как и прежде, почему-то ей продолжает многое делать
назло и не желает подчиняться ее требованиям и просьбам.
А мама Вари и сама не привыкла подчиняться, и из-за этого у них
конфликты дома с папой. Причем все это происходит на глазах у дочки. Но
мама девочки считает, что то, что можно ей, конечно, неприемлемо для Вари,
и продолжает каждый день показывать малышке, что Варя в доме ничего не
значит. Но даже несмотря на это, Варя становится упрямее день ото дня и
конфликтует с мамой.
Кейс №6
Четырехлетний Дима очень любит телевизор и может целыми часами
вместе с папой смотреть любые кинофильмы, где совершаются насилие и
грабеж. Но мама почему-то недовольна этим и постоянно запрещает папе
включать такие передачи. А Диме непонятно почему. И он, как папа,
обижается на маму и даже вчера вечером шутя навел на нее дуло пистолета,
который папа купил ему в магазине. Но вместо того чтобы понять шутку,
мама Дима выхватила пистолет из его рук и выбросила в мусоропровод. А
папа ей доказывал, под громкие рыдания ребенка, что это - издевательство
над сыном, что мальчики не могут вырасти без пистолетов, насилие у них в
крови. И это главное, что отличает настоящего мужчину.
Кейс №7
Когда к родителям Наташи пришли гости, мама попросила ее
прочитать новое стихотворение. Наташа подошла к столу, открыла рот, но
почему-то все слова застряли в горле. Залившись краской от смущения и
опустив глаза, Наташа, чуть не плача, выбежала в коридор, а вслед ей
доносился голос мамы: «Вернись, тупица, перестань меня позорить, ты
только что все знала наизусть». Наташа с ревом забежала в детскую и
спряталась от мамы под кровать.
Четырехлетняя
Людочка
постоянно
чего-то
боится,
особенно
оставаться ночью одной в своей комнате. А папу это очень раздражает: как
можно быть четыре года такой боязливой? И, чтобы дочка была смелой, он
стал читать ей каждый вечер сказки, в которых люди побеждают злых чудищ
и торжествуют над «нечистой силой». Но вместо смелости дочь лишь
приобрела трусливость. Теперь везде ей начали мерещиться кошмары. Но
даже несмотря на это, папа продолжает воспитывать у дочки смелость, читая,
как и раньше, перед сном ей страшные истории и сказки.
Кейс №8
Еще вчера трехлетний Леночка мог в руки брать все, что ему хотелось.
А вот сегодня мама почему-то все время говорит ему «нельзя». «Нельзя»
брать вазы, чашки, статуэтки. «Нельзя» играть и с телефонной трубкой.
«Нельзя» брать в руки книжки и тетради. Что ни возьмешь, все это брать
нельзя.
Ребенок ничего не понимает, что означает мамино «нельзя». наверно,
его мама разлюбила, и он специально начинает трогать все то, что мама
говорит «нельзя».
Вот он схватил при маме статуэтку, вот подошел при ней к
хрустальной вазе и, слыша раздраженное «нельзя», специально уронил на
пол тарелку. Тарелка треснула, и он спокойно, подняв две половинки, дал их
маме. А мама крикнула: «Ведь я же говорила, ведь ты прекрасно знал, что это
брать нельзя. Встань в угол, ты еще об этом пожалеешь.
Какой упрямый. Я тебя заставлю, чтобы ты понял, что тебе «нельзя».
Кейс №9
Алеша вместе с мамой гулял в парке. Он ехал на своем велосипеде,
изображая паровоз. Игра Алеши очень понравилась двум незнакомым
мальчикам,
которым
захотелось
тоже
с
ним
играть.
Алеша
этому
обрадовался, слез с велосипеда, но почему-то мама вдруг напомнила ему, что
надо срочно идти обедать и увела сопротивляющегося
Алешу буквально за руку домой, внушая ему на ходу, что он должен
дружить лишь с ней, а от детей сплошные неприятности.
Кейс №10
При
подготовке
к
национальному
фестивалю
у
музыкального
руководителя возникла проблема по вовлечению родителей в участие в
фестивале. Как решить сложившуюся проблему? (Провести беседу с
родителями, о том, что они не одни в такой ситуации, и чтобы лучше их
понять им необходимо познакомить другие семьи со своими обычаями и
традициям