Напоминание

формирование финансовой грамотности у детей старшего возраста через сюжетно-ролевую игру "Магазин"


Автор: Гаврилова Наталья Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 13
Населённый пункт: ст.Григорополисская
Наименование материала: авторская разработка
Тема: формирование финансовой грамотности у детей старшего возраста через сюжетно-ролевую игру "Магазин"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Авторская разработка по формированию

финансовой грамотности у детей старшего

возраста через сюжетно – ролевую игру

«Магазин»

в старшей группе « Ромашка » (5-6 лет)

Подготовила воспитатель: Гаврилова Н. А.

Тема проекта: «формированию финансовой грамотности у детей старшего

возраста через сюжетно – ролевую игру «Магазин».

Вид проекта: сюжетно – ролевой.

Участники проекта: дети старшей группы «Ромашка», воспитатель и

родители.

Количество детей – 12 чел. (6 мальчиков, 6 девочек).

Возраст: 5 -6лет

Цель: формирование основы финансовой грамотности у детей дошкольного

возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО;

Задачи: - сформировать первичные экономические понятия;

- научить правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и

разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями:

труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными

понятиями, такими, как бережливость, честность, экономичность, щедрость и

т. д.

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях,

носящих экономический характер;

Актуальность проекта: сегодня каждый понимает, что судьба государства

зависит от экономической, правовой, политической и нравственной

грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой

частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества

жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать

именно с дошкольного возраста,- когда детьми приобретается первичный

опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не

освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и

родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному

миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место

экономика занимает в окружающей его действительности.

Новизна проекта состоит в использовании блочной системы способствующей

формированию финансовой грамотности у дошкольников через игровую

деятельность. Выбор темы объясняется необходимостью повышения

качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Острой

потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью,

гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества

.

ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Основным направлением

проекта является сюжетно – ролевая игра. В сюжетно – ролевой игре

успешно развиваются личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и

общительность. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к

самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надёжным

диагностическим средством психического развития детей.

Формы и методы реализации проекта:

С детьми: беседы, НОД, чтение и обсуждение произведений художественной

литературы, продуктивная деятельность, дидактические игры, строительно -

конструктивные игры, обыгрывание сюжетно -ролевых, игровых ситуаций.

Ожидаемые результаты:

- формирование и развитие ролевого поведения у дошкольников;

- совершенствование и расширение игровых умений;

- обогащение и расширение представлений у детей по теме «Магазин», о

культуре взаимодействия с окружающими людьми;

- развитие диалогической речи (наличие умения составлять диалоги в

соответствии с принятой ролью);

- формирование культуры позитивного поведения;

- совершенствование навыков партнерского взаимодействия в парах.

Этапы работы над проектом:

-подготовительный;

-основной;

-заключительный - результаты работы над проектом.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мероприятие

Задачи

I этап. Подготовительный

Наблюдение за сюжетно -ролевыми

играми детей.

Проанализировать поведение детей

в сюжетно -ролевых играх с точки

зрения реализации игрового

замысла, разнообразия игровых

действий.

Подбор и приобретение методической

литературы, наглядно -дидактических

пособий, демонстрационного

материала для НОД, подбор наглядной

информации для родителей.

Организовать совместную

деятельность педагогов и

родителей.

Разработка тем и содержания бесед,

НОД, подбор художественной

литературы по теме проекта, подбор

иллюстративного материала на темы:

“Овощи”, “Фрукты”, “Магазин”.

Расширение представлений об

окружающем по теме “Магазин”.

Обогатить жизненный опыт и

впечатления детей.

Подбор, приобретение, изготовление

обучающих дидактических игр, подбор

сюжетно -ролевых игр -ситуаций.

Обогатить игровой опыт детей.

Обновление игрового оборудования,

обновление и изготовление атрибутов

к сюжетно -ролевой игре “Магазин”.

Создать условия, адекватные

уровню развития игровых умений

детей и содержанию игровой

деятельности.

Беседы с родителями.

Повысить родительскую

компетенцию с точки зрения

организации и развития детской

игры.

Оформление родительского уголка.

Размещение рекомендаций, буклетов,

статей по теме проекта.

Просвещение родителей.

