Напоминание

Использование современных технологий на музыкальных занятиях


Автор: Елена Викторовна Литвинцева
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Дульдургинский детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: село Дульдурга
Наименование материала: статья
Тема: Использование современных технологий на музыкальных занятиях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование современных технологий на музыкальных занятиях.

Мой трудовой путь связан с музыкой и с детьми, потому что я работаю

музыкальным руководителем в детском саду.

Моя профессиональная деятельность связана с музыкальным воспитанием

детей от младшего возраста до подготовительной группы.

Каждый день мои воспитанники приходят на музыкальные занятия в наш

уютный музыкальный зал, и я всегда хочу, чтобы они с большим желанием

занимались, погружаясь в мир музыки. Когда я вижу их радостные лица, и в

глазах лучики счастья, то понимаю, что все это не напрасно. Детям должно

быть интересно, их ожидания нельзя обмануть и потому я стремлюсь сделать

им подарок в виде занятия сюрприза, и всегда с какой-то изюминкой: и это

выражается в постоянном сочетании музыки и движения. И вот тут такими

интересными, сообразительными предстают они передо мной, а на

утренниках перед своими родителями. На занятиях они раскрываются, как

цветы, а их выражение лиц, настроение просто меня окрыляют, я стараюсь

творчески подходить к проведению своих музыкальных занятий.

На музыкальных занятиях необходимо использовать современные

технологии, и я применяю здоровье-сберегающие технологии в игровой

форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с

пользой для здоровья.

Основная форма музыкальной деятельности в детском саду – музыкальные

занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное

и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих

способностей каждого ребенка.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование

на музыкальном занятии следующих здоровье-сберегающих технологий:

Валеологические песенки-распевки.

С них начинаются все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты (в

том числе из программы «Здравствуй» М. Лазарева) и мелодия, состоящая из

звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к

восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на

занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно

связаны и взаимодействуют между собой под контролем нейтральной

нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается:

подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком

большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение

делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных

методик но восстановлению и развитию этой функции - в осознанном

управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных

мышц и регулировку работы дыхательного центра. В ДОУ музыкальные

занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева и А.

Стрельниковой. В результате проведения на каждом занятии дыхательной

гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы,

развития певческих способностей детей.

Артикуляционная гимнастика.

Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных,

полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному

произнесению фонем. Упражнения проводятся совместно с логопедом

детского сада перед зеркалом. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой,

Т. Куликовской, В Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого

аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений

животных. В результате этой работы повышаются показатели развития речи

детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет

назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши,

ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные

сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному,

но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела,

ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том,

что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное

отношению к собственному телу. Ребенок может легко тому научиться в

игре. Использование игрового массажа А. У майской, М. Картушиной,

Галанова А. повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и

всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность

вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний

верхних дыхательных путей снижается.

Пальчиковые игры.

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и

сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.

Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают

координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию,

письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и

речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на

основе устного русского народного творчества.

Речевые игры.

Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки.

Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается

в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Боровик Т. и

Тютюнниковой Т. текст поется или ритмично декламируется хором, соло

или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляются

музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и

колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет

при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять

слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и

театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных

занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие

эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия - важная составляющая музыкально-оздоровительной

работы ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое

способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их

двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной

музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и

раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное

дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня -

детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под

соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий,

свободной деятельности.

Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения

эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого

ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на

планировании, направленном на усвоение детьми определенного

содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его

содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной

деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно

помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий

имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе

здоровье-сберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка

стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Такая форма проведения занятий способствует творческому, гармоничному,

здоровому развитию детей во всех видах музыкальной деятельности.

Они учатся слышать и слушать окружающий мир, а через движения

выражать свои чувства, свое понимание мира.

И здесь уместны слова В.А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества».

Для меня важно не загубить творческие порывы у детей, а потому, я считаю,

надо работать не над детьми, а над собой.

«Чем бы вы не занимались в жизни делайте это всем своим сердцем». Эти

слова древнего мыслителя и философа Конфуция сопровождают меня на

всем моем творческом пути.

Я и мои коллеги стремимся так работать, как сказал в свое время Альберт

Эйнштейн: «Творчество заразительно, передай другому».



В раздел образования