Напоминание

"Как проводить тематические беседы с дошкольниками. Готовые примеры"


Автор: Тузова Елена Борисовна
Должность: заместитель заведующего
Учебное заведение: МАДОУ д/с №100
Населённый пункт: Тюменская обл, г Тюмень
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: "Как проводить тематические беседы с дошкольниками. Готовые примеры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №100 города Тюмени

Консультация для педагогов

«Как проводить тематические беседы с дошкольниками.

Готовые примеры»

Подготовила:

заместитель заведующего

Тузова Е.Б.

г. Тюмень

2024

Беседа – словесный метод обучения, который имеет большое воспита-

тельное значение. Педагоги могут проводить индивидуальную, разверну-

тую беседу, а также использовать ее в качестве основной формы работы

на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок –

равноправный участник беседы, собеседник, поэтому ее нельзя подме-

нять нравоучениями и указаниями. Какие педагогические шаги нужно

учитывать воспитателям, чтобы организовать данную форму работы

с дошкольниками, и на какие темы с ними беседовать, далее в статье.

Учитывайте знания детей и планируйте беседы заранее

В толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля беседа –

это взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное

их сообщение, обмен чувств и мыслей на словах. Чтобы дошкольники

могли включиться в разговор с педагогом на какую-то тему, они должны

хоть что-то об этом знать. Кроме того, тема беседы должна быть им ин-

тересна.

Предварительная работа.

Когда педагог только планирует беседу с воспитанниками, он должен

представлять примерный объем их знаний и представлений по данной

теме. Например, воспитатель старшей группы запланировал беседу

о профессиях. Он знает, что в средней группе дети эту тему уже изучали.

Чтобы актуализировать и расширить их знания, воспитатель просит ро-

дителей рассказать детям, кто где трудится, в группе рассматривает с ни-

ми иллюстрации, играет в настольную игру «Кому что надо для работы»

и др. То есть предварительную работу с детьми воспитатель проводит

не накануне беседы, а отводит на подготовку достаточно времени.

Содержание беседы.

Все беседы с детьми педагог должен планировать и проводить на осно-

ве программного материала. Его нужно отбирать с учетом возраста вос-

питанников, их личного опыта, запаса знаний и представлений. Также

важно учитывать интересы детей, особенности конкретной группы.

+

План беседы.

В плане беседы должны быть разделы: что педагог хочет уточнить или

дополнить по теме беседы, о чем новом дети узнают и каких нравствен-

ных вопросов нужно коснуться. Кроме того, важно, какие задачи по раз-

витию речи будет решать воспитатель. Например, какими словами по-

полнится словарный запас детей.

Выстраивать беседу нужно последовательно: в начале настроить детей

на разговор по теме с помощью эмоциональных средств. Это может быть

загадка, стихотворение, иллюстрация, пословица, которые имеют пря-

мое отношение к содержанию беседы. Иногда можно начать беседу с во-

проса, который вызовет у детей интерес. Дальше задача педагога – про-

длить этот интерес, мотивировать воспитанников самостоятельно или

с родителями искать знания по теме беседы.

Типы вопросов для беседы с детьми старшего дошкольного возраста

- Вопросы на уточнение: «Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что-

то добавить?»

- Вопросы на поиск причин: «Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»

- Вопросы о точке зрения и подходе: «Можно ли посмотреть на эту ситуацию

с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?»

- Вопросы о подтексте и последствиях: «Если это произойдет, что может по-

лучиться в результате?», «Почему?»

- Вопросы о вопросах: «Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос от-

ветить легко или сложно?», «Почему?»

Формулировка вопросов

.

Основные структурные элементы беседы – вопрос и ответ. Следует

подбирать разные типы вопросов, при этом минимизировать прямые во-

просы, которые предполагают краткий ответ «да – нет» и др.

Старшие дошкольники уже улавливают суть развернутого вопроса, от-

вет на который предполагает желание рассуждать, высказывать свои

мнения, суждения, выдвигать свои гипотезы и обосновывать их. Поэтому

важно создавать такие ситуации, когда дети задают вопросы, а педагог

не спешит на них давать готовые ответы, а предлагает подумать.

