Автор: Тугушева Альфия Гайязовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 6"
Населённый пункт: Энгельсский муниципальный район, город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ "КАКИЕ РАЗНЫЕ ТЕАТРЫ!" подготовительная к школе группа
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 6»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
413100, Саратовская область, г. Энгельс, ул. Волоха, 20, тел. 56-66-86
КОНСПЕКТ
ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕМЕ:
«КАКИЕ РАЗНЫЕ ТЕАТРЫ!»
(подготовительная к школе группа)
Воспитатели:
Тугушева
Альфия Гайязовна
Ахметова
Ксения Викторовна
г. Энгельс
2024
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тема: «Какие разные театры»
Ведущая
образовательная
область:
«Художественно-эстетическое
развитие».
Цель: создание условий для формирования представлений о театре, его
видах.
Задачи:
Образовательные:
расширять знания детей о театре;
формировать у детей предпочтения в области театрализованной
деятельности;
Развивающие:
развивать диалогическую речь;
отрабатывать интонационную выразительность речи;
побуждать самостоятельно искать выразительные средства
(жесты, движения, мимику) для создания художественного
образа;
совершенствовать
умение
управлять
своими
эмоциями;
развивать воображение.
Воспитательные:
воспитывать уважительное отношение и чувство гордости за
свою страну, в процессе ознакомления с театрами родного
края;
воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное
отношение друг к другу в процессе совместной деятельность.
Виды деятельности: игровая, двигательная, речевая.
Формы организации: групповая, подгрупповая, парногрупповая
Форма реализации детских видов деятельности:
художественное
слово,
беседа,
загадывание
загадки,
артикуляционная
гимнастика,
дидактическая игра «Угадай эмоцию»
Оборудование:
Мультимедийная установка, разрезные картинки «Эмоции, билеты - картинки с
правилами поведения в театре»
Предварительная работа: дидактические игры, беседы о театре и
правилах поведения в театре.
Ход
Деятельность воспитателя
Деятельность
детей
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Дети
общаются друг с другом в процессе свободной
деятельности.
Воспитатель привлекает внимание и собирает детей возле
себя.
Воспитатель:
Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Тогда попробуйте отгадать мою загадку:
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно…
Воспитатель:
Совершенно верно. Я хотелось бы вам
отправиться в путешествие и поближе познакомиться с
миром театра? А на чем бы вы хотели отправиться в
путешествие?
Воспитатель:
А
не
хотите
ли
вы
отправиться
путешествовать, используя мой волшебный зонт? Тогда
вставайте
вместе
со
мной,
закрывайте
глазки
и
произнесите волшебные слова:
Чудо чудное явись,
Нашим деткам покажись,
Дверь волшебную открой,
Волшебство зовёт с собой!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая – то шкатулка!
Что же в ней лежит? Вам бы хотелось узнать? И мне
очень интересно, что же там может быть? Как же нам
открыть шкатулку?
Воспитатель: На конверте написано для ребят детского
сада № 6. (Открываем конверт)
Воспитатель: Пишет вам Королева театра. Я знаю какие
вы любознательные ребята, поэтому вы и отправились в
путешествие. В шкатулке мой сюрприз для вас, но, чтобы
его получить вам необходимо найти ключ. А его вы
сможете получить в конце вашего путешествия. Будьте
внимательны! А начинаем мы с Древней Грецией.
Ответы детей.
Дети: Театр.
Дети: Да.
Ответы детей.
Воспитатель
раскрывает
зонт,
накрывает себя и
детей и произносит
вместе
с
ними
слова.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети:
чтобы
ее
открыть,
нужен
ключ.
Дети:
здесь какое-
то письмо.
Слайд 1
Поудобнее рассаживайтесь на стульчики перед экраном.
Воспитатель: Театральное искусство возникло давным-
давно, в стране – Древняя Греция. Жители этой страны –
древние греки, строили театры под открытым небом. В
театре была сцена, где актеры разыгрывали спектакли и
пьесы, высокие зрительные места. Зрители располагались
на скамейках по склону холма, а актеры выступали на
«дне», на круглой сцене.
Одной из особенностей греческого театра было то, что
актерами были мужчины. Они исполняли и женские и
мужские
роли
одновременно.
Используя
при
этом
множество масок. Женщинам участвовать в спектаклях и
пьесах не разрешалось. Все женские роли разыгрывали
актеры мужчины, переодетые в женские платья. Когда
актеры исполняли грустную пьесу – трагедию, они
одевали на лицо грустные, хмурые маски. Если на сцене
разыгрывалась веселая пьеса – комедия, актеры одевали
веселые, улыбающиеся маски.
