Напоминание

"Развитие физических качеств и многофункциональных возможностей растущего организма, согласно возрастных особенностей в сенситивные периоды "


Автор: Пшеничная Татьяна Владимировна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО СШОР "Спартак"
Населённый пункт: город Нефтеюганск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие физических качеств и многофункциональных возможностей растущего организма, согласно возрастных особенностей в сенситивные периоды "
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное Бюджетное Учреждение Дополнительного Образования

Спортивная Школа Олимпийского Резерва «Спартак»

«Развитие физических качеств и

многофункциональных возможностей растущего

организма, согласно возрастных особенностей в

сенситивные периоды»

Методическая разработка

Автор:

Пшеничная Татьяна Владимировна

тренер-преподаватель по лёгкой атлетике.

Нефтеюганск

Высокий и всё возрастающий уровень спортивных достижений в различных

видах спорта чаще всего связывается с совершенствованием системы

управления тренировочным процессом. Однако параметры, по которым это

осуществляется, со временем меняются. В прошлые годы возможность

достижения выдающихся результатов связывалась с процессом

интенсификации подготовки, в настоящее время – с оптимизацией различных

компонентов тренировочного процесса на фоне максимальной реализации

индивидуальных резервов обучающегося на различных этапах многолетней

тренировки.

Требования сегодняшнего дня позволяют сочетать принципы

комплексного всестороннего развития ребенка. Эти требования можно

расценивать как социальный заказ. Создание условий, обеспечивающих

совершенствование умений и навыков, полученных на спортивно-

оздоровительных занятиях начального этапа подготовки юных спортсменов,

позволяет содействовать формированию физических качеств за счет

многоборной тренировки для дальнейшего определения специализации в

лёгкой атлетике и достижения максимально возможного результата.

Систематические занятия спортом позволяют молодому спортсмену

раскрыть свои природные задатки, ярко ощутить результаты вложенного

труда и уверенность в собственных силах. Все это создает хороший

фундамент для социализации в жизни и активной позиции в любых сферах

деятельности.

Тренировки легкоатлетов часто проходят при значительных

физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, нередко на

фоне напряженной умственной деятельности, что делает весьма сложной

подготовку спортсменов. Отсюда проблема преждевременного ухода из

спорта юных дарований. Это не редко является:

1) следствием просчетов тренеров, недостаточно знающих возрастные

особенности юных легкоатлетов, их индивидуальные различия,

закономерности спортивного совершенствования;

2) ошибочная спортивная ориентация детей и подростков, приводящая

к большим потерям, травмируя психику детей, уход их из спорта.

Проанализировав свой опыт работы, опыт работы других тренеров на

начальном этапе подготовки, пришла к выводу, что причиной неэффективной

многолетней подготовки часто является то, что физическая подготовка

воспитанников 8-10 лет осуществляется тренерами без учета сенситивных

периодов развития физических качеств, определяется ранняя, не всегда

объективная, специализация в виде легкой атлетики, часто в ущерб ребенку.

Учитывая тот факт, что многолетняя подготовка спортсменов всех

возрастов: детей, подростков, юношей, юниоров и взрослых спортсменов, –

это единый педагогический процесс, обеспечивающий преемственность

задач, средств и методов тренировки на всех этапах подготовки, где

показателем эффективности рационального управления тренировочным

процессом является спортивный результат, я разработала программу для

воспитанников 8-10 лет.

Программа «Развития физических качеств и многофункциональных

возможностей растущего организма, сообразно возрастных особенностей в

сенситивные периоды онтогенеза».

За основу формирования системы многолетней подготовки юных

спортсменов на начальном этапе тренировочного процесса взяты труды

теоретиков педагогики, психологии и физиологии детей дошкольного и

младшего школьного возраста (Антропова М.В., М.М. Кольцова, Бальсевич

В.К., Бланин А.А., Ермолаев Ю.А., Гужаловский А.А. и др.).

