Автор: Журавкина Оксана Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "Киришская детская школа искусств"
Населённый пункт: город Кириши, Ленинградская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Роль ансамблевой игры в реализации принципов развивающего музыкального обучения при начальной игре на фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район
Ленинградской области
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Киришская детская школа искусств»
Методическое сообщение
"Роль ансамблевой игры в реализации
принципов развивающего музыкального
обучения при начальной игре на фортепиано"
Преподаватель по классу фортепиано
Журавкина О.В.
2024
РОЛЬ АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ
РАЗВИВАЮЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ НАЧАЛЬНОЙ
ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО
Журавкина Оксана Владимировна
преподаватель, МАУДО Киришская детская школа искусств
Аннотация: Умение играть с одним или несколькими партнёрами – очень
важная сторона профессионального мастерства музыканта – исполнителя.
Какие особые качества отличают этот вид искусства, каких знаний и навыков он
требует? Думаю, будет полезной попытка определить специфику камерного
ансамблевого исполнительства в её наиболее элементарных проявлениях.
Огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое
музицирование. Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику,
совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические
навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость, чем сольное
исполнение. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит
музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать
друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это
искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он
успешно освоит специфику игры на фортепиано.
Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов
музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро -
динамического).
Гармонический слух нередко отстаёт от мелодического. Учащийся может
свободно общаться с одноголосием, но в то же время испытывать затруднение со
слуховой ориентировкой в многоголосии гармонического склада. Воспроизводить
многоголосие, аккордовую вертикаль – особо выгодные условия для развития
гармонического слуха. Но, как правило, длительный период, связанный с
постановкой рук и исполнением 2 преимущественно одноголосных мелодий, не
позволяет ребёнку сразу исполнять пьесы с гармоническим сопровождением. Здесь
ансамблевая форма игры оказывается целесообразной и необходимой,
гармоническое сопровождение в данном случае будет исполнять преподаватель.
Это позволит ученику с первых же уроков участвовать в исполнении
многоголосной музыки. Развитие гармонического слуха будет идти параллельно с
мелодическим, т.е. ребёнок будет воспринимать полностью вертикаль.
Ансамблевое музицирование способствует хорошему чтению с листа. Детям
интересно, они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят быстрее её
освоить, быстро осваивают нотную графику. Стихотворный текст помогает
разобраться в простейших элементах музыкальной формы, закрепляются
полученные навыки звукоизвлечения – staccato, legato, non legato.
Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию и формированию
чувства ритма. В отличие от сольного исполнения, ритмические недочеты очень
заметно нарушают целостность впечатления. Но, в тоже время, игра в ансамбле
развивает чувство ритма, и учащиеся с очень слабыми данными могут стать
ритмически полноценными, хотя это достигается огромным трудом. В
фортепианном дуэте ритм обладает особым качеством – он коллективный.
Каждому ребенку присуще свое чувство ритма, поэтому согласованность и
слаженность достигается далеко не сразу.
Не секрет, что иногда учащиеся исполняют пьесы со значительными
темповыми отклонениями, что может деформировать верное ощущение
первоначального движения. Ансамблевая игра не только даёт педагогу
возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное
ощущение темпа. Игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения,
метро - ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения
представить не только свою партию, но и партию второго участника. Совместное
музицирование доставляет огромную радость всем участникам ансамбля и
способствует быстрому обучению, особенно в ритмическом отношении.
С педагогом играть хорошо. Но большей внимательности, концентрации
внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся
при игре в ансамбле друг с другом, т.е. ученик - ученик. Партнёрами выбираются
по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой
ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к
более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо
приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке
другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь
включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик - ученик мы учим
синхронности исполнения. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается
совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз)
у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств
ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического
пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной
игры. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом
одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать
исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не
меньшее значение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное
впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука
достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до
начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения ему
предшествующие, когда учащиеся волевым усилием сосредотачивают своё
внимание на выполнении художественной задачи.
В средних и старших классах осваиваем более сложный ритм, учимся выделять
из общего звучания главное, передавать мелодическую линию из одной партии в
другую и т.д. . Детям это нравится и они лучше справляются с произведением, чем
при сольном исполнении, чувствуют большую ответственность. Необходимо
стараться не прекращать этот вид обучения, предлагать детям читать с листа
ансамблевые пьесы, всё это способствует концентрированному музыкальному
мышлению.
Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на фортепиано
очень велика. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу,
ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения
музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное
удовольствие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Алексеев М. Методика обучения игре на фортепиано. М.: «Музыка»,
1982.
2.
Баренбойм Л. Пути к музицированию. Ленинград. «Советский
композитор», 1979
3.
Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М.: «Музыка», 1971.
4.
Коган Г. Работа пианиста.- М.: «Музыка», 1979.
5.
Майкапар С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика. Челябинск,
MPI, 2006.
6.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.- М.: «Музыка», 1982/
7.
Тимакин Е. « Воспитание пианиста». М.: «советский композитор», 1989.
8.
Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра.- М.: «Музыка»,1988.
9.
Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М.: «Просвещение».