Напоминание

Технологии эффективной подготовки к итоговому сочинению


Автор: Лариса Николаевна Мамыкина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лаишевская СШ"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья по теме "Технологии эффективной подготовки к итоговому сочинению обучающихся 11 класса"
Тема: Технологии эффективной подготовки к итоговому сочинению
Раздел: среднее образование





Назад




Мамыкина Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Лаишевская СШ»

Технология эффективной подготовки к итоговому сочинению обучающихся 11

класса

Итоговое сочинение, с одной стороны, нацелено на проверку общих речевых

компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения

рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно

содержит требование построения аргументации с обязательным привлечением примера (-

ов) из литературного материала.

Композиция сочинения

1.Вступление. Размышление по теме сочинения. Оно раскрывает основную мысль, вводит

в круг рассматриваемых проблем.

2.Основная часть. В этой части доказывается 2-3 тезиса.

Здесь раскрывается идея сочинения и связанные с ней вопросы. (Эти доказательства

строится по принципу: тезис-доказательство-вывод- логический переход к новой мысли.

(Опора на литературные произведения – главный критерий при оценивании сочинения)

3. Заключение. Здесь подводятся итоги, содержатся конечные выводы и оценки.

Технология эффективной подготовки к итоговому сочинению

1. Заранее изучите критерии

Итоговое сочинение должно соответствовать

критериям, установленным ФИПИ.

Ознакомьтесь с ними и запомните, чтобы ничего не упустить во время экзамена.

2. Практикуйтесь

Напишите несколько сочинений по темам разных направлений, чтобы научиться

укладываться во время и лаконично излагать свои мысли.

3. Заведите блокнот с информацией из произведений по литературе

Школьники часто допускают ошибки на сочинении из-за неправильной характеристики

образов героев. Кто-то путает авторов повести/рассказа, кто-то не так применяет имена

персонажей или искажает события произведения. Бывали и такие случаи, когда ученики

писали, что автором «Гончарова» является Обломов. Это грубейшая неточность!

Выпишите действующих героев, их характерные черты и поступки, остальные важные

детали и «символы», встречающиеся в произведении.

4. Развивайте словарный запас

Минимальное количество слов в сочинении – 250. Если вы напишете меньше, то ваша

работа получит 0 баллов. Оптимальный объем – 350 слов. Не нужно лить много «воды»,

но и слишком сжимать свое рассуждение по теме не требуется. Применяйте речевые

обороты, украшающие текст.

5. Для точного попадания в цель используйте небольшие произведения

В любовных страстях и других межличностных отношениях в романе-эпопее «Война и

мир» легко запутаться. Пишите аргументы на основе простых для понимания рассказов,

где фигурирует пара основных героев.

6.Перечитайте произведение, которое с большой долей вероятности примените на

итоговом сочинении

Хорошо, если вы подробно читали книгу пару лет назад и помните основные моменты. Но

память лучше освежить, пробежаться глазами по тексту с полным осмыслением

прочитанного, чтобы не упустить важные факты для аргументов в подтверждение темы.

7. В блокнот с информацией по литературе внесите аргумент

Если вы будете судорожно читать примеры сочинений перед экзаменом, то вряд ли

раскроете тему самостоятельно на высокий балл. По мере прочтения книг записывайте

ключевые цитаты, которые можно использовать на итоговом сочинении.

8. Не вставляйте малоизвестные произведения

Среди молодежи сейчас популярны фанфики – выдуманные рассказы о жизни героев. Они

являются плодом воображения неизвестных (или известных в очень узком кругу) лиц и не

считаются почвой для направлений итогового сочинения. Помните, что экзамен

предполагает знание школьной программы и мировой литературы, о которой наслышаны

все.

9. Почитайте другие сочинения

Ты можешь поискать в интернете, какие сочинения абитуриентов предыдущих лет

набирают больше всего баллов. Проанализируй их: как выглядит вступление, какие

выбраны метафоры, какие примеры приводятся и так далее. Это нужно для того, чтобы

у тебя была «насмотренность» — навык, который поможет тебе быстро определить, что

хорошо написано, а что не очень. В идеале, конечно, потренироваться и самому писать

сочинения, так как теорию всегда нужно закреплять на практике.

Как писать вступление

1.Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую

роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком

подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос,

сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.

2.Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать

их с умом. Они должны быть мотивированы темой.

3.Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от

всего сочинения.

