Напоминание

Дидактические игры как средство познавательного развития старших дошкольников


Автор: Усова Вера Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 480
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Проект
Тема: Дидактические игры как средство познавательного развития старших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект "Дидактические игры, как средство

познавательного развития старших

дошкольников"

Теоретическое обоснование проекта.

На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие

образных форм познания окружающего мира – восприятия, образного

мышления,

воображения.

В

дошкольном

возрасте

внимание,

память,

мышление приобретают опосредствованный, знаковый характер, становятся

высшими психическими функциями.

Старшие дошкольники проявляют высокий уровень познавательной

потребности, задают большое количество вопросов, в которых отражаются

их стремления по-своему классифицировать предметы и явления, найти

общие

и

различные

признаки

живого

и

неживого,

прошлого

и

современности, добра и зла. Эти вопросы носят принципиальный характер

(откуда взялся мир, откуда берутся дети, почему зима и лето). К возрасту

пяти-семи лет ребенок пытается осмыслить такие явления, как жизнь и

смерть. Это и есть первая исходная форма теоретического мышления

ребенка.

В этот же период у старших дошкольников начинается переход от

сенсомоторного интеллекта (приспособления к условиям ситуации при

помощи практических действий) к первоначальным формам логического

мышления. Ребенок начинает мыслить в уме, во внутреннем плане. Но это

мышление крайне несовершенно, его основной отличительной особенностью

является эгоцентризм, т.е. любую ситуацию ребенок познает и оценивает

только со своей позиции, со своей точки зрения, как абсолютно и

единственно возможной. Особенности детских представлений о мире

неслучайны,

поскольку

это

результат

спонтанной

познавательной

деятельности детей.

Необходимо создавать особые условия для познавательного развития

старших дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи,

так как именно в этот период у детей формируются основные черты

характера, появляются те или иные его тенденции. Они складываются на

основе конкретных сочетаний наследственной предрасположенности и

условий развития. Последние определяются принятым в семье стилем

воспитания и примером окружающих взрослых.

Ребенок,

находясь

в

детском

саду,

проявляет

познавательную

активность, а дома он предоставлен самому себе. В этом случае следует

задуматься над тем, что общие способности ребенка к усвоению новых

знаний могут не получить должного развития.

Чтобы

не

лишать

ребенка

полноценного

будущего,

проблемы

воспитания и обучения старших дошкольников (да и детей других возрастов)

следует решать в связке воспитатель-родители-ребенок.

Дидактическая игра используется при обучении детей математике,

родному языку, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии

сенсорной культуры. Дидактическая игра, как форма обучения детей

содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Воспитатель одновременно учит игре и участвует в ней. Он учит и играет, а

дети, играя, учатся. Так, в дидактических играх, помимо формирования

самостоятельности,

активности

детей,

устанавливается

атмосфера

взаимопонимания, доверия, между детьми и воспитателем, между самими

детьми. Это и есть сущность сотрудничества воспитателя и воспитанников.

Дидактическая

игра

выступает

и

как

средство

всестороннего

воспитания личности ребенка, систематизации и углубления знаний о

Родине, людях разных профессий и национальностей, представления о

трудовой деятельности.

Дидактические

игры

развивают

речь

детей.

Пополняется

и

активизируется

словарь,

формируется

правильное

звукопроизношение,

развивается

связная

речь,

умение

правильно

выражать

свои

мысли,

составлять самостоятельные рассказы о предметах и явлениях природы и

общественной жизни, развивать монологическую речь детей.

Цель проекта.

Выявление наиболее эффективных методов и приемов руководства

дидактическими играми, направленных на познавательное развитие старших

дошкольников.

Этапы проекта.

- Подготовительный.

- Основной.

- Заключительный.

Задачи (в соответствии с этапами проекта).

Задачи ставились на каждом из этапов исследования.

На подготовительном этапе изучался теоретический аспект исследуемой

проблемы, определялось значение и роль дидактических игр для

познавательного развития старших дошкольников; определялись психолого-

педагогические характеристики особенностей познавательного развития

старших дошкольников; анализировалась триада воспитатель-родители-дети

как важнейшее условие обеспечения целостного развития личности старшего

дошкольника.

Во время основного этапа проекта, ставилась задача организации

развивающей предметно-пространственной среды для познавательного

развития старших дошкольников посредством дидактических игр.

Во-вторых, включение активных методов педагогической работы с

детьми по руководству дидактическими играми старших дошкольников.

И наконец, разработка рекомендаций для родителей по организации

дидактических игр по познавательному развитию детей в домашних

условиях.