Организация сюжетно -ролевой игры (игры, мероприятия в подготовке к

игре)

Работа по обогащению жизненного опыта детей

Цель: создать основу для развития и обогащения содержания сюжетно -

ролевой игры “Магазин”, самостоятельно

распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; развивать

ролевой диалог; воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять

характеры героев, оценивать их поступки.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с профессией продавца, кассира и др.;

- закреплять представления детей о труде взрослых;

- активизировать речевое взаимодействие детей в игре, умение поддерживать

беседу;

- формировать навыки культурного поведения;

- умения позитивно общаться и взаимодействовать со сверстниками,

проявлять доброжелательность и уважение друг к другу;

- способствовать развитию у детей творческого потенциала в процессе игры.

Реквизит (инвентарь): костюм продавца (халат, шапочка), костюм кассира

(халат, кокошник), костюм уборщицы (халат, ведёрко, швабра), муляжи:

овощи, фрукты, печенье, тортики, хлеб, кексы, колокольчик, сумочки,

кошельки , стол, скатерти, комплект посуды, денежные банкноты и монеты

(изготовленные самостоятельно детьми предварительно).

Беседы

«Куда мы ходим за продуктами?»

«Кто такой продавец?»

«Кто такой кассир?»

«Откуда продукты берутся в

магазине?»

«Какие отделы есть в продуктовом

магазине?»

«Как правильно вести себя в

магазине?»

«Полезные продукты»

«В магазин за покупками»

Дать представление о назначении

магазина, его функционировании, о

правилах поведения в магазине.

Формировать знания об

особенностях работы продавца,

кассира, водителя, грузчика.

Вызвать у детей интерес к

профессии продавец, дать

представление об этой профессии, о

сфере деятельности продавца, месте

его работы.

Формировать начальные

представления о здоровом образе

жизни, дать представления о

полезной и вредной пище.

Наглядные пособия

«Обувь»

«Одежда»

«Профессии»

«Овощи и фрукты»

Рассматривание сюжетных картинок

«Овощной магазин», «Супермаркет»,

«Вещевой магазин», «Обувной

магазин», «Мы играем в магазин»,

«Спец.одежда, атрибуты», «Магазин

игрушек».

Учить детей понимать, что

изображено на картине;

осмысливать взаимоотношения

персонажей, отвечая на вопросы

воспитателя; способствовать

активизации речи.

НОД

Познание. Формирование целостной

картины мира, расширение кругозора.

Тема: «Что нас осень принесла».

Формировать умение различать по

внешнему виду и называть овощи,

фрукты и ягоды. Формировать

представления детей об огородных

и садовых растениях. Учить

объединять овощи, фрукты, ягоды в

группы и обозначать группы

обобщающими понятиями.

Развитие речи.

Тема: «Профессия –продавец»,

рассказывание по схеме.

Познакомить детей с профессией

продавца, обогащать представления

детей о профессиях, познакомить с

атрибутами, необходимыми для

профессии продавца, содержанием

трудовой деятельности, показать

важность данной профессии, учить

рассказывать о профессиях.

Социально -коммуникативное

развитие.

Тема: «Таблетки растут на грядке».

Дать знания об овощах: огурец,

помидор, морковь, капуста, лук,

картофель, свекла. Познакомить с

понятием «витамины».

Вырабатывать заботливое

отношение к близким и желание им

помочь.

Развлечение.

Тема: «Все профессии нужны, все

профессии важны!».

Цель: расширить познавательный

интерес к профессиям; уважать и

ценить каждую из профессий;

формировать уважение к труду

взрослых разных профессий.

Лепка

Тема: «Кексы».

Закреплять умение скатывать

шарики кругообразными

движениями ладоней. Учить

сплющивать шар, сдавливая его

ладошками. Учить пользоваться

стекой для нанесения рисунка на

пряник. Учить лепить из

пластилина, согласно собственному

замыслу. Продолжать знакомить с

профессией повара, развивать

мелкую моторику пальцев и

мышление.

Аппликация

Тема: «Две морковки и капуста».

Учить детей создавать

аппликативные изображения

овощей: морковку способом

разрезания прямоугольника по

диагонали и закругления уголков,

капусту – способом обрывной

аппликации, продолжать учить

пользоваться ножницами.

Рисование.

Тема: «Нарисуем деньги».

Учить детей изображать предметы

круглой и прямоугольной формы,

воспитывать умение изменять

направление движения в одном

направлении и в другом , передавать

различия м предметами

прамоугольной формы и круглой,

формировать умение равномерно

располагать два предмета на листе

бумаги.

Чтение художественной литературы:

Загадывание описательных загадок о

фруктах, овощах, ягодах, продуктах

питания.

Развивать интерес к

художественной литературе,

пополнить литературный багаж,

обогатить жизненный опыт детей.

