Напоминание

Нетрадиционные формы рисования


Автор: Татьяна Александровна Толстоухова
Должность: учитель изо
Учебное заведение: МБОУ Черномужская ОШ
Населённый пункт: Нижегородская обл., Шарангский МО, д.Черномуж
Наименование материала: "Использование нетрадиционных методов рисования для развития и формирования креативного мышления, обучающихся на уроках ИЗО"
Тема: Нетрадиционные формы рисования
Раздел: среднее образование





Назад




«Использование нетрадиционных методов рисования для развития и

формирования креативного мышления, обучающихся на уроках ИЗО»

Стремительные изменения в различных сферах современного общества

ставят перед образованием принципиально новый социальный заказ –

превратить процесс обучения в мощный фактор развития способностей к

постановке новых задач. Это говорит об актуальности существующей

проблемы, о воспитании творчески мыслящих школьников, обладающих

нестандартным

мышлением,

владеющих

навыками

исследовательской

работы. Одной из составляющих этой проблемы является задача развития

креативного мышления у обучающихся.

Развитие креативного мышления, способствует осознанному получению

знаний и стремлению к их самостоятельному «добыванию», умению

применять их в своей практической деятельности.

В

буквальном

переводе

креативность

означает

«творческость».

Это

способность порождать необычные идеи, отклоняясь в мышлении от

привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычным способом.

Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления.

Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на

вещи, рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс

мышления

интересным

и

увлекательным,

помогает

находить

новые

нестандартные решения в стандартных ситуациях.

Трудно найти педагога, который не стремился бы развить в своих учениках

не только определенные знания, умения и навыки, но и способность

самостоятельно учиться, добывая эти знания, и на их основе решать

творческие задачи, которые поставит жизнь.

Есть много путей, позволяющих этого достичь. Область, которая затрагивает

сразу несколько аспектов развития – это рисование. Рисование – не только

увлекательное, но и очень полезное занятие для школьников. Оно помогает

всестороннему развитию личности маленького человека, открывает перед

ним удивительный мир творчества.

Как показала практика, с помощью только традиционных форм нельзя в

полной мере решить проблему творческой личности. Одним из приемов,

направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка

является организация работы с применением способов нетрадиционного

рисования.

Цель:

Повысить, при использовании нетрадиционных методов рисования, уровень

развития и формирования креативного мышления, обучающихся на уроках

ИЗО;

Задачи:

1. Определить специфику развития творческих способностей и креативного

мышления у обучающихся.

2. Рассмотреть нетрадиционные методы рисования на уроках ИЗО, как

фактор развития творческих способностей и креативного мышления у

школьников.

3. Обосновать использование нетрадиционных методов рисования в

эффективности развития творческих способностей и креативного мышления

у обучающихся.

Ожидаемые результаты:

1.

Повышение мотивации и качества знаний на уроках ИЗО через

творческую деятельность.

2.

Развитие

творческих

способностей

и

креативного

мышления

обучающихся.

3. Повышение творческой активности и творческого потенциала учащихся.

4. Повышение качества учебных занятий при внедрении новых технологий.

На данный момент рисование в школе приобретает новую окраску и надо

сделать так, чтобы оно не превратилось в будничную, скучную обязанность,

а сохранило в своей сущности праздник творчества. Согласно Б. М. Теплову

«творческой

деятельностью

в

собственном

смысле

слова

называется

деятельность,

дающая

новые,

оригинальные

продукты

высокой

общественной ценности». Конечно, школьники в массе не могут создать

продукты, имеющие общественную новизну и значимость, да это и не входит

в задачи школы, поэтому творчество младшего школьника – это создание им

оригинального продукта - рисунка, в процессе работы над которым

самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки. Так как

изобразительное творчество занимает большое место в жизни детей, оно

должно стать связующим звеном в их развитии, познании и воспитании.

Изобразительное творчество детей должно стать средством, с помощью

которого

педагог

будет

развивать

у

детей

воображение,

фантазию,

воспитывать эстетические, нравственные чувства, вести детей к научному,

целостному познанию мира.

Для того чтобы понять какую роль играет изобразительное творчество в

развитии младших школьников, рассмотрим его в трёх аспектах:

1.

