Автор: Тузова Елена Борисовна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с №100
Населённый пункт: Тюменская обл, г Тюмень
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Как проводить тематические беседы с дошкольниками. Готовые примеры"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №100 города Тюмени
Консультация для педагогов
«Как проводить тематические беседы с дошкольниками.
Готовые примеры»
Подготовила:
заместитель заведующего
Тузова Е.Б.
г. Тюмень
2024
Беседа – словесный метод обучения, который имеет большое воспита-
тельное значение. Педагоги могут проводить индивидуальную, разверну-
тую беседу, а также использовать ее в качестве основной формы работы
на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок –
равноправный участник беседы, собеседник, поэтому ее нельзя подме-
нять нравоучениями и указаниями. Какие педагогические шаги нужно
учитывать воспитателям, чтобы организовать данную форму работы
с дошкольниками, и на какие темы с ними беседовать, далее в статье.
Учитывайте знания детей и планируйте беседы заранее
В толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля беседа –
это взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное
их сообщение, обмен чувств и мыслей на словах. Чтобы дошкольники
могли включиться в разговор с педагогом на какую-то тему, они должны
хоть что-то об этом знать. Кроме того, тема беседы должна быть им ин-
тересна.
Предварительная работа.
Когда педагог только планирует беседу с воспитанниками, он должен
представлять примерный объем их знаний и представлений по данной
теме. Например, воспитатель старшей группы запланировал беседу
о профессиях. Он знает, что в средней группе дети эту тему уже изучали.
Чтобы актуализировать и расширить их знания, воспитатель просит ро-
дителей рассказать детям, кто где трудится, в группе рассматривает с ни-
ми иллюстрации, играет в настольную игру «Кому что надо для работы»
и др. То есть предварительную работу с детьми воспитатель проводит
не накануне беседы, а отводит на подготовку достаточно времени.
Содержание беседы.
Все беседы с детьми педагог должен планировать и проводить на осно-
ве программного материала. Его нужно отбирать с учетом возраста вос-
питанников, их личного опыта, запаса знаний и представлений. Также
важно учитывать интересы детей, особенности конкретной группы.
+
План беседы.
В плане беседы должны быть разделы: что педагог хочет уточнить или
дополнить по теме беседы, о чем новом дети узнают и каких нравствен-
ных вопросов нужно коснуться. Кроме того, важно, какие задачи по раз-
витию речи будет решать воспитатель. Например, какими словами по-
полнится словарный запас детей.
Выстраивать беседу нужно последовательно: в начале настроить детей
на разговор по теме с помощью эмоциональных средств. Это может быть
загадка, стихотворение, иллюстрация, пословица, которые имеют пря-
мое отношение к содержанию беседы. Иногда можно начать беседу с во-
проса, который вызовет у детей интерес. Дальше задача педагога – про-
длить этот интерес, мотивировать воспитанников самостоятельно или
с родителями искать знания по теме беседы.
Типы вопросов для беседы с детьми старшего дошкольного возраста
- Вопросы на уточнение: «Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что-
то добавить?»
- Вопросы на поиск причин: «Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»
- Вопросы о точке зрения и подходе: «Можно ли посмотреть на эту ситуацию
с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?»
- Вопросы о подтексте и последствиях: «Если это произойдет, что может по-
лучиться в результате?», «Почему?»
- Вопросы о вопросах: «Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос от-
ветить легко или сложно?», «Почему?»
Формулировка вопросов
.
Основные структурные элементы беседы – вопрос и ответ. Следует
подбирать разные типы вопросов, при этом минимизировать прямые во-
просы, которые предполагают краткий ответ «да – нет» и др.
Старшие дошкольники уже улавливают суть развернутого вопроса, от-
вет на который предполагает желание рассуждать, высказывать свои
мнения, суждения, выдвигать свои гипотезы и обосновывать их. Поэтому
важно создавать такие ситуации, когда дети задают вопросы, а педагог
не спешит на них давать готовые ответы, а предлагает подумать.
