Автор: Мингина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 6 г. Окуловка"
Населённый пункт: г. Окуловка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Артикуляционная гимнастика
Раздел: дошкольное образование
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА
Выполнил: учитель-логопед
Мингина Анастасия Сергеевна
МАДОУ «Детский сад №6 г. Окуловка»
Что такое артикуляционная гимнастика
•
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.
Если задуматься - ведь разговаривая, согласованно
взаимодействуют язык, губы, гортань, легкие. С самого
младенчества малыш проделывает не малое множество разных
артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью.
Именно эти движения и являются первичным этапом в развитии
речи ребенка, которые и играют роль гимнастики органов речи в
естественных условиях жизни.
Что такое артикуляционная гимнастика
•
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений,
направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие
силы, подвижности и дифференцированности движений органов,
участвующих в речевом процессе. Внятность и четкость речи зависят от
развития мышц языка, челюсти, состояния зубов и носоглотки. Наиболее
активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того,
какую форму он принимает, зависит правильное произношение
большинства звуков русского языка. Артикуляционные упражнения для
детей с нарушениями звукопроизношения – это необходимость. Они
подготавливают речевой аппарат ребенка к постановке звуков. Выработка
подвижности речевого аппарата – это посильная работа для каждого
родителя!
•
)
Цель артикуляционной гимнастики:
•
Основной целью логопедических артикуляционных упражнений
является вырабатывание у малышей полноценных движений и
определенного положения речевых органов, научить
дошкольников преобразованию простейших артикуляционных
движений в более сложные для верного произношения каждого
конкретного звука и слова.
Задачи артикуляционной гимнастики:
•
Основными задачами артикуляционной гимнастики является укрепление
органов артикуляции и их корректная работа. Для этого логопед работает с:
•
языком (задача – укрепить мышцы, развить подвижность, растянуть
подъязычную связку, научить удерживать язык в широком и узком
положениях, в форме чашечки);
•
губами (задача – укрепить мышцы, развить их гибкость, научить удерживать
в конкретной позиции);
•
щеками (задача – упрочнить мускулатуру, развить координацию движений);
•
нёбом (задача – научить малыша контролировать подъем и опускание
верхней челюсти, достичь подвижности мягкого нёба);
•
нижней челюстью (задача – развить гибкость и маневренность).
•
Артикуляционная гимнастика для развития речи выполняется в
виде игры.
•
Ребёнок располагается перед зеркалом, где педагог обучает его
упражнениям, помогающим контролировать движения языка,
щёк и губ.
•
Прежде взрослый демонстрирует, как правильно выполнять то
или иное упражнение, затем ребёнок самостоятельно выполняет
его.
•
Упражнения выполняются ежедневно примерно по 3-5 минут.
Количество повторений варьируется от 2 до 10. Статические
упражнения длятся около 10-15 секунд.
•
Имеется огромное количество замечательных, интересных
упражнений для развития артикуляционного аппарата.
•
Чтобы малышам было интересно выполнять артикуляционные
упражнения я в своей практике использую различного рода яркие
пособия.
«Телевизоры»
«Сказочные герои»
«Космополёт»
«С Олафом»
«Цыплята»
Благодарю за внимание!