Заключительный этап предполагал:

1) обобщение результатов наблюдений;

2) предоставление данных коллегам педагогам;

3) знакомство родителей с познавательным потенциалом детей.

Предполагаемые результаты.

Целевая аудитория данного исследования достаточно широка. С одной

стороны, это воспитатели, которые заинтересованы в познавательном

развитии

своих воспитанников. Для них важно эффективно использовать все

возможности руководства дидактическими играми.

Родители также нуждаются в информации о том, как обучаются и

воспитываются в детском саду их дети, как поощряются энергичные и

самостоятельные начинания ребенка, любознательность и фантазия,

инициативность и развитие творческих способностей.

Для самих детей было бы полезно знать, что взрослые, воспитатель и

родители, относятся к ним с уважением и любовью, готовы разделить с ними

радость и помочь, когда это им необходимо. Знание этого воспитывает у

детей

ответственность за свое поведение и поступки.

Дети чутки к призыву совершать добро, но важно, чтобы за призывами

сердца была осознанная потребность и волевое усилие противостоять злу.

Совместное и последовательное осуществление задач воспитания в детском

саду и семье – одно из условий формирования правильных отношений,

умения

взаимодействовать и ладить со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, предполагаемым результатом должна стать мотивация

(стимулирование) педагогов и родителей к познавательному развитию

детей.

Участники проекта.

Главные участники проекта – это старшие дошкольники, посещающие

детский сад образовательного комплекса «ГБОУ школа No480» в 2023-2024

учебном году. Следующими непосредственными участниками стали педагоги

данного образовательного учреждения.

Естественно родители и родственники детей (например, дедушки и

бабушки), были одними из интересантов данного проекта, поскольку им

всегда

важно узнать чуть больше о своем ребенке.

Вид проекта.

Исследовательский.

Тип проекта.

По срокам исследование можно отнести к среднесрочным, так как

продолжительность его 6 месяцев.

Продолжительность исследования: с сентября 2023 г. по март 2024 г.

План реализации проекта «Дидактические

игры, как

средство познавательного развития

старших дошкольников.

Воспитатель: Усова Вера Витальевна.

Сентябрь-октябрь-ноябрь 2023 г.

Подготовительный

Изучение теоретических

аспектов исследования

проблемы влияния

дидактических игр на

познавательное развитие

старших дошкольников.

Формирование

экспериментальной

группы старших

дошкольников в составе 10

чел., для участия в

проекте.

Определение психолого-

педагогической

характеристики

диагностики особенностей

познавательного развития

старших дошкольников

для оценки

индивидуальной динамики

развития каждого ребенка.

Анализ предметно-

пространственной среды, в

которой развиваются

старшие дошкольники для

индивидуализации их

дошкольного образования

и оптимизации работы с

группой детей.

В соответствии с ФГОС ДО,

Программой «От рождения до

школы», методиками диагностики

познавательного развития старших

дошкольников посредством

дидактических игр.

Изучение биографических,

антропометрических данных о

состоянии здоровья, физическом

развитии ребенка, известных

особенностей развития ребенка, в т. ч.

творческих способностей.

В соответствии с Программой «От

рождения до школы» и ФГОС ДО в

ходе:

- коммуникации со взрослыми и

сверстниками;

- проведения дидактических игр;

- познавательной деятельности;

- аутентичной оценки

познавательного развития старших

дошкольников на основе анализа их

реального поведения в окружающем

социуме.

В соответствии с ФГОС ДО.

Организация развивающей

предметно-

пространственной среды

для познавательного

развития старших

дошкольников

посредством

дидактических игр.

Диагностика уровня

сформированности

познавательного развития

у старших дошкольников

на констатирующем этапе

педагогического

эксперимента посредством

дидактических игр.

«Погружение» в

жизнедеятельность группы

старших дошкольников.

Продолжать знакомить

воспитанников с детским

Обеспечение наглядности в

дидактической игре предметами,

которыми играют дети, картинками,

изображающими предметы, действия

с ними, назначение предметов, их

основные признаки, свойства

материалов, начальный показ игровых

действий воспитателем,

использование поощрительно-

контрольных значков, фишек и т.д.

Организация пространства в ходе

дидактической игры для улучшения

моторно-двигательной деятельности

детей: дети сидят кружком или

полукругом, воспитатель в центре:

дети за столами, воспитатель

руководит игрой, уплотняет время за

счет ясности и краткости объяснений.

Приступить к констатирующему

этапу педагогического эксперимента.

Дидактическая игра «Похож-не

похож»: учит старших дошкольников

сравнивать предметы, замечать

признаки их сходства, развивать

внимание, наблюдательность,

мышление, память, речь, в

соответствии с разработанными

диагностическими показателями и

критериями оценки результатов

педагогического эксперимента на

констатирующем этапе (Приложение

2).