4.Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос

(это сама тема) и

формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать

Как писать заключение

Заключение должно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения по

содержанию.

Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы,

поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со

вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной

из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

-

использовать

уместную

цитату,

содержащую

суть

главной

мысли

сочинения

- дать краткий и точный ответ на вопрос темы.

Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.

Как сформулировать тезис

Формулировка тезиса зависит от ТЕМЫ сочинения.

Если тема сочинения дана в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.

Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это

расшифровка высказывания.

Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то

необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить.

Требования к аргументации

Аргумент должен подтверждать тезис

Кол-во аргументов. Можно использовать 1 аргумент, но в этом случае необходимо дать

комплексный анализ произведения в рамках темы. Не следует перегружать сочинение

литературными аргументами ни для набора слов, ни для получения хорошей оценки,

количество не влияет на оценку, важно качество аргумента.

Качество аргумента. Используйте для подтверждения тезиса только то произведение,

которое вы читали, чтобы не допустить фактических ошибок. Не пересказывайте

произведение. Необходим анализ и ваши рассуждения. Каждый аргумент должен

действительно подтверждать ваш тезис, поэтому необходимо делать микровыводы,

соответствующие теме и тезису.

Образец аргумента

ТЕМА: Можно ли утверждать, что время лечит?

ТЕЗИС: Можно долго спорить о том, лечит время, или нет. Кто-то скажет, лечит.

Кто-то скажет, нет, и все они будут правы. Это зависит от раны. Но кое-что

оспаривать мы не можем – время учит. И оно является самым лучшим учителем. Время

учит нас терпению и терпимости к тем, кто любит нас и кого любим мы, учит нас

беречь их и ценить каждую секунду рядом с ними».

АРГУМЕНТ: В романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Наташа Ростова

переживает смерть любимого человека. Она не хочет никого видеть, ни с кем

разговаривать, так как считает, что никто не сможет разделить с ней ее горе. Ей не

могут помочь ни врачи, ни родные. Выздоровление приносит время. Лишь оно помогло

свыкнуться с мыслью о смерти любимого, притупило боль. Вслед за этим к Наташе

приходит душевное спокойствие, новая любовь к Пьеру Безухову и счастье. Этот пример

ярко иллюстрирует, что время – лучший лекарь для несчастной любви.

Что такое «связка» и «микровывод»

Связка - это переход от одной мысли к другой (от одной части сочинения к другой)

Необходимо плавно переходить от тезиса к аргументации, связывая между собой каждое

предложение.

Микровывод – вывод после примера из литературы, в котором будет объяснено, как

именно данный пример подтверждает тезис.

Алгоритм написания сочинения

1)Прочитайте

тему.

2)Вспомните

произведения,

связанные

с

темой,

подберите

аргументы.

3)Напишите

тезис

и

аргументы

в

черновик.

4) Только потом стоит подумать о вступлении и заключении. Подумайте, как можно

ввести тему сочинения, чтобы это не было искусственно.

5) Сформулируйте связки между каждой частью сочинения, прежде чем начнете писать.

Типичные ошибки при написании итогового сочинения

Отсутствие

связок между

содержательными

частями

сочинения:

вступлением

и

заключением, основной частью сочинения и заключением.

Пропорциональность частей сочинения. Вступление и заключение в совокупности

должны составлять не более 1/3 всего сочинения. Основная часть – 2/3.

Неумение строго следовать теме сочинения в ходе рассуждения.

Неумение композиционно выстраивать свое сочинение в соответствии с темой и основной

мыслью.

Огромное количество лишней информации во вступлении и заключении. Однако слишком

короткое и необоснованное заключение – это тоже плохо. Оно должно действительно

обобщать и подытоживать всю работу. Отсутствие заключения являются серьезной

логической ошибкой. Заключение должно содержательно соответствовать вступлению /

теме / основному тексту сочинения.

Отсутствие во вступлении проблемного вопроса (это сама тема) и формулировки

ключевого тезиса, который будете доказывать.

Нечеткое

формулирование

тезисов, затрудняющее

их

встраивание

в

логическую

структуру сочинения; Если тезисов несколько, то не должно быть противоречия между

тезисами, сформулированными в разных частях сочинения.

Слабые аргументы. Являются таковыми, если не доказывают, неубедительно или

поверхностно подтверждают тезис.

Необоснованные повторы одних и тех же мыслей.

Ошибки в делении текста на абзацы и даже полное отсутствие абзацев.