Формировании моей системы учебно-тренировочной работы

основывается на работах, посвящённых теории и методике физической

культуры (Безносикова И.Я., Кистяковского М.Ю., Степаненковой Э.Я.,

Холодова Ж.К., Кузнецова В.С., Е.И.Литвинова, В.И.Ляха и др.).

Одно из основных условий высокой эффективности системы

физической подготовки юных спортсменов заключается в строгом учете

возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей,

характерных для отдельных этапов развития детей и подростков. Большой

вклад в разработку теории сенситивных периодов, применительно к

физическому воспитанию внесли такие исследователи, как В.С. Фарфель ,

З.И. Кузнецова , А.А. Гужаловский.

Сенситивные периоды — это наиболее благоприятные возрастные

периоды развития основных физических качеств человека, когда

определенные физические качества наиболее чувствительны к тренировке.

Если направленное развитие двигательных качеств осуществляется в период

их ускоренного возрастного развития, то педагогический эффект оказывается

значительно выше, чем в период их замедленного роста. В связи с этим,

целесообразно осуществлять направленное развитие тех или иных

двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается

их наиболее высокий естественный возрастной прирост. Знание

закономерностей развития, становления и целенаправленного

совершенствования различных сторон двигательной функции детей

позволяет тренеру-преподавателю на практике более эффективно

планировать материал для развития двигательных качеств, успешнее

организовать и методически правильно осуществлять процесс их развития на

учебно-тренировочном занятии.

Возраст 7 - 9 лет является наиболее благоприятным для развития таких

важных качеств, как ловкость (координация движений), быстрота, скоростно-

силовые качества.

Ловкость (координация движений) - способность быстро овладевать

новыми движениями и их сочетаниями, а также умение перестраивать

двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся

обстановки (по А.И.Яроцкому). Для развития ловкости могут быть

использованы любые упражнения, но при условии, что они имеют элементы

новизны. Координационные способности, приобретённые в этом возрасте,

имеют хорошую тенденцию к развитию в следующих возрастных периодах,

что, в конечном счёте, должно способствовать более быстрому освоению

правильной техники видов легкой атлетики и могут стать весомым

преимуществом спортсмена.

Быстрота как физическое качество человека — это способность

выполнять движения с большой скоростью и частотой. При развитии

быстроты движений у детей предпочтение следует отдавать естественным

формам движений и нестереотипным способам их выполнения. В младшем

школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие

быстрых кратковременных перемещений и локальных движений.

Скоростно-силовые способности – это выполнение упражнений

максимальной мощности, выполняемых со значительной скоростью в

возможно короткое время, характеризующиеся непредельным напряжением

мышц (Гришина Ю.И., Сорокин Ю.К. и др.).

Способности юных спортсменов настолько велики, что многие новые

двигательные навыки приобретаются без специальной подготовки. Учитывая

возраст детей, развитие быстроты, ловкости, координационных и скоростно-

силовых способностей происходит с применением игрового метода. В

процессе подвижных игр ребёнок имеет возможность проявить себя

творчески и адаптироваться к условиям своего микросоциума.

На всех этапах спортивной подготовки используется принцип постепенного

увеличения тренировочных нагрузок для развития физических качеств и

последовательного совершенствования спортивной техники выполнения

сложно-технических видов лёгкой атлетики. В процессе адаптации к

конкретному уровню тренировочной нагрузки юный спортсмен повышает

свои возможности как в успешной борьбе со стрессами, так и в следовании

требованиям, предъявляемым к нему на тренировках и соревнованиях.

Для развития физических качеств использую групповую форму организации

занятия, как наиболее эффективную.

Она активизирует обучающихся,

повышая их интерес к занятию, позволяет выполнять упражнения в

индивидуальном темпе и ритме, подбирать упражнения, наиболее

соответствующие силам и способностям состава каждой группы и каждого

ребёнка в отдельности. Групповая спортивно-оздоровительная деятельность

детей позволяет развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной

ответственности, формировать коммуникативные навыки. При этом, мною

обеспечивается индивидуальный подход к детям: давая задания,

соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняю

содержание работы.