Если ребенок ответил неправильно, а педагог делает ему замечание, –
это педагогическая ошибка. Задача педагога – с помощью дополнитель-
ных вопросов подвести ребенка к тому, чтобы он самостоятельно нашел
верный ответ. Смотрите пример беседы на тему «Профессия парикмахе-
ра»: какие еще ошибки не должен допускать педагог.
Проводите беседы по пяти основным разделам
Согласно комплексно-тематическому планированию тематические бе-
седы со старшими дошкольниками можно разделить на пять разделов.
Каждая беседа должна иметь тему, цель, краткое содержание, вопросы
к детям, основной словарь по теме и материал, который педагог плани-
рует использовать.
Беседы о Родине и ее достопримечательностях.
В ходе бесед по данному разделу педагог может поговорить с детьми
о нашей стране, малой Родине, природе и климате России. Сюда же вой-
дут беседы о защитниках России, богатырях – защитниках земли Рус-
ской, государственных праздниках.
Беседы о службах, которые делают нашу жизнь безопаснее и комфорт-
нее.
Когда педагоги знакомят детей с этими службами и профессиями тех
людей, которые там работают, они формируют и расширяют у них зна-
ния об окружающем мире. Предметом беседы здесь могут быть банк,
телеграф, почта, больница, аптека, МЧС, ГИБДД.
Беседы об этике поведения, взаимоотношениях и дружбе
.
Сюда можно отнести беседы о том, как надо знакомиться; почему на-
до уметь мириться и договариваться; почему нужно заботиться о пожи-
лых людях; что такое этикет и как надо вести себя во время еды; кого на-
зывают интеллигентным человеком; что такое дружба и кого можно на-
зывать другом и др. Такие беседы помогут научить детей правильно себя
вести и общаться с окружающими.
+
Беседы для расширения кругозора ребенка.
Данный раздел предусматривает такие темы, как наука и техника, кос-
мос, виды транспорта для путешествий, музыка, Планета Земля, Солнеч-
ная система, архитектура, театр, спорт, моря.
Беседы по основам безопасного поведения.
Задача взрослых – подготовить детей к разным жизненным ситуаци-
ям. Здесь важно рассказать о правилах поведения с домашними живот-
ными, на природе, дороге, при пожаре, грозе, о ядовитых и лекарствен-
ных растениях, опасных насекомых, несъедобных грибах.
Примеры тем бесед по разделам
Раздел
Тема беседы
Беседы о Родине и ее
достопримечательно-
стях
- Что такое Родина, большая и малая Родина
- Золотое кольцо России
- Семь чудес России
- Защитники Отечества
- Богатыри- защитники земли Русской
- О природном климате России
- О праздниках России
Познавательные беседы
о службах, которые де-
лают нашу жизнь без-
опаснее и комфортнее
- Службы, которые помогают людям в быту
- Службы, которые помогают людям совершать операции с
деньгами
- Службы, которые помогают людям общаться на расстоянии
- Службы помощи на страже здоровья
- Службы спасения в чрезвычайных ситуациях (МЧС)
- Службы, которые помогают людям путешествовать
- Службы безопасности на улицах города
Беседы об этике пове-
дения,
взаимоотноше-
ниях и дружбе
- Как надо знакомится
- Гостеприимство
- Почему надо уметь мирится и договариваться
- Забота о пожилых людях
- Что такое дружба и кого можно называть другом
- Кого называют интеллигентным человеком
- Что такое этикет и как надо себя вести во время еды
- Моя семья, моя родословная
Беседы, чтобы расши-
рить кругозор ребёнка
- Что мы знаем о науке и технике
- Что мы знаем о космосе
- Виды транспорта, помогающие людям путешествовать
- Что такое музыка и как она рождается
- Планета Земля- наш дом
- Солнце и солнечная система
- Что мы знаем об архитектуре
- Как появились театры и за что мы их любим
- Спорт и олимпийские игры
- Что мы знаем о морях
Беседы по основам без-
опасного поведения
- Поведение при пожаре
- Твои помощники на дороге
- Безопасное поведение на природе
- Ядовитые и лекарственные растения
- Опасные насекомые
- Правила поведения при грозе
- Не все грибы съедобны
- Безопасное поведение при общении с домашними животны-
ми