Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ"


Автор: Орлова Галина Германовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "Спутник"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование навыка выразительного чтения.

Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества:

1. правильность,

2. беглость,

3. выразительность,

4. осознанность.

Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и

проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их

психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников

качество их чтения улучшается, но ряд проблем все-таки остается.

Остановимся более подробно на развитии навыка выразительного чтения у

учащихся, имеющих трудности в обучении.

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и

эмоциональное чтение художественного произведения. Именно такое чтение

значительно повышает качество усвоения литературного материала и

содействует пониманию, осмыслению текстового материала. Выразительное

чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума

навыков, связанных с произносительной культурой речи. Этот минимум

включает в себя следующие компоненты:

тон голоса,

сила голоса,

тембр высказывания,

ритм речи,

темп речи (убыстрение и замедление),

паузы (остановки, перерывы речи),

мелодика тона (повышение и понижение голоса),

логические и синтагматические ударения.

Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются

общей техникой речи:

дикцией,

дыханием,

орфоэпически правильным произношением.

Логические ударения

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно,

точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические

ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный

смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду

остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где

поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до

учащихся путем выполнения несложных упражнений.

Приведу примеры:

1.

На доске или на индивидуальных карточках написаны предложения.

1.

Дети завтра пойдут в кино.

2.

Дети завтра пойдут в кино.

3.

Дети завтра пойдут в кино.

4.

Дети завтра пойдут в кино.

Педагог

спрашивает,

с

какой

интонацией

следует

прочитать

предложения. Воспитанники по очереди читают предложения, стараясь

сделать

акцент

на

выделенном

слове.

После

чтения

каждого

предложения

педагог

просит

сказать,

о

чем

спрашивается

в

предложении. После прочтения предложений у данных воспитанников

четырех возможных вариантов ответа педагог просит предположить,

почему значение предложения меняется, несмотря на одинаковые

слова и знак препинания в конце. Затем педагог еще раз просит

прочитать эти предложения и проследить за тем, как голосом

выделяется заданное слово. Устанавливается, что выделение важного

по значению слова в предложении происходит посредством усиления,

протяжности и некоторого повышения звучания голоса.

2.

На доске записано предложение.

Скоро наступит жаркое лето.

Педагог предлагает дважды прочитать это предложение так, чтобы оно

при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое

лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро

наступит?».

Оба

предложения

анализируются

и

выразительно

читаются повторно.

3.

Педагог последовательно и выразительно читает два-три предложения.

Воспитанники внимательно слушают и по окончании чтения каждого

предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение.

Серебряный туман пал на окрестность.

Я награжу тебя.

Ручьи слез покатились по бледному лицу.

4.

На доске или на карточках записаны пословицы, тематика которых

подбирается

в

соответствии

с

изучаемым

художественным

произведением. Воспитанникам предлагается выразительно прочитать

пословицы, соблюдая указанные логические ударения (слова выделены

другим цветом или шрифтом), и объяснить смысл пословиц.

1.

Родина – мать, умей за нее постоять.

2.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

3.

Жить Родине служить.

4.

Тот герой, кто за Родину горой.

5.

Честный труд – наше богатство.

6.

Больше дела – меньше слов.

7.

Упустишь минуту – потеряешь часы.

5.

Педагог просит прочитать записанные на доске или на карточках

предложения, поочередно самостоятельно делая логические ударения

то на одном, то на другом слове, и объяснить, какой новый смысловой

оттенок получается в каждом случае. Например, чтение данного

предложения предполагает такое размещение в нем логического

ударения:

1.

Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

2.

Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

3.

Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

4.

Мы прочитали стихотворение Лермонтова.

6.

На доске записано предложение:

Сегодня учащиеся читали повесть Пушкина.

Педагог предлагает прочитать предложение так, чтобы можно было

уловить

четыре

различных

смысловых

оттенка,

зависящие

от

перемещения логического ударения в нем. Для этой цели педагог

задает следующие вопросы:

1.

Когда читали учащиеся повесть Пушкина?

2.

Кто читал сегодня повесть Пушкина?

3.

Что делали сегодня учащиеся?

4.

