Автор: Злыгостева Ольга Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Ярсалинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: с. Яр-Сале
Наименование материала: статья
Тема: "Как невыраженные эмоции и отношения в семье влияют на здоровье ребенка"
Раздел: дошкольное образование
«
Как невыраженные эмоции и отношения в семье
влияют на здоровье ребенка»
Семья - первая ячейка, в которую поступает ребенок с рождения. Период от
рождения до шести лет характеризуется
сильнейшей зависимостью от родителей.
Ребенок, подражая взрослому, формирует
определенные
личностные
качества,
критерии оценки себя и других. Значимым
взрослым для ребенка являются родители.
Устанавливается
стиль
взаимоотношения,
ребенок должен понять свою значимость в
семье.
Основным условием нормального
психосоциального развития (помимо
здоровой нервной системы) признается
спокойная и доброжелательная обстановка,
создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц,
которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и
играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и
обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье.
Семья для ребенка на ранних этапах развития является ближайшей микросредой, первой
и часто почти единственной социальной группой, наиболее долго действующим фактором,
формирующим личность, нравственные чувства, навыки социального поведения. Без
разумной
и
деятельной
родительской
любви,
сочувствия,
сопереживания
ребенку
эмоциональный, нравственный и интеллектуальный фундамент личности будет непрочным,
а от его прочности зависит духовное здоровье человека. а эмоциональную атмосферу в семье
и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы,
среди которых можно выделить такие, как:
неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;
занятость родителей;
ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.
Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детское дошкольное учреждение
или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим
событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего
ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней. В
ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей
формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя
как
отдельного
индивида,
постепенно
у
меньшается чувство зависимости от родителей.
При частых и длительных разлуках с матерью
(помещение в ясли или в санаторий) у детей
раннего возраста нарастает потребность в
привязанности,
что
может
привести
к
появлению невротических реакций. В среднем
лишь к 3 годам у ребенка появляется желание
«расстаться»
с
матерью
и
стать
более
независимым. Кроме того, в этом возрасте уже
возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с
другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3-х лет можно помещать в детский сад, не
рискуя его психическим здоровьем
Дети с большей долей вероятности способны перенимать отрицательные эмоции от
родителей, чем родители перенимать отрицательные эмоции от своих детей.
Женщины
(девочки)
более
склонны
перенимать отрицательные эмоции, чем
мужчины (мальчики).
Депрессии у детей могут быть напрямую
связаны
с
отрицательными
эмоциями
родителей.
Родители, будучи под сильным стрессовым
прессингом,
воспитывают
детей,
также
неизбежно
страдающих
от
стрессового
состояния.
Дополнительные стрессообразующие факторы:
большое количество людей в семье, стрессы на
работе одного или нескольких членов семьи, а также наличие подростка в семье.
Советы для родителей
Дайте ребенку понять, что если вы переживаете стресс, к ним это не имеет никакого
отношения. Например, если дети приходят со школы домой, а у вас болит голова,
расскажите им об этом. Предупредите их, что вы какое-то время можете быть немного
ворчливы или раздражительны, но это не их вина. Такое разъяснение минимизирует
«заразность» ваших негативных эмоций.
Расскажите членам вашей семьи, что делать, когда кто-то пребывает в расстроенных
чувствах. Вы не можете бесконечно пытаться изменить человека, испытывающего
определенные негативные эмоции. Но важно научить членов семьи п
онимать, что это не относится лично к ним, что люди делают или говорят что-то вовсе
не по их вине, даже если в тот момент члены семьи становятся «мишенью» всего
происходящего.
К тому же, важно понимать, что некоторые дети намного более чувствительны, чем
другие. Поэтому обратите особое внимание на ребенка, который остро воспринимает
энергетику в доме, даже когда она не направлена непосредственно на него самого.
Помогите ему научиться распознавать плохое настроение других людей и постарайтесь
поддерживать в те дни, когда кому-то из членов семьи н
е очень хорошо на душе.
Если
настроение
близкого
человека
«заряжает»
негативом
окружающих
практически
на
регулярной
основе,
поддержите его и постарайтесь помочь.
Возможно,
понадобится
консультация
врача
или
же
необходимо
будет
попытаться
исправить
проблемы,
которые являются причиной появления
негативных эмоций (например, поменять
место
работы,
перевести
ребенка
в
другой класс или помочь ему найти
новых друзей).
Семья является одним из самых важных
и
влиятельных
факторов
социализации
ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род
занятий его членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в
значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,
полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка
воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с
возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие
эмоциональных
связей
и
отношений
привязанностей
оказывают
влияние
на
протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным
эталоном построения его отношений с другими людьми.