Автор: Смекаленкова Татьяна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ЦВР "Академический"
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Метроритмическое восприятие на занятиях сольфеджио 1-го года обучения"
Раздел: дополнительное образование
Занятие по сольфеджио на тему: «Метроритмическое восприятие
на занятиях сольфеджио 1-го года обучения».
Пояснительная записка
Сольфеджио – комплексная дисциплина, где формируются навыки, позволяющие
будущему музыканту свободно ориентироваться в сфере музыкально-выразительных
средств.
Одной из самых актуальных проблем современного педагога сольфеджио является
проблема преподнесения сложного музыкально-теоретического материала как можно
максимально просто и доступно.
Ритм здесь играет одну из главных ролей. Работа над ритмом и метром является
одной из самых трудных в практическом освоении всех музыкальных дисциплин (занятия
сольфеджио, на инструменте, хор), поэтому ритмическое сольфеджио существует в ряду
важнейших
составляющих
каждого
занятия
–
интонационных
упражнений,
сольфеджирование по нотам, музыкального диктанта и т.д. Таким образом развитое
чувство
ритма
существенно
помогает
учащимся
в исполнительской
практике
.
Научить умению чувствовать соотношение длительностей, пульсацию долей —
одно из главных направлений работы на занятиях сольфеджио с самого начального этапа
обучения.
Тема занятия: «Метроритмическое восприятие на занятиях сольфеджио
1-го года обучения».
Цель:
развитие
и организация
ритмического
и мелодического
слуха,
повышение
познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путём
применения различных форм музыкальной деятельности.
Задачи:
1.Образовательные:
Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка на примере работы с
ритмическими упражнениями.
Привить детям начальные навыки сольфеджирования.
2. Развивающие:
Развивать чувства метроритма.
Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей.
Стимулировать
развитие
музыкальных
способностей
детей:
певческие,
исполнительские.
Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и
слуховых навыков.
Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».
3. Воспитательные:
Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в
целом.
Формировать в детях коммуникативные качества.
Этапы занятия:
Организационный: подготовка к занятию, подготовка атрибутов и дидактических
материалов.
Теоретический: подведение итогов, осознание знаний, умений и навыков; этап
всесторонней проверки знаний.
Практический: сольфеджирование, исполнение заданий.
Заключительный: подведение итогов, домашнее задание, поощрение участников
Используемые методы:
словесный,
наглядный,
практический,
размышления,
активизация музыкального опыта учащихся,
закрепление знаний, умений, навыков в разных видах деятельности,
поощрения, похвала.
Форма организации занятия: групповая, фронтальная.
Тип: комбинированное занятие систематизации и обобщения знаний.
Продолжительность: 45 минут
Используемые педагогические технологии
Технология
проблемного
обучения.
Создание
проблемных
ситуаций.
Проблемные задания на уроке составляются с учетом всех видов деятельности: при
игре
на
фортепиано,
восприятии
музыки,
выполнении
занимательных
и
интеллектуальных заданий.
Технология
развивающего
обучения.
Принцип
последовательности
в
освоении учебного материала является одной из существенных тенденций в
современном подходе к развитию ученика. Обязательным условием эффективного
обучения должна быть система. Методы развивающего обучения можно разделить
на 3 группы: логическое осмысление учебного материала, практическое освоение
музыкальной информации, творческое оперирование с учебным материалом.
Технология формирования мотивации к деятельности. При разработке планов,
при подборе материала к занятиям педагог должен всегда учитывать характер
потребностей своих учащихся. Для этого содержание учебного материала должно
быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на
жизненный опыт детей, но в тоже время материал должен быть достаточно
сложным.
Здоровьесберегающая технология. Стиль общения педагога с учениками
влияет на состояние здоровья школьников. Если процесс получения знаний
интересен и мотивирован, то усвоение материала не создает эффекта перегрузки.
Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и
методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию к изучению
предмета, помогает вызвать положительные эмоции.
Оборудование и наглядные материалы:
раздаточный материал: карточки с изображение длительностей,
дидактический материал: ритмические карточки,
фортепиано,
магнитная доска.
Содержание занятия:
1.
Организационный момент
Педагог:
Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас здоровыми и
счастливыми. Давайте примем правильную осанку и настроимся на активную творческую
работу на протяжении всего занятия. Сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли
гости, и я думаю, мы с удовольствием покажем, как занимаемся здесь сольфеджио, чему
учимся и что уже знаем и умеем. Вы согласны?
Учащиеся: Да
Педагог: Давайте начнём наше занятие с музыкального приветствия!?
Учащиеся: Давайте!
Исполняется музыкальное приветствие
Педагог: Ребята, без чего не может существовать музыка?
Учащиеся: Без ритма.
Педагог: Правильно! С понятием метроритм мы с вами сталкивались не только на
занятиях сольфеджио, но и на занятии «Слушание музыки». Это одно из выразительных
средств музыки. Давайте дадим определение что такое «Метр» и что такое «Ритм».
Учащиеся: Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей.
Ритм – это закономерное чередование долгих и коротких звуков.
Педагог: Молодцы, правильно! Какие бывают длительности?
Учащиеся: Длинные и короткие.
Педагог: Какие длительности мы с вами знаем.
Учащиеся: Половинная, четверть, восьмые.
Педагог: Молодцы! Ребята, я предлагаю вам «погулять» по ритмическому лабиринту.
