Автор: Гусарова Галина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №15"
Населённый пункт: город Березовский Кемеровской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка.Контекстная задача.
Раздел: начальное образование
Гусарова Г.А.
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
Контекстная задача.
Тема. Образование новых слов при помощи приставок
Задача 1.
Известно. Приставочный способ образования — это создание новых слов той же части
речи с помощью приставки (лететь — прилететь, владелец — совладелец). Приставочный
способ является продуктивным морфологическим способом образования глаголов,
существительных, прилагательных, наречий.
Новое. Приставка — словообразовательная морфема.
Приставочный, или префиксальный, способ образования слов состоит в том, что к
исходной (мотивирующей) лексеме присоединяется приставка, или префикс.
Лингвистический термин «префикс» (лат. praefixum < prae — «впереди» , fixus —
«прикрепленный») буквально значит «прикрепленный впереди».
Личная значимость. Осознание того, что при выборе некоторых профессий
нужно учитывать и свой уровень грамотности. Желание получить профессию, требующую
грамотность.
Ситуация. На уроке русского языка учитель ведет диалог с учениками:
-Учёные и языковеды считают, что количество слов в русском языке неисчислимо. С
помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?
-Можно придумать новые слова или заимствовать их из другого языка.
- С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке? Обратите
внимание на рисунок. (На рисунке не указано, что вокруг слова «бежать» - приставки.)
при у за
пере под
бежать бежать
до с вы
- Можно увеличить количество слов в русском языке с помощью приставок.
-Образуйте новые слова при помощи приставок, запишите в тетрадь, выделите приставки.
Задача. А вы, ребята, поняли, как образуются слова при помощи приставки и как
пишутся?
Показатели эффективности.
1.Способствует ли она встрече с проблемой, соответствующей программной теме
урока?
Дети сразу заметят, что образуя новое слово, приставка вносит в него новый смысл или
оттенок значения. Приставка изменяет лексическое значение исходного слова.
Сравним:
бежать → убежать;
бежать →прибежать;
бежать → отбежать;
бежать → сбежать;
бежать → набежать и т. д.
2.Содержит ли данная задача ориентиры для получения учениками ответа на
вопрос о личностной значимости новых знаний и умений.
Ребенок понимает, что грамотность необходима всем (какую бы ты профессию не
выбрал); грамотное письмо делает жизнь бесконфликтной