Напоминание

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка.Контекстная задача.


Автор: Гусарова Галина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №15"
Населённый пункт: город Березовский Кемеровской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка.Контекстная задача.
Раздел: начальное образование





Назад




Гусарова Г.А.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

Контекстная задача.

Тема. Образование новых слов при помощи приставок

Задача 1.

Известно. Приставочный способ образования — это создание новых слов той же части

речи с помощью приставки (лететь — прилететь, владелец — совладелец). Приставочный

способ является продуктивным морфологическим способом образования глаголов,

существительных, прилагательных, наречий.

Новое. Приставка — словообразовательная морфема.

Приставочный, или префиксальный, способ образования слов состоит в том, что к

исходной (мотивирующей) лексеме присоединяется приставка, или префикс.

Лингвистический термин «префикс» (лат. praefixum < prae — «впереди» , fixus —

«прикрепленный») буквально значит «прикрепленный впереди».

Личная значимость. Осознание того, что при выборе некоторых профессий

нужно учитывать и свой уровень грамотности. Желание получить профессию, требующую

грамотность.

Ситуация. На уроке русского языка учитель ведет диалог с учениками:

-Учёные и языковеды считают, что количество слов в русском языке неисчислимо. С

помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?

-Можно придумать новые слова или заимствовать их из другого языка.

- С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке? Обратите

внимание на рисунок. (На рисунке не указано, что вокруг слова «бежать» - приставки.)

при у за

пере под

бежать бежать

до с вы

- Можно увеличить количество слов в русском языке с помощью приставок.

-Образуйте новые слова при помощи приставок, запишите в тетрадь, выделите приставки.

Задача. А вы, ребята, поняли, как образуются слова при помощи приставки и как

пишутся?

Показатели эффективности.

1.Способствует ли она встрече с проблемой, соответствующей программной теме

урока?

Дети сразу заметят, что образуя новое слово, приставка вносит в него новый смысл или

оттенок значения. Приставка изменяет лексическое значение исходного слова.

Сравним:

бежать → убежать;

бежать →прибежать;

бежать → отбежать;

бежать → сбежать;

бежать → набежать и т. д.

2.Содержит ли данная задача ориентиры для получения учениками ответа на

вопрос о личностной значимости новых знаний и умений.

Ребенок понимает, что грамотность необходима всем (какую бы ты профессию не

выбрал); грамотное письмо делает жизнь бесконфликтной



В раздел образования