Наблюдение за особенностями

познавательного развития старших

дошкольников, консультации

Ноябрь 2023 г. Февраль 2024 г.

Основной

садом, как ближайшим

социальным окружением,

расширять представления

о профессиях сотрудников

детского сада.

Партнерство воспитателя с

родителями и семьей

старшего дошкольника

(бабушками и дедушками)

при изучении

возможностей

познавательного развития

детей, в том числе с

помощью дидактических

игр.

с психологом, музыкальным

руководителем, тренером, мл.

воспитателем по поводу

индивидуальных особенностей

воспитанников, оказывать коллегам

помощь в проведении занятий.

Анкетирование родителей, беседы с

ними, совместное наблюдение за

игровой деятельностью детей.

Привлечение родителей к участию в

дидактических играх вместе с детьми.

1. Дидактическая игра «Лед-вода».

Задание родителям:

- Заморозить лед. Понаблюдать

вместе с детьми за превращением

льда в воду.

- Побеседовать с ними о временах

года, желательно в начале и конце

зимы, добиваясь от ребенка четкого

противопоставления лета и зимы,

весны и осени.

2. Дидактическая игра «Наоборот».

Задание родителям:

- Поиграть с ребенком в игру

«Наоборот», показать ему различные

противоположности в повседневной

жизни: высокий и низкий; длинный и

короткий; промокнуть-высохнуть;

ленивый-трудолюбивый; и т.д.

3. Дидактическая игра «Воздух

вокруг нас».

Задание родителям:

- Покажите ребенку вентилятор. Его

лопасти заставляют воздух двигаться

– создают ветер. Ветер это воздух,

который движется и мы его

чувствуем. Воздух всегда вокруг нас,

но он невидим.

- Проведите с ребенком опыт со

стаканом. Спросите есть ли что-

нибудь в стакане. Переверните стакан

вверх дном. Снова спросите.

Опустите стакан в воду, удерживая

его в положении вверх дном.

Потихоньку наклоняйте стакан,

показывая, как из него выходит

воздух.

- Обсудите с ребенком опыт.

Подчеркните, что вокруг нас

находится воздух – особый

невидимый газ, которым мы дышим.

4. Дидактическая игра «Свойства

веществ». Задание родителям:

- Обратите внимание детей на

различную форму, которую

принимает вода в разных сосудах – в

стакане, в кастрюле, в тарелке, в

половнике, в аквариуме, в ванне и т.д.

- Налейте воду в небольшие чашки,

стаканы, блюдца, поместите емкости

в холодильник. Когда вода замерзнет,

достаньте лед и покадите ребенку

соответствие между формой льда и

емкостью, в которой он был

заморожен.

Март 2024 г.

Заключительный

Организация совместной

деятельности детского

сада, родителей и

социокультурного

окружения в

педагогических проектах,

изменение роли

воспитывающих взрослых

в управлении детским

садом, умении работать «в

команде», объединение

усилий педагогов,

родителей, детей,

руководства детского сада

с целью реализации

педагогических проектов.

Проведение контрольного

этапа педагогического

эксперимента по

определению уровня

сформированности

познавательного развития

старших дошкольников

посредством

дидактической игры для

выявления их

познавательного

потенциала и творческих

способностей.

Проведение в детском саду «Дня

семьи» с показом дидактических игр,

указанных выше, или других

дидактических игр по выбору

воспитателя (например,

дидактической игры «Поищем и

найдем «волшебные слова»).

Дидактическая игра «Большой

экзамен». Проверить и закрепить

представления о времени.

Формировать сосредоточенность

внимания и быстроту ответа. Учить

по частному определять общее и из

общего выделять частное. Развивать

память, мышление и воображение в

соответствии с диагностическими

показателями и критериями оценки

результатов педагогического

эксперимента (Приложение 3).

Выявление

диагностических

показателей

познавательного развития

старших дошкольников, по

которым следует

активизировать

воспитательную работу с

детьми по результатам

педагогического

эксперимента,

проанализировать и

обобщить данные

эксперимента и

ознакомить с ними

педагогов, родителей,

детей, участвующих в

проекте.

Обратить внимание родителей на

результаты эксперимента для

дальнейшей оптимизации

воспитательной работы по

познавательному развитию их детей

и совместном партнерстве в

разрешении спорных ситуаций.

Продолжать посредством

дидактических игр развивать

сенсорное воспитание мышление,

внимание, память, воображение, речь,

личностные качества старших

дошкольников.

Выводы.

