Автор: Армянинова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ детский сад №5
Населённый пункт: город Нефтекамск Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА – КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ВОСПИТАННИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУБИКОВ БЛУМА
Раздел: дошкольное образование
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА – КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ
У ВОСПИТАННИКОВ
(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУБИКОВ БЛУМА)
Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира.
Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и
построение своей картины этого мира.
С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую
качественную ступень.
Умение интересно, понятно и складно (не путаясь в мелочах и подробностях)
рассказывать и вести диалог — одно из важнейших достижений ребёнка дошкольного
возраста. Огромную роль в формировании такого общения у детей дошкольного возраста
играют эвристические беседы, когда задавать вопросы и отвечать, высказывать свою
точку зрения могут все участники. Задача педагога — построить беседу так, чтобы опыт
деятельности каждого ребёнка стал достоянием всего коллектива.
Что же это такое - эвристическая беседа?
Эвристическая беседа - один из словесных методов обучения. Свое название
эвристическая беседа получила от греч.эвристика - отыскиваю, открываю. Сущность
эвристической беседы состоит в том, что воспитатель, путем постановки перед детьми
определенных вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к
определенным выводам. Коллективная беседа создает атмосферу общей
заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к
систематизации знаний и опыта, положительно влияет на развитие мышления, прежде
всего на развитие речи.
Насколько же реально эвристическое обучение в дошкольном учреждении и нужно
ли оно в свете новых федеральных требований в дошкольном образовании?
Использование эвристических методов в детском саду просто необходимо. С помощью
этих методов мы научим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить глубоко, дети
смогут изобретать что-то новое, фантастическое, может быть нереальное в этом мире.
Цель использования эвристических бесед в развитии дошкольников:
повышение речевой активности детей дошкольного возраста в образовательной
деятельности.
Эвристическая беседа - коллективная форма общения, и данный метод применяют
преимущественно при проведении фронтальных и подгрупповых формах организации
педагогического процесса.
Применение метода эвристической беседы способствует усилению речевой
активности на занятии, развитию мышления, глубокому пониманию изучаемого
материала, практическому использованию навыков словоизменения и словообразования,
активизирует словарный запас.
Решающее значение для эффективности проведения эвристической беседы имеет
правильный подбор, формулировка и постановка вопросов, которые являются
главным «инструментом» этого метода. Каждый вопрос, поставленный педагогом перед
детьми, должен побуждать их к активной продуктивной мыслительной деятельности,
сообразительности.
Вопросы типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом? Что нам
надо вспомнить для решения нашего вопроса? Где об этом мы можем узнать?
являются эвристическими и помогают воспроизвести по памяти, известную детям
информацию.
На основе анализа структуры эвристической беседы выделяют две её формы:
1. «жёсткая» — вопросно-ответная, когда основными компонентами выступают вопрос
педагога и ответ ребёнка.
2. «свободная», имеющая несколько иную структуру, когда на один вопрос педагога
следует «цепочка» логически связанных между собой ответов детей.
Я хотела бы представить один из приемов эвристической беседы, разработанный
американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик
Блума.
Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова
(либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее
приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам
ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.
На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно
использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как
групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.
Требования к вопросам:
вопросы должны быть посильными для воспитанников и вызывать у них
познавательный интерес;
степень проблемности целесообразно варьировать, чтобы в беседе приняли
участие все дети;
исправления неправильного ответа желательно осуществлять силами самих
воспитанников;
диалог целесообразно чередовать с монологом воспитателя;
в процессе монолога детям сообщается определенный объем информации,
на основе которой им предъявляются новые проблемные вопросы;
Практическая значимость эвристической беседы
Использование эвристических бесед с применением "Кубика Блума" только на
первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится
детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает
развивать
речевую
активность,
активизировать
словарный
запас,
в
активной
и
занимательной форме проверять знания и умения дошкольников.
Ценность использования эвристической беседы в работе заключается в том, что дети
самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта,
педагог лишь подводит их к правильному решению своими вопросами в беседе. Таким
образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей
позиции, своего миропонимания.