Для реализации задач программы разработаны:

комплексы подводящих упражнений, обеспечивающих обучение

элементов выполнения технических видов лёгкой атлетики (приложения 1);

комплексы для развития координации движений, быстроты и

скоростно-силовых качеств (приложения 5-7);

подборка подвижных игр для целенаправленного развития

физических качеств юного легкоатлета (приложение 3);

положение о Спартакиаде «Олимпийские надежды», для детей 8-9

лет;

инструментарий для осуществления мониторинга физической

подготовленности детей (приложение 10).

Программа разработана на обеспечение паритета развития и здоровья

воспитанников за счет обеспечения непрерывной физической подготовки

детей младшего возраста, эффективного развития координационных,

скоростно-силовых качеств, быстроты, которые обеспечат, в свою очередь,

техническое выполнение видов легкой атлетики, достижение максимально

возможных спортивных результатов каждого ребёнка.

Тренер - преподаватель содействует формированию начальных умений и

навыков технических видов легкой атлетики, соревновательного опыта

выступления в легкоатлетическом многоборье. Ребёнок приобретает навыки

психологической устойчивости и обладает осознанным самостоятельным

выбором специализации в легкой атлетике. Успешные занятия спортом

позволяют молодому спортсмену раскрыть свои природные задатки, ярко

ощутить результаты вложенного труда и уверенность в собственных силах.

Все это создает хороший фундамент для социализации в жизни и активной

позиции в любых сферах деятельности.

Комплексы прыжковых упражнений

Прыжки через широкие препятствия

Здесь самое главное - преодолеть препятствие резким прыжком и не

останавливаясь пробежать дальше. При этом следует обращать внимание на

такие технические детали:

- каждой серии прыжков должен предшествовать быстрый разбег;

- при отталкивании толчковая нога быстро ставится на грунт;

- маховая нога энергично поднимается до горизонтального положения;

- туловище находится в вертикальном положении;

- приземление пружинистое;

- после приземления продолжить бег.

Виды упражнений:

1. Прыжки по гимнастическим матам.

2. Прыжки через набивные мячи.

3. Прыжки «с острова на остров» или «с кочки на кочку».

4. Прыжки «через зоны».

Запрыгивания на возвышения

Запрыгивания производят на стопку гимнастических матов, коня и др.

Сначала прыгать с линии, удаленной от возвышения примерно на 1 м.

Затем расстояние постепенно увеличивается. При этом стараться всегда

прыгать на середину возвышения.

Прыжки с линии на линию

Расстояние должно быть таким, чтобы его можно было преодолеть только

после быстрого разбега. В дальнейшем расстояние увеличивается.

1. Прыжки на месте на обеих ногах, руки на поясе, поворачиваясь на 90 и

180° за один прыжок.

2. Прыжки с ноги на ногу.

3. Прыжки на месте, стараясь достать предмет, подвешенный на 10—12 см

выше поднятой вверх руки ребенка.

4. Прыжки в длину с места на мягкий грунт толчком обеих ног через

«ручеек» (шириной 70—80 см).

5. Прыжки на обеих ногах, продвигаясь вперед до 4 м.

6. Прыжки с высоты 30—35 см (бревно, скамейка, куб) в обозначенное место

(лист бумаги или лента, положенная на коврик в 50 см от места

отталкивания).

7. Прыжки на обеих ногах через длинную скакалку, которая качается, прямо

и боком.

8. Прыжки через короткую скакалку толчком обеих ног и поочередно—на

правой и левой.

9. Прыжки в длину (130—150 см) с разбега 6—8 м.

10. Прыжки в высоту (35—40 см) с разбега 4—6 м.

где одной из задач, решаемых на этом этапе, является изучение элементов

технических видов легкой атлетики на основе развития координации

движений, быстроты и скоростно - силовых качеств.