Воспитатель: Ребята, а хотелось ли вам примерить маски
из Древней Греции?
Но у нас, к сожалению, нет таких масок и мы с вами не
сможем их примерить, а как вы думаете при помощи чего
мы сможем показать наше настроение, наши чувства? Кто
из вас знает, что такое мимика?
Воспитатель: Совершенно верно,
предлагаю встать в
круг и создать небольшую сцену, и внимательно следить
за мимикой всех играющих. Нужно только при помощи
мимики и жестов показать то, что я вам произнесу:
пьете соленый чай;
едите лимон;
рассердились на драчуна;
встретили хорошего знакомого;
удивились;
грустите;
у вас болит зуб;
трогаете грязную бумагу.
Воспитатель: Эмоции показывать вы умеете, а сможете
отгадать какую эмоцию изображает человек на картинке
(эмоции в разных конвертах). Вам нужно разделиться на
пары и выбрать конверт. Достать из него все части и
собрать их, а потом назвать какая эмоция изображена на
вашей картинке.
Дети
рассаживаются на
стульчики.
По ходу рассказа
педагога идет
презентация
Слайд ,2,3,4
Слайд 5,6,7
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети изображают
с помощью мимики
и жестов
Дети
делятся
на
пары и выбирают
конверт, проходят
за
столы
и
начинают
собирать картинку
из
частей
и
называют
эмоции,
Воспитатель: У вас все получилось, молодцы! А хотите
узнать, что же было дальше с театром?
Со временем театры изменились и на улицах многих
городов появились балаганы. Балаганы – это веселое,
смешное
театральное
представление,
которое
разыгрывали актеры на ярмарках и народных гуляниях. В
этих
представлениях
участвовали
бродячие
актеры,
жонглеры, акробаты. Выступали актеры прямо на улице,
и
каждый
прохожий
мог
подойти
и
посмотреть
представление. Больше всего зрители любили смотреть
выступление веселой театральной куклы – Петрушки.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю устроить балаган у
нас в детском саду. Мы с вами превратимся в актеров
балагана. Но чтобы превратиться в нужно всем вместе
произнести волшебные слова:
Топ, топ! Хлоп, хлоп!
Вокруг себя повернись!
И в артистов превратись!
Петрушка: Актеры балагана умели говорить с разной
интонацией. Вы превратились в артистов, попробуйте
произнести одно и то же предложение, но с разной
интонацией, той которую я назову. А предложение такое
«К нам скоро придут гости» (Весело, грустно, удивленно,
со страхом, с гневом.)
Воспитатель: Молодца, ребята. А как же изменился театр
в наше время? Хотите узнать?
Тогда мы продолжаем наше путешествие.
Воспитатель: Прошли годы и в каждом городе появились
большие, красивые здания – театры. В них выступали
актеры, которые показывали спектакли для зрителей.
Ребята, а вы знаете какие бывают театры?
Воспитатель: Совершенно верно. А хотелось бы вам
узнать
и посмотреть
какие театры есть в нашей
Саратовской области?
Воспитатель: Драматический театр – в нем разыгрывают
спектакли взрослые люди – актеры. А в драматическом
театре
главное
средство
–
слово.
Не
случайно
драматический театр называют иногда разговорным.
В городе Саратов есть государственный академический
театр имени Ивана Артемьевича Слонова.
В городе Балашове тоже есть драматический театр.
А еще есть драматический театр в городе Вольск. Театр –
удивительное место, где показывают спектакли, звучит
музыка, читают стихи, где танцуют и поют, где можно
которые
изображены на их
картинках.
Ответы детей.
Рассказ
сопровождается
показом слайдов
Слайд 8,9
Появляется
игрушка Петрушка
Слова Петрушки
произносит
воспитатель
Дети произносят
одно и тоже
предложение с
разной интонацией.
Дети: Да.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети
рассаживаются на
стульчики.
Рассказ
воспитателя
сопровождается
показом слайдов
Слайд
посмеяться и поплакать, где есть над чем задуматься и
чему удивиться взрослым зрителям.
Воспитатель: Я предлагаю вам ребята превратиться в
артистов драматического театра. Главное для артиста
драмтеатра слово, поэтому приглашаю подготовить наш
рабочий инструмент. При помощи чего мы произносим
слово? Чтобы губы и язык были подвижны и четко
произносили текст, помогают специальные упражнения.
