Автор: Абдрахманова Алина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Тюльганская СОШ №1"
Населённый пункт: п. Тюльган
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как способ достижения метапредметных результатов обучения"
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1» п. Тюльган
Абдрахманова Алина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Методическая разработка на тему
«Организация проектной деятельности учащихся на
уроках русского языка и литературы»
В основу ФК «Государственного стандарта общего образования» в предмете «Русский
язык» в основу положен компетентностный подход, то есть формирование и развитие
коммуникативной, языковой и лингвистической, культурологической компетенций. Результаты
моих наблюдений и опыт работы показывают, что наиболее слабым звеном в данном подходе
является:
- формирование коммуникативной компетенции
(умения находить и обмениваться
информацией;
- свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдать нормы построения текста;
-
адекватно
выражать
свое
отношение
к
фактам
и
явлениям
окружающей
действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
- находить в тексте основные средства выразительности.)
Строить процесс формирования коммуникативной компетенции у школьников возможно
только на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его
личным интересом и личными целями. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как
действительно необходимые, личностно значимые, требуется постановка проблемы, взятой из
реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему предстоит
применить полученные знания и умения. Ведущее место среди таких методов принадлежит
методу учебного проекта.
Возросший интерес к методу проектов объясняется тем, что он позволяет реализовать
основные цели и задачи модернизации общего образования:
- интеграцию учебного содержания;
-развитие пользовательских навыков в информационных технологиях;
-формирование
информационной,
коммуникативной,
социальной,
учебно-
познавательной компетенций;
-формирование у учащихся особого отношения к себе как к субъекту знаний,
практических умений и способностей.
Проектная деятельность выступает как средство решения актуальных проблем:
- обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять
целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;
- отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному
приобретению знаний;
-
ведущий
тип
деятельности,
осваиваемый
учащимися,
-
репродуктивный,
воспроизводящий. Знания оторваны от жизни.
Идеи организации проектной деятельности учащихся
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1» п. Тюльган
Абдрахманова Алина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Условия организации проектной деятельности учащихся:
- в центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его
индивидуальности и самореализации;
- образовательный процесс строится не в логике учебных предметов. А в логике
деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;
-
каждому
предоставляется
возможность
свободно
выбирать
(тему,
вид,
продолжительность,
форму
проекта).
Выбор
предполагает
ответственность
за
свою
деятельность и ее результат;
- индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой
уровень развития;
- проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь
свой продукт;
- проектированию можно научиться.
В основе опыта – реализация принципа системного и деятельностного преподавания
русского языка и литературы, когда изучаемые проблемы органически взаимосвязаны,
дополняют друг друга и при этом изучение их даст возможность самостоятельного решения
вопросов.
Исходным является понятие компетенция – результат образования, выражающийся в
готовности субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для
достижения поставленной цели.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и
основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в
различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим
особенностям
учащихся.
Таким
образом,
понятие
«коммуникативная
компетенция»
многоаспектно, поэтому рассматривать его как процесс научения не корректно. Необходимо
направить
учебно-познавательную
деятельность
школьников
на
результат,
который
получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Этому способствует применение технологии проектного обучения.
Проектная методика относится к личностно-ориентированному обучению.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной
системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных, безопасных условий её
развития, реализацию её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не просто
субъект,
но
и
субъект
приоритетный;
она
является
целью
образовательной
системы
(разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка), а не средством достижения какой-
либо отвлечённой цели.
Метод проектов — это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по
достижению определённого результата. Весь процесс базируется на интересах, способностях
ученика, который имеет возможность выбирать тему проекта,
организационную форму его
выполнения (индивидуальную и групповую), оценить сложность проектировочной деятельности.
Внешний
результат
можно
увидеть,
осмыслить,
применить
в
реальной
практической деятельности.
Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием
учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1» п. Тюльган
Абдрахманова Алина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Проектная деятельность
– педагогическая технология, ориентированная не на
интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем
самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога,
подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к
учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания
применить”.
Эти
слова
вполне
могут
служить
девизом
для
участников
проектной
деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно
приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик
получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится
анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и
заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться
в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Концептуальные позиции
Принцип гуманизма:
в центре внимания ученик, развитие его творческих
способностей.
Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта. Образовательный
процесс построен в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика. Это повышает
его мотивацию в учении.
Деятельностный подход.
Процесс обучения для ученика — это процесс работы
над проектом своего
будущего.
Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика
на свой уровень развития.
Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении разнообразных проблем.
Комплексный
подход
в
разработке
учебных
проектов
способствует
сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика.
Принцип чёткого осознания
учителем и учеником,
что они делают и зачем.
Глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счёт универсального их ис-
пользования в разных ситуациях.
Принцип уважения к иной точке зрения (толерантность).