Комплексы упражнений для развития координационных способностей

Комплекс с мячами

– метания мячей в цель;

– метания мячей в движущиеся цели;

– перекатывания мячей по полу — в парах, в тройках и т.д.;

– передачи мячей в парах, тройках и т.д. двумя руками снизу, от груди одной

рукой, от плеча, с ударом об пол;

– ловля мяча после поворота, приседания;

– удары мяча о пол, стенку, ловля его;

– подбрасывание и ловля правой и левой рукой мячей при ходьбе, медленном

беге;

– метания теннисных мячей правой и левой рукой одновременно и по

очереди;

Комплексы в движении

– ходьба с хлопками на каждый шаг, только на шаг левой, только на шаг

правой ногой.

– ходьба по ориентирам;

– ходьба с перешагиванием через предметы;

– ходьба по гимнастической скамейке;

– ходьба и бег с остановками в определенных точках;

– ходьба и бег с остановками по сигналу;

– ходьба и бег спиной вперед;

– челночный бег;

– бег с преодолением препятствий;

– прыжки с ноги на ногу по ориентирам;

Комплекс на равновесие

– стойка на одной ноге без зрительного контроля, руки в стороны, вверх, на

поясе;

– равновесия на одной ноге в парах, тройках;

– балансирование на набивном мяче;

- повороты на месте вперед и назад с закрытыми глазами.

Комплексы с гимнастической палкой

– подбрасывание гимнастической палки и ловли ее после хлопка руками;

– прыжки через гимнастическую палку вперед-назад и влево-вправо;

– ходьба с движениями палки вперед-назад, влево-вправо, вверх за голову;

- удержание гимнастической палки на ладони вытянутой руки в

вертикальном положении;

- вращение гимнастической палки в ходьбе;

Упражнения для развития быстроты

1. Бег со старта из различных положений (из положения сидя, лежа лицом

вниз или вверх, в упоре лежа и др.), например подвижная игра «Сумей

догнать».

2. Бег с максимальной скоростью на 20-50 метров.

3. Бег с предельной скоростью с «ходу»: 10-20 метров с 20-метрового

разбега.

4. Бег вверх по лестнице с максимальной частотой и скоростью.

5. Однократные прыжки в длину с места, с подхода или с разбега.

6. Многократные прыжки (тройной, пятикратный, десятикратный) одной или

двумя ногами.

7. Прыжки через равномерно расставленные легкоатлетические барьеры

(высотой 30-60 см).

8. Спрыгивание с подставки высотой 30-60 см с последующим

«мгновенным» отталкиванием в прыжке вверх или вперед. Это упражнение

требует достаточно хорошей скоростно-силовой подготовленности. Поэтому,

выполнять его надо после предварительной тренировки в прыжковых и

спринтерских упражнениях.

9.Работа рук в максимальном темпе 10 сек стоя, сидя.

10.Бег с высоким подниманием бедра в максимальном темпе на месте, в

упоре.

11. Бег на прямых ногах «ножницы».

Комплексы для развития скоростно-силовых качеств

Комплекс №1

1.Прыжки на двух ногах, на месте, из полного приседа – 2 подхода по 15-20

раз.

2.Прыжки с ноги на ногу в «шаге» с разбега 2-4 бег. шага – подхода по10-15

отталкиваний.

3.Прыжки на одной ноге «скачки» - 10раз на каждой по 2 подхода.

4.Легкое ускорение 30м ,1-2 раза

Повторить серию 2-3 раза.

Комплекс №2

1.Прыжки с места – 10раз.

2.Прыжки с ноги на ногу в «шаге» 5отталкиваний – 10 раз.

3. Прыжки на двух ногах из полного приседа с продвижением вперёд

«лягушка» – 3 подхода по 8 раз.

Комплекс №3

1.Подскоки на двух ногах с продвижением вперёд -20 прыжков.

2. Подскоки на двух ногах с продвижением назад -20 прыжков.

3. Подскоки на двух ногах с продвижением левым боком -20 прыжков.