Чтение: Е.Санин «Продавец»,

О. Повещенко «Продавец»,

Н. Кнушевицкая «Продавец»,

В. Душев, И. Мазнин «Веселые весы»,

Э. Успенский «Птичий рынок», Г.

Юдин «Как варить компот», Ю. Тувим

«Овощи»,

В.В. Маяковский «Кем быть».

С. Маршак «Урок вежливости».

Работа по обогащению игрового опыта детей

Цель: развивать умения детей переводить жизненный опыт в условный план

игры.

Познавательные дидактические игры

«Овощи, фрукты», «Овощи»

Учить объединять различные

фрукты, ягоды, овощи в группы и

называть эти группы обобщающими

словами.

«Сварим суп»

«Сварим компот»

Упражнять в классификации,

сравнении, обобщении. Закреплять

обобщающее понятие “овощи”,

“фрукты”. Развивать

познавательный интерес,

коммуникативные способности,

связную речь.

«Магазин»

Учить объединять предметы в

группы и называть их

обобщающими словами, знакомить

с группами товаров разных отделов

магазина, развивать

наблюдательность, мышление,

восприятие, расширять словарный

запас.

«Магазин»

Развивать умения определять форму

окружающих предметов. Закрепить

умение детей соотносить

геометрические формы с формой

предметов. Развивать основные

психические процессы – память,

внимание, логическое

«Профессии».

Закрепить названия профессий

«Чьи предметы?»

Расширять знания о профессиях.

Краткое содержание: воспитатель

показывает на картинках

представителей профессий, а дети

находят картинки с изображением

предметов, необходимых этим

людям.

«Кому что нужно для работы?»

Закрепить знания детей о том, что

людям помогают в работе разные

вещи — орудия труда.

Строительно -конструктивная игра

Тема: «Прилавок для продавца»

Тема: «Обеденный стол»

Формировать у детей умение

использовать крупный

строительный материал,

разнообразно действовать с ним.

Учить выполнять постройку по

образцу воспитателя.

Учить создавать простейшие модели

реальных объектов, отражать в

обыгрывании постройки

полученные знания и впечатления.

Малоподвижная игра

«Съедобное -несъедобное»

Развивать моторно-двигательное

внимание, быстроту мышления,

умение сосредотачиваться на

свойствах определенного предмета.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры: «Ягоды»,

«Капуста», «Лимон», «Огород», «Муку

в тесто замесил», «Апельсин».

Развивать мелкую моторику,

координацию движений пальцев

рук.

Речевые дидактические игры

«Отгадай, что загадали?»

Уточнить представления детей о

продуктах, учить отгадывать

описательные загадки о продуктах.

«Расскажи о посуде»

Расширять знания детей о

различных видах посуды и о ее

назначении.

«Какой сок?»

Учить образовывать качественные

прилагательные от имен

существительных.

«Какое варенье?»

«Угостим гостей»

Учить составлять фразу по образцу.

Упражнять в образовании и

употреблении слов обозначающих

продукты питания в творительном

падеже. (“Я угощу гостя...конфетой,

яблоком, грушей, ватрушкой”и т.п.).

«В магазине игрушек»

Развитие диалогической речи,

развитие мышления, внимания,

памяти, формирование

интонационной стороны речи,

закрепление знаний о цвете,

геометрических фигурах, учить

составлять короткие описательные

рассказы об игрушках, развивать

представления об окружающем

мире.

«Магазин посуды»

Учить детей составлять рассказ по

плану, предложенному

воспитателем.

«Одень куклу»

Образование существительных в ед.

числе, упражнять детей в

образовании существительных с

уменьшительно -ласкательными

суффиксами – чик-, -ечк-,- очк-, -

еньк-, -оньк-, образование

антонимов.

Сюжетно -ролевые игры - ситуации

«В магазин привезли много овощей и

фруктов»

Развивать у детей интерес к

сюжетно -ролевым играм, создать

игровую ситуацию. Учить брать на

себя роль (продавца, кассира,

покупателя), выполнять игровые

действия соответственно взятой

роли. Учить вести диалог (продавец

-покупатель, кассир -покупатель),

употребляя вежливые слова и

фразы: “здравствуйте”, “что бы вы

хотели купить”, “возьмите,

пожалуйста”, “ждём вас снова”, “я

хотел бы купить”, “дайте мне,

пожалуйста”, “спасибо”, “до

свидания”.

«Покупатели оплачивают покупку»

«В магазин привезли свежие

продукты»

«Вежливый продавец»

«Вежливый покупатель»

«Выбираем подарок на день

рождения»

«Папа мама и дочка идут за покупками

в магазин»

«Покупаем полезные продукты»

Создать игровую ситуацию.

