Напоминание

Артикуляционная гимнастика


Автор: Мингина Анастасия Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 6 г. Окуловка"
Населённый пункт: г. Окуловка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Артикуляционная гимнастика
Раздел: дошкольное образование





Назад




АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА

Выполнил: учитель-логопед

Мингина Анастасия Сергеевна

МАДОУ «Детский сад №6 г. Окуловка»

Что такое артикуляционная гимнастика

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Если задуматься - ведь разговаривая, согласованно

взаимодействуют язык, губы, гортань, легкие. С самого

младенчества малыш проделывает не малое множество разных

артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью.

Именно эти движения и являются первичным этапом в развитии

речи ребенка, которые и играют роль гимнастики органов речи в

естественных условиях жизни.

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений,

направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие

силы, подвижности и дифференцированности движений органов,

участвующих в речевом процессе. Внятность и четкость речи зависят от

развития мышц языка, челюсти, состояния зубов и носоглотки. Наиболее

активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того,

какую форму он принимает, зависит правильное произношение

большинства звуков русского языка. Артикуляционные упражнения для

детей с нарушениями звукопроизношения – это необходимость. Они

подготавливают речевой аппарат ребенка к постановке звуков. Выработка

подвижности речевого аппарата – это посильная работа для каждого

родителя!

)

Цель артикуляционной гимнастики:

Основной целью логопедических артикуляционных упражнений

является вырабатывание у малышей полноценных движений и

определенного положения речевых органов, научить

дошкольников преобразованию простейших артикуляционных

движений в более сложные для верного произношения каждого

конкретного звука и слова.

Задачи артикуляционной гимнастики:

Основными задачами артикуляционной гимнастики является укрепление

органов артикуляции и их корректная работа. Для этого логопед работает с:

языком (задача – укрепить мышцы, развить подвижность, растянуть

подъязычную связку, научить удерживать язык в широком и узком

положениях, в форме чашечки);

губами (задача – укрепить мышцы, развить их гибкость, научить удерживать

в конкретной позиции);

щеками (задача – упрочнить мускулатуру, развить координацию движений);

нёбом (задача – научить малыша контролировать подъем и опускание

верхней челюсти, достичь подвижности мягкого нёба);

нижней челюстью (задача – развить гибкость и маневренность).

Артикуляционная гимнастика для развития речи выполняется в

виде игры.

Ребёнок располагается перед зеркалом, где педагог обучает его

упражнениям, помогающим контролировать движения языка,

щёк и губ.

Прежде взрослый демонстрирует, как правильно выполнять то

или иное упражнение, затем ребёнок самостоятельно выполняет

его.

Упражнения выполняются ежедневно примерно по 3-5 минут.

Количество повторений варьируется от 2 до 10. Статические

упражнения длятся около 10-15 секунд.

Имеется огромное количество замечательных, интересных

упражнений для развития артикуляционного аппарата.

Чтобы малышам было интересно выполнять артикуляционные

упражнения я в своей практике использую различного рода яркие

пособия.

«Телевизоры»

«Сказочные герои»

«Космополёт»

«С Олафом»

«Цыплята»

Благодарю за внимание!



В раздел образования