Автор: Маргарита Владимировна Смирнова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Парус"
Населённый пункт: город Урень, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Проект "Использование "Умного зеркала "ArtikMe"
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО УМНОГО ЗЕРКАЛА
ArtikMe НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Проект
направлен
на
определение
возможностей
использования
интерактивного умного зеркала ArtikMe на коррекционных логопедических
занятиях.
Ожидаемым
результатом
является
определение
достоинств
интерактивного
зеркала
и
возможностей
его
использования
на
логопедических занятиях.
Срок
реализации
проекта.
После
вступления
в
силу
новых
санитарных правил СанПин 2.4.3648-20
(далее – санитарные правила
СанПин) многих педагогов волнует вопрос о правомерности использования в
образовательном
процессе
дошкольной
образовательной
организации
электронных средств обучения в целом, и цифровых ресурсов цифровой
образовательной системы, в частности.
В
рамках
рекомендаций
СанПин разрешено
и
предусмотрено
использование цифровых ресурсов (электронных средств обучения)
наряду с традиционными видами детской деятельности (продуктивной,
конструкторской,
поисково-экспериментальной,
игровой,
двигательной
активностью и др.) с учетом следующих условий:
1.
В
пункте
2.10.2
определены
возможности
использования
электронные средства обучения (далее – ЭСО) в процессе специально
организованных занятий. Понятие ЭСО сформулировано в пункте 2.4.5.
санитарных правил. К ЭСО отнесены: интерактивные доски, сенсорные
экраны, информационные панели и средства отображения информации,
а
также
компьютеры,
ноутбуки,
планшеты,
моноблоки,
иные
электронные средства обучения.
2.
Так в части указанного пункта (четвертый абзац) установлено, что
при использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ
или иной информации,
предусматривающих ее фиксацию в тетрадях,
воспитанниками
и
обучающимися.
Продолжительность
непрерывного
использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет-5-7 минут.
Стоит отметить, что в образовательных комплексах компании
«Инновации детям» нет заданий для детей, которые бы предусматривали
работу
с
концентрацией
внимания
на
экране
для
списывания,
срисовывания, фиксации в тетрадях с помощью знаково-символических
изображений.
Кроме того, речь идет о непрерывном использовании на экране.
Следовательно, во время занятия мы можем, предусмотрев перерыв и
гимнастику
для
глаз,
не
единожды
обращаться
к
интерактивным
комплексам «Инновации детям» с длительностью их использования 5-7
минут.
3.
Последняя часть (заключительный абзац) пункта 2.10.2 СанПин
устанавливает, что занятия с использованием ЭСО в возрастных группах
до
5
лет
не
проводятся.
Данное
положение
налагает
запрет
на
использование в младшей и средней группах не только детских девайсов
(компьютеров, ноутбуков), а также интерактивных досок, панелей.
Основные целевые группы, на которые направлен проект: дети 5-8
лет, учитель-логопед, , родители (знакомство с оборудованием).
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
В условиях реализации ФГОС логопед должен организовывать свою
работу с учетом самоменеджмента. Это значит, что специалист сам
управляет своей профессионально-педагогической деятельностью, процессом
личностного, профессионального развития и совершенствования, в том числе
выбирает логопедические методы, позволяющие оптимизировать рабочее
время.
С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления
качественной
индивидуализации
обучения
детей,
роста
мотивации,
заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются
новые
технологии
с
использованием
компьютера,
и
специальных
компьютерных развивающих, коррекционных программ.
Для решения проблемы оптимизации рабочего времени на занятиях
подходит интерактивное умное зеркало ArtikMe.
Таким
образом,
актуальность
проекта
заключается
в
том,
что
использование современных технологий на логопедических занятий решает
проблемы
здоровьесбережения,
оптимизации
пространства,
тайм-
менеджмента, вовлеченности детей в образовательный процесс.
Новизна
проекта
заключается
в
том,
что
использование
инновационных технологий (в частности, интерактивного умного зеркала
ArtikMe) на коррекционных логопедических занятиях позволит дополнить
методический
запас
учителя-логопеда,
усовершенствовать
систему
коррекционных занятий, сократить время на заполнение речевых карт
дошкольников.
Цель
проекта:
рассмотрение
возможностей
использования
интерактивного умного зеркала ArtikMe на логопедических занятиях.
Задачи:
1.
Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2.
Рассмотреть возможности использования интерактивного умного
зеркала ArtikMe на логопедических занятиях.
3.
Оценить преимущества и недостатки внедрения интерактивного
умного зеркала.
4.
Описать предполагаемые результаты реализации проекта.
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
1.1. Описание актуальности использования инновационных
компьютерных технологий на логопедических занятиях.
В
настоящее
время
становится
обязательной
компьютеризация
образования. Дошкольное образование должно также быть обеспечено
инновационными образовательными технологиями.