Что читали учащиеся сегодня?

5.

Чью повесть читали учащиеся сегодня?

7.

Педагог раздает карточки, на которых написан текст из нескольких

предложений,

либо

предлагает

уже

прочитанный

отрывок

из

изучаемого произведения. Воспитанники должны самостоятельно

расставить логические ударения и приготовиться к выразительному

чтению с соблюдением этих ударений. Более слабым воспитанникам

дается меньшее количество предложений или уже указываются слова

для

логического

ударения.

После

прочтения

предложений,

воспитанники обсуждают, правильно ли расставлены логические

ударения, можно ли было сделать по-другому, если можно, то как.

Паузы

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении

играют паузы. Речевая пауза – это остановка, которая делит звуковой поток

на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим

непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда,

когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-

разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть

художественными и психологическими.

Художественные паузы – это паузы перед словами и фразами, которым

говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше

значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые

разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить

с пословицами.

Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием,

которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении.

Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных

художественных произведений. Педагог выразительно читает отрывок

произведения, затем идет совместный разбор прочитанного: где сделаны

паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т.п. После

чего под руководством педагога делается вывод, что в некоторых случаях,

где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в

устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым

говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность. Приведем

примеры:

1.

Педагог записывает на доске или раздает на карточках предложения, в

которых паузы графически обозначены. Воспитанникам предлагается

выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов

данных предложений с различным размещением пауз.

1.

Как удивили | его слова | брата!

2.

Как удивили его | слова брата!

3.

Как обрадовали | его успехи отца!

4.

Как обрадовали | его успехи | отца!

5.

Кабинет | истории московской школы № 123.

6.

Кабинет | истории | московской школы № 123.

7.

Недавно | побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.

8.

Недавно побывавший в Австралии ученый | выступил с лекцией.

9.

На днях | готовившие спектакль восьмиклассники | показали свою работу.

10.

На днях готовившие спектакль восьмиклассники показали | свою работу.

11.

Все школьники сидели, | спокойно слушая учителя.

12.

Все школьники сидели спокойно, | слушая учителя.

13.

Я остановился в недоумении, | оглянулся.

14.

Я остановился, | в недоумении оглянулся.

15.

Коля, | мой старший брат, очень любит футбол.

16.

Мой старший брат Коля очень любит футбол.

17.

Мой старший брат, | Коля, | очень любит футбол.

18.

Андрей встал быстро, | оделся, | позавтракал и отправился на работу.

19.

Андрей встал, | быстро оделся, | позавтракал и отправился на работу.

2.

Педагог выразительно читает несколько пословиц, подобранных к

изучаемому

художественному

произведению.

Воспитанники

внимательно слушают и по окончании чтения каждой пословицы

указывают, между какими словами наблюдалась пауза, объясняют

смысл пословицы. После этого воспитанникам предлагается самим

прочитать пословицы, соблюдая необходимые паузы. В дальнейшем

задание усложняется, пословицы читают с соблюдением необходимых

пауз и логических ударений.

1.

Доброе братство | лучше богатства.

2.

Один в поле | не воин.

3.

Согласье | крепче каменных стен.

4.

Одна пчела | не много меду натаскает.

5.

Доброе братство | лучше богатства.

6.

Один в поле | не воин.

7.

Согласье | крепче каменных стен.

8.

Одна пчела | не много меду натаскает.

3.

Педагог раздает карточки с написанными на них пословицами.

Воспитанники

внимательно

прочитывают

про

себя

пословицы,

выделяют карандашом слова, на которых нужно сделать логическое

ударение и обозначают чертой места, где нужно сделать паузы. По

просьбе педагога выразительно прочитывают пословицу, объясняя ее

смысл.

1.

Правда светлее солнца.

2.

Правда дороже золота.

3.

За правое дело стой смело.

Интонации, повышение и понижения голоса

Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль

в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных

предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака

препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз,

повышения и понижения голоса. Осознание роли этих предложений и

практическое овладение различными интонациями имеет большое значение

для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация

имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно

брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои

собственные. Приведу примеры:

1.