Самое время для артикуляционной гимнастики.
Воспитатель: А еще есть театр,
который называют
театром юного зрителя (ТЮЗ). Как вы думаете для кого
придумали этот театр?
Воспитатель: Совершенно верно. В городе Саратов есть
такой театр и называется он Саратовский театр юного
зрителя имени Юрия Петровича Киселева. Где можно
увидеть много знакомых и новых сказок. Но чтобы
подготовить
спектакль,
сказку
для
юных
зрителей
задействовано
огромное
количество
людей
разных
театральных
профессий.
Попробуйте
отгадать
эти
профессии:
*Театральный он работник –
Постановок «дирижёр»,
Управляющий спектаклем -
Это, верно, (Режиссер)
*В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая - …(Сцена)
*В оформлении лица –
Парики, раскраска,
И шиньоны, и накладки,
И наклейки, маски –
Это всё для грима нужно,
Нужно всё, без спору.
Нужно мастеру по гриму –
10,11,12,13,14.
Дети выполняют
артикуляционную
гимнастику
«Сытый хомячок»,
«Голодный
хомячок»
«Кто дольше?»
- прожужжит
пчелой;
-прозвенит
комаром
Ответы детей.
Слайд 15,16,17.
Художнику-(Гримеру)
*То царём, а то шутом,
Нищим или королём
Стать поможет, например,
Театральный… (Костюмер)
*Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие…(Декорации)
*Он по сцене ходит, скачет,
То смеется он, то плачет!
Хоть кого изобразит, —
Мастерством всех поразит!
И сложился с давних пор
Вид профессии — ...(Актёр)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А в нашем городе
Энгельсе есть театр, в котором можно увидеть весёлый
спектакль
с
музыкой,
песенками,
зажигательными
танцами, остроумными диалогами. А может быть кто-то
из вас, ребята,
был в таком театре и знает как он
называется?
Совершенно
верно,
называется
он
Саратовский областной театр оперетты. И я предлагаю
поиграть в гру «Расскажи стихи руками»
Кот играет на баяне,
Киска — та на барабане,
Ну, а Зайка на трубе
Поиграть спешит тебе.
Если станешь помогать,
Будем вместе мы играть.
Воспитатель: Но есть и необычные театры, например,
театр зверей. Как вы думаете кто исполняет роли в таком
театре?
Воспитатель: Вы правы, роли в спектакле исполняют
кошки, собаки, мыши или даже слоны. В нашей области к
сожалению, нет такого необычного театра. Но в Саратове
есть тоже необычный театр, называется он театр магии и
фокусов «Самокат».
Воспитатель: Как вы думаете, что показывают в этом
необычном театре?
Воспитатель:
Посмотрите,
ребята,
какие
разные
и
интересные, необычные театры есть в нашей Саратовской
области
Воспитатель: Ребята, в каком бы театре хотелось вам
побывать? А может быть в каком –то из этих театров вы
уже были ?А хотели бы вы
побывать в театре
Слайд 18,19.
Дети
имитируют
игру на различных
музыкальных
инструментах под
грамзапись русской
плясовой.
Слайд 20,21
Слайд 22
Дети: фокусы.
Слайд 23
Ответы детей.
«Самокат»? Как же нам туда попасть?
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель:
Королева театра приготовила для нас
сюрприз, может быть билеты в шкатулке, но нам нужен
ключ. Без билетов мы точно туда не сможем попасть.
Воспитатель: Ключ появится если мы назовем правила
поведения в театре. Подходите к мольберту, на котором
вы увидите подсказки для вас.
Воспитатель:
А вот и ключ от шкатулки. Ребята
рассаживайтесь поудобней, представление начинается.
Воспитатель: Ребята нам пора в детский сад. Вставайте
под волшебный зонт. Под зонтом покружись и детском
саду очутись! Вот мы и вернулись в детский сад!
РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель:
- Что узнали сегодня нового?
- С чем познакомились?
- В каком театре побывали?
- Кому мы сможем рассказать об этом?
- А какой из видов театра вы хотели бы создать
в нашей группе?
Ответы детей.
Дети: нам нужны
билеты
Дети называют
правила поведения в
театре.
Открываем
шкатулку и
находим билеты в
театр фокусов
«Самокат». Звенит
три звонка.
Дети
рассаживаются в
зале и начинается
видеоролик про
театр «Самокат»
Слайд 24
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей