Напоминание

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА – КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ВОСПИТАННИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУБИКОВ БЛУМА


Автор: Армянинова Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ детский сад №5
Населённый пункт: город Нефтекамск Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА – КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ВОСПИТАННИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУБИКОВ БЛУМА
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА – КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ

У ВОСПИТАННИКОВ

(С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КУБИКОВ БЛУМА)

Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира.

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и

построение своей картины этого мира.

С овладением речью познавательная деятельность дошкольника поднимается на новую

качественную ступень.

Умение интересно, понятно и складно (не путаясь в мелочах и подробностях)

рассказывать и вести диалог — одно из важнейших достижений ребёнка дошкольного

возраста. Огромную роль в формировании такого общения у детей дошкольного возраста

играют эвристические беседы, когда задавать вопросы и отвечать, высказывать свою

точку зрения могут все участники. Задача педагога — построить беседу так, чтобы опыт

деятельности каждого ребёнка стал достоянием всего коллектива.

Что же это такое - эвристическая беседа?

Эвристическая беседа - один из словесных методов обучения. Свое название

эвристическая беседа получила от греч.эвристика - отыскиваю, открываю. Сущность

эвристической беседы состоит в том, что воспитатель, путем постановки перед детьми

определенных вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к

определенным выводам. Коллективная беседа создает атмосферу общей

заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к

систематизации знаний и опыта, положительно влияет на развитие мышления, прежде

всего на развитие речи.

Насколько же реально эвристическое обучение в дошкольном учреждении и нужно

ли оно в свете новых федеральных требований в дошкольном образовании?

Использование эвристических методов в детском саду просто необходимо. С помощью

этих методов мы научим детей выходить из трудных ситуаций, мыслить глубоко, дети

смогут изобретать что-то новое, фантастическое, может быть нереальное в этом мире.

Цель использования эвристических бесед в развитии дошкольников:

повышение речевой активности детей дошкольного возраста в образовательной

деятельности.

Эвристическая беседа - коллективная форма общения, и данный метод применяют

преимущественно при проведении фронтальных и подгрупповых формах организации

педагогического процесса.

Применение метода эвристической беседы способствует усилению речевой

активности на занятии, развитию мышления, глубокому пониманию изучаемого

материала, практическому использованию навыков словоизменения и словообразования,

активизирует словарный запас.

Решающее значение для эффективности проведения эвристической беседы имеет

правильный подбор, формулировка и постановка вопросов, которые являются

главным «инструментом» этого метода. Каждый вопрос, поставленный педагогом перед

детьми, должен побуждать их к активной продуктивной мыслительной деятельности,

сообразительности.

Вопросы типа: Как? Почему? Что из этого следует? Каким способом? Что нам

надо вспомнить для решения нашего вопроса? Где об этом мы можем узнать?

являются эвристическими и помогают воспроизвести по памяти, известную детям

информацию.

На основе анализа структуры эвристической беседы выделяют две её формы:

1. «жёсткая» — вопросно-ответная, когда основными компонентами выступают вопрос

педагога и ответ ребёнка.

2. «свободная», имеющая несколько иную структуру, когда на один вопрос педагога

следует «цепочка» логически связанных между собой ответов детей.

Я хотела бы представить один из приемов эвристической беседы, разработанный

американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик

Блума.

Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова

(либо нарисованы схемы-картинки, что для детей дошкольного возраста наиболее

приемлемо). Они являются отправной точкой для ответа. Таким образом, ребенок сам

ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания.

На основе приема Кубик Блума педагог может выстроить целое занятие, а можно

использовать его, как один из этапов. Работая с Кубиком, возможно организовать как

групповую, так и подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

Требования к вопросам:

вопросы должны быть посильными для воспитанников и вызывать у них

познавательный интерес;

степень проблемности целесообразно варьировать, чтобы в беседе приняли

участие все дети;

исправления неправильного ответа желательно осуществлять силами самих

воспитанников;

диалог целесообразно чередовать с монологом воспитателя;

в процессе монолога детям сообщается определенный объем информации,

на основе которой им предъявляются новые проблемные вопросы;

Практическая значимость эвристической беседы

Использование эвристических бесед с применением "Кубика Блума" только на

первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится

детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает

развивать

речевую

активность,

активизировать

словарный

запас,

в

активной

и

занимательной форме проверять знания и умения дошкольников.

Ценность использования эвристической беседы в работе заключается в том, что дети

самостоятельно учатся применять свои знания, умения, исходя из уже имеющегося опыта,

педагог лишь подводит их к правильному решению своими вопросами в беседе. Таким

образом, данный метод способствует формированию своей точки зрения у детей, своей

позиции, своего миропонимания.



В раздел образования