Принцип обеспечения ответственности за результат.
Алгоритм проектной работы на уроках русского языка и литературы
Содержание работы
на этапе
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
Подготовительный, или вводный этап
1.
Выбор
темы,
формулирование целей проекта
(через проблемную ситуацию,
беседу, анкетирование и т.д.).
2.
Определение
количества
участников
проекта,
Обсуждение темы проекта с
учителем
и
получение
необходимой
дополнительной
информации.
Формулирование
цели
Знакомство
с
сутью
проектной технологии и
мотивирование
уча-
щихся.
Оказание
помощи
в
формулировании
цели
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1» п. Тюльган
Абдрахманова Алина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
формирование состава группы.
3.
Выдача
письменных
рекомендаций
участникам
проектных групп (требования,
сроки, график, консультации и
т.д.)
проекта.
Формулирование
гипотезы.
Распределение
обязанностей
в
проектной
группе
проекта и определении
гипотезы. Обдумывание
собственных
пе-
дагогических
целей,
с
учетом
специфики
проекта
и
педаго-
гического процесса
Плановые работы
1.
Определение
источников
информации.
Планирование
способов
сбора
и
анализа
информации.
3.
Планирование
итогового
продукта
(формы
пред-
ставления результата).
4. Установление процедур и
критериев
оценки
процесса
работы, результатов.
5. Распределение обязанностей
среди членов команды
Разработка
плана
дей-
ствий. Определение условий,
необходимых для реализации
проекта. Постановка проме-
жуточных
задач.
Определение сроков
Предложение
идей,
высказывание
предположений, опреде-
ление
сроков
работы
(поэтапно).
Помощь
в
составление поэтапного
плана,
формулировке
гипотезы,
постановке
промежуточных задач
Исследовательская деятельность
Сбор
информации,
решение
промежуточных
задач
Основные
формы
работы:
интервью, опросы, наблюдения,
эксперимент,
изучение
литературных источников
Сбор нужной информаций,
знакомство
с
методами
исследования и проведение
их, решение промежуточных
задач
Наблюдение,
советы,
косвенное
руководство
деятельностью,
организация
и
координация в
случае
необходимости
от-
дельных этапов проекта
Результаты и выводы
Анализ информации.
Формулировка выводов
Оформление результата
Анализ
информации.
Оформление результатов
Наблюдение,
предложения,
рекомендации
Представление готового продукта
Представление
разнообразных
форм результата работы
Отчет, отстаивание
своей
точки зрения, формулировка
окончательных выводов
Слушание,
формулировка вопросов
в
роли
рядового
участника
Оценка процессов и результатов работы
Участие
в
оценке
путем
коллективного обсуждения и
самооценок
Оценивание
вклада
каждого
учащегося,
качество использования
источников
и
прове-
денного
эксперимента.
Определение
возможности
продол-
жения
работы
по
выбранному
направлению и качество
отчета
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1» п. Тюльган
Абдрахманова Алина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
В своей педагогической деятельности использую метод проектов в разных возрастных
группах от 5 до 10 класса. Это информационные, ролевые, практико-ориентированные и
исследовательские проекты. Начинаем с исследовательских проектов, выполняемых в рамках
работы учащихся в научном обществе школы.
В данное время работаю в среднем и старшем звене, поэтому проекты по длительности
краткосрочные и долгосрочные. Применяя в 5-10 классах метод проектов, обучаю детей самим
ставить цели к заданиям и определять конечный результат, уметь его формулировать.
Предлагая такие задания, как подобрать пословицы на определенную тему, составить
каталог этих пословиц по определенным разделам, подготовить иллюстрации к ним; составить
словарик фразеологизмов; составить презентации на темы: «Какие источники пополнения
лексики русского языка вы знаете»; «Возможно ли открытие нового источника пополнения
лексики русского языка»; «Каковы перспективы развития русского языка на 2020-2030 годы»
(что же будет с нашим языком, сохранятся ли к 2030 году исконно русские слова,
старославянизмы; каких слов будет больше; что мы можем сделать сейчас для сохранения
исконно русских слов) даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных
источников, общаться с другими участниками проекта, намечать план действий и видеть
результат своей работы в оформлении отчётных работ, в защите своей работы и работ
одноклассников.
Заключение
Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и
содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий
обучения, которые предполагают самостоятельную исследовательскую работу учащихся.
Проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в
современном образовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.
Метод проектов, несомненно, перспективен как эффективная форма деятельностного подхода.
Самое решающее звено в реализации проекта - учитель. Меняется его роль. Из носителя
знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и
коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных
(может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием
позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить
вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной «принудиловки» в
результативную созидательную творческую работу.
Практика показывает, что применение метода проектов на уроках русского языка и
литературы позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в
значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим детей
самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из
разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие
значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного
знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает
мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.