4.Подскоки на двух ногах с продвижением левым боком -20 прыжков.

5. Подскоки на двух ногах с продвижением правым боком -20 прыжков

6. Легкое ускорение 30м ,1-2 раза

Повторить серию 2-3 раза.

Комплекс №4

1.Темповые прыжки через скакалку с вращением её вперёд – 30раз.

2.Темповые подскоки из полу приседа вверх с набивным мячом в руках - 20

раз.

3.Темповые подскоки на месте с поочерёдной сменой ног в шаге – 30раз.

Легкое ускорение 30м,1-2 раза

Повторить серию 2-3 раза.

Комплекс №5

Упражнения с набивными мячами.

1.Броски мяча от груди.

2.Броски мяча из-за головы.

3.Броски мяча снизу вперед.

4.Броски мяча двумя руками через голову назад.

5.Броски мяча сидя из-за головы.

Подвижные игры

Серия подвижных игр, соответствующая физическому и психическому

развитию детей от 7-10 лет. Игры на развитие координации движений,

ловкости. В них включаются бег на скорость, метание, прыжки через

препятствия. Постепенно усложняются правила, повышаются требования к

точности выполнения. Часто используется текст, определяющий ритм

движений. Дети в этом возрасте интересуются не только процессом игры, но

и ее результатом, поэтому они любят играть в игры-соревнования. К ребенку

предъявляются достаточно строгие требования в отношении качества

движений, правильности и четкости их выполнения.

Игры для развития быстроты

«Помощь друга»

Выбираются двое игроков, один из которых водящий, должен догнать и

«осалить» другого. Остальные дети встают по кругу, на расстоянии примерно

одного шага. Убегающий и водящий бегут вдоль круга, и второй пытается

догнать второго. Но убегающий, если чувствует, что его нагоняют, может

попросить помощи у любого игрока в круге, выкрикнув его имя. Тогда

названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, а на его место

встает первый убегавший игрок. Однако освободившееся место может занять

и догоняющий, тогда «водящим» становится опоздавший игрок.

«Прищепки»

Понадобится много бельевых прищепок (лучше ярких, разноцветных).

Количество игроков не ограничено. Вся группа делится на две части. Одна

часть «охотники», другая — «олени». Все прищепки делятся на одинаковые

кучки и выдаются всем «охотникам». «Охотники» прикрепляют прищепки на

свою одежду, и игра начинается. После сигнала «охотники» начинают ловить

«оленей». Поймав «оленя», «охотник» прикрепляет к нему прищепку и

отпускает. Побеждает тот «охотник», на котором не осталось прищепок.

«Салки»

Простые салки. Играющие разбегаются по площадке, а водящий их ловит.

Игрок, которого водящий коснулся рукой, меняется с ним ролью.

«Салка — дай руку»

Игроки, спасаясь от преследования водящего, могут, крикнув кому-либо из

партнеров «Дай руку!», взять его за руку. Двух игроков, взявшихся за руки,

осаливать нельзя. Однако можно салить любого крайнего игрока, если за

руки взялись не двое, а трое убегающих.

Во всех вариантах игры каждый новый водящий прежде, чем начать ловить

убегающих, должен громко объявить: «Я — салка!». Новому водящему не

разрешается сразу же бежать за игроком, который только что водил перед

ним.

«Бегуны»

Участвуют две команды, одна из которых находится в квадрате 10x10 м.

Игроки, стоящие за пределами квадрата, рассчитываются по порядку.

Руководитель называет номер, игрок, его имеющий, вбегает в квадрат и

пытается осалить разбежавшихся по нему участников команды противника.

По сигналу «Домой!» (через 15 сек.) игрок выходит из квадрата, и его место

занимает партнер по команде. Осаленные игроки не выходят из квадрата, а

остаются в нем до тех пор, пока там не побывают все игроки команды

соперника в конце игры. Подсчитывается, количество пойманных игроков за

отведенное время. Затем команды меняются ролями и игра повторяется.

