Напоминание

"Как невыраженные эмоции и отношения в семье влияют на здоровье ребенка"


Автор: Злыгостева Ольга Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Ярсалинский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: с. Яр-Сале
Наименование материала: статья
Тема: "Как невыраженные эмоции и отношения в семье влияют на здоровье ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Как невыраженные эмоции и отношения в семье

влияют на здоровье ребенка»

Семья - первая ячейка, в которую поступает ребенок с рождения. Период от

рождения до шести лет характеризуется

сильнейшей зависимостью от родителей.

Ребенок, подражая взрослому, формирует

определенные

личностные

качества,

критерии оценки себя и других. Значимым

взрослым для ребенка являются родители.

Устанавливается

стиль

взаимоотношения,

ребенок должен понять свою значимость в

семье.

Основным условием нормального

психосоциального развития (помимо

здоровой нервной системы) признается

спокойная и доброжелательная обстановка,

создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц,

которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и

играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение и

обеспечивают материальными средствами, необходимыми семье.

Семья для ребенка на ранних этапах развития является ближайшей микросредой, первой

и часто почти единственной социальной группой, наиболее долго действующим фактором,

формирующим личность, нравственные чувства, навыки социального поведения. Без

разумной

и

деятельной

родительской

любви,

сочувствия,

сопереживания

ребенку

эмоциональный, нравственный и интеллектуальный фундамент личности будет непрочным,

а от его прочности зависит духовное здоровье человека. а эмоциональную атмосферу в семье

и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы,

среди которых можно выделить такие, как:

неудовлетворительные жилищно-бытовые условия;

занятость родителей;

ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли.

Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детское дошкольное учреждение

или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим

событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего

ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней. В

ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей

формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя

как

отдельного

индивида,

постепенно

у

меньшается чувство зависимости от родителей.

При частых и длительных разлуках с матерью

(помещение в ясли или в санаторий) у детей

раннего возраста нарастает потребность в

привязанности,

что

может

привести

к

появлению невротических реакций. В среднем

лишь к 3 годам у ребенка появляется желание

«расстаться»

с

матерью

и

стать

более

независимым. Кроме того, в этом возрасте уже

возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с

другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3-х лет можно помещать в детский сад, не

рискуя его психическим здоровьем

Дети с большей долей вероятности способны перенимать отрицательные эмоции от

родителей, чем родители перенимать отрицательные эмоции от своих детей.

Женщины

(девочки)

более

склонны

перенимать отрицательные эмоции, чем

мужчины (мальчики).

Депрессии у детей могут быть напрямую

связаны

с

отрицательными

эмоциями

родителей.

Родители, будучи под сильным стрессовым

прессингом,

воспитывают

детей,

также

неизбежно

страдающих

от

стрессового

состояния.

Дополнительные стрессообразующие факторы:

большое количество людей в семье, стрессы на

работе одного или нескольких членов семьи, а также наличие подростка в семье.

Советы для родителей

Дайте ребенку понять, что если вы переживаете стресс, к ним это не имеет никакого

отношения. Например, если дети приходят со школы домой, а у вас болит голова,

расскажите им об этом. Предупредите их, что вы какое-то время можете быть немного

ворчливы или раздражительны, но это не их вина. Такое разъяснение минимизирует

«заразность» ваших негативных эмоций.

Расскажите членам вашей семьи, что делать, когда кто-то пребывает в расстроенных

чувствах. Вы не можете бесконечно пытаться изменить человека, испытывающего

определенные негативные эмоции. Но важно научить членов семьи п

онимать, что это не относится лично к ним, что люди делают или говорят что-то вовсе

не по их вине, даже если в тот момент члены семьи становятся «мишенью» всего

происходящего.

К тому же, важно понимать, что некоторые дети намного более чувствительны, чем

другие. Поэтому обратите особое внимание на ребенка, который остро воспринимает

энергетику в доме, даже когда она не направлена непосредственно на него самого.

Помогите ему научиться распознавать плохое настроение других людей и постарайтесь

поддерживать в те дни, когда кому-то из членов семьи н

е очень хорошо на душе.

Если

настроение

близкого

человека

«заряжает»

негативом

окружающих

практически

на

регулярной

основе,

поддержите его и постарайтесь помочь.

Возможно,

понадобится

консультация

врача

или

же

необходимо

будет

попытаться

исправить

проблемы,

которые являются причиной появления

негативных эмоций (например, поменять

место

работы,

перевести

ребенка

в

другой класс или помочь ему найти

новых друзей).

Семья является одним из самых важных

и

влиятельных

факторов

социализации

ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род

занятий его членов, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в

значительной мере предопределяет жизненный путь ребенка. Кроме сознательного,

полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка

воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с

возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие

эмоциональных

связей

и

отношений

привязанностей

оказывают

влияние

на

протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным

эталоном построения его отношений с другими людьми.



В раздел образования