Автор: Елена Викторовна Литвинцева
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Дульдургинский детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: село Дульдурга
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных технологий на музыкальных занятиях
Раздел: дошкольное образование
Использование современных технологий на музыкальных занятиях.
Мой трудовой путь связан с музыкой и с детьми, потому что я работаю
музыкальным руководителем в детском саду.
Моя профессиональная деятельность связана с музыкальным воспитанием
детей от младшего возраста до подготовительной группы.
Каждый день мои воспитанники приходят на музыкальные занятия в наш
уютный музыкальный зал, и я всегда хочу, чтобы они с большим желанием
занимались, погружаясь в мир музыки. Когда я вижу их радостные лица, и в
глазах лучики счастья, то понимаю, что все это не напрасно. Детям должно
быть интересно, их ожидания нельзя обмануть и потому я стремлюсь сделать
им подарок в виде занятия сюрприза, и всегда с какой-то изюминкой: и это
выражается в постоянном сочетании музыки и движения. И вот тут такими
интересными, сообразительными предстают они передо мной, а на
утренниках перед своими родителями. На занятиях они раскрываются, как
цветы, а их выражение лиц, настроение просто меня окрыляют, я стараюсь
творчески подходить к проведению своих музыкальных занятий.
На музыкальных занятиях необходимо использовать современные
технологии, и я применяю здоровье-сберегающие технологии в игровой
форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с
пользой для здоровья.
Основная форма музыкальной деятельности в детском саду – музыкальные
занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное
и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих
способностей каждого ребенка.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование
на музыкальном занятии следующих здоровье-сберегающих технологий:
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты (в
том числе из программы «Здравствуй» М. Лазарева) и мелодия, состоящая из
звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к
восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на
занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно
связаны и взаимодействуют между собой под контролем нейтральной
нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается:
подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком
большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение
делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных
методик но восстановлению и развитию этой функции - в осознанном
управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных
мышц и регулировку работы дыхательного центра. В ДОУ музыкальные
занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А.
Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной
гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы,
развития певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика.
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных,
полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному
произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом
детского сада перед зеркалом. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой,
Т. Куликовской, В Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого
аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений
животных. В результате этой работы повышаются показатели развития речи
детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет
назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши,
ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные
сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному,
но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела,
ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том,
что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное
отношению к собственному телу. Ребенок может легко тому научиться в
игре. Использование игрового массажа А. У майской, М. Картушиной,
Галанова А. повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и
всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность
вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний
верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и
сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.
Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают
координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию,
письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и
речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на
основе устного русского народного творчества.
Речевые игры.
Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки.
Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается
в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Боровик Т. и
Тютюнниковой Т. текст поется или ритмично декламируется хором, соло
или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются
музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и
колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет
при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять
слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и
театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных
занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие
эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной
работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое
способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их
двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной
музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и
раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное
дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня -
детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под
соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий,
свободной деятельности.
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения
эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого
ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на
планировании, направленном на усвоение детьми определенного
содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его
содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной
деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно
помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий
имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе
здоровье-сберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка
стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Такая форма проведения занятий способствует творческому, гармоничному,
здоровому развитию детей во всех видах музыкальной деятельности.
Они учатся слышать и слушать окружающий мир, а через движения
выражать свои чувства, свое понимание мира.
И здесь уместны слова В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества».
Для меня важно не загубить творческие порывы у детей, а потому, я считаю,
надо работать не над детьми, а над собой.
«Чем бы вы не занимались в жизни делайте это всем своим сердцем». Эти
слова древнего мыслителя и философа Конфуция сопровождают меня на
всем моем творческом пути.
Я и мои коллеги стремимся так работать, как сказал в свое время Альберт
Эйнштейн: «Творчество заразительно, передай другому».