С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления
качественной
индивидуализации
обучения
детей,
роста
мотивации,
заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются
новые
технологии
с
использованием
компьютера,
и
специальных
компьютерных развивающих, коррекционных программ.
Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции,
но
в
работе
логопеда
всегда
найдется
место
для
использования
компьютерных
программ,
что
позволит
чрезвычайно
повысить
эффективность
и
динамичность
всего
коррекционно-образовательного
процесса.
Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребенка от
тяжелой рутинной работы. Кроме того, они открывают новые возможности
использования педагогических приемов в традиционной коррекционной
методике:
1.
Подбирать материал разной степени сложности. Конкретному
ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент
соответствует его возможностям и задачам обучения.
2.
С помощью простых действий во время занятия на компьютере
можно
изменить
меру
трудности,
характер
задания,
адекватные
возможностям самого «сложного» ребенка.
3.
Формировать
у
ребенка
процесс
осмысливания
собственных
произносительных навыков.
4.
Сложное программное обеспечение имеет чрезвычайно простое
управление.
5.
Многие
методики,
успешно
использовавшиеся
ранее,
теперь
положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С
точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с
новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и
умения, которыми он владеет.
Занятие
на
компьютере
и
для
самого
ребенка
создает
более
комфортные условия для успешного выполнения упражнений:
1.
Компьютерные
технологии
обеспечивают
занимательную
для
ребенка
форму
экспериментирования,
моделирования,
классификации
сравнения.
2.
Появляется возможность освоить детьми модели коммуникации с
вымышленными героями компьютерной программы, как основные для
освоения межличностной коммуникации.
3.
Ребенок
учиться
говорить
правильно,
стремиться
исправить
увиденную
ошибку,
ищет
приемы
самоконтроля,
ориентируясь
на
привлекательную графику.
4.
Во время логопедических занятий с использованием компьютерной
программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью
многократного
повторения
определенных
звуков,
слогов.
Появляется
уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
5.
Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
6.
Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей
работы.
7.
В зависимости от индивидуальных голосовых модуляций у каждого
ребенка всегда имеется возможность изменить чувствительность микрофона,
чтобы картина на экране двигалась только при определенной голосоподаче.
8.
У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над
произношением. Он учится с самого начала оценивать свои достижения в
речи, сопоставлять свое произношение с эталоном.
Одна из таких разработок, в области создания технических средств
поддержки коррекционного процесса, стали разработки вспомогательных
средств, направленных на формирование и коррекцию произносительной
стороны речи у детей с тяжелыми речевыми патологиями.
1.2. Описание интерактивного умного зеркала ArtikMe.
Описание эффективности комплекса. Интерактивное умное зеркало
вмещает в себя весь дидактический материал логопеда и подаёт материал
занятия в игровой форме. Ребёнок видит своё изображение, получает
обратную связь по ходу занятия. Благодаря наличию обратной связи, ребёнок
лучше
контролирует
выполнение
логопедических
упражнений.
Есть
возможность
записывать
видео
выполнения
ребёнком
упражнений
и
дидактический материал занятия, что позволяет анализировать выполнение
упражнений педагогу, родителям и самому ребёнку.
Социальная значимость. Продукт позволяет решать логопедические
задачи для помощи детям с речевыми нарушениями, с проблемами
артикуляции, задержкой развития речи и другими речевыми особенностями.
Геймификация и обратная связь на логопедических занятиях позволяет
превратить рутинные занятия в увлекательную игру. Конструктор даёт
возможность создавать игры и целые занятия как по темам, так и создавать
блоки занятий для конкретных детей или для групп. Такое упрощение
методической подготовки позволяет логопедам работать эффективнее и
результативнее.
Ожидаемый результат.
Интерактивное умное зеркало, благодаря
заложенному
разнообразию
логопедических
игр,
возможностям
конструктора,
видео,
аудио-записи
и
обратной
связи
способствует
повышению мотивации детей к логопедическим занятиям и к качественному
выполнению упражнений, в т.ч. дыхательной гимнастики, дифференциации и
автоматизации звуков.
Исходя из вышеизложенного в соответствии с положением СанПин,
рассматривая его дословно, необходимо выделить следующее:
1.
Оборудование компании «Инновации детям» не применяется для
индивидуальной работы
детей с компьютером (кроме умного зеркала
ArtikMe),
интерактивной
доской,
ноутбуком,
планшетом,
а
также
отсутствует прямой контакт с проектором
(используется отражающие
зеркальные элементы), в частности прямой контакт зрительный контакт
ребёнка с формирующим проекцию элементом проектора.
2.
Оборудование компании «Инновации детям» можно использовать
при работе с детьми до 5 лет в младшей и средней группах с
применением интерактивной аудиальной составляющей
(выполнение
звуковых команд, распознавание слов, речи) для выполнения упражнений на
мелкую (песочница, магиум) и крупную моторику (магиум, скалодром),
артикуляцию
(умное
зеркало)
и
др.