Отмечаются те игроки, которые больше осалили соперников, а сами были

осалены меньшее число раз. Убегающим игрокам нельзя выходить из

границы квадрата, а ловящим находиться в нем двоим одновременно.

«Рывок за мячом»

Руководитель с мячом в руках встает между двумя командами, игроки

которых рассчитываются по порядку. Бросая мяч вперед, руководитель

называет какой-либо номер. Оба игрока под этим номером бросаются вперед

за мячом. Тот, кто первым овладеет им, приносит своей команде очко.

Побеждает команда, игроки которой набрали больше очков.

«Круговая охота»

Игроки, разбившись на две команды, образуют два круга. По сигналу они

двигаются приставными шагами или скачками в разные стороны. По второму

сигналу игроки внешнего круга разбегаются, а игроки внутреннего круга

стараются осалить их, преследуя по всей площадке. Когда все игроки

оказываются пойманными, команды меняются ролями и игра повторяется.

Выигрывает команда, которая в более короткое время сумеет осалить

игроков другой команды. Салить разрешается только того игрока, который

стоял напротив догоняющего в начале игры.

Игры на развитие ловкости (координации движений).

«Шарики - веники»

Это игра соревновательная. Ее можно проводить с двумя участниками или с

двумя командами участников. Потребуется два воздушных шарика и два

веника. Два участника должны пронести шарики на вениках определенную

дистанцию (например, от стены до стола), не уронив их и не проколов.

Шарики нельзя придерживать рукой. Если играют командами, то по

принципу эстафеты шарики носят по очереди все участники.

«Темный лабиринт»

Все участники игры кроме ведущего, выстраиваются в линию и крепко

зажмуривают глаза. Затем, с закрытыми глазами, они начинают выполнять

команды ведущего: «Два шага вперед. Поворот налево. Два шага вправо.

Поворот кругом. Шаг влево. Поворот налево. Четыре шага прямо. Поворот на

180 градусов. Два шага назад. Поворот направо. Поворот налево. Шаг вперед.

Три шага налево и т.д.». Затем по команде ведущего «Открыть глаза!» все

открывают глаза и смотрят, кто как стоит. Если кто-то стоит не так, как все,

то он выходит из игры. Затем игра продолжается, пока не остаются только

два (или один) самых внимательных игрока.

«Сбей городок»

Игроки двух команд располагаются шеренгами лицом друг к другу на

противоположных сторонах площадки и рассчитываются по порядку. На

расстоянии одного шага перед ними прочерчивается линия. Посередине

площадки ставят кеглю или кладут мяч. Руководитель называет номер, и

игроки обеих команд с этим номером устремляются в поле. Они бегут до

ограничительной линии противоположного города, наступают на нее ногой

и, повернувшись, устремляются к кегле. Каждый игрок старается первым

сбить рукой кеглю (мяч сбивают ногой), за что команде начисляется 1 очко.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

«Поймай палку»

Игроки стоят по кругу в 3—4 шагах от водящего, который придерживает

рукой поставленную вертикально на пол гимнастическую палку (накрыв ее

сверху ладонью). Все игроки имеют порядковые номера, в том числе и

водящий, который выкрикивает какой-либо номер и отбегает назад.

Вызванный игрок должен успеть схватить палку, не дав ей упасть. Если он не

сумел этого сделать, то идет на место водящего, а тот занимает его место в

кругу. А если успел, то водящий остается прежний. Игроки могут

располагаться лицом, спиной или боком к центру круга. Побеждает (после 3

— 5 мин. игры) игрок, который ни разу не был в роли водящего.

«Передал - садись!»

Играющие делятся на две команды, по 7 - 8 человек в каждой и строятся за

общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом

к ней на расстоянии 5 - 6 м становятся капитаны. Капитаны получают по

волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передает мяч первому

игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и

приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим

игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от

последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки

его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее

выполнят задание.



В раздел образования