Упражнения на повышение и понижение тона голоса

а) Упражнение «Прыжок»

Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Педагог

просит представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования

по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в

замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно

попытаться

нарисовать

голосом

линию

прыжка.

Голос

должен

свободно и легко подниматься и опускаться.

б) Упражнение «Поход»

Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса.

Педагог говорит о том, что при чтении не следует быстро повышать

голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую

строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к

солнцу, передать голосом движение вверх.

Поход

По тропинке узкой горной

Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,

За горой нас солнце ждет,

Наш подъем все выше, круче,

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом

Нам навстречу солнце встало.

в) Упражнение «Пещера»

Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению

повышать

и

понижать

голос.

Воспитанники

удобно

садятся,

закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово)

гулко отдается под сводами пещеры Нужно попробовать воспроизвести

«звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.

2.

Работа над интонацией в повествовательном предложении

Педагог записывает на доске предложение:

В нашем классе сегодня будет чаепитие.

Воспитанники читают предложение с логическим ударением на

слове класс, обозначают логическое ударение и паузу. Затем еще раз

читают

предложение

и

устанавливают,

что

это

предложение

повествовательное.

Повторно

предложение

читает

педагог,

а

воспитанникам предлагается внимательно послушать и проследить за

движением (повышением и понижением) голоса педагога. При чтении

голос сначала повышается, а потом понижается. Движение голоса

обозначается стрелками:

Далее педагог просит прочитать предложение еще раз, но уже с

логическим ударением на слове сегодня. На доске обозначается

логическое ударение и пауза.

В нашем классе сегодня

| будет

чаепитие. Предложение читается повторно с логическим ударением,

паузой, повышением и понижением голоса. Повышение и понижение

голоса

обозначаются

стрелками.

После

этого

два

предложения

сравниваются:

Совместно с педагогом делается вывод о том, что в

повествовательном предложении развитие фразы вместе с развитием

мысли заставляет наш голос повышаться, а завершение ее вместе с

окончанием мысли заставляет наш голос понижаться. Здесь же следует

обратить внимание на то, что перелом в движении голоса происходит

на том слове, на которое падает логическое ударение и после которого

делается пауза, следовательно, повышение и понижение голоса связано

с логическим ударением и с паузой.

3.

Работа над интонацией в вопросительном предложении

На доске записывается предложение с вопросительным знаком.

По телевизору сегодня будет концерт?

Воспитанникам предлагается по знаку в конце предложения

определить, какое оно по интонации. Предлагается вспомнить, что в

вопросительном предложении следует о чем-то спрашивать, узнавать,

выяснять и т.п. Далее воспитанники должны прочитать предложение,

сделав логическое ударение на слове сегодня, и проследить за

движением голоса. На доске делается следующая запись:

Стрелками обозначается повышение и понижение голоса.

Аналогично предложение читается с логическим ударением на слове

будет, потом на слове концерт. Устанавливается движение голоса и

воспроизводится следующая запись:

После этих наблюдений делается вывод о том, что вопросительное

предложение произносится с понижением голоса к концу его и, в

особенности, на том слове, на котором делается логическое ударение.

4.

Работа над интонацией в восклицательном предложении

Педагог пишет на доске предложение:

У меня сегодня будут гости!

Сначала по восклицательному знаку устанавливается, что это

предложение

восклицательное.

Воспитанники

вспоминают,

что

восклицательное предложение выражает мысль, сопровождаемую

каким-нибудь сильным чувством (радость, сожаление, отчаяние,

негодование и т.д.). Педагог предлагает прочесть это предложение с

выражением радости и с логическим ударением на слове сегодня. Затем

прочитать предложение с логическим ударением на том же слове, но с

выражением большого чувства огорчения, досады. В записях на доске

отмечается логическое ударение, паузы, повышение и понижение

голоса. Проводится сравнительный анализ двух предложений.

После наблюдения за изменениями восклицательной интонации в

предложениях педагог говорит о том, что восклицательная интонация

очень богата и разнообразна. Восклицательная интонация это не только

радость,

любовь,

гордость,

восхищение,

торжество,

счастье

и

ликование, но и гнев, страх, злоба, ненависть, разочарование, досада,

горе

и

бешенство.