Задание 1. «Лабиринт»
Выполнение задания: Проговаривая ритмослогами каждую ритмическую группу дважды,
Учащиеся: выстукивают ритм.
Педагог: Очень хорошо! Ребята, посмотрите на стол. У меня много карточек, я попрошу
четырёх обучающихся взять по одной карточке и выстроиться в линейку. У нас получился
ритмический рисунок. Давайте простучим его «умными» ладошками (условными
движениями.)
Выполнение задания
Учащиеся выстукивают ритмический рисунок
Педагог: Молодцы! Очень хорошо! Скажите пожалуйста отчего ещё зависит ритм?
Учащиеся: От размера.
Педагог: Правильно! Ритм зависит не только от длительностей, но и от размера, который
ставится в начале мелодии. А что означают цифры в размере?
Учащиеся:
Верхняя цифра означает сколько долей в такте, а нижняя – какой
длительности является доля.
Задание 2. «Найди ошибку»
Педагог на доске пишет ритмический рисунок. Задача обучающихся найти ошибку и
правильно расставить тактовые черты.
Выполнение задания
Задание 3. «Угадай ритмический рисунок»
На карточке выписано три ритмических рисунка. Один из учащихся по своему выбору
простукивает понравившийся ритмический рисунок, остальные дети должны отгадать
какой и простучать его проговаривая ритмослогами.
Выполнение задания
Педагог: Молодцы!
Задание 4. Вокально – интонационные упражнения.
1. Пение гаммы в ритме заданном педагогом.
2. Пение номера с предварительным проговариванием нотного текста в ритме.
Выполнение задания
Задание 5 «Речевые потешки» (ритмическая партитура)
Выполнение задания
Вместе с педагогом проговаривается с хлопками следующая фраза: «Киска учится
считать». На карточке записывается ритм слов. При помощи наводящих вопросов
выясняется где ставится тактовая черта, какая доля в такте сильная, а какая слабая.
Такая же работа выполняется с фразой: «Кисонька, глупая, что считать ты
будешь?». Получившуюся ритмическую партитуру учащиеся читают ритмослогами с
хлопками, разделившись на две группы.
Задание 6. Ритмический диктант.
Педагог: И у нас осталось последнее и самое любимое задание — это ритмический
диктант.
Каждому
ученику
раздается
набор
карточек
с длительностями
нот.
Задача
за 6 проигрываний (возможно меньше) выложить карточки согласно их порядку.
Учащиеся справляются с заданием.
Домашнее задание.
Педагог:
Вы сложили ритм, который я вам играла, а домашним заданием вам будет
придумать свой ритм и записать его в тетрадь.
Подведение итогов. Рефлексия
Педагог: Ну, вот и подошел к концу наш такое насыщенное и сложное занятие, где
мы осваивали тему — метроритм. Какие понятия мы с вами, ребята, сегодня вспомнили?
Учащиеся: Метр и ритм.
Педагог: Вы сегодня очень хорошо поработали, у вас сегодня многое получилось потому,
что вы работали не только каждый в отдельности, но и все вместе, дружной, командой,
как единый ансамбль, как хор.
Закончить занятие мне бы хотелось словами музыковеда Эмиля Финкельштейна: «Ритм –
это узоры музыкального времени, красивые и разумные. Метр размечает время, когда
звукам появляться в узоре. Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться узору. А сам
узор, т.е. Ритм – это уже музыка!» Спасибо за работу! А сейчас скажите мне пожалуйста
понравилось ли вам сегодня занятие? Перед вами лежат картинки с веселыми и грустными
мордочками поросят. Поднимите пожалуйста ту картинку какое сейчас у вас настроение.
Учащиеся: Поднимают картинки с веселыми улыбающимися мордочками.
Список использованной литературы:
1. Ермакова, О. К. Уроки музыкальной литературы [Текст]: первый год обучения / О. К.
Ермакова. - 2-е изд., испр. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 186, [1] с.: ил., ноты; 21 см. -
(Серия "Учебные пособия для ДМШ"); ISBN 978-5-222-22144-0
2.
Жакович, В. В.
Музыкальная грамота для самых маленьких в сказках, стихах и
картинках [Текст]: [0+] / Валентина Жакович. - Изд. 2-е, стер. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2015. - 39, [1]с.: ил., нот. ил.; 26 см. - (Серия "Учебные пособия для ДМШ"); ISBN 978-5-
222-24908-6: 3000 экз.
3. Камаева, Т. Ю. Азартное сольфеджио: метод. пособие / Т. Камаева, А. Камаев.- Москва:
Владос: Доминанта, 2004 (Вологда: ПФ Полиграфист). - 32 с.; 28 см + Прил. (57 отд. л.
нот.в папке); ISBN 5-691-01361-0 (в обл.)
4. Котляревская-Крафт, М. А. Сольфеджио: Учеб. пособие для подгот. отд-ний ДМШ:
Разраб. уроков (с прил. домаш. заданий) / М. Котляревская-Крафт, И. Москалькова, Л.
Батхан; Под ред. Л. Масленковой; Введ. авт. - Москва; СПб.: Музыка, 1995. - 76 с. + прил.
(30 с.).
5. Фролова, Ю.В., Сольфеджио. Подготовительный класс [Текст]: [0+] / Юлия Фролова. -
Изд. 3-е, стер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. - 102, [1]с.: ил., нот. ил.; 26 см. - (Серия
"Учебные пособия для ДМШ"); ISBN 979-0-66003-534-4