Развивать умение

взаимодействовать и ладить друг с

другом в непродолжительной

совместной игре.

Закреплять полученные знания о

полезных продуктах, здоровом

питании.

Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры

Побуждение детей к ролевым

высказываниям:

«Кто хочет быть продавцом?»

«Что делает продавец?»

Подключение к игре малоактивных

детей:

«Шофер, в магазине заканчиваются

овощи, привези ещё овощей и

фруктов»

Обращения по ходу игры:

«Покупатели, встаньте в очередь»,

«Кассир, пробейте, пожалуйста, чек»

Побуждать детей правильно называть

себя в игровой роли:

«Я – продавец», «Я – покупатель»,

«Я – кассир»

Побуждать называть игровые

действия:

Способствовать развитию

самостоятельной игры детей, поиску

новых игровых задач и способов их

решения.

«Я раскладываю овощи»,

«Я выбиваю чек» и т. п.

Побуждать отвечать на вопросы

воспитателя об игре, игровой роли,

выполняемых действиях.

Взаимодействие с родителями

Рекомендации родителям о

проведении с детьми целевых

экскурсий в магазин, совместных с

детьми наблюдений за работой

продавца, кассира, покупателя в

магазине, размещением продуктов в

разных отделах магазина.

Обогатить жизненный опыт и

впечатления детей в ходе экскурсий

с родителями и бесед об увиденном.

Консультация для родителей

Тема: «Готовим ребенка к жизни»

Показать актуальность развития

финансовой грамотности детей.

Папка -передвижка «Воспитанность и

вежливость».

Способствовать нравственному

развитию личности ребенка,

познакомить с понятиями

«вежливость» и «воспитанность»,

дать понять детям, что это не одно и

то же, воспитывать культуру

общения, формировать

уважительное и доброжелательное

отношение к людям, развивать

познавательный интерес, расширять

кругозор детей.

Консультация: «Чему учит сюжетно -

ролевая игра!».

Познакомить родителей с

разновидностью игр – сюжетно-

ролевой, и дать знания об её

ведении, материалах, задачах.

Распространение педагогических

знаний среди родителей.

Анкета «Деньги в жизни вашего

ребёнка».

Выяснение отношение родителей к

деньгам и как их заработать.

II этап. Основной (практический)

Организационный момент

Ребята, недавно мы с вами ходили на

экскурсию в магазин. Расскажите, кто

работает в магазине? Что делают

продавцы? Кто привозит продукты в

магазин?

(Дети вспоминают название профессий

людей, работающих в магазине.)

Хотите поиграть в магазин? Давайте

распределим роли. Кто хочет быть

продавцом? Шофёром? Кто будет

покупать продукты? Чтобы играть,

нужно построить прилавок. (Дети

Методы приёмы (прямые,

косвенные):

Словесные методы:

Вопросы, беседа с опорой на

личный опыт детей. Игровые

действия воспитанника: В беседе

взаимодействуют с воспитателем,

отвечают на вопросы, принимают

решение вместе с педагогом:

«детская» цель ( поиграть в

магазин). Выбирают необходимые

атрибуты.

Контроль результатов деятельности:

Дети имеют представления о работе

магазина; могут выбрать

совместно с педагогом строят из

столов и стульев прилавок). Какие

продукты привезут в магазин? Ящики

с овощами и фруктами.

Развитие сюжета

Начинаем играть. (Продавцы

раскладывают товар на витрине,

готовят бумажные чеки, водители

подвозят продукты- кубики,

заменяющие ящики с овощами и

фруктами, покупатели готовят

бумажные деньги и выстраиваются в

очередь.)

Мне нужно купить 1 килограмм груш.

Покажите, пожалуйста, какие у вас

груши. Мне нравятся вот эти. Сколько

стоит 1 килограмм груш? Вот деньги,

пробейте чек. Скажите, к вам завезут

виноград? (Педагог даёт образец

поведения покупателя, дети подходят

к продавцам, выбирают и покупают

овощи и фрукты). А что это у вас

такое красное, круглое, наверное,

очень сладкое? (Педагог закрепляет

необходимые атрибуты для игры.

знания детей о признаках овощей и

фруктов). Скажите, что вы купили?

Это овощи или фрукты? (Проводится

работа по дифференциации понятие

«овощи» и «фрукты».) Вы

купили сливы для своей дочки?

Какие она ещё любит? (Покупатели

рассказывают, что они купили, и

собираются приобрести ещё). Вот эти

бананы не берите. У них кожура очень

тёмная. Они уже испортились.