ИЗО как средство достижения какой – то цели (вспомогательный,

побочный, дающий подспорье для уроков чтения, природоведения,

математики, русского языка и т. д.).

2.

Собственно, предмет (дающий графические навыки, умения видеть,

наблюдать, воспроизводить в памяти, фантазировать).

3.

Дополнительный, развивающий аспект (внеклассная работа по ИЗО,

участие в конкурсах и выставках).

Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Детский рисунок

специалисты

называют

графической

речью.

В

пластической,

изобразительной форме детям легче и свободнее передавать свои ощущения,

впечатления и размышления об окружающем мире. Графический язык не так

нормирован, пластические образы формируются более спонтанно. Каждый

ребёнок от природы художник. Рисование доставляет им удовольствие.

Именно рисование, по мнению Л. В. Выготского, является «ведущим видом

творчества в детстве» .

Дети неистощимы в своей потребности реализовать свои впечатления на

бумаге. Они обращаются к рисунку как к наглядной живой форме выражения

впечатлений и чувств. Подобно игре, рисунок является действенным

способом освоения мира и искусства.

Пока ребёнок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если

бы он о нём рассказывал. Это всегда «рассказ для себя» о том, в чём автор

непосредственно участвует.

Для детей рисование – это, прежде всего, развитие многих важнейших

способностей:

координация движения «рука – глаз»;

сенсорика (чувственное восприятие: цвета, текстуры красок, бумаги);

мелкая моторика («интеллект на кончиках пальцев») – которая

включает в работу важные отделы головного мозга, в том числе

и речевой центр, а следовательно – развивается речь!

•развитие воображения, фантазии.

•если рисовать двумя руками (как обычно и делают дети – и не стоит

им в этом мешать) – то это позволяет одномоментно развивать и

синхронизировать оба полушария головного мозга, творческого и

логического. Так закладываются начало детской одаренности.

В характере ребенка, регулярно занимающегося рисованием, постепенно и

естественным образом воспитываются такие проявления как: внимание,

тщательность, терпение, планирование процесса работы.

Креативные способы рисования способствуют взрослению, потому что

позволяют без страха, не боясь последствий, пробовать и рисковать, исследуя

собственные возможности, познавая себя. Кроме того, у детей формируется

умение справляться с чувствами и переживаниями. Новинка открытий –

необычные формы рисования, могут стать ключом, отпирающим двери в мир

радости, вдохновения, удовольствия.

Мой опыт работы знакомит детей с новыми необычными, креативными

техниками в художественном творчестве. Креативные способы рисования –

это не только рисование, но так же и игры с красками и различными другими

необычными материалами.

Сочетание новых техник использование разных материалов в работе,

способствуют

развитию

у

школьников

фантазии,

воображения,

конструктивных навыков. Делают процесс более интересным, а рисунки

детей более выразительными и оригинальными.

Важно создать радостную и спокойную атмосферу и при подготовке и при

проведении занятия. Школьники с большим удовольствием погружаются в

процесс созидания и с самого начала делают это с большим удовольствием.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик

творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских

задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) выделяют

следующие способности:

1. Способность рисковать

2. Дивергентное мышление

3. Гибкость в мышлении и действиях

4. Скорость мышления

5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые

6. Богатое воображение

7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений

8. Высокие эстетические ценности

9. Развитая интуиция

Методы и приёмы ТРИЗ охватывают множество областей учебной и

воспитательной деятельности. Не обошли они стороной и изобразительное

творчество. Есть методы и приёмы, прочно вошедшие в структуру занятий и

в планирование по ИЗО, а есть такие, которыми мы можем при

необходимости разнообразить детскую деятельность во внеурочное время.

В работе можно использовать следующие техники: классическое рисование-

живопись,

графика,

графический

рисунок.

Лепка-

барельефная

и

скульптурная лепка. Аппликации- мозаика из цветной бумаги, оригами, 3D-

аппликация, айс- фолдинг. Нетрадиционные техники рисования- грифонаж,

граттаж, пальчиковая живопись, рисование солью и манкой, штампинг,

отпечатки подручными материалами

Использование

техники

правополушарного

рисования

на

уроках

изобразительного

искусства,

способствует

развитию

и

формированию

креативного мышления у обучающихся.



В раздел образования