без
использования
визуальной
составляющей проекции.
3.
Безусловно, педагог должен ограничить время взаимодействия
ребенка с интерактивным комплексом. Поскольку в старшем возрасте (от 5
лет) рекомендовано не более 5-7 минут непрерывного использования
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
ИКТ),
после
перерыва (во второй половине дня)
является возможным повторное
использование ИКТ с детьми с учетом требований СанПин.
Предлагаемый
подход
позволяет
использовать
интерактивные
комплексы
«Инновации
детям»
в
цифровой
образовательной
среде
дошкольного образования, не нарушая положений санитарных правил, а
также гармонично интегрировать современные технологии с традиционными
средствами формирования психических процессов, ведущих сфер личности,
развития
творчества
в
работе
с
детьми
без
вреда
физическому
и
психическому здоровью.
2. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНТЕРАКТИВНОГО УМНОГО ЗЕРКАЛА ArtikMe.
Преимущества и недостатки использования интерактивного зеркала
ArtikMe представлены в таблице 2.1.
Табл. 2.1.
Преимущества
Недостатки
Ребёнок может видеть себя, контролировать и
наблюдать
за
собственной
речью
и
речью
учителя-логопеда,
не
отвлекаясь
на
дидактический материал.
Возможная
поломка
оборудования.
Учитель-логопед
может
записывать
видео-,
аудио-записи занятий и отправлять их родителям
для
автоматизации
и
отработки
звуков
в
домашних условиях.
Дороговизна
оборудования
и
технического
обслуживания.
Всё, что придумает учитель-логопед, можно
реализовать с помощью удобного конструктора.
Занятия сохраняются, их можно использовать в
дальнейшем.
Использование
умного
зеркала
поднимает
интерес
детей
к
сложным
коррекционным
занятиям.
Соответствует ФГОС, СанПиН
Возможно разместить умное зеркало в любом
помещении, даже самом маленьком.
Пути устранения недостатков:
1.
Возможную поломку оборудования возможно решить с помощью
технической поддержки Центра «Инновации детям». Специалисты центра
проконсультируют по возникшим техническим вопросам.
2.
Для решения проблемы дороговизны оборудования необходимо
привлечение спонсоров для помощи в приобретении интерактивного умного
зеркала ArtikMe
Преимущества
использования интерактивного зеркала описаны на
сайте компании «Инновации детям»:
1.
Образовательный
процесс.
Занятия
разработаны
с
целью
коррекции
и
устранения
дефектов
речи.
Развивают
артикуляцию,
произношение звуков, закрепляют навыки звукового анализа, обогащают
лексические темы. Подходят для работы с детьми от 4 до 10 лет.
2.
Дыхательная гимнастика. Ребёнок при выполнении задания видит
реакцию объектов в зеркале. Педагог в каждом упражнении может
настраивать силу и длительность выдоха.
14 упражнений на развитие
речевого дыхания с функцией распознавания.
3.
Артикуляционная гимнастика. В зеркале появляется сказочный
персонаж, который показывает, как правильно делать упражнения на
артикуляцию. Включены 27 упражнений.
4.
Звуковой
маршрут.
6
упражнений
на
автоматизацию
изолированных звуков р, ш, ж, с, з, л, с. Педагог может настраивать уровень
сложности под индивидуальные особенности ребёнка.
5.
Конструктор.
Возможность создания занятия
и упражнения,
учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интерактивное умное зеркало вмещает в себя весь дидактический
материал логопеда и подаёт материал занятия в игровой форме. Ребёнок
видит своё изображение, получает обратную связь по ходу занятия.
Благодаря
наличию
обратной
связи,
ребёнок
лучше
контролирует
выполнение логопедических упражнений. Есть возможность записывать
видео выполнения ребёнком упражнений и дидактический материал занятия,
что позволяет анализировать выполнение упражнений педагогу, родителям и
самому ребёнку.
Продукт позволяет решать логопедические и дефектологические задачи
для помощи детям с речевыми нарушениями, с проблемами артикуляции,
задержкой развития речи и другими речевыми особенностями.
Ожидаемый результат.
Интерактивное умное зеркало, благодаря
заложенному
разнообразию
логопедических
игр,
возможностям
конструктора,
видео-,
аудио-записи
и
обратной
связи
способствует
повышению мотивации детей к логопедическим занятиям и к качественному
выполнению упражнений, в т.ч. дыхательной гимнастики, дифференциации и
автоматизации звуков.
Приобретая
интерактивное
умное
зеркало
ArtikMe,
возможно
усовершенствовать
систему
коррекционных
логопедических
занятий,
пополнить
методический
запас
учителя-логопеда,
способствовать
всестороннему развитию ребенка.