Следовательно,

интонация

восклицательных

предложений в зависимости от ситуации, описанной в тексте, бывает

совершенно различной.

5.

Для того, чтобы интерес ребят к выполнению речевых разминок не

угасал, постепенно задания необходимо усложнять, комбинировать,

варианты заданий и ситуации следует иллюстрировать отрывками из

уже изученных, хорошо знакомых и осмысленных произведений.

Лиза завтра пойдет в лес?

Лиза завтра пойдет в лес?

Лиза завтра пойдет в лес?

Лиза завтра пойдет в лес?

Ты это сделал или кто-то другой?

Ты это сделал или что-то другое?

Ты это сделал или не сделал?

… ? - Я это стихотворение вчера выучил.

… ? - Я это стихотворение вчера выучил.

… ? - Я это стихотворение вчера выучил.

… ? - Я это стихотворение вчера выучил.

… ? - Я это стихотворение вчера выучил.

6.

Как известно, однородные члены предложения характеризуются

перечислительной интонацией, которая, к сожалению, проявляется

неотчетливо при чтении детьми, испытывающими трудности в

обучении. Для преодоления этого недостатка целесообразно предлагать

учащимся следующие задания.

На доске записано предложение:

Катя, Павел, Иван, Аня спешили на помощь другу.

Воспитанники читают это предложение с соблюдением логических

ударений,

пауз,

интонации,

повышения

и

понижения

голоса,

обозначают это на записанном предложении.

В результате наблюдения педагог подводит воспитанников к

выводу

о

том,

что

чтение

однородных

членов

предложения

характеризуется

тоном

перечисления,

наличием

пауз

между

однородными членами, логическим ударением на каждом однородном

члене и повышением голоса на каждом из них. Постепенно задание

можно усложнять, добавляя к однородным членам предложения

зависимые слова.

7. При чтении предложений с обращением воспитанники зачастую не

соблюдают знаков препинания (запятая или восклицательный знак), и,

как следствие, не могут интонацией выделить обращение. Речевые

разминки могут включать в себя следующие задания:

1.

Павел | ходил сегодня в школу?

2.

Павел, | ты ходил сегодня в школу?

3.

Спой, | светик, | не стыдись!

4.

Что же ты, | моя старушка, | приумолкла у окна?

5.

О Волга! || После многих лет я вновь принес тебе привет.

6.

Как часто в горестной разлуке, | в моей блуждающей судьбе, |

Москва, | я думал о тебе!

7.

Ребята! || Не Москва ль за нами?

7.

Для воспитанников, испытывающих трудности в обучении, большую

сложность представляет выразительное чтение предложений с прямой

и косвенной речью. С помощью тренировочных упражнений во время

речевой разминки необходимо вырабатывать

навык соблюдения

четких пауз между прямой речью и словами автора независимо от того,

стоят слова автора перед, после или в середине прямой речи. Нужно

учить правильно интонировать слова автора и слова героя, обращая

внимания на знаки препинания, т.е. выделять голосом прямую речь.

После

разбора

примеров

из

художественных

произведений

воспитанникам можно предложить самим придумать предложения с

прямой или косвенной речью. Примеры

записываются на доске,

воспитанники выразительно их читают.

1.

Ах ты, обжора! Ах, злодей! - тут Ваську повар укоряет.

2.

Ну, братец, - говорит морской царь, - я хитер, а ты еще

похитрей меня, - и отдал за него Василису Премудрую замуж.

3.

Я спросил: "Что с ним случилось?" .

Подводя итог, следует сказать, что выразительному чтению можно и

нужно обучать воспитанников не только в начальной и средней школе. В

старших классах работа над выразительным чтением необходима как для

более глубокого понимания художественного произведения, так и для

лучшего

усвоения

правил

синтаксиса

и

пунктуации.

Проводимая

параллельно на уроках чтения и письма работа над выразительной речью и

чтением способствует правильному и более легкому осмыслению целого

ряда правил синтаксиса и пунктуации, развитию навыков выразительной

речи, развитию речевого слуха.



В раздел образования