Если ребенок ответил неправильно, а педагог делает ему замечание, –

это педагогическая ошибка. Задача педагога – с помощью дополнитель-

ных вопросов подвести ребенка к тому, чтобы он самостоятельно нашел

верный ответ. Смотрите пример беседы на тему «Профессия парикмахе-

ра»: какие еще ошибки не должен допускать педагог.

Проводите беседы по пяти основным разделам

Согласно комплексно-тематическому планированию тематические бе-

седы со старшими дошкольниками можно разделить на пять разделов.

Каждая беседа должна иметь тему, цель, краткое содержание, вопросы

к детям, основной словарь по теме и материал, который педагог плани-

рует использовать.

Беседы о Родине и ее достопримечательностях.

В ходе бесед по данному разделу педагог может поговорить с детьми

о нашей стране, малой Родине, природе и климате России. Сюда же вой-

дут беседы о защитниках России, богатырях – защитниках земли Рус-

ской, государственных праздниках.

Беседы о службах, которые делают нашу жизнь безопаснее и комфорт-

нее.

Когда педагоги знакомят детей с этими службами и профессиями тех

людей, которые там работают, они формируют и расширяют у них зна-

ния об окружающем мире. Предметом беседы здесь могут быть банк,

телеграф, почта, больница, аптека, МЧС, ГИБДД.

Беседы об этике поведения, взаимоотношениях и дружбе

.

Сюда можно отнести беседы о том, как надо знакомиться; почему на-

до уметь мириться и договариваться; почему нужно заботиться о пожи-

лых людях; что такое этикет и как надо вести себя во время еды; кого на-

зывают интеллигентным человеком; что такое дружба и кого можно на-

зывать другом и др. Такие беседы помогут научить детей правильно себя

вести и общаться с окружающими.

+

Беседы для расширения кругозора ребенка.

Данный раздел предусматривает такие темы, как наука и техника, кос-

мос, виды транспорта для путешествий, музыка, Планета Земля, Солнеч-

ная система, архитектура, театр, спорт, моря.

Беседы по основам безопасного поведения.

Задача взрослых – подготовить детей к разным жизненным ситуаци-

ям. Здесь важно рассказать о правилах поведения с домашними живот-

ными, на природе, дороге, при пожаре, грозе, о ядовитых и лекарствен-

ных растениях, опасных насекомых, несъедобных грибах.

Примеры тем бесед по разделам

Раздел

Тема беседы

Беседы о Родине и ее

достопримечательно-

стях

- Что такое Родина, большая и малая Родина

- Золотое кольцо России

- Семь чудес России

- Защитники Отечества

- Богатыри- защитники земли Русской

- О природном климате России

- О праздниках России

Познавательные беседы

о службах, которые де-

лают нашу жизнь без-

опаснее и комфортнее

- Службы, которые помогают людям в быту

- Службы, которые помогают людям совершать операции с

деньгами

- Службы, которые помогают людям общаться на расстоянии

- Службы помощи на страже здоровья

- Службы спасения в чрезвычайных ситуациях (МЧС)

- Службы, которые помогают людям путешествовать

- Службы безопасности на улицах города

Беседы об этике пове-

дения,

взаимоотноше-

ниях и дружбе

- Как надо знакомится

- Гостеприимство

- Почему надо уметь мирится и договариваться

- Забота о пожилых людях

- Что такое дружба и кого можно называть другом

- Кого называют интеллигентным человеком

- Что такое этикет и как надо себя вести во время еды

- Моя семья, моя родословная

Беседы, чтобы расши-

рить кругозор ребёнка

- Что мы знаем о науке и технике

- Что мы знаем о космосе

- Виды транспорта, помогающие людям путешествовать

- Что такое музыка и как она рождается

- Планета Земля- наш дом

- Солнце и солнечная система

- Что мы знаем об архитектуре

- Как появились театры и за что мы их любим

- Спорт и олимпийские игры

- Что мы знаем о морях

Беседы по основам без-

опасного поведения

- Поведение при пожаре

- Твои помощники на дороге

- Безопасное поведение на природе

- Ядовитые и лекарственные растения

- Опасные насекомые

- Правила поведения при грозе

- Не все грибы съедобны

- Безопасное поведение при общении с домашними животны-

ми



В раздел образования