Неумение оперировать абстрактными понятиями.

Неразличение понятий «пример» и «аргумент», неумение формулировать на основе

примера микровывод, соотнесенный с выдвигаемым тезисом.

Как на современного человека влияют технологические открытия нашей эпохи?

Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос) Что такое

технологии? На мой взгляд, технологии — это … (определение, примеры технологий).

Как же технологические открытия нашей эпохи влияют на современного человека?

Тезис 1. + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). Современные технологии

значительно облегчают жизнь человека. (Билл Гейтс «Дорога в будущее», про

положительные стороны научного и технического прогресса)

Тезис 2 + пример. Однако технологии бывают опасны: они могут привести к губительным

последствиям: разрушить семейные отношения, привести к духовному обнищанию

личности. (Р. Брэдбери «Вельд», детская комната — «всё» для Питера и Венди, она

заменяет им родителей, герои забывают, что семье — это не только комфорт и подарки,

но и отношения, и отдаляются друг от друга. Брэдбери написал этот рассказ в середине

ХХ века, когда ещё не было современных «умных домов» и «виртуальных помощников»,

но для нас и наших современников его идеи звучат как предостережение).

Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом,

достижения науки и техники облегчают жизнь современного человека, но это не всегда

хорошо: порой они не только восхищают, но и пугают. И нам нужно задуматься о месте

технологий в нашей жизни, чтобы сохранить человеческое отношение к людям и к миру.

Что можно считать преступлением?

Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос) Что такое

преступление? Преступление — это … (определение). Это юридическое определение. Но

не всегда преступление — это поступок, о котором упоминает закон. Что же можно

считать преступлением?

Тезис 1 + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). Преступлением можно

считать нарушение закона. Убийство — худшее преступление. (Ф.М. Достоевский

«Преступление и наказание», убийство Раскольниковым старухи-процентщицы и её

сестры Лизаветы; Эдгар По «Сердце-обличитель», рассказчик убивает соседа).

Тезис 2 + пример. Кроме того, можно выделить категорию нравственных преступлений —

это нарушение норм морали. Жестокость, равнодушие, черствость, алчность, подлость —

всё это можно отнести к нравственным преступлениям. (А.С. Пушкин «Капитанская

дочка», Швабрин — герой, для которого ложь и предательство — это обычное дело, он

переходит

на

сторону

самозванца

Пугачева

(что

можно

считать

и

реальным

преступлением), клевещет на Машу Миронову, совершает ложный донос на Гринева).

Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом,

преступлением можно считать нарушение как правовых, так и моральных норм. И в обоих

случаях преступление, как мне кажется, недопустимо.

Какая книга помогла Вам лучше понять себя?

Вступление. (разбираем ключевое слово темы, повторяем проблемный вопрос). Книга —

лучший друг человека. Книга — кладезь знаний. Несомненно, книги играют огромную

роль в жизни человека. Какая книга помогла мне лучше понять себя?

Тезис 1 + пример. (Тезис — это чёткий ответ на вопрос темы). Для меня это книга

Барбары Шер «Мечтать не вредно». Прочитав эту книгу, я поняла, чем хочу заниматься в

жизни. (Дальше рассказываю, как именно эта книга помогла мне: в книги много

информации про постановку целей, изучение себя. Есть и практические задания, которые

заставляют «покопаться в себе. Например, задания «Мой идеальный день» и «Детские

воспоминания»).

Тезис 2 + пример. Кроме того, сильное воздействие на меня оказала книга Катерина

Ленгольд «Просто космос», в которой также представлено множество практик для

лучшего понимания себя (подробнее об одном из заданий).

Тезис 3 + пример. Художественная литература тоже помогает читателю лучше понять

себя. Мысленно ставя себя на место персонажа, мы задумываемся над тем, как сами

поступили бы в определенной ситуации. Прочитав рассказ Львова «Быть или казаться», я

задала себе вопрос, как веду себя в обществе новых людей: остаюсь собой или пытаюсь

произвести впечатление. (сопоставить размышления героя рассказа о том, быть или

казаться, со своими размышлениями по этой теме).

Вывод. (суммируем тезисы и даем развернутый ответ на вопрос темы). Таким образом,

есть произведения, которые помогли мне лучше понять себя: это и художественная

литература, и научно-популярные книги. И с каждой прочитанной книгой, как мне

кажется, человек немного, но меняется, становится богаче, больше узнаёт о мире и о

самом себе.



В раздел образования