1. Система дошкольного образования в детском саду «ГБОУ школа 480»

нацелена на то, чтобы у старших дошкольников развивались игровая

деятельность и познавательная активность. Именно на развитие и

совершенствование этих компонентов познавательного развития и

направлены дидактические игры, внимание к которым подчеркнуто в

Программе «От рождения до школы».

2. Однако, несмотря на то, что дидактическая игра органически вписывается

во все разделы воспитательно-образовательной работы с детьми, в триаде

отношений воспитатель-родители-дети – существуют и проблемы, которые

непосредственно относятся к игровой деятельности детей, особенно в семье.

Современные родители часто равнодушно и неодобрительно относятся к

любой игре, как к несерьезному, неполезному занятию. В стремлении

ускорить детское развитие, интенсифицировать его, происходит вытеснение

игры детей обучающими занятиями. Проблемны и сами условия

существования игры в детском сообществе.

3. Однодетность семьи, существующая в обществе (этот показатель

медленно, но сдвигается в сторону появления в семье более одного

ребенка), нехватка свободного времени у родителей, ограничение прогулок

просто общением с родителями, создает препятствия для разворачивания

игры, как совместной деятельности детей и взрослых. Ошибочное

представление взрослых о дошкольном возрасте, как о пустом,

предварительном, ненастоящем, который нужно «переждать», пока ребенок

«дозреет» до школы, сменилось другим, но также неверным.

Новая модная тенденция связана со стремлением ускорить, перескочить

дошкольное детство посредством обучения, по типу школьного. Подобное

«перепрыгивание» грозит односторонностью развития, такими потерями в

умственном и личностном развитии ребенка, которые не компенсируются

обученностью.

4. Необходимо полноценное проживание дошкольного возраста,

использование его уникального потенциала. Детям в детском саду лучше,

они живут более полной, более многообразной жизнью и выглядят

жизнерадостнее и здоровее, чем их сверстники, растущие вне детского сада.

5. Познавательное развитие старших дошкольников совершается

постепенно. Незначительные, минимальные изменения, происходящие во

времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и к

концу старшего дошкольного возраста дают качественный скачок в развитии:

появляются возрастные новообразования, новые формы игровой и

познавательной деятельности.

Только сравнив начало и конец возрастного периода в жизни детей, можно

представить себе путь, который прошел ребенок в своем развитии.

Возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго,

оказываются устойчивыми и фиксируются в структуре личности ребенка.

6. С одной стороны дидактическая игра дарит сиюминутную радость, служит

удовлетворению актуальных потребностей, с другой – она всегда направлена

в будущее, так как в ней либо моделируются жизненные ситуации,

закрепляются свойства, умения, способности, несводимые к физической

закалке, либо происходит тренировка выполнения социальных функций.

Следовательно, дидактическая игра выступает как специфическая детская

форма познания.

7. У физически здоровых детей старшего дошкольного возраста разница в

развитии познавательных возможностей сравнительно невелика,

относительна и поддается стимулированию со стороны воспитателя и

родителей.

8. Заявленная в начале исследования разрабатываемого проекта проблема

использования дидактических игр в познавательном развитии старших

дошкольников, обусловленная сложностью выявления эффективных методов

и приемов руководства играми, может быть максимально минимизирована

при использовании следующих методов и приемов:

- воспитание игровых умений и навыков должно обязательно сочетаться с

обучением и воспитанием ребенка, как социально адаптированной личности

( в т. ч. с трудовым воспитанием);

- методов, связанных с обогащением детей новыми знаниями,

впечатлениями, представлениями об окружающей жизни, морально-

этических ценностях;

- непосредственном участии воспитателя в дидактических играх, как в

ведущей, так и во второстепенной роли, качественном подборе игрового

материала, беседы-разговора по поводу замысла игры, развития ее

содержания, подведения итогов;

- использования поручений, поощрений, разъяснений, вопросов,

направленных на подсказку детям возможной реализации замысла игры;

- изучения характеров и склонностей, привычек воспитанников.

Воспитатель одновременно учит игре и участвует в ней. Он учит и играет, а

дети, играя, учатся: это и есть сущность сотрудничества воспитателя и

воспитанников посредством дидактических игр;

- партнерства воспитателя с родителями и семьей старшего дошкольника

(бабушками и дедушками) при изучении возможностей познавательного

развития детей, в том числе и с помощью дидактических игр, проводимых по

рекомендации воспитателя в домашних условиях для совместного участия в

них детей, родителей и других членов семьи;

- организации совместной деятельности детского сада, родителей и

социокультурного окружения в педагогических проектах, например,

проведении в детском саду «Дня семьи» с показом дидактических игр,

рекомендованных воспитателем для использования в домашних условиях.



В раздел образования