Напоминание

"Музыкальное воспитание обучающихся в рамках реализации программы воспитания и социализация школьников в условиях введения ФГОС общего образования"


Автор: Серикова Елена Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №11
Населённый пункт: Московская область, г. Балашиха, мкр. Железнодорожный
Наименование материала: Статья
Тема: "Музыкальное воспитание обучающихся в рамках реализации программы воспитания и социализация школьников в условиях введения ФГОС общего образования"
Раздел: среднее образование





Назад




«Музыкальное воспитание обучающихся в рамках реализации программы воспитания и социализация школьников в условиях введения ФГОС общего образования» Программа воспитания и социализации обучающихся нашей Гимназии предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и во спитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: ДДЮТ «Детский дом юношеского творчества», спортивный комплекс «Орион», это ДК «Саввино», ДК «Родник» и Детская Школа Искусств им Г.В. Свиридова (г. Балашиха). Она разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально- экономических, демографических особенностей Московской области, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу МБОУ Гимназия 11 г. Балашихи, микрорайона Железнодорожный. Школе, как социальному субъекту — носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка. «Музыка – не простое развлечение и не добавление, «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Музыка – это сама жизнь». Д.Б. Кабалевский. В 2014 году мы вступили в Апробацию программы учебного предмета «Музыка», включая модули «Коллективное музицирование» (хоровое пение), и «Коллективное инструментальное музицирование». В ней участвовала вся параллель первых классов, а их у нас было пять и второй класс. Это был один урок музыки в неделю и один час внеурочной деятельности. Малыши
осваивали игру на шумовых инструментах, музицируя, как в оркестре, также и сольно. В начале этого учебного года была закуплена большая партия разнообразных инструментов для гимназии и уже на 2015-2016 год в учебном плане Гимназии предусмотрены во вторых классах - два урока музыки и один час внеурочных занятий. В рамках этих часов ребята знакомятся с музыкальной литературой, изучают хоровое сольфеджирование и начинают знакомиться с музыкальными инструментами – металлофоном и свирелью Музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации. Благодаря занятиям с хореографом – один час в неделю, ребята раскрепощаются в общем деле и ощущают себя частью пространства. Танцуют тоже классами. Среди параллели вторых классов, у нас сделан упор на 2 «Д» класс – они у нас народники, родители нас поддерживают - сшили всему классу шикарные русские народные костюмы. Практика показывает, если такие занятия проводятся в системе – хореография, музицирование и хоровое пение, ребёнок способен самостоятельно двигаться под музыку, используя тело, как инструмент, музицировать на музыкальных инструментах в оркестре и исполнять сольно предложенный музыкальный материал. Так как развитию творческих способностей свойственны определенные этапы: 1. накопление впечатлений 2. спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно – моторных, речевых направлениях 3. двигательные, речевые, музыкальные импровизации 4. создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художе ственного впечатления: литературного, м у з ы ка л ь н о го , изобразительного 5. музыкальное творчество – написание пьес, песен. В прошлом учебном году у нас родилась идея проводить классные тематические хоровые фестивали. Фестивали, в которых дети поют не выборочно , предложенный материал, а полностью классами. Первоначально это были учащиеся начальной школы, на сегодняшний день введены уже в это мероприятие и учащиеся среднего звена. Труд кропотливый, колоссальный, но когда видишь свой результат , понимаешь что есть к чему стремиться. Фестивали проводятся раз в четверть. И, не смотря на то, что в реализации программы Музыка участвовали только первые классы, в хоровых фестивалях, иногда, и старшеклассники себя пробовали . Ко Дню Защитника Отечества, в прошедшем учебном году с третьим классом выучили красивую патриотическую современного композитора песню – восьмые её подслушали, тоже решили спеть и к 9 мая у нас родилась идея соединить этих два класса. Было очень красиво, празднично и патриотично.
При этом хоровые фестивали проводятся на двух языках (русском и английском). В рамках прошедших фестивалей, мы пришли к выводу – учащимся нравится петь и выступать для других. Наши социальные партнёры нам помогают в реализации этих проектов – это ДК «Саввино», ДК «Родник» и Детская Школа Искусств им Г.В. Свиридова (г. Балашиха) – раз в месяц мы в обязательном порядке посещаем различные концерты, оперу, мюзиклы, хоры и т.д. Мы представляли свой опыт практической деятельности за «круглым столом» на международном семинаре «Музыкальное воспитание обучающихся в рамках реализации программы воспитания и социализации школьников в условиях введения ФГОС общего образования» для делегации педагогов из ФРГ и на заседании «круглого стола» в Минобрнауки РФ «Углублённое изучение учебного предмета «Музыка» на уровне начального общего образования» в 2015 году. Концертно-просветительский цикл у нас в системе обучения закладывается в начале учебного года. Родители учащихся посещают такие мероприятия вместе с нами и остаются очень довольны. Отчитываясь за проделанную работу в Аппарате Министерства РФ по апробации программы «Музыка» мы получили высокую оценку от Голодец Ольги Юрьевны – идём в правильном направлении. С удовольствием поют и наши педагоги – у нас большой педагогический коллектив и создан преподавательский хор, тем самым, мы показываем пример своим подопечным. Многие из нас имеют музыкальное образование и владеют несколькими музыкальными инструментами. Самое главное на моих уроках – это совместное выступление - моё и юных музыкантов. Новая программа наполнила уроки музыки активной деятельностью детей, связанной, в первую очередь с хоровым пением, игрой на различных музыкальных инструментах, слушанием музыки и освоением нотной грамоты. В конце 2014-2015 учебного года среди родителей начальных классов проводилось анкетирование, которое показало, что большинство считает, что работа по данной программе способствует эффективному гармоническому развитию личности детей. «Ядро» музыкальных способностей – это представление о звуковысотных и ритмических соотношениях звуков, как основных носителей музыкального смысла. Эти представления развиваются в процессе обучения с такими психическими свойствами, как эмоциональная восприимчивость и отзывчивость на музыку, музыкальная память, внимание, воображение. Музицирование предполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого эмоциональное удовольствие. Актуальностью своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей младшего школьного возраста.
Уроки оркестра детских шумовых и ударных инструментов во многом помогают решить эту проблему. Наличие оркестра расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке. Это способствует совершенствованию и развитию музыкальных и творческих способностей ребёнка.


В раздел образования