Выберите что-нибудь другое...

Посмотрите, у грузовой машины,

которая привозит овощи и фрукты для

магазина, спустило колесо. Теперь их

не привезут вовремя. Кто поможет

шофёру починить машину? Может,

среди покупателей есть автомеханики?

Вот в магазин привезли свежие

продукты. (Продавцы обновляют

витрины).

Кто теперь хочет быть продавцом?

Методы приёма: Включение

педагога в игру, принятие на себя

роли. Наблюдение педагога за

игрой, советы, напоминания.

Игровые действия воспитанника: В

беседе взаимодействуют с

воспитателем, отвечают на вопросы,

принимают решение вместе с

педагогом: «детская» цель

( поиграть, поработать в магазине).

Вместе с педагогом распределяют

роли. Сотрудники магазина

занимают свои рабочие места.

Покупатели с педагогом проходят

за сумками и кошельками с

деньгами.

Дети продолжают игру

самостоятельно. Дети, которые

взяли роли, занимают места в

магазине.

Продавец магазина - вежливо

здоровается с покупателем,

предлагает ему товар, даёт ему то,

что он выбрал.

Покупатели – просят продавца

продать тот или иной товар,

оплачивают покупку у кассира,

Давайте посчитаемся. Кто будет

грузчиком?

Он должен быть очень сильным, чтобы

донести такие тяжелые ящики! Он

должен быть настоящим силачом! А

вам нужно купить продукты для того,

чтобы отметить день рождения.

У кого как будто будет день

рождения? Хорошо. Я как будто

хозяйка и на ушко скажу, кому что

нужно купить. (Воспитатель называет

каждому из детей список из 4-6 слов,

обозначающих название продуктов

питания.) Не забудешь? Может быть,

повторить на другое ушко? Ну, беги в

магазин и занимай очередь. (Дети

покупают товар, воспитатель

подсказывает через описание

признаков название того, что они

забыли.)

Всё купили? Все продукты проданы.

Кто купил колбасу и сыр для

бутербродов? Яйца и мясо для

пельменей? Молоко и сахарную пудру

для блинчиков? Как это, не было

сахарной пудры? На что похож

складывают покупки в сумку,

соблюдают правила поведения в

общественных местах. Вступают в

диалог друг с другом.

Охранник – следит за порядком.

Уборщица - убирает мусор.

Контроль результатов деятельности:

Дети активно участвуют в

распределении роли; имеют

представления о работе сотрудников

магазина, владеют навыками

культурного поведения в

общественном месте.

Методы, приемы:

Беседа.

Игровые действия воспитанника:

Дети совместно с воспитателем

собираются у стола, где девочки

накрывают стол, расставляют все

угощения, которые они приобрели в

пакетик для сахарной пудры?

Подумайте, что может заменить его?

Сливки для украшения торта? На что

они похожи? Идите покупать. Что вы

хотите, чтобы я ещё приготовила для

дня рождения?

Ну, теперь помогите убрать в комнате,

а то гости скоро придут, а я пока

угощение буду готовить... Смотрите,

что я приготовила.

Итоги игры

Игра закончена. Понравилась вам

игра? Какие роли вы выполняли в

игре? Что делали ваши персонажи?

Кто хорошо играл свою роль, но и не

забывал помогать товарищам?

Молодцы.

магазине.

Активно помогают друг другу.

Обсуждают с педагогом, где они

сегодня были, что приобрели, что

узнали нового.

Если интерес к игре не угас, то дети

продолжают играть, разворачивая и

обогащая сюжет.

Часть детей может заняться играми

по интересам.

Контроль результатов деятельности:

Наблюдает за игрой, не выходя из

роли.

III этап. Заключительный

Анализ результатов проекта.

Оценить эффективность реализации

проекта

Результаты реализации проекта:

У детей:

· обогатился жизненный опыт, расширились представления об

окружающем мире;

· обогатился игровой опыт, в том числе, через совместные игры со

взрослыми;

· обогатились игровые действия, игровое взаимодействие со

взрослыми и сверстниками;

· обогатился ролевой словарь, повысилась речевая активность;

· усовершенствовались умения вести диалог с партнёром по игре

(взрослым, сверстником);

· обогатился финансовый опыт в процессе совместных игр со

сверстниками и взрослыми.

У родителей:

· проявилась заинтересованность в непосредственном участии в

образовательной деятельности.

У воспитателя:

· повысилась профессиональная компетенция, умение использовать

комплексный метод педагогической поддержки сюжетно - ролевых игр,

способствующий развитию самодеятельных игр детей.



В раздел образования