Автор: Елецкая Татьяна Дмитриевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ № 22 "Веселинка"
Населённый пункт: Камчатский край, г.Елизово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование сенсорных эталонных представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 22 «Веселинка»
ПРОЕКТ
«
Формирование сенсорных эталонных представлений у детей
старшего дошкольного возраста
»
Подготовила:
Учитель-дефектолог
Елецкая Т.Д.
Елизово, 2023
Общая характеристика данного проекта:
1. Вид проекта: Познавательный, творческий, исследовательский.
2. Направленность: коррекционная
3. Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь 2023г – май 2024 г.).
4. Руководитель проекта: учитель- дефектолог Елецкая Т.Д.
5. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы
комбинированной направленности.
Сенсорное развитие – это процесс взаимодействия органов чувств
ребёнка с окружающим миром, в результате которого формируется его
понимание собственных ощущений.
Актуальность:
1.
Сенсорное
развитие
способствует
развитию
восприятия
и
формированию представлений о внешних свойствах предметов: их форме,
цвете, величине, положении в пространстве.
2. Сенсорное воспитание помогает овладению ребёнком способами
чувственного познания мира и наглядно-образным мышлением.
3. Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для
дальнейшего успешного усвоения достоверных знаний об окружающем мире.
От него зависит формирование способностей ко многим видами творческой
деятельности.
Вывод: актуальность темы сенсорного развития детей дошкольного возраста
определяется необходимостью обобщения достижений прошлого в этой
области и современной внедрения современных технологий.
Цель: особенности развития представлений о сенсорных эталонах у детей
старшего дошкольного возраста
Ценность сенсорного развития заключается в том, что оно является
основой
интеллектуального
развития,
развивает
наблюдение,
положительно влияет на эстетическое чувство, является основой для
развития воображения, развивает внимание, дает ребенку возможность
освоить новые способы познавательной деятельности, обеспечивает усвоение
сенсорных стандартов, обеспечивает
освоение навыков
учебной
деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на
зрительное, слуховое, двигательное, образное и другие виды памяти.
Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ в целом отстает по срокам
протекает неравномерно, содержит свою специфику:
• недостаточное пространственное представление;
• узкий объем и общая пассивность восприятия;
• медлительность процесса сенсорной обработки;
• поисковые действия характеризуются импульсивностью и случайностью;
• отсутствует планомерность в обследовании объекта;
• слабое различение мышечных ощущений.
Огромная роль в развитии сенсорных способностей детей с ОВЗ
отводится дидактической игре, поскольку ребенок познает практически все
в этом мире посредством игры. Развивающие игры выполняют функцию
контроля состояния сенсорного развития детей. Поэтому считаю эту тему
актуальной.
Задачи:
1. Формировать у детей представления о цвете, форме, величине
предметов,
положения
их
в
пространстве.
2. Упражнять детей в установлении сходства и различия между
предметами.
3. Развивать высшие психические функции (речь, внимание,
воображение,
мышление,
память)
у
детей.
4.
Способствовать
развитию
познавательной
активности,
наблюдательности,
творчества,
исследовательских
умений
и
навыков.
5. Повышать уровень компетенции педагогов по формированию
представлений
сенсомоторной
деятельности
детей.
6. Изготовление дидактических игр и пособий для развития сенсорных
эталонов
у
детей.
В
своей
практике
применяю
следующие
формы
работы:
-
совместная работа с детьми; самостоятельная деятельность детей;
-
консультационная
работа
с
воспитателями
и
родителями.
Использую
методы
и
приемы
работы:
наглядный,
сравнения,
практический,
сопоставления,
словесный,
приложения,
эмоциональная
установка взрослого, наложения, привлечение внимания, наблюдение за
действиями взрослого и сверстников, показ и объяснение, словесная
инструкция.
Ожидаемые результаты:
Усвоение детьми сенсорных эталонов: цвета, формы и величины предметов;
Развитие мелкой моторики детей;
Развитие речи и всех психических процессов у дошкольников с ОВЗ:
восприятия, внимания, памяти, мышления;
Развитие творческих способностей;
Вовлечение семей дошкольников в проблему воспитания и развития
сенсорных навыков у детей с ОВЗ.
Этапы реализации проекта
Этапы
Цель
Формы работы
1.
Подготовительный
Изучение
литературы по
данной теме.
Накопление
методического
материала
Определение задач
реализации проекта
на учебный год.
Выявить уровень
нарушения у детей
Самообразование
Знакомство с новыми
технологиями, оценка
возможности их применения
на занятиях с учителем-
дефектологом.
Диагностирование детей
2. Практический
Создание
методических
разработок для
реализации проекта
Коррекционно-развивающие
занятия по формированию
сенсорных эталонных
представлений.
3. Заключительный
Подведение
итогов
Перпективное
планирование
Определение уровня
развития
Диагностика
Создание методических
рекомендаций и пособий